Пределы действия нормативно-правовых актов

Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы. Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Тема курсовой работы «Пределы действия нормативных правовых актов» способствует пониманию нормативного правого акта, его силы и границ применения.

Задачами представленной курсовой работы является определение:

  • с какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);
  • на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
  • каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц);
  • правила разрешения коллизий, возникающих между нормами права.

Установление данных пределов имеет большое значение для верного применения норм права, выполнение законом обязанностей и для правоохранительной деятельности компетентных органов.

Объектом и предметом исследования являются нормативно-правовые акты (официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы) распространенные и применяемые в российском законодательстве.

1. Действие законодательства во времени

1.1 Вступление нормативных актов в силу

Определяя границы действия нормативных актов во времени, закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Особой стадией после принятия закона и подзаконных актов является, его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адресатов).

При этом согласно Конституции, опубликование законов обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Более того, ч.3 ст.15 Конституции РФ гласит «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». В Российской Федерации порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом № 5-ФЗ от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

19 стр., 9026 слов

По предмету «Право» : «Действие нормативно-правовых актов»

... ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Действие нормативных правовых актов во времени охватывает комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта во времени. Действие нормативно-правового акта ... законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ...

В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются — «Российская Газета» и «Собрание Законодательства Российской Федерации Далее — СЗРФ». Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках. При этом сами нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в «Российской газете» и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия. правовой акт законодательство

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ — в течение 7 дней. Таким образом, и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней.

Однако в условиях режима строгой законности вступление нормативного акта в силу не может не быть отдалено от момента его принятия, и тогда оно, как правило, связывается с официальным опубликованием акта. Причем в большинстве случаев нужен определенный разрыв во времени между официальным опубликованием акта и вступлением его в действие. Этот разрыв необходим не только для ознакомления с принятым нормативным актом всех заинтересованных субъектов, но и для прочного усвоения его содержания лицами, осуществляющими применение права. В ряде случаев нужно провести необходимые подготовительные мероприятия (например, при введении новой организационной структуры юрисдикционных органов, при введении новой валюты и др.).

Наконец, необходимо предоставить возможность тем или иным лицам «приспособить» возникшие ранее длящиеся правоотношения к новым требованиям закона.

Поэтому вступление в силу крупных и сложных нормативных актов отдалено от момента их принятия и опубликования на довольно значительный срок (иногда 2-6 месяцев и более).

Каким же образом обеспечивается отмеченный разрыв во времени? В отношении крупных и сложных нормативных актов это достигается путем установления специального, для каждого акта особого срока, после истечения которого он вступает в силу. Так вступление акта в силу приобретает характер введения его в действие.

Нередко при принятии основ той или другой отрасли законодательства и соответствующих кодексов компетентные органы государственной власти издают специальный закон об утверждении (о порядке введения в действие) основ или кодекса, где, помимо прочего, указываются дата и порядок введения нормативного акта в действие.

Если же при принятии нормативного акта не устанавливается специальный срок для его введения, то применяются особые правила, регламентирующие общий порядок вступления нормативных актов в силу, которые в то же время означают и порядок введения их в действие. Этот общий порядок может быть:

7 стр., 3265 слов

Пределы действия закона

... вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). 2.1 Действие закона во времени Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу ...

  • порядком постепенного вступления нормативных актов в силу;
  • порядком одновременного вступления актов в действие на всей территории государства через определенный срок.

Первому из указанных порядков свойствен ряд недостатков, в частности, он не всегда обеспечивает принцип единой законности, создает известные трудности практического характера. Значительные преимущества имеет порядок одновременного вступления актов в силу, при помощи которого достигается большая определенность в юридическом отношении, обеспечивается одновременное и повсеместное установление одинакового правового режима в стране.

В настоящее время в демократических странах действует как общее правило система одновременного вступления закона в силу на всей территории страны после истечения определенного срока.

В третьем случае срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается в других, специально изданных актах для введения их в действие.

1.2 Прекращение действия нормативных актов

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств:

1) в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период.

2) в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.

3) в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения, т.е. юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта (например, в связи с принятием Конституции Российской Федерации, вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно, 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями»).

В последние годы при издании новых нормативных актов компетентным государственным органам нередко поручается подготовить в определенный срок предложения о внесении официальных изменений и признании утратившими силу ранее изданных нормативных актов. Такое официальное изменение и признание актов утратившими силу служит официальным подтверждением фактической отмены (замены).

Иначе говоря, в данном случае фактическая отмена подтверждается актом прямой отмены (кроме того, при этом ряд ранее действовавших актов приводится в соответствие с новыми правилами, т.е. формулируется в новой редакции).

Если рассматривать действие нормативного акта в непрерывной цепи последовательно сменяющих друг друга актов, то необходимо выяснение характера его действия во времени. Здесь есть три принципа (типа действия):

  • немедленное действие нормативного акта,
  • обратная сила нормативного акта,
  • сохранение действия («переживание») нормативного акта.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

4 стр., 1529 слов

Методы восстановления разрушенных территорий

... проведения рекультивации нарушенных земель. 1.1.Понятие и методы восстановления нарушенных территорий Широкий масштаб промышленных разработок и ... территории республики; изучение земельного законодательства; рассмотрение методов рекультивации, осуществляемые на конкретных предприятиях, к примеру, хозяйство «Базы». 1.2.Нормативная правовая база восстановления нарушенных территорий Изучив нормативно ...

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Так, ч.1 ст.54 Конституции РФ признает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. «… Увы! В практике СССР в начале 1960-х гг. уголовному закону была придана обратная сила. Приговор в отношении ряда уже осужденных лиц был пересмотрен на основе вновь принятого закона, устанавливающую уголовную ответственность, и двое из этих лиц были приговорены к смертной казни…» А.Б. Венгеров «Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов», — 5-е изд., Москва, Омега-Л, 2008 г. стр.489.

Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение.

Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать «переживанием» старого акта.

Это явление, по своему характеру противоположное обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.

«Переживание» закона возможно только применительно к длящимся отношениям. Оно применяется, как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта.

2. Действие законодательства в пространстве и по кругу лиц

2.1 Действие нормативных актов по кругу лиц

Действие НПА по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства).

Однако, и из этого правила есть исключения:

Во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей.

Во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ).

Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.).

В-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.).

11 стр., 5406 слов

Государственная регистрация нормативных правовых актов в Российской Федерации

... юстиции Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию нормативных правовых актов, принимаемых данными органами. Научный интерес вызывает исследование административно-правовых и организационных аспектов реализации органами юстиции функции государственной регистрации нормативных правовых актов. Теоретическое осмысление классификации нормативных правовых актов федеральных ...

Представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам, каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

2.2 Действие нормативных актов в пространстве

Кроме ограничения действия НПА во времени существуют общепризнанные принципы его действия в пространстве, на определенной территории. Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

13 стр., 6289 слов

Коллизии в уголовном праве

... радикальными изменениями в обществе, праве и государстве, модернизацией правовой системы, а вместе с этим и «накоплением» коллизий в российском праве. Активное изучение данной проблематики, начавшееся в 90-е гг. ХХ в., в 2000 ...

Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т.е. которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом и др.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

П.2 ст.4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.

Статья 76 Конституции РФ:

«4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.»

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

2.3 Правила разрешения коллизий между нормами права

В современной теории права к вопросам коллизий норм обращались многие авторы. Отдельные категории, связанные с изучением вопроса коллизий в праве, исследовались в рамках социалистической законности, понятия правонарушений, в рамках теории социальной конфликтологии, отраслевых исследований.

Проблема нормативных коллизий включает в себя обширный пласт не только общетеоретических, но и прикладных вопросов, которые сводятся к одному — верное определение поведения субъекта правоприменительного процесса при выборе спорных правовых предписаний.

14 стр., 6537 слов

Коллизии в конституционном праве

... именуется как «Сущность коллизий в конституционном праве Российской Федерации», где выделяются два параграфа. Первый - понятие и виды юридических коллизий, второй - причины возникновения ... 1. Коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2. Коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3. Коллизии в правоприменении (разнобой в ...

Была предложена следующая классификация коллизий норм права Власенко Н.А.. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное).

— М.: Проспект, 2011. — 416 с.:

  • темпоральные,
  • пространственные,
  • иерархические (субординационные),
  • содержательные.

Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм во временных пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания. Чаще всего эти коллизии возникают из-за ошибок в юридической технике: принята новая норма права, а ранее действовавшая не отменена.

Пространственные коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах. Вместе с тем общественные отношения, регулируемые этими нормами, имеют разные пределы с этими нормами, т.е. происходит несовпадение границ отношения и границ действия норм (отношения собственности, наследование и др.).

Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания.

Содержательные коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию.

Данные коллизии создают определенные проблемы в правоприменительной практике, когда возникает искушение применять одни нормы права и как бы не замечать другие, используя возникшие коллизии. Но коллизии представляют определенную проблему не только в юридической практике. Если количество таких коллизий резко возрастает, может быть создана ситуация, когда нормы, взаимно погашая друг друга, формируют обстановку политического противостояния. Такое противостояние будет обусловлено своеобразной борьбой сторонников противоположных (противоречащих друг другу) правовых позиций.

В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий и их устранения. Среди них первое место отводится принятию нового акта взамен коллизирующих или отмену одного из противоречащих друг другу актов.

Другой способ — разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.

Еще один радикальный способ устранения коллизий — судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. Данный способ считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер, общеобязательны. Кроме того, в судебном заседании спорящие стороны могут представить доказательства, изложить свои доводы, аргументировать позиции и др. Особенно эффективными представляются решения Конституционного суда Российской Федерации, которые вступают в действие немедленно после оглашения и не подлежат обжалованию.

Важное средство разрешения коллизий — судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д. Толкования конституционных норм со стороны Конституционного суда Российской Федерации имеют прецедентное значение, как для самого Суда, так и других государственных органов и должностных лиц. Важное значение имеют также толкования действующего законодательства Верховным судом и Высшим арбитражным судом Российской Федерации.

5 стр., 2062 слов

Реалізація норм права

... об'єктивна сторона реалізації права. Реалізація права у сенсі є втілення правових норм в правомерном поведінці суб'єктів права. 2) Реалізація права завжди пов'язані з досягненням визначено ного результату, передбаченого нормою права. Акт поведінки правореализующего суб'єкта, ...

В качестве средств разрешения юридических коллизий называют законодательное закрепление возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке. Целям устранения коллизий служит и опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке.

К средствам разрешения коллизий, как уже указывалось, относятся и согласительно-примирительные процедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон и др.

Предлагают также в качестве средства разрешения коллизий вводить временные или специальные режимы. Эти режимы могут включать приостановленные действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения и др.

К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

1) действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

2) предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

3) систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

4) периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

5) анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;

6) предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.

На практике юридические коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами разрешаются по следующим правилам:

  • коллизии между Конституцией и иными актами, в том числе законами разрешаются в пользу Конституции;
  • коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов как актов большей юридической силы;
  • коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации разрешаются в пользу последних, если они приняты в пределах их ведения, и в пользу общефедерального акта, если акты субъектов Федерации приняты вне пределов своего ведения);
  • коллизии между актами одного и того же органа, изданными в разное время разрешаются в пользу позже принятого акта;
  • коллизии между актами, изданными одновременно, но разными органами разрешаются применением акта, обладающего более высокой юридической силой, т.е.

за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

  • коллизии между общим и специальным актом разрешаются в пользу последнего, если они приняты одним органом, и в пользу первого, если они приняты разными органами.

Заключение

Для выполнения своих функций, нормативно-правовой акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия. В этом и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм.

4 стр., 1509 слов

КОЛЛИЗИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ...

... // Под ред. Баранова В.М. - Н. Новгород, 2000. - 823 с. 15. Кузнецов А.П. Коллизии в праве: теоретическое исследование / Кузнецов А.П. // Юридическая техника. 2017 №11. - С. 190-195. 16. ... - 2014. - № 1. - С. 10-18. 4. Баранова, М.В. Социальные посылки коллизионности правовых актов в Российской Федерации: проблемы, тренды, перспективы / Баранова М.В. // Юридическая техника. - 2017. - № 11. - С. ...

Нормативно-правовые акты создаются с целью урегулировать определённые общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер.

Все эти качества придаются нормативному-правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т.е. определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила. Таким образом, юридическое действие нормативного правового акта означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.

Определение пределов действия нормативных правовых актов очень важно для практической деятельности, особенно это важно для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов при определении лиц ответственных за правонарушение и определение нужной нормы для наказания таких лиц.

Определить пределы действия нормативного правового акта — это значит определить силу этого акта.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/predelyi-deystviya-normativno-pravovyih-aktov/

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон № 5-ФЗ от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

3. А.Б. Венгеров «Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов», — 5-е изд., Москва, Омега-Л, 2008 г. — 608 с.

4. Н.А. Власенко «Теория государства и права: учебное пособие» (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное).

— М.: Проспект, 2011. — 416 с., (эл. ресурс: http://sci.house/prava-gosudarstva-teoriya/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnoe-posobie1080.html ).

5. И.В. Григорьева. «Теория государства и права: учебное пособие» — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 304 с.

6. Л.А. Морозова. Теория государства и права. Учебник. 4-е издание (эл. ресурс: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/kaf/sud_med/Теория%20 государства%20и%20права.pdf ).

7. Ю.А. Тихомиров «Правовое регулирование: теория и практика». М.: Формула права, 2008. — 400 с. (эл. ресурс: direct/document/82231197)