Произведения — объекты охраны. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве).
Произведением считается результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме.
Результаты творческой деятельности очень разнообразны. Их примерный перечень содержится в ст. 7 Закона об авторском праве. Развитие техники и технологии постоянно приводит к появлению новых форм выражения творческих результатов; они автоматически становятся объектами авторского права.
Творческая деятельность приводит к созданию не материального, а идеального, духовного результата. Значит, и само произведение — не материальный, а идеальный объект.
Вместе с тем авторско-правовая охрана возникает лишь с того момента, как этот идеальный объект будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме: письменной, в виде звуко- или видеозаписи, в виде изображения и т.п.; произведения, которые не были зафиксированы иным образом, получают охрану, если они публично произнесены или публично исполнены. В любом случае обнародование произведения (т.е. действие, которое делает произведение общедоступным) приводит к возникновению правовой охраны.
Авторское право охраняет только оригинальные творческие результаты — это установлено судебной практикой (см., в частности, п. 1 и 2 Письма Президиума ВАС № 47).
Оригинальность понимается как уникальность, неповторимость в случаях параллельного творчества: два автора, работающие независимо друг от друга, не могут создать одинаковые оригинальные результаты, а если таким образом все же созданы одинаковые результаты, то значит, что они не являются оригинальными, и потому авторским правом не охраняются.
Любое произведение состоит из отдельных структурных элементов. Так, художественный рассказ включает: язык, художественные образы, сюжет, тему, идею; научная статья — язык, систему изложения, научные обоснования, гипотезы, факты, открытия; музыкальное произведение — мелодию, ритм и т.п. Некоторые из этих элементов воспринимаются непосредственно; такие элементы относятся к форме произведения. Другие скрыты, они могут быть познаны лишь посредством анализа — такие элементы составляют содержание произведения. Практика показала, что элементы содержания любого авторского произведения могут появляться в творчестве разных лиц, работающих независимо друг от друга. Иными словами, элементы содержания не являются оригинальными, а потому не охраняются авторским правом; они получают правовую охрану лишь через форму произведения. В этом и состоит смысл п. 4 ст. 6 Закона об авторском праве: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты — все это элементы содержания произведения, которые не охраняются сами по себе, в отрыве от той формы, в которой они выражены.
Понятие и содержание авторского договора
... научных, музыкальных произведений производится, как правило, на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по ... и виды авторских договоров; охарактеризовать особенности договоров о передаче исключительных и неисключительных прав; охарактеризовать содержание авторского договора, порядок его заключения, ...
В зависимости от того, были ли при создании произведения использованы элементы формы других произведений, все они делятся на самостоятельные и производные.
Если автор создал произведение, не заимствуя формы и содержания других произведений, то оно является самостоятельным. Самостоятельным будет и такое произведение, форма которого создана самим автором, а элементы содержания совпадают с элементами содержания чужого произведения (в результате заимствования или объективного совпадения).
Однако если автор использовал при создании своего произведения отдельные элементы формы другого произведения, то такое произведение является зависимым. К зависимым произведениям относятся переводы, переработки и сборники (составные произведения).
При использовании зависимого произведения должно указываться имя автора того произведения, которое было использовано (например, имя автора оригинала, если используется перевод); кроме того, если произведение, которое было переведено, переработано или использовано в сборнике, охраняется авторским правом, то на использование должно быть получено согласие его автора.
Произведение может состоять из отдельных оригинальных частей. Каждая из них охраняется авторским правом сама по себе. Так, авторское право охраняет не только стихотворение целиком, но и отдельные четверостишия и даже оригинальные (узнаваемые) строчки («Я помню чудное мгновенье…», «Отговорила роща золотая…»).
Однако отдельные слова не охраняются; как правило, не получают охраны и выражения, состоящие из двух слов. «Дядя Федор» как название персонажа книги и «Петербургские тайны» как название телесериала и книги суд признал не охраняемыми авторским правом, поскольку они повторялись в произведениях различных авторов.
Понятие, субъекты и объекты авторского права
Конституция Российской Федерации предусматривает «правовое регулирование интеллектуальной собственности». В понятие «интеллектуальной собственности» входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).
Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.
Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Особенности налогообложения юридических лиц в Российской Федерации
... нахождения организации либо по месту жительства физического лица. Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр ... определяется по данным налогового учета. Налогоплательщиками признаются: Российские организации; Иностранные организации: Осуществляющие свою деятельность ... из предполагаемой прибыли. 2. Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей ...
В субъективном смысле авторское право — те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.
Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.
Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.
В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права. Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2005, 21.12.2005 по делу N КГ-А40/12762-05
Основы семейного права в российской федерации
... 48 часов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Реферат по теме основы семейного права в российской федерации Договорной режим имущества супругов ...
Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности. Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2006, 21.08.2006 N КГ-А40/7525-06 по делу N А40-44964/05-26-245
При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.
Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под «достоинствами» понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.
Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения.
Другой признак произведения — объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора).
Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.
Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования.
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» «АВТОРСКИЙ ДОГОВОР»
... у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок. Следующий этап развития российского авторского права связан с действием «Основ авторского права» 1925 и ... силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства», который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в ...
Для признания произведения объектом авторского права закон не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной.
Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня — информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.
Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными сегодня. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые — по названию и по своим видам — объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и «другие произведения».
В соответствии со ст.1259 ГК объектами авторских прав являются следующие произведения науки, литературы и искусства:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/proizvedeniya-ne-ohranyaemyie-avtorskim-pravom/
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.
Курсовая Авторские права в сокращенном варианте. 1 Понятие и ...
... использовать свои произведения независимо от составного произведения, если договором не предусмотрено иное 3 . Переводчик произведения и авторы других производных произведений (переделки, аранжировки, другой переработки) являются также самостоятельными субъектами авторского права и, при ...
Не являются объектами авторского права:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).
Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.
Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.
Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.
Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.
Согласно ст. 1285 ГК исключительное право на произведение может быть предоставлено иным лицам на основании авторского договора. «По авторскому договору автор передает, или обязуется передать, приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях согласованных сторонами». Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник — М.: Проспект. 2000.С.260.
Авторский договор имеет гражданско-правовой характер (поскольку пред-ставляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей), но одновременно подчеркивается его само-стоятельность среди других гражданско-правовых договоров.
Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора.
Имущественные права автора произведения
... Предметом исследования дипломной работы является авторское право Российской Федерации, а объектом исследования – личные имущественные права авторов произведений. Целью дипломной работы является исследование сущности и особенностей имущественных прав авторов и способы их защиты по ...
Нередко особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Разграничение авторского и подрядного договоров производится, прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора.
Например, по одному из споров арбитражный суд признал, что к организации перешли все исключительные права на произведение по договорам, заключенным с его авторами. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2005 по делу N 09АП-3197/05-ГК
Авторский договор имеет несколько видов.
Договор об отчуждении исключительного права на произведение. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (статьи 1234 и 1285 ГК РФ).
Если автор произведения рас-стался со своими исключительными правами вследствие заклю-чения договора о передаче исключительных прав на произве-дение, он все равно сохраняет личные неимущественные пра-ва, а также право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьего лица, если им нарушены права пользова-теля. Другими словами, автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.
Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Эти договоры пришли на смену ставшим уже привычными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.
Договор авторского заказа также является одним из видов ав-торского договора. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.
Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отноше-ниям применяются общие положения о купле-продаже, при ус-ловии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применя-ются общие нормы гражданского права об обязательствах и до-говорах, а также общие положения о купле-продаже.
Издательский договор является одним из самых распростра-ненных видов авторского договора. Данным договором регули-руются вопросы, связанные с изданием и переизданием произ-ведений, которые могут быть представлены на бумажном носи-теле. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведе-ния изобразительного искусства и т.п.
Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Если авторский договор за-ключается по поводу использования коллективного произведе-ния, то необходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют право принимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это может сделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем (со-ставителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами, произведения которых планируется включить в сбор-ник.
Вторая сторона авторского договора — пользователь произве-дения. Как правило, это специализированная организация, ос-новным родом деятельности которой является осуществление из-дательских, выставочных и других аналогичных функций. Одна-ко заключение авторских договоров не возбраняется любым иным организациям, при условии, что использование определен-ных произведений не противоречит их уставным целям.
Поскольку авторский договор действует сравнительно дли-тельный период времени, то не исключена ситуация с переме-ной участвующих в обязательстве лиц. Данный момент имеет определенные особенности по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Если возникает необходимость замены автора, изменения авторского коллектива, привлечения соавторов, то данный вопрос обычно решается положительно только с согласия пользователя произведения.
По общему правилу, авторский договор является консенсуальным, возмездным и взаимным. Но это не исключает сущест-вования реальных, безвозмездных и односторонних авторских договоров. Авторский договор считается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых условий договора стороны предоставляют друг другу всё причитающее-ся по договору.
Помимо общего срока действия, авторский договор, как пра-вило, фиксирует сроки выполнения контрагентами договорных обязательств. Например, авторский договор заказа предусмат-ривает срок создания и предоставления автором заказанного произведения; помимо этого, договор такого типа может преду-сматривать дополнительные льготные сроки для предоставления автором произведения, сроки для устранения замечаний и др.
Еще одним немаловажным условием авторского договора является его цена. Под ценой авторского договора подразуме-вается авторское вознаграждение, которое пользователь обязан уплатить автору за получение права на использование кон-кретного произведения.
Если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (статьи 1234 и 1235 ГК РФ).
Следовательно, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится возможность взыскания компенсации за нарушения его прав.
В ряде случаев закон допускает переход исключительного права к другим лицам без договора. Так, согласно ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.
Отсюда следует, что при недостаточности денежных средств должника кредиторы вправе истребовать у правообладателя исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. При этом в качестве кредиторов правообладателя могут выступать как коммерческие организации, так и государственные структуры, например налоговые органы. В п. 7 ст. 46 Налогового Кодекса РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового Кодекса.
Авторский договор заключается в простой письменной форме. Закон не требует нотариального удостове-рения такого договора, но стороны могут это сделать по собст-венной инициативе.
Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в статьях 1334 и 1235 ГК РФ, повлечет признание договора недействительным. В случае, когда авторский договор был заключен без соблю-дения требований о простой письменной форме, это еще не де-лает его недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские пока-зания, сохраняя право приводить письменные и другие пока-зания.
В устной форме мо-жет быть заключен авторский договор об использовании произ-ведения в периодической печати.
Содержание любого граждан-ско-правового договора вообще и авторского в частности со-ставляют права и обязанности сторон. Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны на-деляются правами и несут корреспондирующие им обязанно-сти. Следует отметить, что дейст-вующее законодательство фактически не регулирует содер-жание авторских договоров, оставляя данный вопрос полно-стью на усмотрение сторон.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обя-занностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторско-му договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановле-ния нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отно-шений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров.- 2007.-N 4.
Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте-ресов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа-риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо-мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, об-ластными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По согла-шению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право-судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разуме-ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре-щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за-коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста-точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Под способами защиты авторских прав понимаются закреп-ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушен-ных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4) об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.
Следует отметить, что согласно п. 44 Постановления N 15 выбор способа защиты принадлежит автору, обладателю смежных прав или иному обладателю исключительных прав.
Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь.
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Кроме гражданско-правовых мер защиты, существует уголовная ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная в ст.146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому, если автор считает, что нарушение его авторских прав носит особо опасный — преступный характер, то он вправе поставить вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности.
В силу ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).
Согласно п. 9 Постановления N 15 примерами исполнения договора являются представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров. Практика показывает, что при предъявлении требования о пресечении действий, нарушающих право, к лицу, совершающему такие действия, важно доказать наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.
Так, арбитражный суд отказал издательскому дому в удовлетворении иска о запрещении выпускать в гражданский оборот книгу автора, изданную другим издательством, поскольку истец не доказал наличие у него исключительных авторских прав на произведение. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 N 2039/06 по делу N А56-10018/2005
В соответствии с п. 17 Постановления N 15 к исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ. Обобщение арбитражной практики показывает, что суды пресекают действия, нарушающие исключительные права правообладателя. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 13421/05 по делу N А41-К1-5684/2004
Арбитражные суды отмечают, что обладатели исключительных прав имеют право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Постановление ФАС Московского округа от 29.11.2006, 01.12.2006 N КГ-А40/11644-06 по делу N А40-38123/06-26-270
Согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель имеет право вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение вышеуказанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
Практика показывает, что суды взыскивают с нарушителей исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности суммы соответствующих компенсаций. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что ООО реализовало две видеокассеты с записью фильмов «Комната страха» и «Корпорация монстров».
Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для обращения правообладателя с требованием о взыскании с ООО компенсации за нарушение исключительных имущественных прав правообладателя на эти аудиовизуальные произведения. Суд отметил, что обладатель исключительных авторских и смежных прав может требовать от нарушителя выплаты компенсации, определяемой по усмотрению арбитражного суда, вместо возмещения убытков и взыскания дохода.
Поскольку ООО не представило доказательств, свидетельствующих о том, что распространение спорных фильмов осуществлялось им с согласия правообладателя, суд признал вышеуказанные экземпляры видеофильмов контрафактными и взыскал с ООО в пользу правообладателя 10 000 руб. компенсации за нарушение права на использование аудиовизуальных произведений. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2003 по делу N А56-29234/02
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в 2-м размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ в случае, если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ.
Пунктом 5 ст. 1252 ГК РФ предусмотрено, что оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ.
15. Права патентообладателя и их гражданско-правовая защита Право на товарный знак, знак обслуживания и другие средства
На тему:
Договор:понятие,значение,виды __________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил(а): | |
курсант_ Легков К.Ю _____ | |
(Ф.И.О.) | |
курс____ 3 ____взвод_____310 ______ | |
____________________________ | |
подпись | |
Руководитель: Федоров Ф.Ф ___ (Ф.И.О.) ___________________________ подпись | |
Москва |
Содержание
Введение
Глава 1.Понятие, содержание и форма договора. Виды договоров
1.1 Понятие, содержание, форма договора
1.2 Виды договоров
Глава 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
2.1 Порядок заключения договоров
2.2 Изменение и расторжение договоров
Заключение
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/proizvedeniya-ne-ohranyaemyie-avtorskim-pravom/