Актуальность темы. Роль государственного служащего в государстве очень важна. Это связано с тем, что государственная служба является комплексным, а именно публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства. Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы. Работа госслужащих так или иначе отражается не только на каком-то конкретном человеке, но и на всех гражданах РФ в целом.
Профессионализм работников государственных органов в настоящее время остается невысоким. На демократической волне в аппарат государственных органов пришло много достойных людей, но вместе с тем и много некомпетентных, не имеющих необходимых специальных знаний.
До настоящего времени усиливается социальная напряженность, которая стала причиной ухода квалифицированных кадров из государственных органов. Существует и еще одна проблема, это разрыв в уровне оплаты труда государственных служащих и работников, занятых в коммерческих структурах, и как следствие, усиление коррумпированности государственного аппарата. Все эти причины способствуют снижению престижа работы в органах государственного управления.
Анализ изученных источников и литературы. Посредством изучения нормативно – правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные такие, как синтез, анализ и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки.
Основу для исследования будет представлять современное российское законодательство: Конституция РФ, Федеральные законы о государственной службе, Указ Президента о реформировании государственной службы РФ и другие нормативные акты Российской Федерации. Основное место среди которых в смысле рассматриваемой тематики занимает ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Вся использованная в работе законодательная база была взята из правовой системы Консультант Плюс с последними обновлениями на день написания настоящей работы.
Кадровая работа государственного органа
... приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы. 6. Наметить мероприятия для эффективности работы кадровых служб государственных органов. Глава 1. Кадровая работа государственного органа 1.1 Понятие о кадровой службе государственного органа Кадровая служба государственного органа - это подразделение в структуре государственной службы, которое выполняет функции ...
В работе будут использованы работы известных специалистов в области административного права. Многие аспекты проблем правового статуса государственных служащих нашли отражение в научных трудах Корнийчук Г.А., Стандзонь Л.В., Чикановой Л.А., Атаманчук Г.В. и других учёных.
Цель исследования. Провести исследование правового статуса и некоторых аспектов прохождения службы современных российских государственных служащих, связанных с наличием определённых ограничений и запретов. Определить и оценить все элементы правового статуса государственного служащего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
- обозначить понятие государственного гражданского служащего;
- охарактеризовать правовой статус государственного служащего;
- проанализировать права и обязанности государственного служащего, ограничения и запреты, связанные с государственной службой;
- выявить проблемы и недостатки и определить перспективы развития
законодательства и правоприменительной практики в данной области.
Объектом данного исследования является государственный гражданский служащий как единица, обеспечивающая исполнение государственных полномочий. Предметом работы является содержание и особенности правового статуса государственного гражданского служащего.
1 |
Понятие и характеристика правового статуса государственного гражданского служащего |
1.1 |
Понятие, классификация государственных гражданских служащих |
Со второй половины пятидесятых годов двадцатого века в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». И, как показывает практика, практически все ученые пришли к выводу, что данное понятие следует рассматривать в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации, например, управленческого органа, армии, образовательного учреждения и др. В узком смысле государственным служащим является лицо, занимающее должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).1
Определение «гражданский служащий» – исходит из определения понятия и содержания гражданской службы.2 Согласно статье 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.3
Если обратиться к положениям Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то согласно статье 10 государственным гражданским служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации).1
Основная характерная особенность служащего в этой сфере состоит в специфике его профессиональной деятельности — объектом воздействия гражданского служащего является человек, гражданское общество, институты гражданского общества, социальные процессы, участие в управленческих отношениях различной степени социальной значимости и масштабности. Другая особенность статуса гражданского служащего состоит в том, что он замещает должность гражданской службы, посредством которой определяются содержание и границы воздействия гражданского служащего на указанные объекты в процессе служебной деятельности.
Закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой широкой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций — «чести в службе Отечеству».
На данный момент не существует устоявшегося мнения насчет разделения государственных гражданских служащих по каким бы то ни было критериям, но, тем не менее, существуют следующие классификации. Ниже представлены некоторые из них.
В зависимости от уровня государственной власти, государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Принцип деления государственных служащих по уровням государственного управления считается наиболее старым, появившимся вместе с возникновением государственной службы. В России он используется с начала XX в. и по сей день. Российская Федерация имеет два уровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации).
Соответственно два уровня имеет и государственная служба.
В зависимости от ветвей государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти.
1.2 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего
Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.
Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).
Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный правовой статус — это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом (ранее — должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.1
Правовой статус государственного служащего предполагает:
- во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;
- во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государства), представляя государственный интерес;
- в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм;
- наконец,
в-четвертых (но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.2
2 Определение и оценка всех элементов правового статуса государственного гражданского служащего
2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего
Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе устанавливает довольно обширный круг прав, предоставляемых государственным гражданским служащим.
Права государственного служащего выступают в качестве узлового элемента правового статуса государственного служащего. Именно права раскрывают демократизм государственной службы и обусловливают ее эффективное функционирование.