Роль арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Институт арбитражного управляющего, становление которого в России было начато еще в дореволюционную эпоху, получил активное развитие в современном обществе в связи с законодательным регулированием отношений в области банкротства. В отличие от дореволюционного опыта, складывающегося в течение столетия, а также многовекового развития зарубежных моделей арбитражного управления, современный российский опыт регулирования как отношений в области банкротства в целом, так и института арбитражного управляющего, имеет довольно непродолжительную историю.

Начиная с 1992 года, в России было издано три основных закона, регулирующих правоотношения в области несостоятельности: Закон РФ от 19.11.1992г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральный закон РФ от 08.01.1998г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ныне действующий Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Совершенствование законодательства о банкротстве преследовало цель установления оптимального баланса интересов должника и кредиторов, пресечения возможностей передела собственности с помощью банкротства, и в этом плане, ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит ряд принципиальных новшеств, позволяющих должнику контролировать процесс банкротства и в любой момент погасить требования кредиторов. Несмотря на положительную динамику развития законодательства о банкротстве, ни один законодательный акт не устранил противоречий в регулировании правового статуса арбитражного управляющего. Правовое положение арбитражного управляющего с принятием нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» стало более противоречивым по сравнению с предыдущими законодательными актами в области банкротства. С одной стороны, Закон предписывает арбитражному управляющему действовать разумно и добросовестно в интересах кредиторов, должника и общества, что предполагает определённую независимость его действий и объективность в принятии решений. С другой стороны, Закон, в ряде случаев, определяет арбитражного управляющего как представителя должника (внешнее управление, конкурсное производство), игнорируя указанный выше принцип его деятельности.

Арбитражный управляющий является ключевой фигурой любого дела о банкротстве, поскольку он включен в большинство возникающих в конкурсном процессе правоотношений, поэтому тема курсовой работы является актуальной.

3 стр., 1471 слов

Арбитражные управляющие (2)

... развитие законодательства о деятельности арбитражных управляющих при несостоятельности (банкротстве) является наиболее приоритетным на современном этапе. 5. Понятие «арбитражный управляющий» определено законодательно: 1) «арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, ...

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере арбитражного управления должником -организацией.

Предметом исследования является правовой статус арбитражного управляющего в деле о банкротстве организации и его роль при заключении мирового соглашения.

Целями исследования являются:

  • определение понятия, сущности, условий мирового соглашения и порядка его утверждения;
  • изучение правового статуса арбитражного управляющего;
  • описание требований, этики и ответственности современного арбитражного управляющего;

— оценка роли арбитражного управляющего при заключении мирового соглашения в деле о банкротстве.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ

1.1. Понятие, сущность и условия мирового соглашения

Мировое соглашение — процедура, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами1 .

В соответствии с Федерального законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 1 ст. 150).

Сторонами мирового соглашения являются — должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Мировое соглашение, предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», — это одна из предусмотренных законом процедур банкротства, применяемая в отношении несостоятельного должника. Мировое соглашение заключается должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами в целях восстановления платежеспособности должника. Оно, главным образом, направлено на преодоление ее финансовой неустойчивости и улучшение положения должника.

Необходимо учитывать, что мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. На этом основании кредиторы, голосующие за утверждение мирового соглашения, по которому предусматривается скидка или отсрочка погашения их требований, должны учитывать следующее. Те кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам, которые не попали в реестр требований кредиторов к моменту голосования за мировое соглашение, вправе после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу обратиться к должнику с требованием об уплате долга перед ними в полном размере и без каких-либо отсрочек. То же самое следует иметь в виду применительно к кредиторам по неденежным обязательствам и по текущим платежам.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов (большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника).

3 стр., 1073 слов

Обеспечение прав работников при банкротстве организации-должника

... кредиторов работников, особенности закрепления статуса работника в законодательстве о банкротстве. Вторая глава работы «Правовое регулирование обеспечения прав работников при банкротстве организации-должника» направлена на исследование субъектов правоотношений, связанных с обеспечением прав работников при банкротстве организации-должника, ...

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника — юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением (ст. 150 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, вопрос о заключении мирового соглашения решается не непосредственно самим кредитором, т.е. не материально заинтересованными по делу лицами, а субъектом, выступающим от его имени. Кредиторы, являющиеся дееспособными и материально заинтересованными лицами, по существу непосредственного участия в выработке содержания мирового соглашения не принимают, но условия и правовые последствия его заключения обязательны именно для них. Такой подход законодателя к решению проблемы объясняется наличием публично-правового интереса в деле о банкротстве организации, сущностью и целевой направленностью процедуры банкротства.

Закон о банкротстве содержит формальные требования к заключению мирового соглашения 2 :

  • мировое соглашение заключается в письменной форме,
  • со стороны должника оно подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения,

— от имени кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или лицом, уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия.

Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях — и третьими лицами3 .

Мировое соглашение содержит положения двух видов: положения, которые в обязательном порядке должны найти отражение в мировом соглашении (существенные условия), и положения, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия).

К числу существенных условий относятся следующие: размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращения обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. (п. 1 ст. 156 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права (отсрочка или рассрочка исполнения обязательств должника, уступка прав требования, скидка с долга, обмен требований на акции и др.).

Вместе с тем Закон о банкротстве предоставляет возможность и должнику, и кредиторам, исходя из ситуации, применить иные способы удовлетворения требований кредиторов, которые не должны противоречить законодательству РФ.

Содержание мирового соглашения:

— условия о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме могут быть включены в мировое соглашение независимо от согласия с этим кредиторов;

7 стр., 3059 слов

Мировое соглашение как процедура несостоятельности (банкротства)

... По мнению заявителя кассационной жалобы, условия мирового соглашения не соответствуют его содержанию, противоречат смыслу и целям мирового соглашения как процедуры банкротства. Кредитор считает, что мировое соглашение нарушает интересы кредиторов, а должником не представлены реальные доказательства возобновления ...

— условия (отдельные) могут быть включены в мировое соглашение только с согласия конкретного кредитора и (или) уполномоченного органа (речь идет о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства и т.д.);

— удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;

— условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для тех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали за его заключение;

— на непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований.

Закон о банкротстве предусматривает порядок заключения и утверждения мирового соглашения и детально регулирует условия и последствия признания его недействительным, порядок его расторжения. Значительные проблемы теоретического и практического характера вызывает определение порядка голосования на собрании кредиторов по поводу принятия решения о заключении мирового соглашения.

Закон о банкротстве четко устанавливает, что решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При недостаточности голосов на первом собрании по вопросу о заключении мирового соглашения проводится повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения, если за них проголосовали кредиторы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

По законодательству РФ решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов (что входит в его исключительную компетенцию).

1.2. Утверждение мирового соглашения

Как было отмечено выше, мировое соглашение в деле о банкротстве подлежит обязательному утверждению арбитражным судом.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентировал процедуру утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Арбитражный суд разрешает вопрос об утверждении мирового соглашения на основании заявления об утверждении мирового соглашения, которое гражданин-должник либо руководитель организации-должника, внешний управляющий либо конкурсный управляющий (в зависимости от того, на какой стадии процесса о банкротстве организации-должника заключается мировое соглашение) обязан представить в арбитражный суд в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения.

21 стр., 10379 слов

Банкротство предприятий

... мировые соглашения. Характеристика и порядок проведения процедур банкротства излагаются ниже, но в соответствии с Федеральным законом могут осуществляться меры по предупреждению банкротства организаций (предприятий). 1. История развития института несостоятельности (банкротства) ... или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ...

Основным обязательным условием, при выполнении которого арбитражный суд может утвердить мировое соглашение, является погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди4 .

Данное положение — одно из самых спорных и противоречивых в системе норм действующего законодательства о банкротстве.

Так, исходя из смысла Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов первой и второй очереди должны быть погашены должником уже на момент проведения собрания кредиторов, созванного для принятия решения о заключении мирового соглашения.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что нарушение установленного порядка заключения мирового соглашения (в данном случае не соблюдено условие о погашении требований первой и второй очереди) является основанием, по которому арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения.

Другим важным аспектом является вопрос о возможности утверждения мирового соглашения, заключенного после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди, в случае если не удовлетворены в полном объеме внеочередные требования кредиторов5 .

Удовлетворение требований кредиторов каждой очереди возможно только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Следовательно, требования кредиторов первой и второй очереди могут быть удовлетворены только после погашения внеочередных требований, которые определяются в соответствии со ст. 106 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».