Акты, претензии и иски на транспорте

Курсовая работа

В отношении правил, которые будут разработаны в соответствии с Воздушным кодексом 1997 года, Правительством Российской Федерации в Постановлении от 27 марта 1998 г. N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство экономики РФ и Министерство транспорта РФ согласовывают подготавливаемые ими проекты федеральных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Межгосударственным авиационным комитетом, если в них содержатся положения, касающиеся деятельности этого комитета.

В соответствии с этим Постановлением федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие:

  • Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • Министерством обороны РФ — в области государственной авиации;
  • Министерством транспорта РФ — в области гражданской авиации.

Статья 136 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года установила, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному кодексу 1997 года. Изданные до введения в действие Воздушного кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов . Статья такого же содержания (ст. 428) включена в действующий с 1 мая 1999 года Кодекс торгового мореплавания.

Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

5 стр., 2039 слов

Воздушный кодекс Российской Федерации

... его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после. Воздушный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 137 статей): Общие положения Государственное ... системного подхода для решения проблемы и обеспечения безопасности полетов. В последние годы наряду с совершенствованием традиционных разрабатываются новые методы оценки и обеспечения безопасности ...

Вертикальную структуру системы законодательства, определяющую отношения на речном транспорте, возглавляет Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который регулирует весь комплекс отношений с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров. Указанный Кодекс утвержден в 2001 году. (№9)9 Помимо Кодекса внутреннего водного транспорта вопросы регулирования отношений при перевозке грузов речным транспортом отражены в нескольких актах, дополняющих и конкретизирующих те положения, которые установлены Кодексом. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года N 780 «О Российском Речном Регистре», распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 909-р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 72 были утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте , в которых весьма детально регулируется порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Ряд постановлений Правительства Российской Федерации дополняет положения Устава, например Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 1130 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения» , Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» (с изменениями от 16 марта 1997 г.) , Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 639 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г.

N 3 «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» (с изменениями от 4 февраля 1997 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах», Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и др.

13 стр., 6449 слов

Договор перевозки грузов в деятельности ОАО «Гомельский ...

... правовыми актами РБ, и, в первую очередь, Гражданским кодексом Республики Беларусь регулируются общие правила заключения сделок, к которым, на ряду с другими, относится и договор перевозки грузов. В соответствии с ...

Указанные Постановления конкретизируют деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь постановлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации. Всего в настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд законодательных актов, регулирующих наряду с Уставом перевозку грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом.

Что касается, правового регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении, то посредством норм международных договоров, то правовое регулирование носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Международные транспортные конвенции чрезвычайно разнообразны по своему характеру, объему и содержанию включенных в них норм; однако вместе с тем можно выделить по крайней мере три общие черты, присущие их природе: 1) международная перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, носящего двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный характер. Такой договор оформляется путем выдачи соответствующего транспортного документа: для морских перевозок — это коносамент (bill of lading); для воздушных перевозок — авиатранспортная накладная (air waybill); для автомобильных перевозок — автотранспортная накладная (road transport document); для железнодорожных перевозок — железнодорожная накладная (rail transport document); для комбинированных перевозок — документ смешанной перевозки (multimodal transport document).

2) при международных перевозках в конвенциях предусматривается строго ограниченный предел ответственности перевозчика, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, как правило, на принципе презюмируемой вины; 3) при международных перевозках предусматривается претензионный порядок урегулирования споров между сторонами по договору перевозки и сокращенные сроки исковой давности.(№10)10

Все сказанное позволяет сделать вывод, что под системой транспортных актов понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортных актов является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортных актов, тем яснее его содержание и легче его применение.

Глава II Претензии и иски на транспорте

2.1. Общая характеристика претензионного порядка по спорам на транспорте

8 стр., 3571 слов

Порядок разрешения трудовых споров

... отмечать: -фамилию заявителя; -предмет спора; -дата поступления заявления; -дата разрешения спора; Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со ... окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников поотдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам. Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о ...

Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд или иной компетентный суд. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник — дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.(№11)11

Процессуальное законодательство сохранило ранее установленное правило о том, что досудебный порядок урегулирования споров применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров либо когда такой порядок предусмотрен договором. В указанных случаях спор передается на рассмотрение суда общей юрисдикции или арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение суда без соблюдения данного порядка.

Обратим внимание, что до введения в действие нового процессуального законодательства понятие «досудебный порядок урегулирования споров», по сути, отождествлялось с понятием «претензионный порядок разрешения споров». Теперь Арбитражный процессуальный кодекс РФ под «досудебным» понимает не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, который может быть предусмотрен, например, договором. Под «иным» порядком следует понимать урегулирование спора, скажем, путем обмена письмами, телеграммами и другими документами, подачи заявления и предоставления ответа на него, прочие согласительные процедуры, реализуемые в документальной форме.

Итак, досудебный порядок урегулирования споров обязателен в двух случаях:

  • когда он предусмотрен федеральным законом;
  • когда он предусмотрен договором между сторонами спора.

Соблюдение как претензионного, так и иного досудебного порядка урегулирования споров в случаях, когда соблюдение данного порядка обязательно в силу закона или договора, при обращении с исковым заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд должно быть подтверждено документально (подп. 7 п. 2 ст. 131, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ; подп. 8 п. 2 ст. 125, подп. 7 п. 2 ст. 126 АПК РФ).

При несоблюдении данного требования заявление считается поданным с нарушением установленной формы и влечет неблагоприятные последствия: в гражданском процессе — возвращение искового заявления (подп. 1 п. 1 ст. 135 ГПК РФ), а в арбитражном — оставление без движения (ст. 128 АПК РФ).

Если же невыполнение обязательного досудебного порядка выявляется после принятия заявления и возбуждения производства по делу, то суд оставляет заявление без рассмотрения (абз. 2 ст. 222 ГПК РФ; п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Безусловно, ни одно из вышеперечисленных действий не исключает возможности повторного обращения в суд с тождественным иском после выполнения требований о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. При этом не имеет значения, был ли получен ответ на претензию или иной документ, а также факт истечения срока подачи претензии. Ранее действующее процессуальное законодательство исключало возможность рассмотрения дела судом в случае утраты возможности соблюдения досудебного порядка, в том числе в связи с пропуском установленных сроков подачи претензий.

19 стр., 9379 слов

Порядок предъявления покупателем требований в отношении недостатков товара

... и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; 2.потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. При этом потребитель ... Товар "ненадлежащего качества" - это товар, имеющий "недостаток" или "существенный недостаток". В свою очередь, недостаток - это "несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, ...

Говоря о претензионном порядке по спорам на транспорте, необходимо отметить, что предприятия, учреждения, а также граждане вправе в установленном транспортными уставами и кодексами порядке обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Однако, для обращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права на принудительное осуществление требований по отношению к нарушителю этих прав предприятие, учреждение, а также граждане должны выполнить определенные действия.

Статья 797 Гражданского кодекса устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами. Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д. Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Уставе железнодорожного транспорта порядку предъявления претензий и исков посвящена гл. VIII, в Кодексе торгового мореплавания — гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XVIII, в Воздушном кодексе — ст. 125 — 128, в Уставе автомобильного транспорта — ст. 157 — 168.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

1) претензия заявлена в установленный срок;

2) претензия заявлена надлежащим заявителем;

3) претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.

Указанные сроки исчисляются:

  • а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, — по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте — через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);
  • б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, — со дня выдачи груза;
  • в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, — по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском и автомобильном транспорте).
    10 стр., 4564 слов

    Гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов внутренним ...

    ... значительное число вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. При этом процессы радикального обновления транспортного законодательства, регулирующего перевозки грузов внутренним водным транспортом, и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с ...

    На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 123 УЖТ).

    На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;

Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза — грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента — при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза.

Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэропорта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы).

Эти доказательства должны прилагаться к претензии;

  • б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза — грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;
  • в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза — грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

В соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта 2003 года право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

Следовательно, страховщик до предъявления иска в арбитражный суд должен предъявить железной дороге претензию в установленном Уставом железнодорожного транспорта порядке (если такая претензия не была ранее предъявлена грузоотправителем или грузополучателем) с приложением договора страхования, доказательств уплаты страхового возмещения и документов, указанных в транспортном уставе. Срок исковой давности при этом должен исчисляться не с момента выплаты страховщиком страхового возмещения, а с момента наступления события, признаваемого основанием для предъявления требования грузоотправителем или грузополучателем (ст. 125 УЖТ).

43 стр., 21192 слов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

... к условиям, выработанным перевозчиком и изложенным в соответствующих правилах перевозки. Что касается формы заключения договора перевозки, то, например, на российских железных дорогах действовала система двух документов: накладной и дубликата накладной. Накладная составлялась ...