Равноправие субъектов Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 года является правым базисом для выстраивания в нашей стране всей системы федеративных отношений. Основной закон содержит значительное количество положений, регулирующих федеративные и непосредственно связанные с ними отношения. По тому, каким актом закрепляются основы федеративного устройства, выделяются конституционные и договорные федерации. Россия является конституционной федерацией.

Конституции РФ

Цель данной работы — на основе исследования современного состояния конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации разработать рекомендации и предложения по восполнению пробелов в законодательстве, ликвидации противоречий.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • исследовать понятие субъекта Российской Федерации;
  • рассмотреть виды субъектов РФ;
  • изучить конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации;
  • выявить особенности конституционно-правового статуса республик, автономных образований;
  • исследовать конституционные основы равноправия субъектов Российской Федерации;
  • выработать и обосновать предложения по совершенствованию федерального законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством Российской Федерации.

Предметом исследования выступают государственно-территориальное устройство Российской Федерации, конституционно-правовой статус субъектов РФ, принцип равноправия субъектов РФ.

Методологию исследования составили материалистическая диалектика, исторический и системный подходы, анализ и обобщение действующего законодательства Российской Федерации, научной и периодической литературы по проблеме, индукция и дедукция, иные методы познания.

С. А. Авакьяна

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации » , Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г.

8 стр., 3501 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... гражданства. Сегодня мы приступаем к рассмотрению коллективных субъектов административного права. Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно ...

N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края», Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П 2 «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области», Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII), Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.), Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 г.

Практическая значимость проведенного исследования: полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки практических мер по устранению противоречий в законодательстве, материалы курсовой работы могут быть использованы при изучении дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» .

Глава I. Понятие и виды субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

1.1 Понятие субъекта РФ в конституционно-правовом аспекте

Российская Федерация — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, образованные по национальному, территориальному, национально-территориальному признаку.

Баглай М. В., Е. В. Конституционное, С. В. Конституционное, С. М. Журнал

Субъекты Российской Федерации:

  • являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии;
  • равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

Конституции РФ

от 06.10.1999

  • статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта;

— не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено федеральным законом. Государственность субъектов РФ должна отвечать критериям демократического федеративного правового социального светского государства с республиканской формой правления, опираться на принцип единства системы государственной власти, осуществляться на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

  • на все субъекты РФ распространяется принцип территориальной целостности;
  • самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы;

Конституции РФ, Конституции РФ

в Парламенте РФ

5 стр., 2247 слов

Органы исполнительной власти как субъекты административного права (2)

... пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными); - органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и ...

— вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». .

Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Субъекты РФ вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел).

МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ).

Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация об их деятельности должна представляться органам РФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ в суде Часть 1 статьи 1, часть 1,2 статьи 4, статьи 7,10,12 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» . .

Конституции РФ

  • имеют свою символику — герб и флаг, редко — гимн, имеют столицы (административные центры).

Конституция РФ

Таким образом, автор курсовой работы пришел к выводу, что субъект РФ — это государственное образование, входящее в состав Российской Федерации, обладающее на своей территории (по Конституции и/или договору, иному НПА) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Федерации, являющееся участником федеративных правоотношений.

1.2 Виды субъектов РФ

Конституции РФ, Конституции РФ

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

8 стр., 3534 слов

История Российской Конституции

... Социалистической Республики 1925 г., Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 г., Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 года. 1. Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 годов 1 Процесс становления Конституции РСФСР 1918 года Первая Российская Конституция была принята на ...

  • равноправие субъект правовой статус Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Названия субъектов Федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского Часть 2 статьи 1 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 г. автономного округа прямо закреплено, что данный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев.

Конституции РФ Статьи

Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счёт интеграции в состав России иного государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края); за счёт образования в её составе нового субъекта (путём объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований) Статьи 4, 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». .

в Конституции РФ

Таким образом, видами субъектов РФ являются:

  • республика;
  • край;
  • область;
  • город федерального значения;
  • автономная область;
  • автономный округ.

Исследовав понятие и виды субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте, автор курсовой работы пришел к следующим выводам:

1) субъект РФ — это государственное образование, входящее в состав Российской Федерации, обладающее на своей территории (по Конституции и/или договору, иному НПА) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Федерации, являющееся участником федеративных правоотношений;

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... РФ наделены органы законодательной власти субъектов РФ (ч.2 ст. 125). В статье 136 Конституции России право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. ...

2) виды субъектов Российской Федерации — республики (национальные государственные образования), края, области, города федерального значения (территориальные образования), автономная область, автономные округа (национально-территориальные образования).

Глава II. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

2.1 Особенности конституционно-правового статуса республик

Н. А. Категория

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством Федерации и субъекта Федерации.

Конституции РФ, Конституцией РФ

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика.

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, тогда как Республика Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв.км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на место республик в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ Козлова Е. И, Кутафин О. Е. / Конституционное право России, — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2008. — С. 153. .

Республики в составе Российской Федерации имеют общие признаки с другими субъектами РФ. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.

Конституции РФ, Конституции РФ Часть, Конституции РФ, Законом РТ

Исследовав конституционно — правовой статус республик, автор курсовой работы пришел к выводу, что в конституционно-правовом статусе республик имеется ряд особенностей: республики в составе России являются государствами, но власть в этих государствах не является суверенной, конституция республики может быть принята и на референдуме данного субъекта РФ, республики имеют право устанавливать свои государственные языки, республика в составе РФ имеет свое гражданство, однако гражданство в РФ относится к исключительному ведению Федерации, следственно и правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация. 2.2 Особенности конституционно-правового статуса автономных образований

Конституционное право России

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа.

Прежде Еврейская автономная область входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». .

4 стр., 1792 слов

Конституция Австрийской республики

... конституционного закона от 1920 года: «Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Австрия является федеративным государством. Столицей Федерации и местом нахождения верховных органов Федерации ... управления на всех уровнях (ст.94) Шестой раздел. Гарантии соблюдения Конституции и законности управления. Обеспечение законности всего государственного управления возла­гается ...

Конституции РФ, Конституции РФ, А. С. Особенности

Данный факт позволяет говорить о неравноправии субъектов, которое выражается в особенностях конституционно-правового статуса некоторых субъектов.

из Конституции РФ

Тем не менее, подобное правовое положение округа вызывает ряд конституционных коллизий. Конституционный Суд РФ в специальном постановлении Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П 2 «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области». от 14 июля 1997 г. признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область, и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. Конституционный Суд РФ также указал, что равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.

В связи с «вхождением» автономного округа в состав края (области) взаимоотношения данного края (области) и входящего в его состав автономного округа отличаются от отношений других субъектов Федерации: обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Конституции РФ

2.3 Конституционно-правовые основы равноправия субъектов Российской Федерации

Додонов В. Н., Конституции РФ, Конституция РФ, Конституции РФ, Конституции РФ

от 31.05.2002

Конституции РФ, Конституции РФ, Конституции РФ

Конституционно-правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво: с одной стороны, они являются самостоятельными и равноправными, с другой — они одновременно «входят» в состав другого субъекта Российской Федерации, из чего следует, что свои действия и планы автономные округа должны согласовывать с субъектом, в состав которого они входят. Данное положение нарушает принцип равноправия субъектов РФ.

Таким образом, проанализировав конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, автор курсовой работы пришел к выводу, что субъекты Российской Федерации не являются равноправными:

Конституция РФ, Конституции РФ, Конституция РФ

от 31.05.2002

4 стр., 1569 слов

Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов ...

... конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение ... конституций (уставов) субъектов РФ. В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов. Цель данной работы - выявить и проанализировать в ходе исследования общие и различные признаки Конституции РФ и уставов субъектов РФ, ...

5. Республика Татарстан по Договору от 15 февраля 1994 года получила право устанавливать порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы. Тем самым нарушается принцип равноправия граждан, одни из которых должны нести военную службу в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а другие — альтернативную гражданскую службу на основании республиканских правил;

Конституции РФ, Конституции РФ