Систематизация нормативно-правовых актов

В настоящее время в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. В результате чего издаются сотни и тысячи новых нормативных актов по широкому кругу вопросов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норма права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена именно необходимостью правильного приведения всего комплекса действующих нормативных актов в единую упорядоченную систему.

В связи с этим целью моей курсовой работы является наиболее полное рассмотрение и изучение систематизации нормативно-правовых актов, как целенаправленной работы по упорядочению и приведению в единую систему действующих законных актов.

Для выполнения этой цели в настоящей курсовой работе поставленные следующие задачи:

  • раскрыть понятие систематизации нормативных правовых актов;
  • изучить основные виды систематизации законодательства и их характерные черты;
  • рассмотреть и проанализировать значение и роль систематизации законодательства.

В результате решения поставленных задач и выполнения поставленной цели, на основе полученной информации, необходимо подвести итог курсовой работе и сделать вывод о систематизации как постоянной форме развития и упорядочения действующей правовой системы.

I. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов.

Нормативный правовой акт – это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. 1Нормативные акты в России подразделяются:

4 стр., 1692 слов

Систематизация нормативно-правовых актов (2)

... основные этапы работы по систематизации; рассмотреть основные формы систематизации нормативно - правовых актов. Курсовая работа состоит из ... законодательство как система нормативно-правовых актов; научно обоснованная, унифицированная; в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты; результатом систематизации является создание кодифицированных актов. ...

1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

2) в зависимости от сферы действия на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

3) в зависимости от срока действия — на:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Нормативные акты принимаются различными органами, государственными и даже не государственными, в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. 2Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находится в противоречии. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и их систематизации.

Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса – систематизации.

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.3

Систематизация нормативно-правовых актов – это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.4

Особенности систематизации состоят

а) нормативно-правовые акты, имеющие противоречия в содержании правовых норм;

  • б) пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании отдельных правовых отношений;
  • в) множественность актов;
  • г) обнаруживаются устаревшие нормы (мертвые).

3) Создаются проекты новых нормативно – правовых актов, формируется предположения по изменению и дополнению соответствующих нормативно – правовых актов.

4) Вновь принятые нормативно – правовые акты, а так же прежние акты, сохранившие свою юридическую силу, группируются по определенной системе и сводятся в разного рода собрания или сборники.

Поэтому систематизация является тем средством, которое способствует:

Виды систематизации различаются в зависимости от:

  • глубины преобразований исходного нормативного материала.

В одних видах систематизации осуществляется объединение нормативно-правовых актов без изменения содержания (инкорпорация), в других (например, кодификация) – принципиальное обновление законодательства, его глубокая переработка;

9 стр., 4003 слов

Нормативно-правовые акты и эколого-правовые требования в сельском хозяйстве

... решения этих проблем необходимо четкое правовое регулирование и соответствующая законодательная база, направленная на охрану окружающей среды. В данной работе рассматривается основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются эколого-правовые требования в сельском хозяйстве, рассматриваются вопросы ветеринарно-санитарные правила ...

  • субъектов, осуществляющих систематизацию.

Одними видами систематизации могут заниматься любые лица (инкорпорация), другими – только официально уполномоченными лица, в первую очередь – государственные органы (кодификация);

  • юридической силы результата систематизации.

Например, результаты инкорпорации не имеют юридической силы, а результаты кодификации – обязательны для применения, поскольку они являются законами и иными нормативными актами (уставами и т.п.)5.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведение… не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав».

Систематизация нормативных актов способствует упорядочению правового материала, расположению его по определенным разделам и рубрикам, то есть классификации, облегчающей поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, то есть на устранение коллизий и пробелов в праве.

В систематизации нормативно-правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.

Систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще одно назначение систематизации. Это еще и средство расчистки накопившихся массивов нормативно-правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы конюшни.

Такую титаническую работу провели в XIX веке Сперанский и его помощники над российским законодательством. В результате Россия получила Свод законов, позволивший подготовить и провести в 60-х годах XIX века судебную и иные реформы. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.

И наоборот, переход уже в XX веке к тоталитарным формам правления и произвола в СССР оказался возможным при отказе от работ по систематизации законов. Работу над Сводом законов СССР в конце 20-х годов, как выразился Сталин, «отложили в сторону».6

Выделяют следующие виды систематизации:

  1. инкорпорация – систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение;
  2. кодификация – систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания;
  3. консолидация – систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Технической предпосылкой трех способов (форм) систематизации является учёт нормативных актов, то есть письменное фиксирование изданных нормативно-правовых актов

11 стр., 5071 слов

Систематизация нормативно-правовых актов (3)

... органами с целью регулирования наиболее важных общественных отношений. Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение действующих законов, всех нормативно-правовых актов, приведение юридических норм в упорядоченную, единую (более или ...

II. Виды систематизации

2.1. Инкорпорация

Инкорпорация — систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

  • а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
  • б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
  • в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Процесс инкорпорации включает в себя следующие последовательные действия:

1) внесение в первоначальный текст официальных изменений (таких, которые не затрагивают содержа ния нормативно-правового акта);

2) исключение из нормативно- правового акта статей и пунктов, потерявших юридическую силу либо имевших временное значение, содержащих противоречия и т. п.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной тематике) и др.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.