Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях перехода к рыночным отношениям, коренных социально-экономических и политико-правовых изменений проблема борьбы с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях приняла общественно-экономическое значение и стала представлять одну из наиболее актуальных проблем современной науки уголовного права России.

Анализ научно-правовых споров на тему противодействия преступлениям, совершаемым в указанной сфере, показывает, что, во-первых, до настоящего времени нет единого мнения по вопросу обоснованности существования гл. 23 УК РФ, во-вторых, до сих пор не выработаны основные направления борьбы с преступлениями, посягающими на интересы службы в коммерческих и иных организациях, в-третьих, имеются серьезные законодательные недоработки в конструировании уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за эти преступления.

По официальным данным, в Российской Федерации в 2013 г. было зарегистрировано 3 663 преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что на 44,7% больше аналогичного показателя за 2012 год (2532 преступления).

Целью исследования является анализ законодательства и сложившейся практики, касающихся вопросов привлечения к ответственности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

  • определить особенности квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст.201 и 202 УК РФ);

проанализировать превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);

раскрыть особенности квалификации коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ).

1. Особенности квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст. 201 и 202 УК РФ)

коммерческий подкуп преступление законодательство

Злоупотребление полномочиями — одно из наиболее распространенных преступлений против интересов коммерческих и иных организаций. При этом многие организации пользуются своим правом на отказ от уголовного преследования обидчика. Но бывает, что правоохранительные органы неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела.

14 стр., 6836 слов

Организация службы на судах морского транспорта

... судне, так во время исполнения служебных обязанностей на берегу. Нарушение требований устава влечет дисциплинарную или иную установленную законом ответственность. Устав определяет основы организации службы ... пожарной безопасности, санитарные правила, правила охраны окружающей среды, пограничные и таможенные правила, положения Устава. * Любое лицо на судне, использующее судовые технические средства ...

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 201 и 202 УК РФ, включает следующие признаки: использование лицом полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации (или вопреки задачам своей деятельности); причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; причинную связь между использованием полномочий и наступившими последствиями.

Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам или вопреки задачам своей деятельности — это деяние, которое может быть совершено как в форме действия, так и бездействия. Исходя из названия преступления и его описания следует, что уголовная ответственность может наступать только за использование конкретных полномочий, которыми наделяется лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Поэтому в каждом случае уголовного преследования за названное преступление должно быть установлено, какими полномочиями было наделено лицо, какие из этих полномочий были им осуществлены. Следовательно, использование возможностей, обусловленных значимостью занимаемой должности, дружеских отношений, сложившихся между управленцами организаций, и т.д. не образует состава данного преступления. Таким образом, диспозиция уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 201 и 202 УК РФ, является бланкетной, и отсылает к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность коммерческих и иных организаций, частных нотариусов и частных аудиторов.

Любое лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, для осуществления возложенных на него функций наделяется соответствующим полномочиями. Однако в данном случае предоставленные полномочия должны быть использованы вопреки законным интересам организации. Наряду с другими признаками состава такая реализация полномочий является свидетельством преступности совершенного деяния. Данный признак означает, что использование полномочий не отвечает требованиям правовых норм, на основе которых должна осуществляться деятельность организации. Например, одной из разновидностей некоммерческих организаций является фонд, который учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, должно использоваться для целей, определенных уставом фонда. Таким образом, злоупотребление полномочиями руководителем фонда может выразиться, например, в незаконном предоставлении помещений, принадлежащих фонду, родственникам для осуществления предпринимательской деятельности, в использовании денежных средств фонда на цели, не предусмотренные уставом, и т.д. К числу других разновидностей злоупотребления полномочиями, встречающихся на практике, в частности, относятся: использование транспортных средств и работников организации в личных целях, например, при строительстве и ремонте жилых домов; заключение договора на ремонт служебных помещений с организациями, возглавляемыми родственниками или знакомыми, по завышенным расценкам за произведенные работы; выделение комнаты в общежитии коммерческой организации лицам, не имеющим на это права; нарушение налоговой дисциплины; заключение невыгодных для организации договоров купли-продажи и т.д.

5 стр., 2324 слов

Эколого-экономическое обоснование организации использования земель ...

... использованием (группировку рабочих участков); устройство территории сельскохозяйственных земель; оценку экономической и экологической эффективности организации использования земель. Для оптимизации использования загрязненных радионуклидами земель ... Методы исследования При разработке вопросов обоснования организации использования сельскохозяйственных земель в условиях радиоактивного загрязнения ...

В статье 1 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — Основы) закрепляется, что нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, и указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства характеризует последствия и является обязательным признаком объективной стороны злоупотребления полномочиями.

Это оценочное понятие, которое не имеет легального толкования. Существенность вреда должна быть установлена и подтверждена доказательствами правоприменителем в каждом конкретном случае. При привлечении к уголовной ответственности недопустимо ограничиваться общей формулировкой о том, что использование полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинило существенный вред интересам граждан, организаций, общества или государства. Данное последствие должно быть конкретизировано, т.е. указано, в чем оно проявилось.

Существенный вред может быть, как материальным, так и нематериальным. Исходя из этого существенный вред может выражаться в нарушении прав и свобод юридических и физических лиц (в том числе работников организации), гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ; подрыве деловой репутации организации; создании серьезных помех и сбоев в ее работе (например, выразившихся в необходимости сокращения производства продукции); причинении значительного имущественного ущерба и т.д. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Такой вред может быть причинен интересам граждан (в том числе работников организации), организаций (в том числе той, в которой работает лицо), общества или государства. При привлечении к уголовной ответственности важно установить конкретного адресата, которому был причинен вред (гражданин или какая-либо организация и т.д.).

Таким образом, необходимо выяснять и указывать в процессуальных документах, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены, и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, нарушением своих служебных полномочий.

3 стр., 1202 слов

Организация лекарственного обеспечения граждан, имеющих право ...

... разграничения полномочий» субъектам Российской Федерации переданы полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку необходимых лекарственных средств для отдельных категорий граждан при предоставлении государственной социальной помощи и организацию лекарственного обеспечения. Кроме ...

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 201 и 202 УК РФ является специальным. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ может являться только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Его определение содержится в примечании 1 к ст. 201 УК РФ. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ, являются частные нотариусы и частные аудиторы.

2. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления деятельности частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника. Дополнительным объектом могут быть интересы граждан, организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) совершением действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности; 2) наступлением последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинной связью между указанными действиями и наступившими последствиями.

Для того чтобы выяснить, были ли превышены полномочия, необходимо обратиться к Закону РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 2487-1).

В статье 1 Закона № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Таким образом, на право осуществления данной деятельности все-таки требуется разрешение (лицензия), но порядок ее получения регламентирован ст. ст. 6, 11.2, 11.3 Закона № 2487-1 и другими нормативными правовыми актами.

Законодатель сферу действия указанной уголовно-правовой нормы не ограничивает только случаями превышения полномочий, связанного с применением насилия или с угрозой его применения. Следовательно, в настоящее время названные нарушения требований Закона № 2487-1 могут представлять собой конкретные разновидности превышения полномочий (например, осуществление частным детективом, выдающим себя за сотрудника правоохранительных органов, оперативно-розыскных действий, отнесенных законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено).

Следует учитывать, что в ст. 20.16 КоАП РФ предусматривается ответственность за незаконное осуществление частной охранной или частной детективной (сыскной) деятельности, например, за оказание соответствующих услуг, не предусмотренных законом или с нарушением установленных им требований. Однако в данном случае не предполагается наступление последствий, указанных в ч. 1 ст. 203 УК РФ.

10 стр., 4861 слов

Профессиональные риски в трудовой деятельности организации (на ...

... риска и сущность профессионального риска. 2. Рассмотрел различные способы и методы управления профессиональными рисками. профессиональный риск трудовой сотрудник Раздел 2. Профессиональные риски в трудовой деятельности организации ... Теоретические основы исследования профессионального риска в трудовой деятельности организации 1.1 Понятие профессионального риска Существование и развитие современного ...

В литературе отмечается, что в отношении толкования признака превышения полномочий в судебно-следственной практике складывается парадоксальная ситуация, т.к. для ст. 203 УК РФ правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо своими действиями нарушило законодательство Российской Федерации, регламентирующее осуществление частной охранной и детективной деятельности. В то же время для ст. 286 УК РФ правоприменителю необходимо доказать, что должностное лицо совершило действия, которые очевидно, несомненно для виновного и для всех окружающих не соответствовали установленным должностным полномочиям.

В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» определено, что «превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать».

К сожалению, в настоящее время отсутствуют специальные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации для дефиниции превышения полномочий применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ. Однако для уяснения смысла уголовно-правовой нормы ст. 203 УК РФ представляется правильным исходить из систематического способа толкования нормы. Согласно правилам систематического толкования, если определение содержится в нормах определенного института, то бесспорно его отношение ко всем нормам соответствующего института. Поскольку в судебно-следственной практике наработан опыт применения признака «превышение полномочий» в отношении должностных лиц, будет совершенно оправданно использовать действующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и для детективов или работников частной охранной организации, которые превышают свои полномочия.

Субъектами рассматриваемого преступления могут быть частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника.

Частным детективом признается гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий соответствующие услуги. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается (ст. 4 Закона № 2487-1).

3 стр., 1326 слов

Государственная регистрация коммерческих организаций

... порядок государственной регистрации кредитных организаций как специфичного вида коммерческих организаций; исследовать основания отказа в государственной регистрации коммерческих организаций и ответственность регистрирующего органа за неправомерные действия. В работе проанализированы положения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ...

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел сроком на пять лет. Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива (ст. 6 Закона № 2487-1).

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника (ст. 11.1 Закона № 2487-1).

Кроме того, обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел (ст. 12 Закона № 2487-1).

3. Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Особенности квалификации

Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует сформулировать как совокупность общественных отношений, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в коммерческих и иных организациях, осуществляющих экономическую деятельность, связанных с получением вознаграждения за осуществление данной деятельности.

Помимо объекта преступления важное квалифицирующее значение для преступления, закрепленного в ст. 204 УК РФ, имеет предмет преступления.

Содержание предмета коммерческого подкупа имеет важное теоретическое и практическое значение. Уголовный закон говорит о получении «денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера». Таким образом, в законе конкретизирован предмет этого преступления и отчетливо подчеркнут его имущественный характер. УК РФ воспринял преобладающую в теории уголовного права и судебной практике позицию, согласно которой предмет коммерческого подкупа должен представлять собой определенную имущественную характеристику.

В литературе отмечается, что деньги выступают в качестве предмета коммерческого подкупа в 48 % случаев, ценные бумаги — в 8 %, иное имущество — в 12 %, не взимание оплаты за оказанные услуги имущественного характера — в 23 % и предоставление иных выгод имущественного характера — в 9 % случаев.

Объективной стороной коммерческого подкупа, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ, является незаконная передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой, общественной или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера взамен выполнения подкупаемым в связи с занимаемым им служебным положением в указанных организациях определенных действий (бездействия) в пользу дающего. Исходя из данного определения объективной стороны состава преступления, закрепленного в ч. 1 ст. 204 УК РФ, следует вывод, что данный состав преступления является по своей конструкции формальным, так как законодатель не указал на наступление каких-либо последствий как обязательный признак.

4 стр., 1537 слов

Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций

... ликвидации коммерческой организации Статья 65 ГК рассматривает несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации коммерческой организации (юридического лица). Коммерческая организация может быть признана несостоятельной (банкротом) в принудительном порядке ... ФЗ «О банках и банковской деятельности « 4. Федеральный закон № 4015−1- ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» 5. ...

Диспозиция рассматриваемой нормы, сформулирована законодателем в виде описания двух альтернативных действий: передачи имущества и оказания услуг имущественного характера.

В науке уголовного права и судебной практике (постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе») принято полагать, что моментом окончания преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ, является принятие хотя бы части предмета подкупа или начало пользования услугами. Действия лица, предоставляющего предмет коммерческого подкупа вне зависимости от вида деяния, являются самостоятельными только до момента согласия получателя принять соответствующие выгоды. Поэтому для того, чтобы состоялся фактический переход имущества или произошло пользование услугами необходимо согласие получателя. Наличие согласия получателя указывает на обязательную договорную основу деяний подкупаемого и подкупающего и данный договор может быть реализован только при определенном волеизъявлении подкупаемого. Рассматриваемая нами норма именуется как подкуп, то есть склонение одним лицом другого к чему-либо. В этом случае цель возможно рассматривать как достигнутую, когда склоняемый согласиться с предложением склоняющего.

Согласие подкупаемого принять незаконное вознаграждение по свойствам объективной стороны коммерческого подкупа не может рассматриваться как момент окончания преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ.

После получения согласия подкупаемого принять имущество или услуги подкупающий предоставляет подкупаемому данное имущество или услуги имущественного или неимущественного характера. При этом фактическое пользование им предоставленными ему услугами зависит от сознания и воли самого управленца. В случае если замысел управленца получить незаконное вознаграждение не меняется, то, реализуя свои интеллектуально-волевые усилия подкупаемый фактически обращает предоставленное ему имущество или пользуется услугами, то есть подкупаемый объективно совершает определенные деяния в отношении предмета подкупа.

В этой связи представляется обоснованным толкование момента окончания передачи предмета коммерческого подкупа, изложенного в п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому коммерческий подкуп «считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей».

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за описанные нами деяния законодатель назвал незаконность передачи имущества и оказания услуг. Это один из наиболее сложных вопросов применительно к коммерческому подкупу. Дело в том, что для государственных и муниципальных служащих имеется прямой запрет, на получение ими какого-либо стороннего материального вознаграждения в связи с занимаемой должностью или выполнением служебных обязанностей (исключение составляют обычные подарки в соответствии со ст. 575 ГК РФ).

8 стр., 3587 слов

Институт соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации

... темы курсовой работы по курсу «Уголовное право Российской Федерации». Цель курсовой работы - изучение института соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации. Вышеуказанная цель обусловила решение следующих исследовательских задач: рассмотреть понятие и признаки института соучастия в преступлении в российском ...

Для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, подобных нормативных актов общего характера не существует.

Управленческие функции могут выполняться в коммерческих или иных некоммерческих организациях постоянно, временно или по специальному полномочию. Исполнение указанных функций на постоянной основе означает, что они входят в сферу прямых обязанностей лица, занимающего какой-либо пост в организации. Указанные обязанности и соответствующие им правомочия закрепляются в учредительных документах организации и являются обязательными для какой-либо должности в этой организации.

Временное исполнение рассмотренных обязанностей и осуществление их по специальному полномочию требует соблюдения определенного порядка возложения на лицо этих обязанностей. Отсутствие этого должно исключать ответственность за эти преступления.

Под специальным полномочием следует понимать предоставление лицу права без занятия должности совершать действия организационно- распорядительного или административно-хозяйственного характера в целях исполнения разовых, временных поручений на основе специального правового акта. Таким образом «специальное полномочие» характеризуется следующими признаками: а) для выполнения указанных функций не требуется замещения должности; б) специальные полномочия регламентируются имеющим юридическую силу актом (законом, приказом, положением, доверенностью); в) специальные полномочия имеют разовый или краткосрочный характер. В юридической литературе предлагается под допустимым основанием признавать наличие специальных полномочий у лица в случае устного распоряжения без его письменного оформления. Однако нам представляется данная позиция допустимой только в исключительных случаях, когда требуется немедленное наделение лица соответствующими полномочиями в связи с какими-либо событиями представляющих исключительную значимость для интересов организации. При этом следует отметить, что полномочия данного лица должны быть подтверждены документально в максимально короткий срок.

Незаконная деятельность составляют те деяния, которые прямо запрещены либо недопустимы в рамках осуществления управленческой деятельности в коммерческой или иной организации. Таковыми следует признавать выдачу коммерческой тайны, предоставление кредита при отсутствии гарантии его возвращения, заключение заведомо невыгодного контракта и т.д. Так, М. Был осужден за передачу предмета коммерческого подкупа К., который являлся заместителем директора коммерческого банка «Челбанк». М. будучи предпринимателем нуждался в кредите и имел намерение получить льготный кредит в «Челбанке». Для достижения поставленной цели им были переданы К. 25 тыс. долларов США, в связи с тем, что в служебные обязанности К. вменялось принятие решения о выделении кредитов, в том числе и льготных.

Одним из наиболее важных для квалификации и вместе с тем достаточно спорным в теоретическом плане по-прежнему остается вопрос о том, обязателен ли признак обусловленности действий (бездействия) лица, осуществляющего управленческие полномочия, подкупом или же для состава коммерческого подкупа такой обусловленности не требуется. В этой связи нуждается в оценке и другой вопрос, о правомерности одинаковой квалификации «взятки-подкупа» и «взятки-вознаграждения».

9 стр., 4025 слов

Основные направления деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации

... Прокуратуру Российской Федерации, ее систему, а также изучить основные функции Прокуратуры РФ Сформулированная цель предполагает решение следующих задач: дать характеристику Прокуратуре РФ (понятие о ее деятельности); выяснить принципы организации ее деятельности; ... предписаний. Основополагающим направлением деятельности прокуратуры была надзорная. ... тяжести совершенного преступления. 4. Законные ...

По этому поводу в теории уголовного права высказаны противоположные точки зрения. Часть ученых, утверждает, что получение предмета коммерческого подкупа имеет место как при наличии обусловленности действий подкупаемого взяткой, так и при её отсутствии, когда имеется соглашение о даче-получении взятки и когда его нет. В обоснование этого приводятся примерно сходные аргументы: УК РФ не содержит указаний на обусловленность взяткой действий (бездействия) лица, осуществляющего управленческие полномочия, а также не разграничивает предмет коммерческого подкупа на «подкуп» и «вознаграждение».

Важным для квалификации вопросом, является вопрос об отнесении к незаконным действиям или бездействию управленца общего покровительства или попустительства по службе. Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 204 УК РФ, следует сделать вывод о том, что общее покровительство и попустительство по службе не могут входить в незаконную деятельность управленца. Соответственно подкуп лица за указанные деяния не образует состава коммерческого подкупа. В литературе предлагается данную ситуацию квалифицировать как злоупотребление управленческими полномочиями.

К субъективным признакам состава преступления относятся субъективная сторона преступления и субъект преступления.

Субъект получения взятки при коммерческом подкупе специальный. Специфика признаков специального субъекта выражается в том, что они выступают конструктивным признаком состава преступления, без которых данный состав отсутствует. Это означает, что помимо признаков общего субъекта должны присутствовать дополнительные, специальные признаки, которые для данного состава являются обязательными. Здесь следует заметить, что данные признаки характеризуют только исполнителя преступления. Специальными признаками субъекта преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, являются признаки лица, выполняющего управленческие обязанности в коммерческой или иной некоммерческой организации. Таким образом, субъектом рассматриваемого преступления может быть только управленец.

Так, по одному из дел, рассмотренных Верховным Судом РФ, было высказано несогласие с доводами жалобы о том, что действия Шишкина должны быть квалифицированы в этой части по ст. 204 УК РФ, как коммерческий подкуп.

Из материалов дела следовало, что первое требование о передаче взятки Шишкин высказал Г. 21.05.2007г., пребывая в должности <…> КГУП «<…> водоканал».

Однако, уже при следующей встрече с Г., состоявшейся 06.06.2007г. Шишкин, достоверно зная о своем будущем назначении на должность вице-губернатора, сообщил об этом Г. и направил его к Г. сообщив, что именно он будет заниматься решением его вопроса, а именно, снижением затрат по техническим условиям.

Уже после назначения на должность <…> 07.06.2007г. Шишкин незаконно потребовал от Г. и Клюса уменьшить объем работ по техническим условиям, контролировал выполнение его указаний и получил через посредника взятку за эти действия.

Таким образом, объективная сторона преступления, а именно, взятки, была выполнена Шишкиным, пребывающим в статусе <…> края.

Являясь <…> края Шишкин, в силу занимаемого им должностного положения и должностных обязанностей, а также в связи с тем, что он, ранее занимал должность <…> КГУП «<…> водоканал», — знал положения Устава предприятия, — сознавал, что он не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия, распоряжаться имуществом предприятия, а именно транспортными средствами, электрическим кабелем и другим имуществом, а также руководить трудовым коллективом предприятия и давать указания водителям, электрикам и другим работникам предприятия, используя их на бесплатной основе и в том числе, в своих личных целях.

Мотивы совершения преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, могут быть самыми разнообразными. Преобладающим мотивом является корысть, стремление к наживе, алчность. Зачастую мотивом принятия подкупа является стремление следовать общепринятым традициям, которые складываются в среде коммерсантов.

И лишь в редких случаях мотивом противоправного поведения выступает поддержание своей фирмы «на плаву», когда от решения «брать или не брать» зависит судьба руководимой организации: возможности взятия кредитов, арендования помещений, слияния с более крупными фирмами и т.д.

Исследование содержания субъективной стороны имеет важное теоретическое и практическое значение. Как составная часть основания уголовной ответственности, составляющие ее признаки отграничивают преступное поведение от непреступного. Субъективная сторона преступления влияет также на установление степени общественной опасности деяния и, как следствие, на индивидуализацию наказания. Ее значение состоит также в том, что она позволяет отграничить друг от друга составы преступлений, сходные по другим признакам. Конститутивным признаком объективной стороны преступления является вина.

Состав передачи взятки при коммерческом подкупе не содержит в диспозиции указаний на форму вины, но, исходя из анализа объективной стороны, из описания преступного деяния в уголовном законе, можно с уверенностью сказать, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

В рассматриваемом составе интеллектуальный момент умысла включает в себя осознание виновным того, что он предоставляет лицу, осуществляющему управленческую деятельность в коммерческой или иной некоммерческой организации, возможность незаконно воспользоваться выгодами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительство по службе с использованием своего служебного положения.

Кроме того, субъект должен осознавать и все иные признаки объективной стороны.

Помимо вины в субъективную сторону преступления в качестве факультативных признаков входят мотив совершения преступления и цель совершения преступления. Мотивы и цели коммерческого подкупа в рассматриваемом составе преступления могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. В качестве таковых могут выступать и корыстные побуждения, и побуждения личного характера, желание обойти закон, освободиться от ответственности и т. д.

По субъективной стороне состав получения взятки при коммерческом подкупе характеризуется прямым умыслом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить следующее.

1.Предметом коммерческого подкупа могут признаваться и блага неимущественного характера, под которыми понимается совершение действий или осуществление определенной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей нематериального свойства. Главное, чтобы они представляли для получателя ценность, ради которой последний был готов пойти на злоупотребление своим служебным положением. В качестве таковых, могут служить продвижение по службе, представление к награде, положительная рецензия, написание диссертации, статьи или монографии, включение в соавторы и т.д. Признание предметом коммерческого подкупа лишь материальных благ оставляет за рамками уголовной ответственности целый ряд деяний, которые по своей сути являются коммерческим подкупом.

2.В настоящее время отсутствуют специальные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации для дефиниции превышения полномочий применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ. Однако для уяснения смысла уголовно-правовой нормы ст. 203 УК РФ представляется правильным исходить из систематического способа толкования нормы. Согласно правилам систематического толкования, если определение содержится в нормах определенного института, то бесспорно его отношение ко всем нормам соответствующего института. Поскольку в судебно-следственной практике наработан опыт применения признака «превышение полномочий» в отношении должностных лиц, будет совершенно оправданно использовать действующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и для детективов или работников частной охранной организации, которые превышают свои полномочия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prestupleniya-protiv-interesov-slujbyi/

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04.03.2013 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000г. 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (ред. от 23.12.2010г.) // Российская газета. — 2000. — № 38.

.Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 21.02.2014г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993г. № 4462-1) (ред. от 21.12.2013г.) // Российская газета. 1993. 13 марта.

.Закон РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013г.) // Российская газета. 1992. 30 апреля.

.Постановление Правительства РФ от 23.06.2011г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. от 21.11.2011г.) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 3820.

.Приказ МВД России от 28.05.2012г. № 543 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников» (ред. от 25.11.2013г.) // Российская газета. 2012. 10 августа.

.Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2009г. по делу № 56-О09-28 БВС РФ. — 2009. — № 4.

.Волженкин, Б.В. Служебные преступления / Б.В. Волженкин. — М.: Пресс, 2010.

.Горелик, А.С. Преступление в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / А.С. Горелик, И.В. Шишко, Г.Н. Хлупина. — Красноярск, 2008.

.Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / С.А. Ворожцов, В.А. Давыдов, В.В. Демидов и др.; под ред. В.М. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2008.

.Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: Комментарий законодательства и справочные материалы / Авт.-сост. В. С. Буров. Ростов-на-Дону, 2008.

.Тумаркина, Л.П. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп / Л.П. Тумаркина. — М.: Юристъ, 2008.

.Уколова Ю. Злоупотребление полномочиями в теории и жизни // ЭЖ-Юрист. 2013. № 42.

.Чурсина И.В. Превышение полномочий как признак состава преступления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 10.

.Шнитенков А.В. Комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (постатейный).

Судебная практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011.