Представители всех общественных наук всегда уделяли особое внимание исследованию института семьи. И это не случайно. Семья, как одна из форм организации жизни людей, имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Исторический опыт показывает, что семейные отношения во многом определяют социальное и культурное развитие любой общественной группы.
Сфера отношений в семье, и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметом исследования многих наук — философии, социологии, психологии и некоторых других. И, разумеется, большой вклад вносит литература, так или иначе, в стихах и в прозе, затрагивающая семейно-брачные отношения. Каждая из наук изучает специфические стороны функционирования и развития института брака, даёт общее представление о семейно-брачных отношениях в рамках своей области научного знания. Кроме того, вопросы семьи и брака постоянно присутствуют в сознании людей благодаря телевидению, кино, театру, религии, искусству и другим общественным институтам.
В течение многих веков существования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялись и отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа, жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческих сообществ.
Человек, не имеющий семьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой и богом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть, пить.
Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием специальных работ, рассматривающих данную проблему на современном методологическом уровне. В последние десятилетия проблема семьи и ее эволюция рассматриваются в рамках социальной истории и исторической демографии.
Однако представители этих направлений исторической науки основное внимание уделяют, как правило, периоду XVII-XX вв., оставляя древнерусскую семью периода за рамками своих исследований. В данной работе предпринята попытка восполнить этот пробел. Обращение к исследованию брачно-семейных отношений в Древней Руси вызвано и той ролью, которую семья, как первичный структурный элемент любого социального образования, играет в его истории. Учитывая слабый уровень политической консолидации древнерусского общества, исследование такого «негосударственного» регулятора социальных отношений, как семья позволяет сделать еще один шаг вперед в реконструкции истории Древней Руси.
Применение насилия в отношении представителя власти: уголовно-правовая ...
... Применение насилия в отношении представителя власти» является актуальным, т.к. данная проблема мало разработана в теории и в практике рассмотрения подобных дел судами, вызывает затруднения доказуемость осознанного применения насилия в отношении представителя власти в ... полагаю необходимым отразить историю развития законодательства об группе преступлений, в которой рассматривается изучаемая ...
Семья единственный реально действующий социальный институт, сохраняющий свое значение на всех стадиях развития человеческого общества.
Поэтому исследование процесса становления и развития брачно-семейных отношений в Древней Руси имеет не только академическое, но и, в известной степени, научно-практическое значение, создавая основу для переосмысления социального опыта предыдущих поколений.
Объектом исследования являются брачно-семейные отношения в Древней Руси в IX-X1II вв. и их особенности в языческий и христианский периоды.
Предметом исследования стали институты семьи, брака и опеки в Древней Руси, а также личные и имущественные отношения в древнерусской семье и регулирующие их морально-нравственные и правовые нормы.
Цель курсовой работы – рассмотреть эволюцию брачно-семейных отношений до и после образования государства, отношения внутри семей и положение женщин, а так же роль церкви в формировании браков и порядок наследования имущества в семьях.
Основная задача курсовой работы – рассмотреть специфику семейно-брачных
К сожалению, невозможно судить о большей части традиций, связанных с условиями и порядком заключения брака, так как они дошли до наших дней в искажённой форме или не дошли вовсе. По свидетельству С.М. Соловьёва, из подробностей брачных обычаев эпохи Древней Руси нам известны только четыре: сватовство – жених обращался к отцу невесты с предложением; невеста в день свадьбы одевалась в лучшее платье, княжна – во всю утварь царскую; упоминается об обычае разувания мужа молодой женою1 . Кроме того, анализ тех или иных традиций – тема скорее этнографического, нежели историко-правового характера. Поэтому представляется возможным обратиться к весьма скудному закреплению в законодательных актах этого вопроса.
В положениях Русской Правды встречается лишь одна норма такого рода: «Если жена, обещаясь сидеть во вдовстве по смерти мужа, проживёт имение и пойдёт замуж, то обязана возвратить детям всё прожитое»2 . Этот принцип можно отнести к условиям заключения брака, в данном случае субъект имущественного права: «проживание» ею имения рассматривается как нежелательный акт. Но компенсация за его совершение должна последовать, по мнению законодателя, лишь в том случае, если женщина нарушит обещание «сидеть во вдовстве» и вступит в брак, то есть приоритет в решении большинства вопросов будет принадлежать её мужу.
Судебники 1497 и 1550 года определяют порядок заключения брака лишь в отношении холопства – рабского, подчинённого положения человека: «По холопке, на которой человек женится, он становится холопом, по холопу, за которого женщина выйдет замуж, она становится холопкой. По грамоте о выдаче приданого человек становится холопом3 ». Тем самым холопство определялось по вступлению в брак с представителем соответствующего сословия, что, очевидно, было закреплено с целью создания гарантий против браков с холопами людей из высших категорий населения.
Социальные установки мужчин и женщин к гражданскому браку
... Какие из перечисленных общепринятых правил семейной жизни должны присутствовать между партнерами по гражданскому браку? женщина – домохозяйка, мужчина – добытчик бюджет должен быть общим ни шагу налево ... 11. Что из перечисленного можно приобрести в гражданском браке? Большая часть респондентов (25 % мужчин и женщин) считают, что гражданские браки не отягощены никакими социальными стереотипами по ...
При написании работы были использованы такие источники, как Русская Правда, Повесть временных лет, монографии, учебники истории России, история русской православной церкви, Слово Даниила Заточника, Стоглав, Кормчая книга, Московский летописный свод, Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, Домострой, законодательство Х-ХХ вв., а так же труды таких авторов, как Пушкарева Н.Л., Свердлов М.Б., Соколова В.К., Соловьев С.М., Ужанков А., Щапов Я.Н., Щербатов М.М., Юшков С.В., Арциховский А.В., Владимирский – Буданов М.Ф., Греков Б.Д., Евреинов Н., Жекулина В.И., Забелин И.Е., Зализняк А.А., Лихачев Д.С., Момотов В.В., Нижник Н.С.
1. Традиционная система семейно-брачных отношений как основа самоорганизации общества, древнерусская семья
Чтобы ответить на вопрос, как складывались семья, род, община, племя древних русов, надо вспомнить одно золотое правило ведизма: «Как наверху, так и внизу». Род являлся основным ядром общества. Внутри рода строились семьи, возникали общины, несколько родов составляли племя и т.д.
В исторической науке принято считать, что в век матриархата — род человека возникал от какой-то женщины, женщины матери. Она управляла этим Родом, была жрицей, хранительницей огня и домашнего очага. Некоторые ученые считают, будто матриархат- это время, когда одна женщина имела несколько мужей, поэтому дети знали в основном мать, отсюда и власть женщины. Но если учесть, что человеческое общество развивалось в течение многих тысяч лет в полосе беспрерывных войн, а на войне, как известно, гибнут, прежде всего, мужчины, то концепция многомужества кажется смешной и надуманной. Действительно, русский род строился вокруг женщины, так как женщина, по представлению древних русов, являлась земным воплощением той самой Нави, которая, взаимодействуя с Явью, породила Правь проявленного мира и дала этому миру абсолютную информацию о материи, пространстве и времени. Явь, или мужская энергия, по представлению наших предков, была мене значимой как в космосе, так и на уровне человеческого рода, потому что она не способна давать новую жизнь, синтезировать и хранить всеобъемлющие знания. Вот почему женщины на Руси, даже других, чуждых русам племен, считались святыми, так как олицетворяли собой наиболее ценный принцип Космоса.
Однако это не означает, что мужчина не принимал должного участия в развитии рода, это не означает, что дети не знали своих отцов, как раз наоборот, ибо отца детям выбирала женщина, это было главным ее правом. Древние русы знали, мужчина- это хранитель, защитник, основной кормилец рода, это человек, у которого ярко выражено аналитическое мышление. Поэтому, несмотря на то, что русский род строился на равенстве между мужчиной и женщиной, женщина во многом имела приоритеты перед мужчиной. Ведь женщина, как уже было сказано выше, являлась жрицей, хранительницей очага, как в своей семье, так и на уровне рода, она решала вопросы войны и мира, вопросы переселения на другую территорию, ее слово было решающим на суде. Она была хранительницей своих детей и, наконец, она была хранительницей своего мужа. Воля, аналитический ум, физическая сила мужчины всегда дополнялись и направлялись знанием, мудростью и любовью женщины.
Особенности регулирования труда женщин
... 23 Конституции РФ, устанавливающей право на неприкосновенность частной жизни. правовое регулирование женский труд Также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, при приеме ... Перечень работ, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Пунктом 1 Примечания к Перечню установлено, что труд женщин может быть применен на указанных работах (профессиях, ...
В древнерусском обществе женщина имела не только свободу, но и право выбора. Не жених посылал сватов к своей возлюбленной, а как указывают древние источники, сама женщина выбирала в те далекие времена отца своим детям, только она знала, чувствовала сердцем того мужчину, от которого можно было смело рожать здоровое потомство.
Современная историческая наука считает, что в те далекие времена, когда людьми управляли родовые законы, существовало правило кровной мести. Древние же русы во внутриродовых и межродовых конфликтах придерживались, прежде всего, законов справедливости, обращаясь в таких ситуациях к суду Великого Рода — суду огненных богов. На суде присутствовали стороны, представители старейшин конфликтующих родов, и, если вопрос был спорным, то его решал Божий суд — в основном, поединок. И после божьего суда прекращались всякие распри, а того, кто продолжал конфликт, наказывали очень сурово, вплоть до изгнания из рода.
Каждый русский род имел свою территорию с лесами, озерами, лугами, пахотными землями и выпасами. Все земли рода подразделялись на земли общего пользования, где каждый имел право охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды; земли общинные, которыми имели право пользоваться одни общинники (2, 3, 5 и более семей), земли семейные, т.е. каждая семья имела свой охотничий участок и пахотное поле.
Каждый род имел свое название: по местности, по роду занятий, по тотему (особенно северные роды) и т.д. Несколько родов составляли в древнерусском обществе племя. Обычно эти роды были связаны кровными узами в одно целое. Из одного рода брали невест, из другого — женихов, возникал как бы генетический круг, родственные связи пронизывали целиком все племя. Надо учесть, что родовые качества характера: доброта, отвага, бескорыстие, любовь, красота — в русском народе очень ценились, и древние русы старались с помощью правильного брака усиливать их, используя для этого законы, которые в современной генетике называются дальнеродственным эмбридингом (внутриродовые близкородственные связи строго запрещались).
Механизм дальнородственного эмбридинга, усиливающий положительные генетические признаки, был следующим: древние русы для брачных уз старались найти девушек и юношей в соседнем роду, которые являлись потомками бы их рода. Эти родовые отношения на Руси сохранялись вплоть до октябрьской революции 1917 года (несмотря на то, что род давно исчез).
Обычно внутри деревень невест себе не искали, а искали пару в соседней деревне, и лучше, если этот человек оказывался дальним родственником, но близким по крови. Хранителями законов, по которым жил род, были старейшины, как мужчины, так и женщины, однако последнее слово оставалось за жрицей матери мира (нави), самой мудрой и самой почитаемой.