Цель данной курсовой работы, Объектом данного исследования
Изучая судебную систему Российской Федерации, сущность судебной власти на данном этапе развития России, эффективность современного судопроизводства и другие вопросы, рассматриваемые в рамках данной курсовой работы, следует обратиться к таким авторам учебных пособий, как Гриненко А.В, Мягковым Е.Л и Т.Л, Петрухину И.Л, Звягинцеву А. Г., Орлову Ю. Г, Ермошину Г.Т, Левину С.В, Алексееву В.Б, Батурову Г.П, Гравиной А.А, Зайцевой Е.А, Магомедову А.М, Сергееву А.И, Швецову В.И, Савюку Л.К, Лебедеву В.М, Гуськовой А.П, Шамардину А.А, Проняниным А.Д. и Д.А, Смыкалину А.С. и другим. Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; Федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др., а также иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.
В соответствии с принципом разделения государственной власти на 3 ветви в Российской Федерации существует независимая действующая судебная власть, которая в современной России представлена системой своих органов — системой судов, которые образуют особую судебную систему, действующую на территории Российской Федерации.
Термин «судебная власть» употребляется во многих формулировках и имеет много различных определений, некоторые из которых стоит рассмотреть: 1. Судебная власть представляет собой единую систему органов, обладающими полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства, а так же деятельность по реализации указанных полномочий 1 2. Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства2 3. Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм.3 Таким образом, можно вывести следующее определение, объединяющее все вышеперечисленные: Судебная власть – это одна из трех ветвей государственной власти, являющаяся единой и централизованной системой органов, осуществляющих деятельность полномочий в соответствии с их компетенцией, строго регламентированной законом, которая направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, а так же на решение споров между субъектами правоотношений.
Судебная власть. Конституционные основы арбитражного судопроизводства
... судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в ... ОСНОВЫ АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2.1 Задачи и основные полномочия арбитражных судов В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражном суде ...
Признаки судебной власти
3. Подзаконность судебной власти. Принимая решения, суд действует в строгом соответствии с законом. Суд не создает новых правовых норм, а лишь надлежащим образом применяет закрепленные в законе предписания. Тем более суд не вправе подменять законность целесообразностью. При формулировании разъяснений по вопросам судебной практики суд не вправе входить в сферу ведения законодательной власти. В то же время высшие судебные органы являются субъектами законодательной инициативы, поэтому при необходимости она вправе обращаться с предложением о внесении изменений в действующее законодательство в законодательный орган – Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2 4. Единство судебной власти. Судебные органы, осуществляющие правосудие имеют свою собственную структуру в соответствии с законом РФ. Перечень судебных органов установлен Конституцией Российской Федерации и Законом о судебной системе, его изменение является возможным только посредством изменения самих этих нормативно-правовых актов. 5.Самостоятельность судебной власти. Это означает, что в своем проявлении судебная власть не зависит от других ветвей власти, а так же от любых должностных лиц, которые представляют государственную власть. Более того, при принятии решений по конкретным делам суды не зависят от вышестоящих судебных органов, а дальнейшее движение дела имеет инстанционный характер. Судья в РФ независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судья в РФ независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону в соответствии с ст. 120 Конституции РФ и с ч.1,2 ст. 5 Закона о судебной системе. 6. Формой реализации судебной власти является судопроизводство. Этот признак закреплен в ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. В соответствии с Конституцией РФ (ч.2, ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
7. Обязательность постановлений судебной власти является таковой для всех государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций. Решение суда должно быть неукоснительно исполнено на всей территории Российской Федерации.
8. Народное представительство в осуществлении судебной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ч.5 ст. 32) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
9. Судопроизводство должно осуществляться законным составом суда, требуемым в соответствии с законом. Помимо этого, судья, которые подлежат отводу, не вправе осуществлять правосудие.
10. Правосудие осуществляется от имени государства. Все решения судебных органов Российской Федерации принимаются от имени Российской Федерации.
Судебная система в Российской Федерации
... развития судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также возможность создания конституционных (уставных) судов для рассмотрения вопросов соответствия нормативных ...
11. Качественная определенность судебной власти. Данный признак означает, что судебная власть имеет свои собственные рамки и содержание, выделяющие среди иных ветвей государственной власти. Качественная определенность, непохожесть судебной власти обусловлена тем особым местом, которое занимает данная ветвь власти в общем механизме государства, и специфическими формами и способами ее реализации 1
Таким образом, признаки правосудия являются исчерпывающим источником осознания определения судебной власти и отличительными чертами правосудия.
Принципы правосудия
1. Законность правосудия. Данный принцип заключен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающий прямое действие и обязательность конституционных норм. Законность судопроизводства – одно из самых важных проявлений демократии, потому что власть народа, права и свободы гражданина реализуются в установленном и надлежащем исполнении законов. 1 Принцип законности правосудия подразумевает ссылку на соответствующую норму права по каждому вынесенному судом приговору и решению.
2. Равенство лиц перед законом и судом. Этот принцип заключен в ст. 19 Конституции Российской Федерации и провозглашает равенство каждого гражданина перед законом и судом. Все лица равны между собой вне зависимости от любых различий. Запрещены любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности. 2
3. Неприкосновенность личности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.22) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Для ограничения передвижения, лишения свободы любого гражданина требуются соответствующие основания, как правило, являющиеся судебными решениями. Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, так что до вынесения такого решения лицо может быть задержано или арестовано на срок не более 48 часов.
4. Неприкосновенность частной жизни. Каждый гражданин имеет право на личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени в соответствии со ст. 23 Конституции РФ. Ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть осуществлено только по решению суда. 3
5. Неприкосновенность жилища. Данный принцип заключен в ст. 25 Конституции РФ, в которой говорится о том, что никто ни имеет права вне определенных случаев, установленных федеральным законом или на основании судебного решения, проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
6. Язык судопроизводства. Законом РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языке народов РСФСР», в редакции от 24 июля 1998 г., установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (ст. 18).
В ч.2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на пользование родного языка в участии правосудия и судопроизводства. На судей возложена обязанность уведомлять обвиняемого или подозреваемого о его возможности говорить на родном языке в рамках судопроизводства по уголовному делу.
7. Участие граждан в отправлении правосудия. Данный принцип закреплен в ч.5 ст. 32 Конституции РФ и является правилом, согласно которому каждый граждан Российской Федерации имеет право непосредственно влиять на ход осуществления правосудия, решения и результаты судопроизводства по уголовным и гражданским делам.
Сравнение Конституций США и Российской Федерации
... Российской Федерации (ст. 110-117) .Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129) .Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133) .Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции ... методы, по сравнению с США. ) По характеру внесения поправок: Конституция США относится ... самой конституции Конституция США содержит в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти ...
8. Обеспечение лицам права на судебную защиту. В ст. 46 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на защиту его прав и свобод. Лицо, уверенное в нарушении его прав и свобод, имеет право обратиться за защитой не только в вышестоящие правоохранительные органы, но и непосредственно в суд. Такие обращения возможны в рамках административного, конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства. В соответствии с ч.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судов, созданным на основе закона. 1
9. Независимость судей и подчинение их только закону. Конституционный принцип независимости судей закреплен во многих нормативно-правовых актах: в федеральных конституционных законах «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации». В ст. 120 Конституции Российской Федерации сказано, что судьи являются независимыми и подчиняются непосредственно Конституции Российской Федерации и федеральному закону, то есть они не подотчетны никому, кроме эти нормативно-правовых актов.
10. Открытое разбирательство дел в судах. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 123) слушание дела может быть закрытым только в случаях, предусмотренных федеральным законом, а именно: 1. Если судопроизводство ведется по делу, включающему в себя государственную тайну; 2. При удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; 3. По делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет; 4. По делам о половых преступлениях; 5. По другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. 1
11.Обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту. Такое право включает в себя совокупность всех законных средств и способов защиты, посредством которых лицо может самостоятельно, а так же с помощью защитника опровергать или смягчать выдвинутое подозрение или обвинение в его сторону. В ст. 48 Конституции РФ закрепляет право каждого задержанного гражданина, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на оказание квалифицированной юридической защиты.
12.Презумпция невиновности. Принцип презумпции невиновности в Конституции РФ сформулирован следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (п.1 ст. 49).
Уголовно-процессуальное законодательство формулирует презумпцию невиновности как принцип и подробно описывает его суть. Эта позиция изложена в норме о задачах уголовного судопроизводства. В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ содержание принципа презумпции невиновности может быть сведено к — обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти обязанности на обвиняемого (ст. 20) — никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. — никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13) — запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств (ст.77) — арест, предъявление обвинения и предание обвиняемого суду не решает вопроса и его виновности, она должна быть доказана и подтверждена в суде (ст.
Исполнительная власть в системе государственного управления
... органов исполнительной власти и понятия исполнительной власти Республики Беларусь, и на основе работ и мнений ученых предоставлю наиболее приемлемые и исчерпывающие классификации органов исполнительной власти и понятие исполнительной власти Республики Беларусь. 1. Исполнительная власть: понятие и функции 1.1 Исполнительная власть и государственное управление Если понимать государственную власть ...
309) — все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п.3 ст.49 Конституции РФ) — при осуществлении правосудия недопустимо пользоваться доказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (ст.69) 1 13. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Любой суд осуществляет в пределах своих полномочий судебную власть посредством правосудия, будь то суд, рассматривающий дело по существу, либо суд апелляционной или кассационной инстанции, либо при исполнении приговора, а также в надзорном порядке и при возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.2
Данные принципы закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации и подлежат исполнению. Любое нарушение одного из этих принципов преследуется по закону. Все упомянутые принципы правосудия указывают на демократический характер судебной власти в современной России.
Функции судебной власти
Разделение властей – это конституционный принцип, политико-правовая доктрина, которая обеспечивает основу организации власти государства, провозгласившего себя демократическим, и является одним из главных принципов, на которых основывается политическая демократия. 1 Это теория, созданная Ш.Л Монтескье с целью эффективного функционирования государства, заключается в разделении государственной власти на 3 основных самостоятельных и независимых друг от друга ветвей: 1. Законодательная ветвь государственной власти, к которой относится Федеральное собрание, в свою очередь делимое на Государственную думу и Совет Федерации 2. Исполнительная ветвь государственной власти, власть которой осуществляется Правительством РФ (Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства) 3. Судебная ветвь государственной власти, которую стоит рассмотреть как отдельную независимую систему судебных государственных органов.
Целью создания такой теории стала необходимость ликвидировать любую возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или же органа, который превратился бы в неограниченного ничем и никем правителя, то есть во избежание узурпации государственной власти.
Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...
... стандартизация, сертификация, квотирование и оказание других административных услуг физическим и юридическим лицам. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, что предполагает повседневную ...
Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющую одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд выступает важнейшим в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлеэащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти. Судебная власть является той опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности стран, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. 2 Одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан, поэтому признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти1
Судебная власть является необходимым элементом общественной организации, без которого нормально функционирование общества практически невозможно. Судебная власть, реализующая свой потенциал независимости, самостоятельности и беспристрастности, заложенный в ней принципом разделения властей, дает обществу уверенность в том, что все судебные решения будут основываться на Конституции РФ и на законах страны. Независимая судебная власть позволяет обеспечить практическую реализацию принципа разделения властей в современной России. Таким образом, принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционировающего механизма сдержек и противовесов — одна из самых важных задач России. 2
1.3 Система судов в Российской Федерации.
Порядок построения судебной системы, виды судов, действующих в Российской федерации, определены Конституцией РФ и специализированным федеральным конституционным законом «О судебной системе». Конкретные вопросы о видах судов и их подсистемах определяются другими законодательными актами: законами «О судоустройстве», «Об арбитражных судах», «О военных судах», «О мировых судьях», а также законодательными актами субъектов РФ и создании Конституционных (уставных) судов. 1
Конституционный Суд РФ
Отличительной чертой КС от Верховного Суда является его принадлежность к высшим конституционным органам. КС решает вопросы, касающиеся исключительно права (ст.3 Закона о Конституционном Суде) Главной функцией КС является обеспечение конституционного контроля.
Полномочия КС: 1.Проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. 2. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. 3. Дает толкование Конституции Российской Федерации 1 . 4. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Главой Конституционного Суда является Председатель. Кс состоит из двух палат: одна включает в себя 10 судей, другая 9. Палаты комплектуются по жребию, а сам порядок проведения жеребьевки устанавливается Регламентом Конституционного Суда.
Суд и судебная система СССР
... (1924, 1936 и 1977 гг.); ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве ... СУ РСФСР. 1917. № 4. .Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за ...
Суды общей юрисдикции, Верховный суд РФ, Суды субъектов РФ, Районный (городской) суд, Военные суды РФ
Военные суды РФ осуществляют судебную власть относительно: 1. Гражданских и административных дел о защите нарушенных и/или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ и других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы. 2. Дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие или проходящие военные сборы, при условии, что преступления были совершены в период их прохождения военной службы или военных сборов. 3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. 4 Военная коллегия ВС РФ – непосредственно вышестоящий судебный орган по отношению к окружным (флотским) военным судам. Данная коллегия состоит из председателя, его заместителя и других судей.5
Арбитражные суды РФ
Задачи арбитражных судов: 1. Защита законных прав и интересов граждан и организаций. 2. Единообразное и правильное применение законодательства. 3. Соблюдение законодательство и укрепление законности в экономических отношениях. Подведомственные дела арбитражных судов: — по экономическим спорам — об оспаривании нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической сфере деятельности — о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций — о несостоятельности, о банкротстве — по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица — по спорам в акционерных обществах — по спорам об отказе в государственной регистрации 1