Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

Курсовая работа

Глава X Уголовного кодекса Российской Федерации содержит статьи, предусматривающие ответственность за так называемые противоправные действия или связанные с ними действия. Учитывая совпадение многих признаков правонарушения, представляется необходимым во избежание повторов дать общее описание и только впоследствии комментировать статьи рассматриваемой главы с учетом особенностей конкретного состава преступления.

Содержащиеся в главе 30 статьи (кроме ст.ст. 288 и 291 УК) предусматривают ответственность за противоправные деяния, существенно отличающиеся от других как своеобразием объекта преступного посягательства, так и спецификой его субъекта, каковым может быть только должностное лицо.

Объектом должностного преступления является нормальная регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, а непосредственным объектом — права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Отличительная черта должностного преступления состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление имеет следствием не только умаление их авторитета в обществе (например, получение взятки депутатом, судьей, прокурором, сотрудником милиции либо иным должностным лицом неминуемо бросает тень на весь аппарат соответствующего органа или учреждения, представителем которого является виновный), но и подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законных интересов.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства); наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.

Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК.

27 стр., 13382 слов

Взяточничество как вид коррупционных преступлений в условиях ...

... коррупцией и взяточничеством в России. Предметом исследования является взяточничество как особый вид в системе коррупционных преступлений в условиях современной России. Целью дипломной работы является выявление недостатков и пробелов в российском ... I и Екатерины II. Тем не менее, рост должностных преступлений в Империи показывал, что реформирование законодательства необходимо. Взяточничество и ...

Если ответственность за допущенное должностным лицом нарушение служебных полномочий предусмотрена специальной уголовно-правовой нормой, содеянное подлежит квалификации по этой норме, без совокупности со статьями, предусматривающими общие составы должностных преступлений Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными. Однако их объединяет то, что в любом случае они противоречат интересам сервиса.

Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 287, 289, 290, 292 и 293 УК, могут быть только должностные лица, которыми в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к ст. 318 У К представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Применительно к рассматриваемым статьям главы 30 УК к представителям власти наряду с должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов относятся, в частности депутаты, руководители и члены органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4).

Иными словами, представители власти — это лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

Под организационно-распорядительными функциями понимается осуществление полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).

Эти функции, в частности, выполняют руководители министерств и ведомств, их структурных подразделений, руководители учреждений науки, образования, здравоохранения и т.д., т.е. должностные лица, в полномочия которых входит организация и направление деятельности подчиненных им работников.

Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. Такие полномочия в государственных органах, в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях возложены, в частности, на руководителей экономических и финансовых управлений и служб, бухгалтеров.

10 стр., 4724 слов

Организационно-административные методы в управлении

... 1. Содержание и основные инструменты. Делегирование и ответственность, виды, процедура, правила и ошибки делегирования Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных ...

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке (например, народные заседатели).

В соответствии с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, представленному им правомочным органом либо должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины).

Правонарушениям не подлежат сотрудники государственных и муниципальных учреждений, выполняющие чисто профессиональные или технические задания. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функции, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе бюро медико-социальной экспертизы, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель — за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий — п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4).

По смыслу п. 1 примечания к ст. 285 УК не могут быть признаны должностными лицами члены общественных объединений, коммерческих организаций, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в различных негосударственных и немуниципальных учреждениях (акционерные общества, частные (семейные) предприятия, приватизированные предприятия, учреждения и организации торговли, бытового обслуживания, здравоохранения и т.д.

II Превышение должностных полномочий и предусмотренные виды наказаний

1.Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.

5 стр., 2427 слов

Должностное лицо: понятие, признаки

... акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут ...

При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного).

Действия, совершенные должностным лицом, могут быть признаны явно превышающими пределы его полномочий в случае, если такое превышение является очевидным, неоспоримым для нарушителя.

Применительно к данному составу преступления под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности, нарушением конституционных прав гражданина, нарушением нормальной работы предприятия, учреждения, организации, которое привело к длительному перерыву либо приостановлению их деятельности и т.п. Вопрос о существенности нарушения этих прав и интересов решается исходя из конкретных обстоятельств дела.

Для установления факта превышения должностных полномочий необходимо выяснить, какой закон или иной нормативный акт регулирует полномочия должностного лица и в чем конкретно выражено их неправомерное превышение. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает ответственность по ст. 286 УК.

Преодоление служебных полномочий может происходить как при выполнении должностным лицом функций представителя власти, так и при выполнении им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. В этом заключается отличие рассматриваемого состава преступления от других уголовно наказуемых деяний, также связанных с превышением должностных полномочий (например, принуждение к даче показаний, ответственность за которое предусмотрена ст. 302 УК).

Данное преступление совершается только путем действия, причем как с прямым , так и с косвенным умыслом.

Мотивы превышения должностных полномочий могут быть различными (корысть, карьеризм, зависть, совершение незаконных действий в так называемых «интересах дела» либо в целях создания видимости благополучия и т.п.).

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

9 стр., 4124 слов

Теоретические основы конституционно-правовой ответственности ...

... для субъекта Российской Федерации должна наступать конституционно-правовая ответственность. Конституция РФ возлагает ... отстранение от должности высшего должностного лица - главы ... ведения и полномочий в пользу органов власти федерации; назначение специального ... ответственности субъектов федерации такой меры, как признание формы прав- ления, сложившейся в субъекте федерации, противоречащей основам ...

Ответственность за квалифицированные виды превышения должностными полномочиями предусмотрена чч. 2 и 3 ст. 286 УК. Один из таких видов — совершение указанных действий лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой местного самоуправления. Повышенная ответственность названных лиц за данное преступление предусмотрена как ввиду самого характера их должностного положения и обладания широким кругом полномочий, так и тем, что превышение этих полномочий чревато существенным нарушением охраняемых законом прав и интересов большого числа граждан и организаций.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

К другому квалифицированному виду превышения должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК) закон относит деяния, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 286 УК, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью, ограничение свободы), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы с целью подавления воли потерпевшего.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» под оружием следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в качестве специальных средств могут применяться в предусмотренных законом случаях резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т. д.

Под применением оружия или специальных средств, связанным с превышением должностных полномочий, понимается использование их с целью причинения как физического вреда (выстрел на поражение, удар рукояткой пистолета или резиновой палкой и т.д.), так и психического воздействия, когда использование оружия или специальных средств представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина, например выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близости от потерпевшего, у которого имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

Если противоправные действия должностного лица сопровождались лишь демонстрацией оружия или специальных средств и не представляли реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное при наличии к тому оснований может быть расценено как превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК).

11 стр., 5015 слов

Правовая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации

... реализации этой цели решаются задачи: 1. Рассмотреть полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации 2. Уточнить организацию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 3. Подвергнуть рассмотрению практику Конституционного Суда Российской Федерации работа выполнена образом: введение, 4 главы, включающие в себя ...

Под причинением тяжких последствий как одним из квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий понимаются действия, приведшие, например, к самоубийству потерпевшего, а также, если их результатом явились крупные аварии, длительная дезорганизация работы учреждения, организации, причинение им материального ущерба в крупных размерах и т.п.

8. Если превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 286 и ст. 105 УК.

9. Определенная трудность определяется квалификацией рассматриваемого деяния, если его следствием явилось нанесение серьезного ущерба здоровью потерпевшего. Представляется, что в этом случае правовая оценка правонарушения будет зависеть от конкретных обстоятельств правонарушения. При этом следует учитывать, что ч. 3 ст. 286 УК устанавливает ответственность за причинение любого вреда здоровью потерпевшего, кроме тяжкого, ответственность за причинение которого предусмотрена чч. 3 и 4 ст. 111 УК. В этом случае деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующим пунктом (пунктами) ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 УК.

10. В случаях, когда должностное лицо совершает убийство либо причиняет тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно квалифицироваться только по ст. 108 или ст. 114 У К.

Заключение

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в установленном Конституцией Российской Федерации порядке.

Многие положения ранее существовавшего уголовного законодательства не отвечали политическим, экономическим и социальным потребностям российского общества, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, старое законодательство не было криминологически корректным, не учитывало новые характеристики и тенденции преступности. В последние годы преступность стала настоящим социальным бедствием, угрожающим основам российского государства и национальной безопасности. По сравнению с 1960 годом число преступлений в России возросло в 4 раза, в настоящее время ежегодно совершается около 3 млн. преступлений.

В УК РФ постоянно применяется принцип приоритета общечеловеческих ценностей, делается упор на обеспечение максимальной личной безопасности, всестороннюю защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан и их неприкосновенность.

Значительной модификации подверглась структура УК РФ. Он делится не только на главы, но и на разделы, их объединяющие. В него включены 12 разделов, объединяющих 34 главы и 360 статей.

В ст. 1 УК РФ сформулированы принципиальные положения о том, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот Кодекс. Подчеркивается, что Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) и общепризнанных принципах и нормах международного права.

14 стр., 6756 слов

Судебная власть Российской Федерации

... власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в ... исполнительной власти. Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства ...

На первое место в Кодексе ставится задача правовой уголовной защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает важнейшие принципы преступной деятельности судебной системы. Первым из них назван принцип законности (ст. 3), согласно которому преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, который запрещает применение уголовного закона по аналогии.

В ст. 4 УК РФ закреплен принцип равенства граждан, совершивших преступления, перед законом.

Принцип вины, закрепленный в УК РФ, означает, что ни одно деяние, какие бы опасные последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление, если оно совершено невиновно (ст. 5).

Согласно принципу справедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

По-новому сформулирован принцип гуманизма. В первую очередь он обращен не к преступникам, а ко всем гражданам. Как указывается в ст. 7 УК РФ, уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. установлено, что наказание и другие меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут быть направлены на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

УК РФ значительно расширил содержание известного принципа обратной силы уголовного закона, распространив его не только на уголовный закон, устраняющий преступность или смягчающий наказание, но и на закон, «иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление» (ст. 10).

В Уголовном кодексе РСФСР понятие преступления основывалось на социально-политических и экономических постулатах своего времени, на идеологических основах советской уголовно-правовой науки.

Согласно УК РФ преступлением признается совершенное виновным общественно опасное деяние, наказуемое Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Установление категорий преступлений — важнейшее новшество в УК РФ. Законодательная классификация преступлений способствует четкому определению уголовно-правовых последствий совершенного деяния (ст. 15 УК).

В УК РФ тщательно дифференцирована уголовная ответственность. При определении этого критерием является интерес общественной безопасности. Сохраняется повышенная ответственность за серьезные и, прежде всего, серьезные преступления, за рецидивы, профессиональную и организованную преступность. При этом налажено применение других более мягких мер воздействия к людям, не требующим жесткого отношения к ним.

В УК РФ закрепляется приоритет международного договора, касающегося вопросов уголовной ответственности перед внутригосударственным правом, а также воспроизводятся в конкретных нормах положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией (ст.ст. 11, 12, 13, 355, 356, 360 УК).

Особенная часть УК РФ открывается главами не о государственных преступлениях, как это значилось в УК РСФСР 1960 года, а разделом «Преступления против личности», в который включены главы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни и здоровья, преступления против свободы, чести и достоинства личности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних.

3 стр., 1059 слов

Состав преступления как основание уголовной ответственности (2)

... привлечения к уголовной ответственности. В Российской Федерации единственным основанием уголовной ответственности служит состав преступления; наличие его в действиях лица обосновывает применение наказания; отсутствие в этих действиях состава преступления исключает уголовную ответственность. Разработка важнейших институтов уголовного права - ...

В целом УК РФ по сравнению с УК РСФСР стал жестче. Существенно повышает ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Так, максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет, при назначении наказания по совокупности преступлений — до 25 лет, а по совокупности приговоров — до 30 лет. Пожизненное заключение также предусмотрено как альтернатива смертной казни.

УК РФ, сохранив выдержанные временем отечественные законотворческие традиции (в том числе и советского, и досоветского периодов), вобрал в себя достижения современной уголовно-правовой мысли, законодательства и практики борьбы с преступностью в демократических странах.

Содержание Уголовного кодекса Российской Федерации соответствует современным экономическим потребностям общества, поскольку страна переживает непростой период перехода от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям.

Более двух лет назад Дума рассмотрела федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», отклоненный в первом чтении 14 марта 2001 года. Дополнения депутата Глазьева напрямую касаются темы статьи. Позволю себе привести их ниже.

Статья 1. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2954) статьями 286-1, 286-2, 286-3, 286-4 следующего содержания:

Статья 286-1. Нарушение федерального закона о федеральном бюджете

Незаконное превышение или иное изменение предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете показателей и структуры расходов, размеров дефицита федерального бюджета, предельного размера государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельного размера государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, совершенное путем распорядительной деятельности по исполнению федерального бюджета, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства,

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-2. Незаконное предоставление таможенных и тарифных льгот

Незаконное предоставление тарифных льгот, выразившееся в освобождении от уплаты таможенной пошлины, снижении ставки таможенной пошлины или возврате ранее уплаченной таможенной пошлины, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

4 стр., 1960 слов

Министерство юстиции российской федерации

... и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Президент РФ, Уполномоченного РФ Указанные задачи предопределяют выполнение соответствующих функций и полномочий. Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации предусмотрен ряд основных полномочий министерства, ...

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-3. Нарушение законодательства о приватизации и законодательства

об иностранных инвестициях

Занижение или завышение реальной стоимости чистых активов объектов государственной и муниципальной собственности при проведении приватизации, а также при создании организаций с частичным или полным участием иностранных инвесторов, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,-

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-4. Незаконное предоставление налоговых льгот

Незаконное предоставление физическим и юридическим лицам льгот по уплате налогов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, иных преимуществ (преференций) по уплате налогов, не предусмотренных действующим законодательством либо приводящих к уменьшению фактических доходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,-

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Необходимость принятия федерального закона «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации » вызвана насущной потребностью защиты интересов граждан, общества и государства от посягательств на регулируемые законодательством отношения при исполнении федерального бюджета, реализации программы приватизации, привлечении иностранных инвестиций в экономику России, незаконного предоставления таможенных тарифных, а также налоговых льгот.

Сегодняшняя практика показывает, что во всех сферах государственной деятельности сознательно нарушаются законы, и это становится хроническим. В то же время известно, что состояние экономики тесно связано с административной деятельностью чиновников и их реализацией соответствующих федеральных законов. Однако их реальная юридическая ответственность отсутствует в рассматриваемой области, что требует принятия правил, которые руководили бы должностными лицами по точному выполнению федеральных законов, имеющих фундаментальное социальное и экономическое значение.

В ранее действовавшем УК РСФСР (1960 года) и в новом УК РФ (1997 года) нет статей, которые прямо предусматривали бы ответственность за нарушение федерального закона о федеральном бюджете; незаконное предоставление налоговых и таможенных тарифных льгот; занижение или завышение реальной стоимости чистых активов объектов государственной и муниципальной собственности при проведении их приватизации, а также при создании организаций с частичным или полным участием иностранных инвесторов. Следовательно, отсутствует судебная практика привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении федеральных законов, регулирующих отношения в этой сфере.

Установление уголовной ответственности за вышеперечисленные деяния и, соответственно, внесение предлагаемых дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации имеют важное предупредительное значение, и будут способствовать более точному исполнению законодательства в условиях перехода к рыночной экономике, упрочению ее правовой базы.

Предложенный законопроект был рассмотрен Госдумой в 1996 году, однако после принятия в третьем чтении был отклонен Советом Федерации без обсуждения.

Принимая во внимание актуальность уголовно-правовой защиты экономических интересов России и с учетом требований нового Уголовного кодекса РФ проект федерального закона «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации » вновь представляется на рассмотрение Государственной Думы

Считаю, что поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации должны быть внесены в главу 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» после статьи 286, которая предусматривает уголовное наказание ответственность за злоупотребление служебным положением. С включением указанной главы Уголовного кодекса конкретизируются виды деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц с особым статусом при принятии управленческих решений.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prevyishenie-doljnostnyih-polnomochiy/

1.Уголовный кодекс РФ 1997г

Раздел X. Преступления против государственной власти

Глава 30 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления

Статья 286. Превышение должностных полномочий

2.Комментарий к Уголовному кодексу РФ

3.Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, № 2, с. 7; № 3, с. 14; № 4

4.Депутат Государственной Думы С.Ю.Глазьев

О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (

(отклоненный в первом чтении 14 марта 2001года)

5. ч. 3 ст. 17 У К, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3

6. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 1997, № 17, ст. 2010; № 42, ст. 4790; № 51, ст. 5818; 1998, № 6, ст. 757)

7.ст. 14 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1997, № 12, ст. 1239)