Прокурор в судебном разбирательстве

Курсовая работа

Современное развитие уголовного судопроизводства проходит в соответствии с основными направлениями, определенными Концепцией судебной реформы 1991 года. В качестве основных задач были названы организация судопроизводства на принципах состязательности и равноправия сторон. Была поставлена цель создания состязательной формы уголовного процесса, с искоренением обвинительного уклона, с повышением эффективности защиты прав личности. Требование построения уголовного судопроизводства на состязательных основах вызвало необходимость переосмысления роли и значения основных участников уголовного процесса – суда, прокурора, обвиняемого, защитника. Концептуальные положения Судебной реформы нашли свое отражение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, принятом в 2001 году.

Принятие и введение в действие с 01 июля 2002 года нового Уголовно-процессуального кодекса стало важнейшим этапом судебно-правовой реформы, это привело к существенному преобразованию отечественного уголовного судопроизводства.

В условиях действия нового уголовно-процессуального закона главную роль в осуществлении уголовного преследования как в досудебных, так и в судебных стадиях уголовного судопроизводства стал играть прокурор. Что потребовало от этого должностного лица глубокого знания закона, овладения новыми тактическими приемами и навыками для формирования правильной позиции по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства и в целом поддержания государственного обвинения на высоком профессиональном уровне.

Новый УПК РФ положения участников вывел на новый уровень, соответствующий требованиями принципа состязательности и равенства прав сторон. Прокурор был введен в состав участников со стороны обвинения. В стадии судебного производства по уголовному делу он наделен правами стороны. Основной его задачей в ходе судебного разбирательства является поддержание государственного обвинения. В случае же отсутствия оснований прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, что как следствие, влечет за собой прекращение уголовного дела.

Особое внимание в науке уголовного процесса и судебной практике вызывает вопрос об участии государственных обвинителей в суде с участием присяжных заседателей. Качество поддержания гособвинения в суде присяжных оказывает существенное влияние на мнение присяжных заседателей о виновности подсудимого и соответственно сказывается на их итоговом решении – вердикте.

13 стр., 6002 слов

Глава 2 Правовое положение участников уголовного судопроизводства

... участников процесса в зависимости от выполняемой ими функций: "со стороны обвинения" и "со стороны защиты". Обозначена особая роль суда. Уголовное судопроизводство ... курсовой работы является всестороннее изучение правового положения основных участников уголовно-процессуальных отношений в соответствии с вступившими в силу изменениями УПК. Задачи: 1. Изучение участников уголовного судопроизводства, ...

Все сказанное выше подтверждает актуальность обращения к теме участия прокурора в судебном разбирательстве.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

§1. Понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства

Понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства определено в УПК РФ. С организационной точки зрения прокурор – это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, а так же наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре1 .

По содержанию процессуальной деятельности прокурор – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37 УПК)2 . Из этого следует, что правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве производно от его надзорных полномочий.

Процессуальный статус прокурора как основного участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения регламентирован в первую очередь Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», рядом подзаконных нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ.

Прокурор изначально всегда был и продолжает оставаться гарантом соблюдения Конституции РФ, провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации3 . Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ только прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование от имени государства на протяжении всего уголовного судопроизводства. В отличие от него иные должностные лица реализуют указанную функцию лишь в рамках определенных процессуальных форм, ограниченных досудебным производством по делу. В таком подходе видится первоочередное значение и организующая роль прокуратуры в системе всего уголовного преследования.

В стадии судебного разбирательства прокурор согласно, По новому, Уголовно-процессуальное законодательство

В уголовном судопроизводстве прокуроры принимают участие в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ, мировым судьей.

Руководители прокуратур должны регулярно лично поддерживать государственное обвинение, а до особого распоряжения, исключить поручение поддержания государственного обвинения в суде должностным лицам органа дознания и следователям. Вопрос о назначении государственного обвинителя для участия в рассмотрении уголовного дела каждый раз решается по-разному, в зависимости от подсудности дел, а также от того, кем утверждено обвинительное соглашение7 . Так, по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственные обвинители назначаются руководством прокуратуры Российской Федерации. По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственные обвинители назначаются руководством прокуратур соответствующих субъектов Российской Федерации.

12 стр., 5642 слов

Меры уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном процессе

... процессуального принуждения являются частные лица, как физические, так и юридические. От других видов государственного принуждения Меры уголовно-процессуального принуждения отличаются тем, что они регулируются уголовно-процессуальным правом, уголовно-процессуальным законом, т.е. являются частью уголовного ...

Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам оформляются в письменной форме и передаются вместе с надзорным производством. Государственные обвинители должны назначаться заблаговременно, с тем, чтобы они могли тщательно изучить материалы уголовного дела, при этом следует учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости, как правило, создаются группы государственных обвинителей, между которыми распределяются обязанности применительно к особенностям дела.

Основной задачей государственного обвинителя, участвующего в рассмотрении уголовного дела судом, является всемерное способствование установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения8 . При определении своей позиции относительно наказания, прокурор должен строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Во всех судебных постановлениях, вынесенных по результатам рассмотрения указанных жалоб, участие принимают прокуроры подразделений, обеспечивающие участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В необходимых случаях в указанных судебных инстанциях по указанию руководителей прокуратур могут участвовать и другие прокуроры.