Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними преступниками

Курсовая работа
  • поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.
  • к тормозящим он относит такие, как: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
  • Применение того или иного приема социальным работником зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации.

    Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным работником для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели.Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будят служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности.

    В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального работника, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает [5].

    Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный работник имеет дело с подростками, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

    Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения подростка, что способствует формированию убеждений. [5].

    Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

    2 стр., 962 слов

    Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания ...

    ... на патронатное воспитание. Задачи: Изучить понятие «патронатное воспитание» в социально – педагогической и правовой литературе Изучить историю о патронатного воспитания ... темы - в государстве и обществе всегда были, есть и будут дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные сироты, которые нуждаются в патронатном воспитании. ... родительских прав в целях защиты интересов несовершеннолетнего. ...

    Для несовершеннолетних используются диспут – метод, способствующий формированию суждений. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального работника: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения [9].

    Важным в деятельности социального работника является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности несовершеннолетних, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам [39].

    Сложность работы социального работника заключается в том, что нравственные привычки большинства несовершеннолетних, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Другая трудность в работе с такими подростками – укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный работник занимается фактически перевоспитанием несовершеннолетних, приобщением их к нормам и правилам общества. [19].

    Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы поощрения и наказания. Они направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера подростка. [26].

    Эти методы не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как трудного подростка свойственно исследовать границы дозволенного, а, следовательно, ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание.

    Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны. [32].

    Применение технологий в деятельности социального работника позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности. Решение любой проблемы подростка, требующей вмешательства социального работника, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сборе анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

    Особенностью деятельности социального работника является то, что подросток не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой др.).

    Поэтому задача социального работника заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации подростка и поставить диагноз.

    9 стр., 4164 слов

    Социальная защита работников. Охрана труда

    ... социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Наряду с социально-организационными в ...

    Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

    Понимание целей и задач социальным работником подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к профилактической работе, учета возрастных особенностей ребят и максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед воспитателем. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании личности подростка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.), известного под названием микросреды. [32].

    Таким образом, внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

    2.3 Технология профилактической деятельности с

    несовершеннолетними преступниками

    Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [3].

    Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

    • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
    • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
    • содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [3].

    Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: – нейтрализующие; – компенсирующие; – предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; – устраняющие эти обстоятельства; – контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты [3].

    Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

    • направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
    • обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
    • решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения [8].

    В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

    5 стр., 2462 слов

    Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

    ... реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей лучше всего осуществлять в процессе наиболее доступной для них социальной ... реабилитации личности подростков отклоняющегося поведения. Непрерывность реабилитации ... (доступную, социально значимую, формирующую ... условиях колонии (примерно 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация ... нормальной жизни. Сущность социально-педагогической реабилитации ( ...

    Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения [8].

    Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.

    Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения [15]: – быть хозяином своего слова и дела; – тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; – концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; – ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

    Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

    Первый этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

    Второй этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.

    Третий этап – планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам.

    34 стр., 16837 слов

    Система социально-педагогической деятельности учебно-воспитательных ...

    ... социуме. Раскрыть особенности социально - педагогической деятельности в учреждениях пеницитарной системы. Выявить спе­цифику работы социального педагога с несовершеннолетними с противоправным поведением. Изучить систему работы учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Организовать и ...

    Четвертый этап – зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

    Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина [15].

    Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании у головных законов. «Чтоб другим неповадно было» – гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

    Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений [1].

    Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

    В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему [1].

    Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

    Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются: – профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков; – медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в трудную жизненную ситуацию; – формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; – выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; – психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; – содействие в возвращении в семью; – обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться; – забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве [1].

    Важно понимать, что успех в предотвращении рецидивной преступности среди несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, во многом зависит от трех условий:

    1. От объективных моментов: от политики государства, направленной на оказание социальной помощи несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы; от наличия центров социальной адаптации, социальной помощи таким лицам; от условий внешней среды, в которую возвращается несовершеннолетний и др.

    20 стр., 9516 слов

    Профилактика преступности несовершеннолетних

    ... профилактики преступности несовершеннолетних в России. Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому. Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних. Проблема: каковы в наибольшей мереэффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних. Задачи: 1. Охарактеризовать преступность несовершеннолетних, ...

    2. От субъективного фактора, непосредственно зависящего от освобожденного подростка: от мировоззрения, с которым он вернулся из мест заключения, черт характера, от его желания работать, продолжать учиться, поддерживать связь с родственниками, самостоятельно решать свои проблемы после освобождения.

    3. От возможностей служб, работающих с данной категорией: наличия квалифицированных кадров, подготовленных к работе с данным контингентом; профессионализма и компетентности специалистов в вопросах профилактики; наличие технических, материальных, информационных и иных ресурсов учреждения.

    При проведении социальной профилактики с лицами несовершеннолетнего возраста необходимо учитывать реальные возможности работы с данным контингентом. Практика показывает, что приложенные меры могут удержать подростка от совершения повторного правонарушения на первых порах после освобождения, и не дают полной уверенности в том, что индивид не вернется к преступной деятельности в дальнейшей жизни [40].

    Профилактическую работу нужно строить с ориентацией на целый комплекс факторов и причинно-следственных связей, способствующих ее увеличению. Вот лишь некоторые их них:

    1. Социальные – неблагоприятная социально-психологическая атмосфера, жестокость, насилие, конфликты в семье несовершеннолетнего; асоциальный образ жизни родителей; социальная незащищенность данной категории подростков; отсутствие личностных перспектив и уверенности в завтрашнем дне.

    2. Моральные – пропитанность подростков криминальной идеологией, мешающей установлению нормальных социальных отношений; отсутствие нравственных убеждений и установок на законопослушное поведение.

    3. Экономические – невозможность устроиться на работу по возвращению из мест лишения свободы; неудовлетворенность заработком; нищенское положение многих вернувшихся.

    4. Социально-бытовые – отсутствие жилья, регистрации по месту жительства; неудовлетворенность жилищными условиями, отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

    5. Социально-воспитательные – отсутствие целенаправленной воспитательной работы с данной категорией несовершеннолетних со стороны государственных и общественных организаций, волонтеров и иных заинтересованных лиц.

    6. Криминальные – поддержание связей несовершеннолетнего после освобождения с криминальными группами и людьми, считающими «тюремные законы» нормой жизни.

    7. Социально-психологические – разделение общества на богатых и бедных породило ряд социально-психологических феноменов, таких как зависть, ненависть, желание вновь использовать криминальные пути для выхода из нищеты и бедности.

    8. Информационные – усиленная работа средств массовой информации по формированию образа «крутых» криминальных авторитетов, которым подражают подростки [29].

    Таким образом, проведение мероприятий социальной профилактики с несовершеннолетними преступниками требует специальной теоретической подготовки специалистов: владение знаниями в области психологии криминальных групп подростков, основ уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. Весьма важным в деле профилактики является разрушение в обыденном сознании стереотипов относительно такой категории несовершеннолетних. Большинство населения не верят в исправление ранее судимых граждан.

    58 стр., 28725 слов

    Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    ... освещены лишь некоторые теоретические и практические проблемы пенитенциарной социальной работы с осужденными. Между тем социальная значимость ее возрастает и требует глубокого систематизированного изучения. ... учреждений и органов исправительных учреждений. Предстоит выработать технологию социальной работы: с осужденными и персоналом, с правонарушителями, содержащимися под стражей, охраной или в ...

    Выводы по главе 2

    Метод – это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя на ребенка.

    Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка

    Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным работником для достижения поставленной цели.

    В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального работника, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.

    Основная направленность методов социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними преступниками, направлена на профилактику и предупреждение противоправных деяний несовершеннолетних.

    Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

    Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

    «Список литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-nesovershennoletnimi-prestupnikami-kursovaya/

    1.Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков /

    Л.С. Алексеева // Семья в России. – М. – 2005. –№ 2.

    2.Ашин А.А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества (закон, теория и практика) / А.А. Ашин. – Владимир, 2004.

    3.Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовер-шеннолетних / А.А. Бакаев. – М. : Логос, 2004.

    4.Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства /

    С.А. Беличева // Педагогика. – № 8. – 2006.

    5.Березина В. Социальный педагог в школе / В. Березина // Воспи-тание школьников. – 2005 – № 2.

    6.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /

    В.П. Беспалько. – М. : Знание, 2009.

    7.Бочарова В.Г. Социальная педагогика / В.Г. Бочарова. – М. : «SvR-Аргус», 2006.

    8.Василькова Ю.В. Методика и технология работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М. : Гардарики, 2006.

    9.Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М. : Флинта, 2005.

    10.Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка / Л.С. Выгот-ский. – М.: Просвещение, 1984.

    11.Гончарова А.А. Практикум по гражданскому праву. Общая часть / А.А. Гончарова. – М. : КНОРУСС, 2005.

    12.Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей /

    13 стр., 6262 слов

    Этические кодексы в социальной работе

    ... темы курсовой работы. Цель работы: рассмотреть особенности реализации этических основ в социальной работе. Объект работы: этические основы профессиональной деятельности. Предмет работы: особенности реализации ... одной профессии, к становлению сложных и многоаспектных этических систем, оформившихся документально в кодексах и клятвах [1, 145]. Становлению основ науки этики способствовали вавилонские, ...

    Л.Ю. Гордин. – М. : Наука, 2005.

    13.Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Домова. – М. : Юридическая литература, 2007.

    14.Ермаков В. Несовершеннолетние преступники в России / В. Ер-маков, Н. Крюкова. – М. : Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2007.

    15.Иванов А.В. Социальная педагогика / А.В. Иванов. – Учебное по-собие. – М. : Знание, 2007.

    16.Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молоде-жи / К.Е. Игошев. – М. : Гардарики, 2006.

    17.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М. : Просвещение, 2007.

    18.Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология /

    Я.Л. Коломинский. – СПб : Питер, 2001.

    19. Коломытцев Н.А. Юридический институт МВД РФ / Н.А. Коло-мытцев // Преступность и дети : Сборник тезисов. – М., 2009.

    20.Криминология / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – М. : Гардарики, 2007.

    21.Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответствен-ность / Н.С. Лейкина. – М. : Юридическая литература, 2006.

    22.Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответст-венности / Т.А. Лесниевски-Костарева. – М. : Норма. 2005.

    23.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005.

    24.Материалы Пленума Верховного Суда СССР Постановление

    № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собст-венности» от 5 сентября 1986 г. с изм. от 30 ноября 1990 г.; п. 3 // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (РФ) по уголов-ным делам. – М. : Юридическая литература, 2007.

    25.Мельников В.П. История социальной работы в России /

    В.П. Мельников. – М. : Изд-во «Маркетинг», 2005.

    26.Мудрик А.В. Социальная педагогика /под ред. В.А. Слестенина. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

    27.Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиант-ного поведения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007.

    28.Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации / А.М. Панов. – М. : Наука, 2005.

    29.Пирожков В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – М. : «Ось-89», 2007.

    30.Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. – М. : Аспект Пресс, 2007.

    31.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /

    Г.К. Селевко. – М. : Педагогика, 2005.

    32.Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. – М. : Педа-гогика, 2006.

    33.Социальная работа с дезадаптированными детьми : учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2008.

    34.Социальная работа / под ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д : «Феникс», 2009.

    35.Судебная практика по гражданским делам \ Составил Е.Н. Рома-ненкова. – М.: ТК Велби, 2005.

    36.Теория и методика социальной работы : учебник для нач. проф. обр-ния / М.Н Гуслова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.

    37.Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического компо-нента в педагогической науке // Молодые ученые столичному образованию. Материалы 8-й городской научно-практической конференции молодых уче-ных и студентов учреждений высшего и среднего профессионального обра-зования городского подчинения. – М. : МОДЭК, 2009.

    13 стр., 6476 слов

    Формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми

    ... курсовой работы выступают пожилые люди. Предметом курсовой работы - социальная работа с пожилыми людьми. Цель курсовой работы - исследовать технологии социальной работы с пожилыми людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: описать методы и формы технологии социальной работы с пожилыми людьми. проанализировать социальные ... странах к пожилым в оcновном отноcят граждан в возраcте ...

    38.Торохтий В.С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность : взаимосвязи и взаимозависимости // Материа-лы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным уча-стием 18-21 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т / под ред. М.А. Галагузовой. – В 4-х ч. – Ч. 1. – Екатеринбург, 2009.

    39.Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте / Р.А. Туревская // Вестник МГУ. – Психология. – № 4. – 2002.

    40.Шмидт В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом : за-рубежный опыт / В.Р. Шмидт. – М. : РОО «Центр содействия реформе уго-ловного правосудия», 2007.

    41.Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М.Н. Мар-ченко. – М. : Проспект. 2006.