Правовое регулирование вопросов гражданства в РФ

единого наименования «гражданин РСФСР». Непосредственно раскрывал вопросы гражданства Декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства». Нормы, установленные этим декретом, были впоследствии закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

С первых дней появления понятия гражданства на законодательном уровне, проблема определения этого понятия возникла и в советской правовой науке. В течении долгого времени понятие гражданство развивалось и обогащалось новыми разработками, высказывались самые различные точки зрения, однако, следует признать, что и в настоящее время в российском конституционном праве отсутствует общепризнанное понятие гражданства, те же, что приводятся наиболее часто (в том числе и в Законе РФ «О гражданстве»), имеют серьезные недостатки и подвергаются обоснованной критике.

Одним из первых попытался дать определение понятию гражданства известный советский юрист С.С. Кишкин. В результате анализа данной проблемы он пришел к выводу, что «гражданство есть личная связь индивида с государством, обусловившая возможность определения данного лица всеми элементами правовой и политической системы страны»1. Вопреки утверждению С.С. Кишкина, что из-за сложности самой юридической природы этого явления чисто юридический подход к определению понятия гражданства к другим результатам привести не может, уже в скором времени в юридической литературе появляется качественно новое определение гражданства.

Его автором был А.М. Турубинер. Под гражданством он понимал принадлежность лица к определенному государству, которая влекла на него распространение всех законов государства2.

Анализ приведенных определений гражданства показывает их неидентичность. Тем не менее эти дефиниции имеют один общий момент: констатацию правовых и политических последствий связи (принадлежности) для индивидов. Исходя из состояния законодательства и юридической науки того времени эти определения были достаточно прогрессивны. Наиболее важным в то время было показать принципиальные особенности советского гражданства, его коренные отличия от гражданства капиталистических государств.

Развитие законодательства и правовой науки вело к поиску новых путей. Количественный и качественный скачок в исследовании понятия гражданства пришелся на 60-70-е гг. Так, Т.Б. Семеснелова определяла гражданство как принадлежность лица к определенному государству, в связи с которым государство налагает на него определенные обязанности, предоставляет права и осуществляет защиту этих прав3. В этом определении остается невыясненным понятие «принадлежность лица государству» и то, вследствие чего такая принадлежность влечет за собой возникновение прав и обязанностей4.

4 стр., 1727 слов

Реферат лица физические юридические лица

... отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юр. лицами. Физическое лицо действует от ... на его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, ... науке выработано обобщающее понятие правосубъектность, которое обозначает возможность юр. лица или физ. лица выступать субъектом, а ... с тем закон (ст.8 ФЗ от 25.06.93 г. «О праве граждан РФ на свободу ...

Серьезный шаг в определении понятия гражданства был сделан А.И. Денисовым, который определял гражданство как «принадлежность лица к государству, выражающаяся в распространении на данное лицо законов этого государства»5. Но и здесь остается неясным механизм такого правового регулирования.

К.Л. Чижов определяет гражданство как особую правовую связь лица с определенным государством, выражающуюся в совокупности его прав и обязанностей по отношению к данному государству6.

В определенном смысле гражданство, разумеется, может рассматриваться и как правовое состояние лица. Представляя собой специфическую правовую связь с государством, гражданство еже тем самым предполагает нахождение лица в определенном правовом состоянии7. Вместе с тем правовое состояние лица — это, хотя и существенный, но не единственный признак, характеризующий взаимоотношения личности и государства. Если свести содержание гражданства исключительно к правовому состоянию лица и одновременно видеть в гражданстве предпосылку, вытекающих для лиц прав и обязанностей, продолжает оставаться невыясненным — как могут правовое состояние или правовое положение лица обуславливать распространение на это лицо каких-либо прав и обязанностей?

С.И. Русинова, например, пишет: «Гражданство является прежде всего объективным правом человека, устанавливающим принадлежность последнего к определенному государству»8.

Представление о гражданстве как об «объективном праве человека» и одновременно как о предпосылке определенных прав человека вряд ли способствует выяснению точного смысла понятия гражданства. Если подчеркивается его объективный характер, то лишается вообще смысла определить гражданство через право, принадлежащее лицу. Права и обязанности в данном случае могут являться только результатом отношения между лицом и государством и не существуют сами по себе.

В это время можно встретить и такие определения как «принадлежность лица к государству»9, «правовое состояние лица»10.

Активизации исследования понятия «гражданство» произошло в конце 70-х гг., чему способствовали принятие Конституции СССР 1977 г. и Закона СССР «О гражданстве» 1978 г.

Тем не менее наиболее распространенным в настоящее время является определение понятия «гражданство», данное еще в 60-е годы, как «установившейся правовой связи лица с государством, определяющую его правовое положение как внутри страны, так и вне ее» и принадлежащее Д.Л. Златопольскому11. При этом Д.Л. Златопольский выделил и характерные признаки устойчивости этой правовой связи. К ним автор отнес неограниченность в пространстве и бессрочность12. В таком виде определение гражданства признается в настоящее время большинством ученых13. По такому же пути пошли и законодатели. Согласно преамбуле Закона РСФСР «О гражданстве РФ» (в ред. ФЗ от 6 февраля 1995 г. N 13-ФЗ) гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

3 стр., 1372 слов

Основания приобретения и утраты гражданства государства

... общего и упрощенного порядка. Это зависит от того какой категории принадлежат данные лица. Таким образом, приобретение гражданства РФ имеет ряд особенностей, которые зависят от способа приобретения гражданства РФ. Основными способами приобретения гражданства являются: приобретение гражданства по ...

Однако, несмотря на привлекательность такой характеристики, она сразу вызвала и продолжает вызывать ряд возражений. Например, А.Я. Берченко не согласен с данной формулировкой потому, что «понимание советского гражданства как юридической связи (отношения) предполагает наличие противостоящих друг другу субъектов: «государства и гражданина»14.

По мнению Н.В. Витрука она является недостаточно полной, так как в ней не отражено главное — «содержание правовой связи с государством»15. Вряд ли можно получить глубокое представление о содержании гражданства из определения его, к примеру, как правовой связи физического лица с определенным государством, выраженной во взаимных правах и обязанностях государства и лица. Анализ определений гражданства, в которых используется формула «правовая связь лица с государством», привел Н.В. Витрука в конечном счете к заключению о том, что гражданство есть не только особая или политико-правовая связь лица и государства, а есть правовая по принадлежности. Здесь Н.В. Витрук объединил два подхода к понятию «гражданство»: «принадлежность лица к государству» и «правовая связь лица с государством» и не включил в определение последствия возникновения этой правовой связи (принадлежности), что является большим плюсом. Достаточно логичным выглядит тезис о том, что в определении понятия «гражданство» нельзя упоминать правовые последствия, т.к. они являются не признаками, а следствием гражданства.

Наконец, 80-е и 90-е годы ознаменовались некоторыми попытками отойти ставшего классическим определением Д.Л. Златопольского, через введение новых понятий, из которых заслуживают внимание определение гражданства Б.С. Эбзеевым, как «социальной, психологической и политико-юридической общности личности и государства»16, а также понятие гражданства как особого, наиболее общего и установленного политико-правового состояния человека, означающего его принадлежность к государству.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя понятие гражданства и закреплено в законодательных актах, дискуссию по нему нельзя считать завершенной.

Институт гражданства базируется на принципах, которые устанавливает прежде всего Конституция РФ и Закон о гражданстве.

Гражданство РФ является единым. Этот принцип закрепляется ст. 6 Конституции РФ. В результате анализа закона РФ о гражданстве Т.Е. Шингирей выделяет следующие моменты, позволяющие, по ее мнению характеризовать принцип российского гражданства:

  • принцип единства находит свое выражение в том, что гражданин РФ одновременно обладает федеральным и республиканским гражданством;
  • определение принадлежности к гражданству конкретной республики связано с фактом постоянного проживания в пределах данной республики;
  • существует определенный примат федерального гражданства.

Который находит свое выражение в том, что гражданин республики, входящей в состав РФ, является одновременно гражданином РФ;

  • данный принцип характеризуется равенством правового положения российских граждан17.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Благодаря данному принципу отсутствует деление граждан на т.н. «природных граждан» и «натурализованных».

10 стр., 4800 слов

Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

... или с восстановлением утраченного российского гражданства лицами, имевшими ранее гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительства в Российскую ... темы выпускной квалификационной работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, показана методологическая основа исследования. В первой главе рассматриваются исторические аспекты развития российского гражданства, ...

Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Это новый в законодательстве принцип.

Важны также принципы сохранения гражданства РФ за пределами России и сохранения его при заключении брака с лицом, не состоящим в российском гражданстве.

Наконец, выделяется принцип защиты и покровительства государством граждан России за границей, означающий прежде всего невозможность их выдачи и высылки. Данный принцип закреплен в ст. 61 Конституции РФ и ст. 5 Закона о гражданстве. Отмечается необходимость устранения расхождения между Конституцией РФ, однозначно отрицающей возможность такой выдачи и Законом о гражданстве, определенным образом ее допускающим.

Помимо вышеперечисленных выделяются и другие принципы гражданства. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин выделяют принцип открытого и свободного гражданства18. Т.Е. Шингарей, однако, отрицает возможность выделения такого принципа, отмечая, что это является его свойством. Так же Т.Е. Шингарей закономерно критикуется выделяемый отдельными авторами принцип «права каждого человека на приобретение и прекращение гражданства РФ», так как данной право не является принципом, а характеризует сущность гражданства как субъективного права19.

(2. Приобретение и прекращение гражданства РФ

Ст. 12 Закона РФ о гражданстве устанавливает, что оно приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Признание гражданства как основание его приобретения — это новелла в российском законодательстве, ранее оно не предусматривалось. При этом, как считают отдельные авторы, отнесение признания к числу оснований возникновения является ошибкой законодателя. Признание, так же как и приобретение являются основанием возникновения гражданства РФ20. В то же время существует и другая точка зрения. Фиксация признания гражданства как основания его приобретения было вызвано особыми обстоятельствами в которых оказались граждане СССР после его распада. Гражданство РФ (как и других союзных республик) за весь период ее пребывания в составе СССР не имело юридического оформления, поэтому после распада СССР появилась необходимость в какой-либо фиксации21.

Признание и принятие различаются тем, что в случае признания не происходит замены одного гражданства другим. Правда, этого не происходит и в случае приема в гражданство апатрида, но, как подчеркивает В.С. Шевцов, в данном случае изменяется само юридическое положение данного лица, возникают правовые связи, которых ранее не было22.

Согласно ст. 13 гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они на заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Необычна для законодательства о гражданстве оговорка о возможности в течении года заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие ее в Законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающих условиям для признания их гражданами РФ, могли быть такие, которые считали себя гражданами других бывших союзных республик в соответствии с Положением о гражданстве СССР 1931 г.

14 стр., 6722 слов

Вопросы территории в международном праве

... государственной территории. Глубинного предела распространения территориального верховенства государства в современном международном праве ... территории, к физическим лицам, имеющим гражданство данного государства и апатридам, постоянно в нем проживающим, к юридическим лицам, зарегистрированным в ... территории государство в силу соглашений, может ограничивать свою юрисдикцию. Так, Соглашение по вопросам ...

Нормы Закона РФ о гражданстве были впоследствии подвергнуты толкованию и уточнению Конституционным Судом РФ, который в своем постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П установил, что лица, которые:

  • родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории РФ;
  • являлись гражданами бывшего СССР;
  • не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ;
  • выехали ранее на постоянное жительство за пределы РФ, но в пределах бывшего СССР;
  • не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР);
  • и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы РФ, должны приобретать гражданство РФ не путем регистрации, а путем признания.

В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны. Приобрели гражданство РФ все лица, отвечающие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона. Заявления о нежелании состоять в гражданстве РФ со стороны лиц, считавших себя гражданами других республик, были единичными.

Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Законодательство разных стран знает два основных принципа приобретения гражданства по рождению: «право крови» и «право почвы». Российское законодательство признает оба этих права, правда в разных соотношениях.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Находящийся на территории РФ ребенок, оба родители которого неизвестны, является гражданином РФ. В случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка может измениться согласно Закону о гражданстве. Ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ (ст. 14-17).

Закон о гражданстве установил и такое новое основание, как приобретение гражданства РФ в порядке регистрации (ст. 18).

Регистрация — это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующие решениям о приеме в гражданство. Введение регистрации было обусловлено обстоятельствами также связанными с распадом СССР, в связи с проживанием многих граждан, считавших себя гражданами России на территории других республик.

7 стр., 3421 слов

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

... через территорию РФ иностранных граждан; рассмотреть ответственность иностранных граждан. Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства. 1.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее ...

Рассмотренные выше основания приобретения гражданства РФ связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются тех или иных форм причастности в настоящем и прошлом к российскому гражданству.

Такое основание как прием в гражданство не связано с подобного рода условиями. Этим правом может воспользоваться любое лицо. отвечающее общепринятым и закрепленным в законе требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, срок постоянного проживания в РФ. Обычный срок постоянного проживания установлен в пять лет или три года непрерывно. Для беженцев он сокращается вдвое.

Необычным способом приобретения гражданства является восстановление в гражданстве РФ (ст. 20), для лиц, по каким-то причинам его утратившим. История знает случае массового восстановления в гражданстве, обычно связанного с какими-то крупными международными событиями. Так, например, было в СССР в 1946-47 гг.

Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).

Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим законом, относятся: усыновление, опекунство, предоставление почетного гражданства и др.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Ст. 22 устанавливает прекращение гражданства РФ: a) вследствие выхода из гражданства; б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Действующее законодательство не предусматривает возможности лишения гражданства РФ, что было характерно для законодательства советского периода. Так, уже первый декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий граждан. находящихся за границей» предусматривал лишение советского гражданства для граждан более пяти лет находившихся за границей и не заявивших о своем желании получить советское гражданство, выехавших после 7 ноября 1917 г. самовольно, добровольно служивших в белогвардейских армиях и контрреволюционных организация и т.д.

Главное основание прекращения гражданства РФ — выход из гражданства. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции РФ. Закон о гражданстве предусматривает две формы выхода из него: по ходатайству и в порядке регистрации. Упрощенный порядок выхода предусмотрен для лиц, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Закон о гражданстве предусматривает и основания, препятствующие возможности выхода из гражданства РФ. В основном они связаны с наличием у гражданина РФ каких-либо невыполненных обязательств на территории РФ или с совершением им уголовного преступления.

2 стр., 930 слов

Некоторые вопросы международного частного права

... в арбитражном соглашении представлен сторонами, имеющими различную государственную принадлежность, вопрос надлежащей правосубъектности сторон будет регулироваться в соответствии с применимым национальным правом. На основании ... этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме ...

Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство. Такая отмена возможна в случае предоставления гражданином при приобретении гражданства заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

(3. Производство по делам о гражданстве.

Органы, уполномоченные рассматривать

дела о гражданстве РФ

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения гражданства РФ связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве. На его основе принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. N 2299).

В это Положении подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон о гражданстве также предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и определяет полномочия этих органов.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства.

Конституция РФ устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89).

В соответствии со ст. 33 Закона о гражданстве Президент РФ принимает решения по вопросам: а) приема в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; б) восстановления в гражданстве РФ лиц; в) разрешения на выход из гражданства РФ лиц; г) разрешения гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; д) отмены решения о приеме в гражданство РФ; е) предоставления почетного гражданства РФ. По этим вопросам Президент РФ издает указы.

Среди других органов, занимающихся вопросами гражданства в РФ, закон отмечает Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ действует на основе Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г.

В соответствии с п. 1 этого Положения Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, разрабатывающим для главы государства предложения по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища. Основными задачами Комиссии являются: информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища; подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем; подготовка Президенту РФ предложений, направленных на содействие проведению единой государственной политики в области гражданства РФ (п. 3. Положения).

В соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия рассматривает вопросы о приобретении и прекращении гражданства РФ, приобретении двойного гражданства, предоставлении почетного гражданства и т.д. Председатель Комиссии и ее состав утверждаются Президентом РФ. Председатель Комиссии и ее состав утверждаются Президентом РФ (п.7).

В Администрации Президента РФ кроме того в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства. Его правовой статус определяется Положением об Управлении Президента РФ по вопросам гражданства от 24 апреля 1998 г. № 449. В соответствии с этим Положением Основными функциями Управления являются: организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища; подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища; обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ; подготовка по поручению Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища (п. 3).

11 стр., 5460 слов

Актуальные вопросы соучастия в уголовном праве

... квалификации преступлений, совершенных в соучастии, определяются как одни из наиболее сложных проблем, выражающие вопросы уголовно-правовой оценки совместной преступной деятельности. Следовательно, актуальным остаётся вопрос о соучастии в преступлениях, предполагающий вычленение проблемы соучастия из многочисленных значимых вопросов ...

Оперативное руководство Управлением осуществляет по поручению Руководителя Администрации Президента РФ первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ (п. 7).

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся: Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. В их полномочия входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и предоставленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства РФ.

Как уже указывалось выше вопросы установления, приобретения и прекращения гражданства РФ определяются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В соответствии с п. 1 этого Положения для решения всех этих вопросов дееспособными лицами подаются заявления и ходатайства. В случаях, когда приобретение или прекращение гражданства РФ оформляется в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), подаются заявления. В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляются ходатайства (п. 4).

Решения вопросов о регистрации гражданства принимают соответствующие органы внутренних дел или МИД РФ, дипломатические и консульские учреждения. Они оформляются заключением или представлением и рассматриваются не более шести месяцев.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, решения принимает Президент РФ и оформляет их Указами. Срок рассмотрения ходатайств по этим вопросам не более девяти месяцев.

Приобретение гражданства является государственно-правовым отношением российского гражданства. Как подчеркивает А.В. Мещеряков, это особое, сложное государственно-правовое отношение, служащее фундаментом многих других правоотношений23. Субъектами правоотношений в данном случае выступают Президент РФ и должностные лица с одной стороны, и иностранец или лицо без гражданства — с другой стороны. Основным условием возникновения правоотношения является подача ходатайства. На этой стадии правоотношение может быть либо прекращено, либо перерасти в качественно новую форму — общее, длящееся правоотношение граждан РФ.

42 стр., 20517 слов

Субъекты трудового права (3)

... Целью данной работы является определение участников общественных отношений в сфере труда, рассмотрение работника и работодателя как основных субъектов трудового права, а также, рассмотрение участников иных непосредственно связанных с трудовыми отношений, как субъектов трудового права. Для ...

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел или в дипломатическое представительство и консульское учреждение (ст. 37 Закона о гражданстве).

При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом РФ. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом РФ.

Орган внутренних дел РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства РФ свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление. Заключения и представления по вопросам гражданства РФ и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ (ст. 40).

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ (ст. 42).

Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории РФ, возлагается на Министерство внутренних дел РФ и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами РФ, на Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство РФ, органами внутренних дел РФ выдаются удостоверения личности гражданина РФ, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ — паспорта гражданина РФ. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству РФ. Проживающим на территории РФ лицам, у которых гражданство РФ прекращено и которые при этом не состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних дел РФ выдаются виды на жительство для лиц без гражданства (ст. 44).

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В данной курсовой работе были затронуты только основные вопросы и проблемы, связанные с функционированием института гражданства на современном этапе. Безусловно, этот вопрос может быть темой для написания дипломной и даже диссертационной работы. Здесь же основные проблемы были изложены достаточно кратко. Тем не менее проделанная работа позволяет сделать некоторые выводы.

Важнейшей проблемой на современном этапе является проблема категории лиц, называемых «соотечественниками», т.е. граждан бывшего СССР, принадлежащих к русскому или одному из других основных народов РФ, оказавшихся сейчас на территории других стран, и не признанных в силу местного законодательства гражданами страны проживания. По данным МИД РФ за пределами РФ в настоящее время проживают 25 млн. русских и 4 млн. представителей других коренных народностей РФ. При этом 70 % из них не имеют российского гражданства24. В особенности серьезное положение сложилось в Латвии и Эстонии, принявших наиболее дискриминационные законы о гражданстве. На недопустимость подобного положения уже неоднократно указывалось этим странам не только Россией, но и международными организациями, в т.ч. и Советом Европы, однако решения проблемы пока не видно. Между тем законодательство этих стран входит с противоречие со многими нормами международного законодательства, в том числе с Всеобщей Декларацией прав человека, ст. 15 которой гласит: каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Важное значение на современном этапе приобретают проблемы гражданства, связанные с государственной безопасностью РФ. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за ее пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер. При этом неоднозначность ряда положений российского законодательства, регламентирующего вопросы населения и порядок изменения оказывает отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Одним из таких проявлений является использование каналов выезда российских граждан на постоянное место жительства иностранными спецслужбами, международными корпорациями, частными фирмами и др., в интересах сбора конфиденциальной информации в политической и других сферах. В силу этого необходимой является разработка способов правового воздействия на процессы внешней миграции с целью защиты национальных интересов.

Другим проявлением является свободный въезд на территорию РФ на постоянное место жительства лиц с преступным прошлым, замешанных в деятельности различных международных террористических организаций с целью скрыться от правосудия своих стран или продолжения своей деятельности на территории РФ. В связи с этим необходима более тщательная проверка всех лиц, пытающихся получить гражданство РФ. Отдельные авторы предлагают внести в связи с этим изменения в закон РФ «О гражданстве», чтобы предусмотреть в нем отказ в приеме в гражданство РФ лицам, которые могут нанести ущерб национальной безопасности государства или связаны с террористической деятельностью25.

В целом необходимо отметить, что проблема гражданства в настоящее время является одной из самых актуальных. Этим можно объяснить достаточно значительное число посвященных данной теме работ, вышедших в последнее время. Причины такого положения были уже мною изложены выше. Более комплексная оценка выявленных проблем требует дополнительных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-rossiyskogo-grajdanstva/

Конституция РФ.ФРФHA

Закон РФ «О гражданстве в РФ»

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ

Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ

Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента РФ

Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999.

Курс советского государственного права, т. 1, М., 1960

Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961

Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государство и право. М., 1957

Советское государство и право. М., 1958

Международное право. М., 1957

Мещеряков А.В. Развитие теории советского гражданства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук Саратов, 1985

Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997

Турубинер А.М. Гражданство. Энциклопедия государства и права, т. 1, М., 1926

Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР, М., 1960

Русинова С.И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Известия ВУЗов. Правоведение, 1962, № 4

Берченко А.Я. Вопросы советского гражданства / Торжество ленинской национальной политики. М., 1963

Шевцов В.С. Советское гражданство. М., 1965

Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1966

Матенко А.Х. Основные институты государственного права в европейских странах народной демократии. М., 1964

Эбззев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. М., 1990

Дипломатический словарь, т.1, М., 1960

Белая книга российских спецслужб. М., 1995.

1 Кишкин С.С. Советское гражданство. 2 Турубинер А.М. Гражданство. Энциклопедия государства и права, т. 1, М., 1926, с. 726. 3 Дипломатический словарь, т.1, М., 1960, с. 405. 4 Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государство и право. М., 1957, с. 137. 5 Советское государство и право. М., 1958, с. 123. 6 Международное право. М., 1957, с. 139. 7 Курс советского государственного права, т. 1, М., 1960, с. 458. 8 Русинова С.И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Известия ВУЗов. Правоведение, 1962, № 4, с. 46. 9 Матенко А.Х. Основные институты государственного права в европейских странах народной демократии. М., 1964, с. 171. 10 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961, с. 458. 11 Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР, М., 1960, с. 245. 12 Там же, с. 246. 13 Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997, с. 8. 14 Берченко А.Я. Вопросы советского гражданства / Торжество ленинской национальной политики. М., 1963, с. 279. 15 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1966, с. 48. 16 Эбззев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. М., 1990, с. 54. 17 Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997, с. 11. 18 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999, с. 165 19 Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997, с. 10. 20 Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997, с. 16. 21 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999, с. 170. 22 Шевцов В.С. Советское гражданство. М., 1965, с. 22. 23 Мещеряков А.В. Развитие теории советского гражданства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук Саратов, 1985, с. 12. 24 Белая книга российских спецслужб. М., 1995, с. 253. 25 Шингирей Т.Е. Институт гражданства РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997, с. 17. 13 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.