Регистрация и учет налогоплательщиков

Актуальность темы исследования: государственный контроль правильности исчисления и уплаты налогов, полный и достоверный анализ различных критериев, факторов и процессов, влияющих на процессы налогообложения, и эффективность налоговой системы в целом, невозможен без надлежаще организованной системы учета налогоплательщиков как опосредованного института налогового контроля.

Поступающая в налоговые органы информация о налогоплательщиках является одной из составных частей формирующейся в последние годы единой системы налогового мониторинга, вызванной необходимостью создания специальной функционально ориентированной системы слежения, информационного обеспечения и оптимизации мероприятий по повышению эффективности работы налоговой системы, что связано с требованиями усиления регулирующей и фискальных функций последней, улучшения налоговой дисциплины, повышения уровня информированности государственных органов о процессах налогообложения и их эффективности.

И именно необходимостью достижения полноты исполнения доходной части бюджета и недопустимостью ущемления интересов отдельных территорий (в случаях ведения индивидуальным или коллективным предпринимателем деятельности вне места своей регистрации) обусловлена задача совершенствования учета налогоплательщиков.

Цель курсовой работы заключается в выработке навыков формирования организационных структур налоговой системы и разработки модели ее функционирования.

В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить действующее законодательство, инструктивные материалы, а также литературные источники, имеющие отношение к изучаемому отделу

  • сформировать авторскую версию построения организационной структуры исследуемого структурного подразделения;

  • построить схемы взаимосвязи отдела с другими отделами налоговой инспекции;

  • спроектировать оптимальную численность структурного подразделения с закреплением функций и обоснованием загрузки исполнителя.

  • Построить схему взаимосвязи отдела с различными производственными звеньями

I Характеристика структурного подразделения налоговой системы

Учет налогоплательщиков — это форма налогового контроля, обеспечивающая формирование единой базы данных — Единого государственного реестра налогоплательщиков, (ЕГРН) всех подлежащих налоговому контролю объектов посредством постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах, соответственно, по местонахождению организаций, по местонахождению их обособленных подразделений, по месту жительства физических лиц, а также по местонахождению принадлежащего налогоплательщикам налогооблагаемого имущества и транспортных средств.

3 стр., 1149 слов

Понятие, предмет, методы, принципы, нормы, источники и система налогового права

... в рамках которого должна действовать налоговая система. Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере - Процессуальные нормы налогового права регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. ...

Учет налогоплательщиков осуществляют в налоговых инспекциях со штатной численностью от 40 до 60 единиц — отдел работы с налогоплательщиками, а со штатной численностью от 61 до 100 единиц и свыше 100 единиц — отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

Должностные лица отдела регистрации и учета налогоплательщиков налоговой инспекции по району, району в городе, городу без районного деления и межрайонного уровня численностью свыше 100 человек, использующие системы электронной обработки данных, принимают и выдают документы по регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков. Эта категория сотрудников осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, а также учет налогоплательщиков — юридических и физических лиц.

Индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговом органе по месту жительства в течение 10 дней с момента государственной регистрации в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету в налоговых органах по месту жительства на основании данных, представляемых регистрирующими органами. Все физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) подлежат учету в налоговых органах по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств на основании данных, представляемых органами, осуществляющими регистрацию соответствующего имущества.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков является структурным подразделением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по району, району в городе, городу без районного деления и межрайонного уровня (далее — Инспекция).

Главной задачей структурного подразделения является контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.

Статья 84 НК РФ обязывает налоговый орган осуществить действия по постановке налогоплательщика на учет в пятидневный срок, исчисляемый со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган всего комплекта необходимых документов, и в тот же срок выдать налогоплательщику свидетельство о постановке на учет.

Работа структурного подразделения организуется на основе квартальных планов, представленных начальником структурного подразделения на утверждение начальнику государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации

Для выполнения задач отдела существует три основных рабочих процесса:

  • процесс регистрации (постановки на учет) налогоплательщика;
  • процесс перерегистрации налогоплательщика;
  • процесс ликвидации налогоплательщика

Основные задачи Отдела регистрации и учета налогоплательщиков:

  • Государственная регистрация юридических лиц (кроме общественных и некоммерческих организаций, ТСЖ, СНТ,КБ);
  • Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей;
  • Учет физических лиц (ИНН);
  • Выдавать Свидетельства в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • Формировать в установленном порядке ЕГРЮЛ в части Инспекции, обеспечение полноты и достоверности включенных в него сведений и ежедневное формирование массивов данных для передачи их в Управление;
  • Направлять сведения о государственной регистрации юридических лиц в виде выписок из ЕГРЮЛ в государственные органы, указанные в приложение № 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 « О едином государственном реестре юридических лиц»;
  • Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о конкретном юридическом лице в виде выписок из государственного реестра, копий документов содержащихся в регистрационном деле, справок об отсутствии информации;
  • Подготовить и передать в юридический отдел материалов для предъявления исков в судебные органы о ликвидации или признания недействительной государственной регистрации юридических лиц;
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • Составлять отчетность в соответствии с методическими указаниями для дальнейшей передачи в Управление;
  • Осуществлять постановку на учет юридических лиц с присвоением ИНН и КПП на основании выписок из ЕГРЮЛ;
  • Снимать с учета налогоплательщиков;
  • Осуществлять прием документов по постановке на налоговый учет иностранных организаций с присвоением ИНН и КПП, снять с учета иностранных организаций, вносить изменения в их учетные данные;
  • Выдавать Свидетельства о постановке на учет иностранным организациям по месту ведения деятельность;
  • Направлять в Управление запросы по присвоению иностранным организациям КИО;
  • Составлять предусмотренную отчетность для дальнейшей передачи в Управление;
  • Вводить информацию о банковских счетах юридических лиц;
  • Осуществлять государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии);
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • Составлять Акты о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • Осуществлять прием документов по постановке на налоговый учет налогоплательщиков — физические лица с присвоением ИНН, снять с учета налогоплательщиков, вносить изменения в их учетные данные, принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете;
  • Выдавать Свидетельства о постановке на учет по месту жительства;
  • Осуществлять прием документов по постановке на налоговый учет или снятие с учета индивидуальных предпринимателей по месту жительства;
  • Осуществлять прием документов по постановке на налоговый учет или снятие с учета индивидуальных предпринимателей по месту ведения деятельности (ЕНВД);.

На основании функций отнесенных к компетенции Отдела регистрации и учета налогоплательщиков построим таблицу 1.1, в которой отражены также исполнители функций и периодичность их исполнения.

Состав функций Отдела регистрации и учета налогоплательщиков

[Красные-основные

Жел-вспомогательные

Зеленые- управленческие]

№/№

Наименование функции

Ответственный исполнитель (наименование должности)

Периодичность исполнения (в течение месяца)

1

Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

Старший государственный налоговый инспектор

22

2

Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

государственный налоговый инспектор

22

3

Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИННМСПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете,

Старший государственный налоговый инспектор

22

4

Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

государственный налоговый инспектор

22

5

Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

Специалист первой категории

15

6

Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях),

Главный специалист -эксперт

15

7

Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

Главный специалист -эксперт

15

8

Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Специалист первой категории

10

9

Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы, указанные в приложении № 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц.

Специалист первой категории

15

10

Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

Специалист первой категории

5

11

Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

государственный налоговый инспектор

22

12

Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков.

государственный налоговый инспектор

17

13

Регистрация договоров коммерческой концессии.

Старший государственный налоговый инспектор

10

14

Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

Специалист первой категории

15

15

Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Старший государственный налоговый инспектор

1

16

осуществляет общее руководство структурным подразделением, определяет обязанности своих заместителей, утверждает должностные инструкции работников структурного подразделения, вносит предложения о назначении, перемещении и увольнении работников, а также о поощрении и наложении на них взысканий;

Начальник отдела

22

17

в установленном порядке отвечает на письма предприятий, учреждений, организаций и граждан, ведет прием граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;

Начальник отдела

15

18

принимает участие в работе коллегии и совещаниях, проводимых руководством государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации и вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

Начальник отдела

20

19

несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на структурное подразделение, за соблюдение действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний Госналогслужбы России и государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении подразделения,

Начальник отдела

22

В их компетенцию отдела входит:

  • подготовка документов по государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков — физических лиц;
  • работа с информацией, поступающей от банков об открытии, закрытии банковских счетов налогоплательщиков, а также предоставление сведений пользователям информационных ресурсов.

Сотрудники отдела регистрации и учета налогоплательщиков, имеющегося в структуре УФНС региона, осуществляют следующие виды деятельности:

  • государственную регистрацию отдельных категорий юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.02 N 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц»;
  • участвуют в контрольно-ревизионной работе Управления в соответствии с утвержденным планом;
  • оказывают организационно-методическую помощь нижестоящим налоговым органам по вопросам регистрации юридических лиц, учета налогоплательщиков юридических и физических лиц, ведения ЕГРН и Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • оказывают практическую помощь нижестоящим налоговым органам по вопросам учета налогоплательщиков юридических и физических лиц, ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ;
  • разъясняют нижестоящим налоговым органам порядок применения законодательства о налогах и сборах в части учета налогоплательщиков юридических и физических лиц, ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ;
  • обеспечивают прием баз данных ЕГРН и ЕГРЮЛ от нижестоящих налоговых органов и формирование ЕГРН и ЕГРЮЛ регионального уровня;
  • передают базы данных ЕГРН и ЕГРЮЛ регионального уровня на федеральный уровень;
  • контролируют базы данных ЕГРН и ЕГРЮЛ нижестоящих налоговых органов;
  • проводят аналитическую работу с базами данных ЕГРН и ЕГРЮЛ регионального уровня;
  • предоставляют сведения из ЕГРН и ЕГРЮЛ регионального уровня пользователям информационных ресурсов;
  • обеспечивают информационное взаимодействие с органами власти и управления, организациями и ведомствами в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, постановлениями Правительства РФ, указаниями центрального аппарата налогового ведомства по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  • собирают и анализируют отчетные сведения от нижестоящих налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование экономического направления по одной из специальностей: экономика и управление;
  • экономика;
  • экономическая теория;
  • национальная экономика;
  • экономика труда;
  • финансы и кредит;
  • налоги и налогообложение;
  • бухгалтерский учёт, анализ и аудит;
  • маркетинг;
  • коммерция;
  • менеджмент;
  • экономика и управление на предприятии (по отраслям);
  • государственное и муниципальное управление;
  • управление персоналом;
  • менеджмент организации;
  • статистика;
  • планирование промышленности или высшее юридическое образование, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение, или дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.

Квалификационные требования к стажу работы:

  • для старших должностей – не менее трёх лет стажа работы по специальности.