Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования

ную роль в которых занимают педагогические отношения, возникающие и существующие непосредственно в связи с осуществлением процессов обучения и воспитания.

  • Специфическими нормативными механизмами, используемые в системе профессионального образования, выступают: уровни квалификации (оформляемые в виде рамок квалификаций);
  • ПС (разрабатываемые на основе уровней квалификаций);
  • образовательные стандарты, разрабатываемые на основе ПС.

государственной политики

общественной необходимостью

Современный период в развитии нашей страны называют «переходным», понимая под этим переход не только от плановой экономикие к рыночной, но и от «неправового» к правовому состоянию общества. На этом фоне с начала 1990;х гг. в нашей стране происходит становление и развитие образовательного законодательства.

К настоящему времени правовая база образовательной деятельности в России, в целом, сформирована. Ее основу составляет новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), вступивший в силу 1 сентября 2013 г. В отличие от ранее существовавшего образовательного законодательства, новый закон определяет общие принципы и требования к ведению образовательной деятельности независимо от вида и ступени образования.

Вся система законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование отношений в сфере образования, является достаточно сложной и включает в себя более 700 законов и иных источников права. При этом с начала 2000;х гг. наблюдается тенденция к постоянному росту количества нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в сфере образовательной деятельности. Содержание данных документов охватывает большой объем правовой информации, которую необходимо знать и использовать в своей профессиональной деятельности педагогическим работникам, но прежде всего, руководителям образовательных учреждений. Это составляет серьезную проблему, поскольку большое количество нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность, их повторяемость и разнообразные органы, издающие нормативные акты, затрудняют их использование.

Современное образовательное законодательство Российской Федерации включает в себя четыре уровня:

    • федеральный — федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ , постановления и распоряжения Правительства РФ , нормативные правовые акты (приказы, решения коллегии, инструктивно-методические письма) Министерства образования и науки РФ и иных центральных органов исполнительной власти;
    • региональный — законы, постановления и иные нормативные правовые акты субъектов федерации по вопросам образования;
    • муниципальный — нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
    • локальный — нормативные правовые акты образовательных организаций, нормативные договоры (двусторонние и многосторонние), заключаемые при участии образовательных организаций.

    На каждом из обозначенных уровней существует достаточно объемный пакет нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты образовательной деятельности. Например, приоритетность развития практико-ориентированного сектора профессионального образования, основные задачи и направления его развития на федеральном уровне фиксируют следующие документы:

    5 стр., 2138 слов

    Юридическое образование как элемент правовой культуры

    ... вышеперечисленное невозможно осуществить без знаний права, которое дает юридическое образование, являющееся необходимым элементом правовой культуры. Юридическая наука является важной областью человеческой деятельности. Юридическая наука представляет собой систему специальных знаний о ...

      • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах, но реализации государственной политики в области образования и науки»;
      • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
      • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
      • Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
      • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“»;
      • Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015— 2020 годы»;
      • «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн).

      Президента РФ

      • 1) общепризнанные принципы и нормы международного нрава (например, Конвенция о правах ребенка — международный документ, детализирующий права лиц в возрасте до 18 лет, вступивший силу в нашей стране в 1990 г.);
      • 2) Конституция Российской Федерации;
      • 3) федеральные конституционные законы;
      • 4) федеральные законы;
      • 5) указы Президента России;
      • 6) постановления Правительства Российской Федерации;
      • 7) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (включая Министерство образования и науки РФ);
      • 8) Уставы (Конституции) субъектов Российской Федерации — основные нормативные правовые документы регионального уровня;
      • 9) региональные законы;
      • 10) подзаконные нормативные правовые акты регионального уровня (указы, постановления и т. д. );
      • 11) нормативные правовые акты муниципального уровня;
      • 12) уставы образовательных организаций;
      • 13) другие нормативные правовые акты локального уровня.

      В рамках обозначенной иерархии документы более низкого ранга должны быть обязательно согласованы с документами более высокого ранга. Если же между ними в тех или иных аспектах возникает противоречие, то оно решается в пользу документа более высокого ранга (противоречащее ему положение документа более низкого ранга не имеет юридической силы).

      7 стр., 3238 слов

      Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы ...

      ... трудовую функцию в обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» ...

      Общим предметом образовательного законодательства выступает особая область правоотношений — образовательные отношения , которые регулируются им точно так же, как гражданские отношения — гражданским законодательством, трудовые отношения — трудовым законодательством и т. д. При этом в систему образовательных отношений могут быть включены, в качестве вспомогательных, и другие виды отношений (трудовые, гражданско-правовые, административные, финансовые), но центральную роль занимают педагогические отношения , возникающие и существующие непосредственно в связи с осуществлением процессов обучения и воспитания.

      Субъектами

      Основными объектами образовательных отношений являются:

      • — содержание, объем, уровень и характер результатов образования, приобретаемых обучающимися и передаваемых обучающими в ходе образовательной деятельности, в соответствии с требованиями образовательных стандартов (или иных нормативно закрепленных требований);
      • условия , обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса;
      • качество обучения , выражающееся в соответствии установленным требованиям к процессу и результатам учебной работы обучающихся и педагогическому труду учителя, преподавателя;
      • качество воспитательной деятельности , выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера личностных черт учащихся доминирующим в обществе педагогическим идеалам, позитивным моральным ценностям и нормам.

      взаимодействие сферы труда и сферы образования

      • — соответствие квалификации выпускников практико-ориентированных образовательных программ требованиям рынка груда;
      • — механизмы, обеспечивающие образовательную и профессиональную мобильность обучающихся и выпускников;
      • — непрерывность профессионального образования и преемственность его с общим и высшим образованием и т. д.

      Заметим, что для решения обозначенных вопросов одних только нормативно-правовых механизмов недостаточно, поэтому для управления профессиональным образованием используются и другие механизмы (прогнозирование и планирование; мониторинг и оценка качества образования; государственно-частное партнерство и т. д. ), которые рассматриваются нами в других разделах. Однако именно нормативно-правовые механизмы являются первичными в том плане, что задают рамки для дальнейшей деятельности, которая будет осуществляться на основе любых других механизмов.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1015 были утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.

      Кроме того, определенные правила участия предприятий-работодателей и их объединений в образовательной деятельности образовательных организаций закреплены непосредственно в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) СПО. Согласно этим ФГОС работодатели принимают участие:

      • — в разработке компетентностной модели выпускника (см. параграф 3.1) и других разделов ФГОС СПО;
      • — определении содержания основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по профессиям и специальностям СПО (см. параграф 3.2), включая введение дополнительных дисциплин и модулей в вариативную часть ОПОП;
      • — разработке и утверждении фондов оценочных средств для итоговой аттестации (см. параграф 5.1);
      • — процессе текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов в качестве внешних экспертов (см. параграф 5.1) и т. д.

      Специфическими нормативными механизмами, используемыми в системе профессионального образования, выступают:

      • уровни квалификации (оформляемые в виде рамок квалификаций);
      • ПС, разрабатываемые на основе уровней квалификаций;
      • образовательные стандарты, разрабатываемые на основе ПС.

      Уровни квалификаций, принятые в Российской Федерации, нормируются Национальной рамкой квалификаций (НРК) РФ, согласованной с Европейской рамкой квалификаций (см. параграф 2.2).

      Национальная рамка квалификаций РФ — обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России.

      НРК РФ является нормативным документом, предназначенным для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и обеспечивающим сопряжение сферы труда и сферы образования.

      В основу разработки НРК РФ положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран Евросоюза и других государств:

      • — непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
      • — прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
      • — соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации;
      • — учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

      Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) девяти квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей. Аналогично Европейской рамке квалификаций, НРК РФ включает дескрипторы общих компетенций, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:

      • — показатель «Полномочия и ответственность» (общая компетенция) определяет общие компетенции работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагания, организации, контроля, мотивации исполнителей);
      • — показатель «Характер умений» (сложность деятельности) определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;
      • — показатель «Характер знаний» (наукоемкость деятельности) определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

      Поскольку НРК РФ разработана на основе компетентностного подхода, ее дескрипторы строятся на описании различий в результатах обучения. Дескрипторы сформулированы кратко, в утвердительной форме, конкретными и ясными словами, не содержат профессиональных жаргонизмов, т. е. понятны для непрофессионала. Например: «Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и (или) группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников» (дескриптор четвертого уровня квалификации, соответствующий показателю «Полномочия и ответственность»).

      За счет дескрипторов устанавливается преемственная связь между квалификациями различных уровней, существующих на разных ступенях системы образования.

      Использование НРК РФ позволяет:

      • — однозначно определить и четко развести все имеющиеся в России уровни квалификации;
      • — обеспечить сопоставимость российских и международных систем квалификаций и тем самым — конкурентоспособность и мобильность выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда;
      • — создавать отраслевые рамки квалификаций и отраслевые тарифные системы;
      • — описывать с единых позиций требования к уровням квалификации работников и выпускников при разработке как ПС, так и образовательных стандартов (см. параграф 3.1);
      • — обеспечить сопряженность и преемственность ФГОС по всем уровням образования;
      • — разрабатывать критерии и процедуры оценивания результатов образования (см. параграф 5.1) и независимой оценки квалификаций (см. параграф 5.2) с учетом уровня квалификации, а также процедуры оценки качества соответствующих образовательных программ;
      • — ориентироваться при выборе траектории обучения в рамках стратегии «образование в течение всей жизни».

      Последний момент связан с тем, что НРК РФ включает дополнительную таблицу, отражающую взаимосвязь между уровнями квалификации и уровнями образования (табл. 2.3).

      Таблица 23, Основные пути достижения уровня квалификации

      Уровень квалификации.

      Основные пути достижения уровня квалификации.

      Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт.

      Основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее двух месяцев).

      Практический опыт.

      Основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).

      Практический опыт.

      Образовательные программы среднего профессионального образования: ППКРС.

      Основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

      Практический опыт.

      Образовательные программы среднего профессионального образования: ППССЗ, ППКРС.

      Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

      дпп.

      Практический опыт.

      Уровень квалификации.

      Основные пути достижения уровня квалификации.

      Образовательные программы ВО: программы бакалавриата.

      Образовательные программы среднего профессионального образования: ППССЗ.

      ДПП [https:// , 25].

      Практический опыт.

      Образовательные программы ВО: программы магистратуры или специалитета.

      ДПП.

      Практический опыт.

      Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

      Образовательные программы ВО: программы магистратуры или специалитета.

      ДПП.

      Практический опыт.

      Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

      ДПП.

      Практический опыт.

      Таким образом, НРК РФ дает четкое описание результатов обучения на «выходе» каждой ступени образования (на уровне общих компетенций).

      Это позволяет развести образовательные стандарты и соответствующие программы не только по различным уровням образования, но и в рамках отдельных уровней:

      • между программами бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках ВО (соответственно, уровни 6, 7 или 8);
      • между ППКРС и ППССЗ в рамках СПО (соответственно, уровни 3—4 или 5—6);
      • между программами базовой и углубленной подготовки в рамках ППССЗ СПО (соответственно, уровни 5 или 6).

      По существу, лишь теперь, познакомившись с Национальной рамкой квалификаций РФ, мы можем досконально разобраться, чем отличаются друг от друга понятия, с которыми мы познакомились в первой главе — «профессиональное обучение» и «профессиональное образование». Они относятся к разным уровням квалификации, описанным в НРК РФ, а значит — качественным образом различаются требованиями к широте полномочий, самостоятельности ответственности выпускника в его профессиональной деятельности.

      НРК РФ — один из базовых элементов системы квалификаций (наряду с профессиональными стандартами — см. параграф 2.2), который выступает основой для разработки образовательных стандартов. В современной системе нормативно-правового обеспечения российского образования образовательные стандарты занимают особое место, которое можно без преувеличения назвать центральным. Однако так было не всегда — еще четверть века назад понятия «образовательный стандарт» в нашей стране не существовало.

      В Советском Союзе все учебные заведения работали по единым программам. Подготовка, например, специалиста средней квалификации по специальности «Черная металлургия» осуществлялась одинаково в Череповце, Жданове, Днепропетровске или Магнитогорске, независимо от особенностей технологических процессов конкретных заводов, на которых приходилось работать выпускникам (эти особенности проявлялись только на этапе производственной практики).

      С одной стороны, это было очень удобно: училища и техникумы получали готовые учебные программы, а преподаватели работали по готовым методикам, тогда как разработку программ и методик централизованно вели высококвалифицированные методисты. С другой стороны, такая практика не позволяла учитывать региональные и местные особенности, а главное — все возрастающую динамику технико-технологических изменений. Единые программы разрабатывались слишком долго и не поспевали за развитием производства и требований к работникам.

      Закона РФ, Правительства РФ

      В 2002 г. было введено второе поколение Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Стандарты были построены на принципиально новых основаниях, в них нашли отражение многие идеи компетентностного подхода. Центральный недостаток этого поколения стандартов заключался в том, что требования к профессиональной деятельности формировались внутри образовательного ведомства, без участия работодателей.

      С 2007 г. началось введение третьего поколения Федеральных государственных стандартов СПО, основанных на модульнокомпетентиостном подходе (см. параграф 2.3) и разработанных при активном участии работодателей.

      Федеральный государственный образовательный стандарт

      • 1. Раздел ФГОС «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы СПО» содержит перечень общих и профессиональных компетенций выпускника, т. е. описание компетентностной модели выпускника, прошедшего подготовку по определенной профессии/специальности СПО.
      • 2. Раздел ФГОС «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы» формулирует требования к структурным составляющим ОПОП СПО с учетом ее профессиональной направленности и к ее объему в виде учебных циклов и разделов (учебной и производственной практики, промежуточной и государственной итоговой аттестации), а также отдельных элементов учебных циклов — ПМ и УД. Указанные требования определяют, во-первых, знания, умения и практический опыт выпускников и, во-вторых, объем времени, отводимый на освоение каждой структурной составляющей ОПОП.
      • 3. Раздел ФГОС «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» нормирует продолжительность обучения, организацию практик, требования к кадровому, учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению и другим аспектам организации образовательного процесса в рамках ОПОП по данной профессии/ специальности СПО.

      Аналогичную трехкомпонентную структур}’ имеют ФГОС дошкольного, общего и высшего образования.

      Непосредственное назначение ФГОС СПО состоит в том, что они, наряду с Национальной и отраслевыми рамками квалификаций, профессиональными стандартами выступают основой для разработки основных профессиональных образовательных программ СПО совместно представителями сфер труда и профессионального образования в соответствии с требованиями развивающегося рынка труда к квалификациям работников.

      Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные стандарты обеспечивают:

      • — единство образовательного пространства в масштабах всей Российской Федерации;
      • — государственные гарантии уровня и качества образования (ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям подготовки обучающихся, но образовательным программам соответствующего уровня и направленности);
      • — преемственность образовательных программ, включая программы общего, профессионального и высшего образования;
      • — вариативность содержания образовательных программ (за счет вариативного компонента содержания образования, предусмотренного ФГОС);
      • — возможность формирования профессиональных образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом требований рынка труда.

      Кроме того, на основе ФГОС СПО осуществляется расчет нормативов затрат при реализации программ среднего профессионального образования.

      Внедрение нового поколения образовательных стандартов требует серьезной перестройки всего образовательного процесса (см. параграф 4.1).

      И руководителям, и педагогам требуется достаточное время, чтобы сначала усвоить новую методологию, заложенную в стандартах, затем разработать на их основе образовательные программы (см. параграф 3.2), потом — учебные и рабочие программы модулей, дисциплин и практик, фонды оценочных средств (см. параграф 5.1), отобрать наиболее эффективные педагогические технологии и методы обучения (см. параграф 4.3); на этой основе спроектировать новую модель практико-ориентированного образовательного процесса, выработать собственные эффективные методики и приемы работы со студентами. На практике, все эго чаще всего приходится осваивать одновременно, и образовательную организацию серьезно «лихорадит», а администрации и педагогам приходится некоторое время работать в авральном режиме.

      Действующее законодательство (Федеральный закон «Об образовании» и система подзаконных актов, принятых на уровне Министерства образования и науки РФ) регулирует все основные стороны образовательного процесса в профессиональной образовательной организации. Обозначим некоторые позиции, в которых необходимо свободно ориентироваться преподавателю.

      Прием на обучение по образовательным программам СПО

      • — при приеме на обучение, но профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания (перечень таких профессий и специальностей, а также соответствующих испытаний определяют приказы Минобрнауки РФ № 36 от 23.01.2014 и № 1422 от 30.12.2013);
      • в случае если численность поступающих превышает имеющееся количество бюджетных мест (т.е. конкурс при поступлении превышает 1 человек на место), образовательная организация учитывает результаты освоения абитуриентами образовательной программы школьного образования и отбирает лучших.

      Как определяется количество бюджетных мест для каждой образовательной организации по той или иной специальности? Это один из непростых вопросов управления профессиональным образованием. Для профессиональных образовательных организаций, имеющих федеральное подчинение (таковых в нашей стране сейчас осталось очень немного), он регулируется Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 350 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета». Для профессиональных образовательных организаций регионального подчинения существуют аналогичные региональные документы, определяющие порядок установления контрольных цифр приема (КЦП).

      Наиболее эффективный механизм решения этого вопроса реализуется в тех регионах, где созданы и успешно функционируют механизмы государственно-частного партнерства. В этом случае решение о величине КЦП и их распределении между профессиональными образовательными организациями принимается региональным органом государственно-общественного управления образованием (Координационным советом или др.), в который входят представители региональной государственной власти, системы профессионального образования, крупных предприятийработодателей и работодательских объединений. Решение принимается на основе результатов общего обсуждения, с учетом актуальных и прогнозируемых потребностей регионального рынка труда.

      Общий порядок приема на обучение по образовательным программам СПО утвержден приказом Минобрнауки РФ от 23.01.2014 № 36.

      При поступлении на обучение по ряду профессий и специальностей СПО необходимо прохождение обязательных предварительных медицинских осмотров. Порядок таких осмотров аналогичен тем, которые требуются при поступлении на работу по соответствующей профессии (при заключении трудового договора) и уста-

      Правительства РФ, Минобрнауки РФ

      от 14.06.2013

      • — «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18.04.2013 № 292;
      • — «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.06.2013 № 499.

      Вопросы и задания

      • 1. Что означают следующие аббревиатуры: ЕРК, НРК РФ, ФГОС, ОКОП, ПрОПОП, ОПОП СПО, ДПО, ДПП?
      • 2. Какие государственные гарантии относительно профессионального образования устанавливает Конституция Российской Федерации (см. ст. 43)?
      • 3. Проведите исследование с целью выяснить, как на практике используется нормативно-правовая база образования в деятельности различных субъектов? Занесите данные в таблицу на следующей странице.
      • 4. Поясните, каким образом решались задачи государственного нормирования профессионального образования в период, когда не существовало государственных образовательных стандартов :
        • в России в конце XIX — начале XX в.;
        • СССР послевоенного периода (до конца 1980;х гг.)?

      Субъект.

      Характер использования.

      (часто, редко, никогда).

      Направление и способ использования нормативно-правовой базы образования.

      Федеральная и региональная (муниципальная).

      Локальная.

      Абитуриент.

      Обучающийся.

      Преподаватель.

      Руководитель образовательной организации.

      Работодатель, заи нтересова н н ы й в квалифицированных кадрах.

      Государство.

      Все субъекты.

      Уточнение своих обязанностей и защита своих нрав при получении/оказании образовательных услуг, в процессе освоения/реализапии образовательных программ…

      5. Известно ли вам, какие нормативные документы в области образования федерального или регионального (в вашем субъекте федерации) уровня проходили процедуру общественного обсуждения? Принимали ли вы или ваши коллеги (знакомые) участие в общественном обсуждении?

      Сформулируйте условия, при которых процедура общественного обсуждения готовящихся нормативных правовых актов в области образования будет эффективной.

      6. По мнению ряда экспертов, вплоть до настоящего времени в Российской Федерации, несмотря на заметное продвижение в сторону построения правового государства, «сохраняется практика широкого использования неправовых механизмов управления во всех сферах социальной жизни, в том числе в образовании».

      О каких «неправовых механизмах управления» в образовании идет речь? Приведите знакомые вам примеры из практики.

        • Педагогика дополнительного образования.
        • Пожарная безопасность.
        • Правоохранительная деятельность.
        • Производство авиационных двигателей.
        • Реклама.
        • Сети связи и системы коммутации.

        — Стоматология ортопедическая.

      • 8. Почему в утвержденном перечне профессий и специальностей СПО в одних случаях определенной профессии (специальности) поставлена в соответствие одна квалификация квалифицированного рабочего и служащего (специалиста среднего звена), а в других случаях — несколько? Приведите примеры, подтверждающие оба случая.
      • 9. Какие из нижеперечисленных положений по смыслу соответствуют Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО , утвержденному Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 464, а какие — содержат ошибки? Исправьте неправильные формулировки.
        • Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических учебных часа в неделю, включая все виды аудиторной учебной нагрузки.
        • Присвоение квалификации по профессии рабочего осуществляется с участием представителей работодателя.
        • Студенты, осваивающие программы ПИССЗ, изучают общеобразовательные предметы одновременно с изучением общепрофессиональных и профессиональных курсов в течение всего срока освоения образовательной программы.

        — При освоении ОПОП СПО на основе индивидуальных учебных планов образовательная организация имеет право изменить сроки получения образования, а также количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

        • Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября при любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной).
        • Продолжительность каникул в зимний период составляет не менее двух недель независимо от уровня программы СПО и общего срока освоения этой программы.
        • Общая продолжительность каникул для студентов, осваивающих ППССЗ, составляет от трех до семи недель в учебном году.
        • В зависимости от вида аудиторных занятий продолжительность академического часа может изменяться в пределах от 45 до 60 мин.
        • Численность студентов в учебной группе составляет не менее 25 человек.
        • Образовательная организация имеет право объединять группы студентов в случае, если занятия проводятся в форме лекций.
        • Образовательная организация имеет право самостоятельно устанавливать систему оценок при промежуточной аттестации.
        • Освоение образовательных программ СПО завершается итоговой аттестацией, которая проводится на усмотрение образовательной организации.
        • 10. Как вы понимаете следующее высказывание: «Основной задачей Национальной рамки квалификаций РФ (НРК РФ) является сопряжение сферы труда и сферы образования «?
        • 11. Сравните таблицы дескрипторов Европейской рамки квалификаций и НРК РФ. Выделите основные сходства и различия в структуре и содержании таблиц. Объясните возможные причины найденных вами различий. Есть ли среди обнаруженных вами различий коренные противоречия, препятствующие полноценному сопряжению НРК РФ с Европейской рамкой?
        • 12. Какие уровни НРК РФ соответствуют квалификации работника, прошедшего обучение по программам:
          • — профессионального обучения;
          • — СПО;
          • — ДНО?
        • 13. Используя таблицу дескрипторов НРК РФ, осуществите самооценку собственной квалификации (по вашей специальности), используя следующие вопросы.
        • 1. Какой уровень квалификации (1…9) по каждому из представленных в таблице типов образовательных результатов (общая компетенция, характер умений, характер знаний) я могу продемонстрировать на настоящем этапе своего профессионального развития?
        • 2. Какой уровень квалификации по каждому из типов образовательных результатов я реально демонстрирую в своей профессиональной деятельности?
        • 3. Вплоть до какого уровня я готов квалифицированно оценивать профессиональную деятельность других специалистов в своей сфере?
        • 14. Как отмечают эксперты, введение квалификационных рамок, подобных ЕРК или НРК РФ, позволяет «более эффективно признавать результаты как формального, так и информалыюго образования ». Чем э го объясняется?

        С учетом вышесказанного, поясните рис. 2.6.

        • 15. Каким образом НРК РФ используется в процессе разработки ФГОС СПО? Какая именно информация, содержащаяся в НРК РФ оказывается значимой для формирования ФГОС СПО?
        • 16. Найдите определение понятия «стандарт». Являются ли стандартами (в широком смысле):
            • дипломная работа студента-старшекурсника вуза;
            • техническое задание на изготовление нового вида вооружений;
            • оглавление книги;
            • техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы;
            • технический паспорт автомобиля;
            • инструкция по пользованию лифтом;

            — типовые учебные планы, действовавшие в учебных заведениях Советского Союза?

        • 17. Найдите образец действующего ПС, используемого в отечественной практике. Определите его разработчиков и пользователей. Какие фрагменты ПС и каким образом могут быть использованы для разработки ФГОС СПО соответствующей направленности?
        • 18. Какие инструменты реализации государственной образовательной политики, кроме государственных образовательных стандартов, вам известны? Как осуществлялась эволюция набора этих инструментов на протяжении последних полутора-двух столетий? Какие из них представляются вам более, а какие — менее эффективными в современных условиях и почему?
        • 19. Спрогнозируйте и затем обсудите возможные варианты развития ситуации в российской системе образования, если государственные образовательные стандарты будут упразднены. Укажите возможные последствия этого шага (негативные, позитивные, нейтральные) для различных социальных институтов и для разных групп населения.
        • 20. Ознакомьтесь с текстом.

        «В формализованной и зарегламентированной школе настоящий, личностный (а следовательно, неформальный) успех всегда носит характер правонарушения. Любой прорыв, любое творческое продвижение в сверхрегламентировантированной и сверхформализованной среде возможно только путем нарушения правил. Чтобы проявить себя и продвинуться в личностном развитии, совершить поступок как авторское действие, учащийся вынужден выйти за рамки всеохватывающего стандарта, оказаться в позиции маргинала, «несистемщика «. Этот феномен трудно назвать иначе, как «антивоспитание»: антисистемные, деструктивные действия приводят в последующем к жизненному успеху, тогда как соблюдение правил формальной школьной жизни способствуют деградации личности».

        В какой степени обозначенный риск имеет отношение к стандартизации профессионального образования? Что можно, а что нельзя подвергать стандартизации в образовательной организации? Насколько целесообразна, по вашему мнению, государственная стандартизация профессионального образования, но перечисленным ниже основаниям:

          • ожидаемым результатам образования;
          • содержанию образовательных программ;
          • методикам обучения;
          • материально-техническому обеспечению, необходимому для реализации той или иной образовательной программы;
          • требованиям к педагогическим кадрам;
          • входному образовательному цензу, необходимому для освоения той или иной образовательной программы;
          • режиму учебного дня;

          — правилам поведения для обучающихся?

        • 21. Какие роли отводятся компетенциям в системе профессионального образования, реализуемого на основе образовательных стандартов С110 третьего поколения?
        • 22. Из следующего перечня выберите верные утверждения (см. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 11).

          ФГОС СПО обеспечивает:

            • единство образовательного пространства Российской Федерации;
            • преемственность основных образовательных программ;
            • объективность оценки результатов образования установленным государственным требованиям;
            • возможность формирования образовательных программ с учетом требований рынка труда, выраженных в положениях соответствующих ПС;
            • единообразие образовательных технологий и методик обучения, используемых в системе профессионального образования;

            — возможность формирования вариативных образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

        • 23. Обеспечивают ли действующие ФГОС СПО возможность конкуренции образовательных программ? Обоснуйте ваш ответ.
        • 24. Составьте перечень нормативных документов, минимально необходимых преподавателю для разработки им программно-методических материалов по курсу (дисциплине, модулю, МДК), который он ведет в профессиональной образовательной организации.

        Работа может выполняться в микрогруппах.

        • Ранее образовательная деятельность на разных ступенях образования регулировалась разными законами («Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ), что не способствовало формированию единых подходов, обеспечению преемственности и непрерывности в системе образования Российской Федерации.
        • Согласно действующему законодательству любая образовательная организация имеет право самостоятельно создавать нормативно-правовую базу для своейдеятельности, не противоречащую законодательству Российской Федерации, т. е. выполнять функцию локального образовательного нормотворчества. Процесслокального образовательного нормотворчества будет рассмотрен в параграфе 3.3.
        • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н от 12.04.2013″Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
        • В 2016 г. были утверждены ФГОС СПО по 50 наиболее востребованными перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50), которые сохранилиобщую структуру, однако больше не содержат требований к знаниям и умениям. Их предполагается представить в ПрОПОП.
        • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2014 № 36″Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программамсреднего профессионального образования».
        • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.12.2013 № 1422″Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образованияно профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств».
        • Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 № 697 «Об утвержденииПеречня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучениепо которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинскиеосмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности».
        • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 12.04.2011 № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодическихмедицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работахи на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
        • По каким из перечисленных ниже специальностей среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена) установлены обязательные вступительные испытания? (См. Приказ Минобрнауки РФ от 23.04.2014 № 36. Раздел V.)
          • Адаптивная физическая культура.
          • Градостроительный кадастр.
          • Метеорология.
          • Музыкальное образование.