Лицензирование в сфере внешней торговли товарами в условиях функционирования Евразийского экономического союза

Курсовая работа

В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования и квотирования товаров.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что применение нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в области импорта и экспорта товаров обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле лидируют США, Китай, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует в ВЭД. Лицензирование внешней торговли может преследовать две цели:

  • защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.);
  • защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.

Целью выполнения курсовой работы является изучение лицензирования товаров в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и определения направлений его совершенствования. лицензирование торговля товар таможенный

Поставлены следующие задачи:

  • изучение международного законодательства в сфере лицензирования товаров;
  • исследование правил и содержания лицензирования импорта товаров в Российской Федерации в рамках ЕАЭС;
  • изучение порядка выдачи и видов лицензий;
  • анализ таможенного контроля при импорте лицензируемых товаров;
  • выявление проблем и перспективных направлений эффективности использования лицензирования, как нетарифного инструмента.

Поставленные задачи позволяют установить важность лицензирования для обеспечения экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС посредством количественных ограничений экспорта и импорта товаров необходимых для стран. Данные задачи решаются с использованием соглашений стран-участниц Таможенного Союза, решений Комиссии Таможенного Союза, нормативно-правовых актов, принятых на национальном уровне, а также материалов учебных пособий, научных статей, данных официальных интернет-сайтов

18 стр., 8728 слов

Нетарифные ограничения внешней торговли

... ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. ... групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой ... Квотирование (контингентирование) экспортная квота Технические барьеры ...

Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования в сфере внешней торговли.

Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовые аспекты внешнеторгового лицензирования, а также положения международных соглашений по вопросам лицензирования в сфере внешней торговли.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВЭД

1.1 Международное законодательство в сфере лицензирования

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами представляет собой административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, которая осуществляется путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров — лицензии.

Международно-правовой стандарт лицензирования при экспорте или импорте товаров установлен Соглашением по процедурам импортного лицензирования, принятым 15 апреля 1994 г. в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Данное Соглашение является неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., которое имеет обязательную силу для всех членов ВТО.

Соглашение определяет лицензирование как процедуру предоставления соответствующему административному органу заявления или другой документации (отличной от требуемой для таможенных целей) в качестве предварительного условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего государства.

Соглашение о процедурах лицензирования ВТО состоит из преамбулы и восьми статей. В этом Соглашении в первой статье определено, что правила лицензирования должны быть нейтральными, базироваться на нормах ГАТТ-1994 и применяться справедливо ко всем сторонам. Заявитель должен обращаться за лицензией только в один национальный административный орган, названный в положении о лицензировании. Процедуры лицензирования должны соответствовать требованиям статьи 3 ГАТТ-1994 (национальный режим в отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положения статьи 1 ГАТТ-1994 (режим наибольшего благоприятствования).

Соглашение о процедурах импортного лицензирования четко регламентирует требования, обращенные к получателю лицензии. Получателем может быть любая фирма, учреждение или лицо, которые отвечают требованиям закона. При выдаче лицензии должны учитываться экономические возможности заявителя. Правила выдачи лицензии должны предусматривать возможность выдачи лицензии новым импортерам. В случае отказа в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение. В тех случаях, когда получатель лицензии вправе выбрать страну закупки товара, он должен делать это по своему усмотрению. В тех случаях, когда в лицензии существует привязка к определенной стране, страна закупки должна быть указана точно и конкретно. Лицензии, выдаваемые в рамках установленного контингента (квоты), не должны носить более ограничительного характера, чем сами контингенты.

12 стр., 5766 слов

Генеральное соглашение по тарифам и торговле

... все региональные комиссии ООН и пр.). ГЛАВА 1. Общие положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1.1 Создание и развитие ГАТТ генеральный соглашение тариф торговля Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 ...

Соглашение о процедурах импортного лицензирования предусматривает возможность создания системы автоматического лицензирования, при которой выдача лицензий происходит автоматически. Эта система лицензирования позволяет осуществлять постоянное наблюдение за ходом импортных и экспортных операций (мониторинг).

Соглашение подробно регламентирует положения, на базе которых эта система должна действовать. В частности, предусмотрено, что автоматическое лицензирование должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать препятствий для импорта. В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по импортному лицензированию, рассматривающий все вопросы, входящие в круг ведения Соглашения о процедурах импортного лицензирования.

Основной подход ГАТТ состоит в том, чтобы свести к минимуму формальности и процедуры оформления документов, связанных с импортом или экспортом товаров, с целью облегчения процесса торговли. Однако, ГАТТ признает право стран в определенных случаях требовать от импортеров представления лицензии на импорт товаров, включая те случаи, когда в стране вводятся количественные ограничения импорта.

Национальные органы, ответственные за выдачу лицензии, должны действовать в соответствии с правилами, основной целью которых является защита интересов импортеров и иностранных поставщиков. В соответствии с правилами национальные органы гарантируют, что процедуры выдачи лицензий:

  • не будут более обременительными, чем того требует система лицензирования с учетом основной цели;
  • будут понятными и предсказуемыми;
  • будут защищать интересы импортеров и иностранных поставщиков, не будут необоснованно откладываться и затягиваться.

Соглашение обязывает страны-участницы соглашения публиковать всю информацию, касающуюся выдачи импортных лицензий, чтобы импортеры, экспортеры и их правительства полностью были осведомлены о:

  • правах лиц, фирм и институтов на подачу заявок на лицензию;
  • административных органах, ответственных за выдачу лицензий;
  • продукции, на которую необходимо иметь лицензию.

С целью защиты прав импортеров и для ускорения процедур выдачи лицензий, соглашением установлено, что:

  • заполнение заявок и сами процедуры, включая возобновление лицензий, должны быть максимально простыми;
  • заявки не должны отклоняться по причине незначительных ошибок при заполнении документов, если эти ошибки не искажают основные содержащиеся в нем данные;
  • преднамеренные неточности, имеющие целью исказить данные, или большие погрешности при подаче данных не должны наказываться строго, а ограничиваться вынесением предупреждения;

— в выдаче импортной лицензии не должно быть отказано по причине незначительного несоответствия в данных о цене, количестве или весе продукции, указанных в лицензии, если это явилось следствием обычных в торговле осложнений, или потери веса товара при погрузке или доставке, отчего и изменились соответствующие данные.

Существуют две формы лицензирования:

  • автоматическое;
  • неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

9 стр., 4472 слов

Лицензирование и регистрация в области СМИ

... 1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СМИ Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанный с процессом подачи и рассмотрения заявления о выдаче лицензии, переоформления, приостановления, прекращения и аннулирования действия лицензии. К лицензируемым видам деятельности относятся виды ...

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

  • а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;
  • б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

Примером автоматического лицензирования может служить постановление Правительства РФ по поводу реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о торговле текстильными товарами. Министерству торговли РФ в период действия данного соглашения было поручено осуществлять выдачу в автоматическом режиме разрешений на экспорт текстильных товаров и одежды в страны ЕС российским участникам ВЭД.

Поскольку при автоматическом лицензировании одобрение заявления дается во всех случаях (при соблюдении указанных выше условий), то есть лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче, такая процедура лицензирования представляет собой заявительный порядок выдачи лицензий.

В противоположность ему существует разрешительный порядок выдачи лицензий. Разрешительные лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа (иными словами, в выдаче лицензии может быть и отказано).

Это процедура неавтоматического лицензирования.

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) — разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Таким образом, в случае введения режима автоматического лицензирования значительно упрощаются формальности при получении лицензии, но продолжает действовать правовой механизм, позволяющий государству осуществлять контроль за внешнеторговыми операциями. При автоматическом лицензировании сохраняется право государства в любой момент заменить либеральный режим более жестким. Тем не менее автоматическое лицензирование является более предпочтительным видом ограничительной политики, поэтому в ГАТТ принято решение, призывающее страны-участницы, практикующие количественные ограничения, по возможности переходить на этот вид лицензирования.

1.2 Назначение и случаи применения лицензирования внешней торговли товарами

Лицензирование играет существенную роль в современном таможенном регулировании. Среди функций, которые оно выполняет, следует выделить следующие:

1) контрольная — позволяет следить за перемещением товара. Поскольку лицензия содержит ключевые данные о внешнеторговой операции (наименования и адреса сторон, реквизиты договора, должностного лица, оформившего лицензию, соответствующие даты, сведения о товаре), а также благодаря занесению всей информации о выданных лицензиях в сетевые информационные системы, таможенные органы обеспечиваются необходимыми сведениями о перемещении конкретных товаров;

2) ограничительная — представляет собой обременение участников внешнеторговой деятельности. Получение лицензии требует временных и финансовых затрат, всегда связано с необходимостью получения различных документов, на основании которых лицензия выдается. При этом размеры пошлин на получение таких документов могут варьироваться;

3 стр., 1403 слов

Экологическое лицензирование

... общие требования относительно экологического лицензирования содержатся в Законе «Об охране окружающей природной среды». В частности, в ст. 18 предусмотрена лицензия (разрешение) на комплексное ... веществ, захоронении отходов исключительно на основе разрешений. Относительно детальное регулирование осуществления отдельных видов лицензирования в сфере использования природных ресурсов и выброса (сброса) ...

3) информационная — позволяет вести отдельную статистику по лицензируемым товарам.

Лицензирование является официально допустимой мерой в рамках ВТО. Введение лицензирования во внешней торговле государством может быть вызвано разными причинами:

  • при введении временных количественных ограничений экспорта и (или) импорта отдельных товаров (квотирования).

  • если ввозятся товары, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений.
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
  • выполнение государством международных обязательств.

Экономически развитые страны, как правило, прибегают к лицензированию в случае использования более жёсткого метода количественных ограничений — квотирования. Это позволяет осуществлять контроль за потоками товаров.

В развивающихся странах, как правило, принимаются менее жёсткие меры, а именно, лицензирование. Государство при этом преследует цель получения и рационального использования валютных средств. А именно, достаточно часто разрешения на ввоз товаров из других государств производится при соблюдении определённого условия: оплата поставок должна осуществляться из средств финансовой помощи международных организаций с использованием бартерных сделок. Кроме того, в развивающихся странах при выдаче лицензий предпочтения отдаются крупным известным фирмам-импортёрам.

Государственные исполнительные органы власти регулярно отслеживают ситуацию на внутренних и внешних рынках в связи с потоками товаров, по которым введено лицензирование. Поэтому перечень как товарных позиций, так и конкретных соответствующих товаров может меняться.

Законодательство западных стран не прибегает к легальному определению нетарифных мер, используя данный термин в соответствии со сложившейся доктриной и практикой. В то же время российский Федеральный закон от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (со всеми изменениями и дополнениями на 30 ноября 2013 года) в пункте 17 статьи 2 определяет нетарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Учитывая, что процесс создания законодательной базы ЕАЭС в нетарифной сфере шел преимущественно путем копирования российских норм, идентичные определения содержатся и в наднациональных актах — актах Таможенного союза, например, в статье 1 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 года.

Такое искаженное закрепление в законодательстве нетарифных мер приводит к еще большим искажениям в современной правоприменительной практике, т. к. основной массив нетарифного регулирования не охватывается понятием «нетарифное регулирование», а входит в число мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств — участниц ТС (статья 6 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 года).

4 стр., 1754 слов

Система лицензирования торговой деятельности и сертификация товаров

... 60 дней с момента предоставления соискателем лицензии пакета документов. Срок действия лицензии – 5 лет. Лицензирование деятельности по распространению взрывчатых веществ промышленного ... назначения регулируется Положениями о лицензировании деятельности в области взрывчатых ...

Принципиальное отличие этих мер состоит в том, что они не носят экономического характера (пункт 1 статьи 6 указанного Соглашения от 09.06.2009 года).

Однако, даже и здесь, в рамках одного нормативного правового акта имеются внутренние противоречия. Поскольку то же лицензирование, являющееся основным видом нетарифного регулирования в ТС, относится одновременно к разрешительному порядку ввоза и (или) вывоза, то есть мерам неэкономического характера, затрагивающим внешнюю торговлю товарами (пункт 1 статьи 6 Соглашения от 09.06.2009 года), и к нетарифному регулированию (пункт 2 статьи 2 данного Соглашения от 09.06.2009 года).

При этом в 99% случаев лицензирование установлено в неэкономических целях (для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, защиты культурных ценностей, предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.).

Из-за существующего нормативного регулирования нетарифных мер они не выполняют своей функции, представляя собой скрытые ограничения внешней торговли товарами, что в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 года — недопустимо.

Например, в международной практике при ввозе товара, не отвечающего предусмотренным законодательством импортирующей страны требованиям, в том числе в случае несоблюдения запретов и ограничений импорта, применяется режим реэкспорта, чтобы этот товар вернуть обратно владельцу. Естественно, владелец забирает обратно свой товар, поэтому при данной таможенной процедуре он освобождается от пошлин, нетарифных мер и прочих формальностей. Было бы неправомерным и несправедливым в ситуации, когда владельцу ввезенного товара, который не может выполнить требования законодательства для его таможенного оформления, препятствовали вывезти такой товар обратно. Однако именно такая ситуация складывается при реэкспорте лицензируемых товаров в России. Согласно статье 296 ТК ТС реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Но лицензирование зачастую не относится к мерам нетарифного регулирования. Поэтому импортер вынужден либо получить лицензию на ввоз, либо опять же получить лицензию на вывоз. Процедуры реэкспорта в подавляющем большинстве случаев вызваны невозможностью оформить разрешительные документы на ввоз. Встречаются ситуации, при которых оформить разрешительные документы на вывоз также физически невозможно. И здесь возникает ситуация административной ловушки, когда товар лежит на таможенном складе, с импортера взимаются денежные средства, а он не может ни ввезти товар, ни вывезти.

Именно в таком положении оказались импортеры продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в начале 2011 года. Причиной послужило то, что на ввоз этой продукции были введены квоты. Но поскольку они не были в течение долгого времени распределены, лицензии в течение этого периода не выдавались ни на ввоз, ни на вывоз. Единственным выходом в подобных случаях является судебное оспаривание норм таможенного законодательства с требованием компенсации убытков.

3 стр., 1398 слов

Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений

... через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет ...

Также стоит упомянуть о Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденном Решением Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 года № 134. Товары, помещённые в Единый перечень обязательны к лицензированию.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

2.1 Порядок выдачи и виды лицензий

Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в РФ в условиях участия в Евразийском экономическом союзе. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

В соответствии с пунктом 9 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-членов ТС выдаются следующие виды лицензий:

  • разовые;
  • генеральные;
  • исключительные.

Разовая лицензия — лицензия, выдаваемая участнику внешнеэкономической деятельности на поставку контролируемой продукции в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид (т.е. один код ТН ВЭД) на срок до 1 года. В разовой лицензии указывается количество конкретной контролируемой продукции, страна конечного использования, продавец и покупатель. Разовая лицензия может выдаваться как на экспорт, так и на импорт. Также разовая лицензия выдается в случае временного вывоза контролируемого товара с передачей его иностранному лицу и последующего возврата на территорию РФ.

Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Генеральная лицензия — лицензия, выдаваемая участнику ВЭД на основании решения страны-участницы ТС и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии Таможенного Союза.

Исключительная лицензия — лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением КТС в каждом конкретном случае.

Действующий порядок выдачи лицензий, разрешений, оформления заявлений определен в пунктах 2 и 3 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств-сторон таможенного союза».

3 стр., 1459 слов

Контроль в сфере закупок: органы контроля и их полномочия

... Закона о контрактной системе контроль в сфере размещения заказов возложен на следующие органы. ФАС. Как и в настоящее время, ФАС будет осуществлять контроль в сфере закупок путем проведения: плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, ...

Для получения лицензии заявитель должен обратиться в уполномоченный орган по выдаче лицензий. Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы выдают лицензии на импорт (экспорт) товаров, за исключением товаров двойного и военного назначения. Территориальные подразделения Министерства промышленности и торговли не уполномочены выдавать лицензии на категории товаров:

  • драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • сырье, содержащее драгоценные металлы;
  • наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие, ядовитые вещества;
  • специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации;
  • шифровальные и криптографические средства;
  • в отношении товаров, для которых при импорте и экспорте установлено исключительное право.

На эти товары лицензия выдается уполномоченным Министерством промышленности и торговли по центральному району город Москва.

В отношении товаров военного назначения лицензии на экспорт (импорт) таких товаров выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) министерства обороны. Данная служба также выдает заключения об отнесении или неотнесении товаров и продукции военного назначения.

В отношении товаров подпадающих под экспортный контроль (товаров двойного назначения) лицензии на экспорт (импорт) таких товаров выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК).

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган должны быть предоставлены документы:

  • заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии из Приложения № 7 (Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран) к договору о ЕврАзЭС;
  • электронная копия заявления в формате, утвержденном КТС, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного КТС и передаваемого участникам ВЭД на безвозмездной основе.

Участник ВЭД может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным КТС форматом;

  • копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
  • копия документа о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации;
  • копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
  • иные документы, если они определены Решением КТС, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании представленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.

12 стр., 5777 слов

Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков

... соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением коммерческими банками банковского законодательства и установленных ...

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны ТС, взимаемой за выдачу лицензии.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Если уполномоченным органом выдана (оформлена) лицензия в форме электронного документа, то представление заявителем оригинала лицензии на бумажном носителе в таможенный орган своего государства не требуется.

Порядок взаимодействия уполномоченных органов и таможенных органов по контролю за исполнением лицензий, выданных в форме электронного документа, определяется законодательством государств-членов.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства-члена ТС дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

В целях контроля за экспортом и импортом отдельных видов товаров, введено понятие исполнение лицензии, то есть, фактический ввоз товаров на таможенную территорию государств-членов ТС из третьих стран или вывоз товаров с таможенной территории государств-членов ТС в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства-члена ТС выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Лицензии и разрешения подлежат хранению в таможенных органах в течении трех лет после окончания срока действия лицензии или разрешения. По истечении трехлетнего хранения они уничтожаются.

Уполномоченные органы вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

  • обращение заявителя, представленное в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
  • внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;
  • выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;
  • прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;
  • исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств-членов ТС;
  • отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;
  • выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;
  • наличие судебного решения;
  • несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств-членов ТС условий выдачи лицензии;
  • невыполнение владельцем лицензии обязанности ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Исследуя лицензирование, стоит сказать и о разрешении. Разрешение — специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров, которое выдается обязательно в целях наблюдения.

Автоматическое лицензирование — это и есть наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, то есть временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:

1) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

2) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;

3) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

4) срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Порядок введения наблюдения прописан в федеральном законе №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД».

Таким образом, законодательно прописываются три вида лицензии, которые выдаются уполномоченными органами в области лицензирования товаров.

2.2 Порядок таможенного контроля лицензируемых товаров

Решением КТС № 687 от 22.06.2011 года утверждено Положение о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров (далее Положение).

С 1 января 2010 года страны ТС применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, включенных в Единый перечень. В этот перечень вошли товары, ввоз или вывоз которых осуществляется по лицензиям.

Также Положение коснулось товаров и технологий, в том числе продукции военного назначения, к которой страны ТС применяют меры экспортного контроля и которые перемещаются через таможенную границу ТС по лицензиям.

Согласно Положению, до подачи декларации на товары владелец лицензии должен ее представить для постановки на контроль в таможенный орган. Сделать это он должен в стране ТС по месту своей регистрации, а именно в таможенный орган:

  • в подчинении которого находятся таможенные органы, в которых планируется задекларировать все лицензируемые товары (далее — товары);
  • по месту нахождения владельца лицензии, если планируется произвести декларирование в таможенных органах (или их структурных подразделениях), подчиненных разным таможенным органам.

Отметим, что органам государственной власти стран — членов ТС Положение предоставляет право определять иные таможенные органы, уполномоченные ставить лицензию на контроль.

Владелец лицензии (или его представитель) вместе с оригиналом лицензии подает заявление о постановке лицензии на контроль в таможенный орган. Заявление составляется в произвольной форме. В нем необходимо указать:

  • наименование таможенных органов, в подчинении которых находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется декларирование товаров;
  • количество и наименование ввозимых (вывозимых) по лицензии товаров для каждого таможенного органа (структурного подразделения), в котором планируется произвести декларирование.

К письменному заявлению прилагаются следующие документы:

  • копии лицевой стороны оригинала лицензии, количество которых должно соответствовать количеству таможенных органов (структурных подразделений), в которых планируется произвести таможенное декларирование лицензируемых товаров;

— копия лицевой стороны оригинала лицензии для ее последующего представления в таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места прибытия (убытия) товаров на таможенную территорию ТС (далее — места прибытия (убытия), за исключением случая, когда места прибытия (убытия) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе и продукции военного назначения, находятся вне территории государства — члена ТС, в таможенном органе которого лицензия поставлена на контроль, положения пункта 5 настоящего Положения в части приложения владельцем лицензии к письменному заявлению копии лицевой стороны оригинала лицензии для ее последующего представления в таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места прибытия (убытия) товаров, и абзаца второго пункта 9 настоящего Положения: заверенная таможенным органом копия лицензии либо копия с этого документа представляется в месте прибытия (убытия) совместно с транспортными (перевозочными) и (или) коммерческими документами на каждую партию товара, перемещаемую через таможенную границу ТС, не применяются, если иное не предусмотрено международными договорами в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества, заключенными в рамках ТС.

На обороте копий, предназначенных для представления в таможенный орган при декларировании, следует указать сведения по форме согласно приложениям № 1 и № 2 к Положению.

На контроль лицензия ставится в срок не более трех рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. После этого оригинал остается в таможенном органе, а ее владельцу не позднее двух дней возвращаются (направляются) заверенные копии. Заверенные таможенным органом копии лицензии должны содержать следующие отметки таможенного органа:

  • оттиск штампа либо запись «Поставлено на контроль»;
  • подпись и личная номерная печать должностного лица таможенного органа, поставившего лицензию на контроль;
  • дата постановки лицензии на контроль;
  • номер, присваиваемый при постановке лицензии на контроль.

Отметки таможенного органа на копиях лицензии размещаются на лицевой стороне копий лицензии в правом верхнем углу или в другом свободном месте.

Заявителю могут отказать, если:

  • таможенный орган не уполномочен ставить лицензии на контроль;
  • представлены не все документы и сведения, указанные выше;
  • документы оформлены с нарушением требований Положения;
  • выявлено несоответствие сведений, содержащихся на оборотной стороне копии лицензии, оригиналу лицензии и приложений к ней.

Письменный обоснованный отказ с приложенным оригиналом лицензии таможенный орган в трехдневный срок направляет заявителю.

Заверенные копии лицензий представляются при осуществлении таможенных операций. Заверенная таможенным органом копия (либо копия этого документа) подается в месте прибытия (убытия) одновременно с транспортными и (или) коммерческими документами на каждую партию товара, перемещаемую через таможенную границу ТС. Копия лицензии единовременно представляется в таможенный орган в комплекте документов к декларации и остается в таможенном органе. При последующем декларировании товаров в этом таможенном органе представлять копию лицензии не потребуется, достаточно будет лишь указать сведения о ней.

Перемещение товаров (за исключением тех, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) и подача декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии.

Выпуск лицензируемых товаров осуществляется в соответствии с наименованиями и количеством, которые указаны на оборотной стороне заверенной копии лицензии. Списание этого количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске по первой заявленной таможенной процедуре (кроме процедуры таможенного транзита).

При снятии лицензии с контроля таможенный орган, поставивший лицензию на контроль, на основании письменного заявления владельца лицензии в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней, направляет владельцу лицензии справку об исполнении лицензии по установленной форме. Справка об исполнении лицензии может представляться в электронном виде в соответствии с законодательством государств — членов ТС.

В случае, если иное не установлено Положениями о применении ограничений, товары, в отношении которых оригиналы лицензий не поставлены на контроль в соответствии с настоящим Положением, к перемещению через таможенную границу ТС не допускаются, а в случае, если в отношении лицензируемых товаров установлены меры нетарифного регулирования, — не подлежат выпуску таможенными органами.

Таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания их количества, указанного в заверенной копии лицензии, перераспределения количества товаров, указанного на оборотной стороне заверенной копии лицензии, между таможенными органами (структурными подразделениями) либо изменения таможенных органов (структурных подразделений), в которых планируется произвести (производится) таможенное декларирование лицензируемых товаров в счет лицензии, в случае перераспределения наименований и количества товаров, указанных на оборотной стороне копий лицензии, между таможенными органами (структурными подразделениями) либо изменения таможенных органов (структурных подразделений), в которых планируется произвести (производится) таможенное декларирование лицензируемых товаров в счет лицензии.

Также таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск товаров в счет лицензии, действие которой приостановлено (прекращено), со дня получения уведомления о таком приостановлении (прекращении).

Выпуск товаров таможенный орган (структурное подразделение) осуществляет в счет лицензии, действие которой возобновлено, со дня получения уведомления о таком возобновлении.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМИНЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС

3.1 Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений в условиях функционирования ЕАЭС

В сфере государственного воздействия лицензирование выступает тем административно-правовым режимом, перед которым ставится задача не только защитить национальные интересы (экономические, культурные и др.), но и обеспечить защиту национального рынка. Существуя в пределах административного усмотрения, меры нетарифного регулирования менее стабильны, нежели меры таможенно-тарифного регулирования.

Хотя механизм применения нетарифных мер регулирования в РФ отлажен достаточно хорошо, все же существуют некоторые проблемы в части их применения, что касается в первую очередь лицензирования в сфере внешней торговли.

Помимо рассматриваемой выше проблемы существуют и другие, касающиеся процесса лицензирования товаров и постановки лицензии на контроль в таможенные органы.

Представляется, что лицензирование должно реализовываться в рамках осуществления экономической функции государства. Нельзя говорить об отмене данного режима как национального. В связи с созданием ТС, список лицензируемых товаров, а так же порядок получения лицензии является одинаковым для всех стран-участниц. Данный порядок является проблемным вопросом, ведь список товаров, которые подлежат лицензированию, должен определяться для каждой страны отдельно. Доказательством этого может служить пример Европейского Союза, структура которого отличается достаточно высоким уровнем интеграции. В рамках ЕС лицензии выдаются на национальном уровне, это вполне объяснимо, так как в рамках сертификации и стандартизации можно установить общие критерии для различных участников внешнеэкономических отношений. В этих условиях лицензирование остается как раз той процедурой, посредством которой отдельные государства могут защитить собственные интересы в зависимости от различных факторов (конкурентоспособность национальных производителей, проблема поступления в страну некачественных товаров).

Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, так как цель его обеспечение национальных интересов.

Еще одной важной проблемой в сфере лицензирования внешнеэкономической деятельности является значительный объем источников, что порождает проблему его систематизации и соотнесение институтов индивидуального регулирования внешнеэкономической деятельности (договоров) и государственного регулирования ВЭД.

В связи с созданием ТС появились новые Соглашения и Решения КТС в части регулирования перемещения лицензируемых товаров, но при этом некоторые ФЗ РФ и Постановления Правительства РФ в данной области продолжают действовать.

В связи с введением в действие 10 октября 2014 года Договора о ЕврАзЭС, выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками ТС в рамках ЕврАзЭс в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Приложением №7 к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Основные положения по данному вопросу также можно посмотреть в подпункт 6 пункта 2 статьи 13, статьи 24, 30 Федерального Закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД».

Такое огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос, приводит к нарушениям участниками ВЭД правил перемещения таких товаров. Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли, которая бы действовала на всей территории ТС.

Еще одним проблемным вопросом, как показала практика, стало получение лицензии на перемещение шифровальной техники. Главным критерием для отнесение товара к лицензируемому является наличие функции шифрования (криптографии).

И данный критерий является наиболее проблематичным. Этому свидетельствуют некоторые практические случае на границе РФ.

Российские таможенники задерживают на границе партии комплектующих для сотовых телефонов, ведь список подлежащих проверке товаров достаточно неконкретен, в нем встречаются формулировки вроде «оборудование и его части». Тем самым у таможни появились подозрения что крышка от телефона может быть оснащена средствами криптографии. Теперь эти средства — а возможностями шифрования оснащены многие виды техники — полагается «нотифицировать» в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца в 2010 году разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор на границе подобной техники постепенно исчез.

Вот только список техники, ввоз которой на территорию ТС ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». К примеру, крышка от телефона — это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования — это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.

На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять «нотификации» на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.

При отсутствии лицензии от ФСБ таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все подобные случаи. Тем самым можно ожидать роста контрабанды на рынке электронной техники.

Для отсутствия подобных ситуаций необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяются подобные ограничения. Законодательная база должна быть четкой и одинаково понятной как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможенных органов.

Как известно, совершение таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу подлежат упрощению. Процедура перемещения лицензируемых товаров, а так же оперативный и централизованный контроль перемещения данных товаров — это достаточно сложные операции, которые занимают много времени и сил.

Отсюда можно сделать вывод, что упрощение данных действий путем быстрого электронного обмена данными приведёт к минимизации затрат времени на осуществление данной деятельности. В этой связи, такие направления деятельности в области таможенного дела, как упрощение делопроизводства и документооборота во внешней торговле, в том числе осуществляемых при таможенном оформлении, посредством использования современных технологий при формировании документов, а также широкой компьютеризации таможенного дела; использование процедур заблаговременного и последующего таможенного оформления экспорта и импорта; повсеместное внедрение совместного приграничного и неприграничного таможенного оформления — могут способствовать, повышению эффективности деятельности как участников ВЭД, так и таможенных органов, то есть эффективности ВЭД в целом.

В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров, ограниченных или запрещенных к ввозу или вывозу через таможенную границу ТС, необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ (ТС) со странами импортерами и экспортерами. Также необходимо налаживать взаимодействие с другими государственными контролирующими службами, ассоциациями и с участниками ВЭД.

Отсюда можно сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере ВЭД не идеален и требует дальнейшего улучшения.

Совершенствование нетарифного регулирования ВЭД РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нетарифные меры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, а, следовательно, нетарифные ограничения — мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. Такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами. Лицензирование является одной из самых часто применяемых мер нетарифного регулирования, так как позволяет государству регулировать внешнюю торговля как в экономических, так и политических целях.