Образование — это инвестиция в человеческий капитал, в свое будущее. Знания — это основа современной экономической системы.
Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Белорусская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.
В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям общереспубликанским стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает и иных негосударственных источников.
Кроме того, актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране создана правовая база для деятельности благотворительных фондов, но отсутствуют действенные экономические стимулы для перераспределения доходов коммерческих организаций и граждан в пользу таких фондов. В развитых странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само напрямую вносит существенный вклад в них.
Объектом исследования деятельность МОУ Краснобаковской средней школы №1 Нижегородской области. Предмет исследования — процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.
Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и определить состав расходов на содержание учреждения образования;
2) изучить состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования;
3) изучить порядок планирования и финансирования расходов на общеобразовательные школы;
4) разработать предложения по оптимизации затрат по смете расходов общеобразовательной школы.
В ходе исследования были использованы:
1. Закон Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»,
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ),
Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
... средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга. Управление государственным (муниципальным) долгом Вопрос 2. Правовое регулирование организации страхового ...
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2008 года № 632 «О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования».
ГЛАВА 1. РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1 Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования
Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:
1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;
2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;
3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);
4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);
5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);
6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);
7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;
8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;
9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;
Уставы муниципальных образований: содержание, значение, проблемы реализации
... муниципальных правовых актов. Целью курсовой работы является исследование такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в выполнении функций органами местного самоуправления, его значения и содержания. ... лиц, разрешения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными физическими и юридическими лицами. – Нормы- ...
10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;
11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;
12) государственные программы в области образования;
— Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.
Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).
По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи:
- расходы на оплату труда;
- начисления на фонд оплаты труда;
- трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.);
- приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
- расходы на командировки и служебные разъезды;
- оплата транспортных услуг;
- оплата услуг по связи;
- оплата коммунальных услуг;
- прочие текущие расходы на закупки товаров;
- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
- капитальный ремонт.
Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.
Рисунок 1.- Расходы на образование.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.
1.2. Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование
Нормативы расходов в общеобразовательных школах прописана в Постановлении Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2008 г № 638. «О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования»
Система образования состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров; самостоятельное образование граждан.
Юридическая деятельность Министерства образования Республики Башкортостан
... власти, муниципальных органов управления образованием в области дошкольного, общего и профессионального образования. Министерство осуществляет свою деятельность под общим руководством Президента Республики Башкортостан и непосредственным руководством и контролем Правительства Республики Башкортостан. В своей деятельности ...
Настоящий Порядок определяет механизм финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях в части реализации основных общеобразовательных программ (за исключением полномочий по содержанию зданий и коммунальных расходов) (далее — Порядок) на основе нормативов бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — стандарт общего образования).
Негосударственные общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы в соответствии со стандартом общего образования, имеют право на финансирование при условии наличия лицензии на правоведения образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, а также свидетельства государственной аккредитации по соответствующим образовательным программам.
В соответствии с настоящим Порядком осуществляется финансирование муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений следующих типов и видов:
- общеобразовательные школы, общеобразовательные школы-интернаты;
- лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, прогимназии;
- начальные школы — детские сады;
- начальные школы — детские сады компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
- вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
- негосударственные общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы в соответствии со стандартом общего образования.
В расходы на реализацию стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, начисления на заработную плату, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, учебники и учебные пособия, а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, — приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
В расходы на реализацию стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования и мебели (за исключением технических средств обучения и учебной мебели), капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию).
Бюджет общеобразовательного учреждения определяется на основе: среднегодовой численности учащихся, норматива бюджетного финансирования на одного учащегося, коэффициентов выравнивания нормативов бюджетного финансирования в зависимости от наполняемости классов (классов-комплектов) и коэффициента допустимых отклонений при выравнивании до субвенции, рассчитанной по каждому муниципальному району и городскому округу Нижегородской области.
Норматив бюджетного финансирования (далее — НБФ) состоит из норматива расходов по фонду оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и норматива, включающего в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом.
Норматив расходов по фонду оплаты труда работников (далее — норматив расходов по фонду оплаты труда) включает расходы на оплату труда работников (педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала), начисления на заработную плату, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию.
Норматив, включающий в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом, состоит из расходов на приобретение учебников, учебно-методической литературы, периодических изданий для библиотек, организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий, приобретение учебно-наглядных пособий, технические средства обучения и программное обеспечение к ним, расходные материалы, канцелярские товары, оплату услуг связи, оплату услуг сети Интернет, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала, командировочные расходы, проведение медицинских осмотров работников, хозяйственные расходы, в том числе расходы на соблюдение санитарных требований и другие расходы.
В смете расходов общеобразовательного учреждения на исполнение полномочий в области общего образования учитываются расходы на приобретение учебников в объеме не менее 2 процентов от общего объема средств, выделенных общеобразовательному учреждению за счет субвенции из областного бюджета на осуществление полномочий в области общего образования.
НБФ на реализацию стандарта общего образования рассчитывается на одного обучающегося и ежегодно утверждается Законом Нижегородской области об областном бюджете.
Объем расходов рассчитывается по учреждению в следующем порядке:
Общий объем расходов учреждения определяется по формуле:
V = SUM НБФ(i) x Ч(i), где:
- V — объем расходов общеобразовательного учреждения за счет средств субвенции из областного бюджета на исполнение полномочий в области общего образования, полученной муниципальным районом (городским округом) Нижегородской области;
- НБФ(i) — величина норматива бюджетного финансирования общеобразовательного учреждения, реализующего i-ю программу общего образования.
В случае если учреждение реализует несколько различных видов образовательных программ (специальные коррекционные программы в специальных коррекционных классах общеобразовательных учреждений), индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям, углубленное изучение отдельных предметов, расчет производится отдельно по каждой из программ;
— Ч(i) — среднегодовая численность обучающихся общеобразовательных учреждений. В случае если учреждение реализует несколько видов образовательных программ, расчет производится отдельно по каждой из программ, исходя из среднегодовой численности обучающихся по каждой программе.
Норма предельной наполняемости классов общеобразовательного учреждения при расчете норматива бюджетного финансирования устанавливается в количестве 25 учащихся.
В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, включая малокомплектные, с наполняемостью классов, классов-комплектов менее нормы предельной наполняемости в течение переходного периода к формированию бюджетов на нормативной основе в 2009 — 2011 годах (далее — переходный период) применяются коэффициенты выравнивания норматива бюджетного финансирования Квн (Квнн):
Квн (Квнн) — коэффициент выравнивания норматива бюджетного финансирования в зависимости от наполняемости классов.
Данный коэффициент для образовательных учреждений, средняя наполняемость класса в которых составляет 12 и более обучающихся, рассчитывается по следующей формуле:
Квн = Нн / Ун.
Для образовательных учреждений, в которых средняя наполняемость классов менее 12 обучающихся, коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
Квнн = Нн / 2Ун, где:
- Нн — значение нормативной наполняемости класса;
- Ун — показатель фактической наполняемости класса.
Расчет расходов по каждому учреждению на реализацию стандарта общего образования должен производиться по среднегодовым сетевым показателям финансового плана с учетом оптимизации.
В течение переходного периода органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области ежегодно, на основе мониторинга причин отклонений размера субвенции, рассчитанной по НБФ, от фактически сложившегося уровня затрат муниципальных бюджетов на реализацию основных общеобразовательных программ в учреждениях муниципальных образований Нижегородской области производится анализ причин отклонений.
На переходный период в случае снижения объема финансирования муниципального образовательного учреждения при введении нормативного финансирования от объема расходов учреждения, рассчитанного по сетевым показателям, применять следующие пределы допустимых отклонений:
Отклонение расходов, рассчитанных по нормативу(+/-) |
Пределы допустимых отклонений при выравнивании по годам, k i<*> |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Снижение расходов учреждения (-) |
0,75 |
0,5 |
0,25 |
ki <
- > коэффициент к отклонению от расходов, рассчитанных по нормативу.
Коэффициент выравнивания применяется к разнице между объемом расходов учреждения, рассчитанным по сетевым показателям, и объемом расходов, рассчитанным на основе НБФ. Полученное произведение суммируется с объемом финансирования, рассчитанным по НБФ.
В случае увеличения объема финансирования муниципального образовательного учреждения при введении нормативного финансирования от объема расходов учреждения, рассчитанного по сетевым показателям, применять следующие пределы допустимых отклонений:
Отклонение расходов, рассчитанных по нормативу(+/-) |
Пределы допустимых отклонений при выравнивании по годам, k i<*> |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Рост расходов учреждения (+) |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
Коэффициент выравнивания применяется к разнице между объемом расходов учреждения, рассчитанным на основе НБФ, и объемом расходов, рассчитанным по сетевым показателям. Полученное произведение суммируется с объемом финансирования, рассчитанным по сетевым показателям.
Учреждение самостоятельно разрабатывает смету доходов и расходов в пределах выделенного органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области объема финансирования, рассчитанного в соответствии с настоящим Порядком, предусматривает в смете расходов на приобретение учебников не менее 2 процентов от общего объема средств, выделенных общеобразовательному учреждению за счет средств субвенции из областного бюджета на осуществление полномочий в области общего образования.
В случае перехода обучающихся из одного общеобразовательного учреждения в другое в пределах муниципального района (городского округа) Нижегородской области органом местного самоуправления производится соответствующее уточнение сметы доходов и расходов учреждений. В случае перехода обучающихся в общеобразовательное учреждение, расположенное в другом муниципальном районе (городском округе) Нижегородской области, между соответствующими муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области либо составляется договор, либо представляются данные с приложением расчетов в министерство образования Нижегородской области для внесения соответствующих предложений по внесению изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете.
Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области производят финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений муниципальных образований Нижегородской области на реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с государственным стандартом общего образования на лицевые счета учреждений, открытые в финансовом органе муниципального образования Нижегородской области, и негосударственных общеобразовательных учреждений муниципальных образований Нижегородской области на реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с государственным стандартом общего образования на расчетные счета, открытые в кредитных организациях.
Ответственность за правильность распределения средств субвенции из областного бюджета на общее образование по учреждениям муниципального района (городского округа), включая негосударственные учреждения, несут органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, представляют в министерство образования Нижегородской области отчетность по использованию субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования по запрашиваемым формам в установленные сроки.
1.3 Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование
общеобразовательных учреждений
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Нижегородской области от 31 июля 2008 года №320 «О методике расчета норматива бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в образовательных учреждениях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области» вступает в силу с 1 января 2009 года.
Настоящая методика определяет стоимость стандартной образовательной услуги, предоставляемой гражданам в соответствии с законодательством РФ, и порядок формирования расходов бюджетных средств на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общ., основного общ., среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.
1. Финансирование расходов осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов в объеме, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами бюджетного финансирования.
2. Норматив бюджетного финансирования — это расчетная величина объема финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного учащегося в год. НБФ рассчитывается раздельно для городской и сельской местности.(21634-город, 29613 – село; инд.об. 25384 –г., 34229 – с.)
3. НБФ состоит из норматива расходов по фонду оплаты труда работников образовательных учреждений (включает расходы на оплату труда работников образовательных учреждений (педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений), начисления на заработную плату, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию) и норматива, включающего в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (состоит из расходов на приобретение учебников (не менее 2% от общего объема средств субвенции), учебно-методической литературы, периодических изданий для библиотек, организацию и проведение культурно- просветительных мероприятий, приобретение учебно-наглядных пособий, технические средства обучения и программное обеспечение к ним, расходные материалы, канцелярские товары, оплата услуг связи, оплата услуг сети Интернет, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала, командировочные расходы, медицинский осмотр работников, хозяйственные затраты на соблюдение санитарных требований и др.)
4. Норма предельной наполняемости классов общеобразовательного учреждения при расчете НБФ устанавливается для 2-11 классов в количестве 25 учащихся, для 1 класса 20 учащихся (по городу) и 15учащихся по селу (Москва) Нижегородская обл.-12 учащихся (экономически обоснованная наполняемость класса не менее 7 человек).
5. Расчет количества педагогических ставок учителей производится на основе регионального базисного учебного плана.
6. Расчетное количество штатных единиц по административному, учебно-вспомогательному и прочему педагогическому персоналу принимается исходя из среднего фактического показателя для каждой категории образовательных учреждений.
7. Расчетное количество штатных единиц обслуживающего персонала принимается исходя из среднего фактического показателя для каждой категории образовательных учреждений ( 40%).
8. Норматив расходов по ФОТ определяется на основании базового показателя и уточняющих коэффициентов, отражающих увеличение базового показателя:
- на величину обязательных доплат и надбавок;
- на величину надтарифного фонда;
- на фонд оплаты труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательного учреждения.
Базовый показатель ( базовый фонд оплаты труда) – расчетный показатель оплаты учебных часов по базисному учебному плану.
Для расчета норматива расходов по фонду оплаты труда берется фактически сложившийся средний разряд по ЕТС учителей (13 разряд), работающих в образовательных учреждениях, рассчитывается число ставок учителей для реализации образовательных программ по всем ступеням обр. учр. определенным региональным базисным учебным планом. Количество учебных часов принимается исходя из регионального базисного учебного плана рассчитанного на 6-дневную учебную неделю с продолжительностью уроков 45 мин., с учетом организации обучения в 1 классе, с учетом деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов. В нормативе расходов по ФОТ учитывается фактически сложившееся в области соотношение расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала к расходам на оплату труда учителей по разрядам ЕТС.
НФОТ- включает тарифную и над тарифную части оплаты труда и начисления на з/пл. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами (Постановление Администрации Краснобаковского района № 06 от 20.02.2006 года «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Краснобаковского района).НФОТ ежегодно уточняется на повышающие коэффициенты согласно нормативным правовым актам Нижегородской области.
Нур — норматив включающий в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с учебным процессом, определяется раздельно для городской и сельской местности, на каждого учащегося исходя из фактически сложившихся затрат. НУР подлежит ежегодному уточнению с учетом роста потребительских цен.
НБФ=НФОТ + НУР
Переходный период для введения НБФ в образовании в течении 3-х лет- 2009, 2010, 2011 годы. На этот период в качестве метода адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе установлены коэффициенты предельных допустимых отклонений от субвенции, рассчитанной по нормативу.
При формировании бюджетов образовательных учреждений с применением подушевых нормативов может применяться только два показателя:
1.Величина норматива на одного обучающегося по типу программы и степени обучения.
2.Число обучающихся по программам.
Только после выделения (одной цифрой) бюджета происходит формирование сметы расходов образовательного учреждения. При этом руководитель сам определяет направление использования полученных средств и формирует смету по статьям бюджетной классификации в соответствии с поставленными целями и задачами данного образовательного учреждения. Смета утверждается в установленном законом порядке и исполняется в порядке, также регламентируемом законодательством.
При таком порядке достигается наиболее эффективное использование бюджетных средств. Руководители образовательных учреждений сами проводят реструктуризацию в рамках выделенных им финансовых средств, так как «сэкономленные средства» остаются в их распоряжении и идут на нужды образования, а не изымаются в бюджет.
Такой подход к определению бюджета « снизу вверх» , от потребности учащихся и особенностей их программ обучения, в отличии от традиционного подхода «сверху вниз», зависящих только от финансовых возможностей бюджета, позволяет защитить интересы образовательных учреждений, объективно находящихся в менее выгодных условиях( меньшая наполняемость и т.д.)
НБФ утверждается сроком на 3 года с корректировкой с учетом индекса повышения оплаты труда и роста потребительских цен.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛ
2.1. Расчет субвенции на общее образование по школам Краснобаковского района на 2010 год
Постановление Правительства нижегородской области от 30 декабря 2008 г. № 632 «о порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования»
Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-11 (12) классах до 25 человек.
Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.
Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6,5 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.
Анализируем состав, структуру и динамику расходов на содержание школы №1 р.п. Красные Баки Нижегородской области.
1. Рассчитываем коэффициент выравнивания норматива бюджетного финансирования
Для расчета коэффициента, нам необходимы данные о наполняемости классов, и количество учеников.
Тарификация по школам района на 2009 — 2010 учебный год (численность учащихся)
Таблица №1
Года |
Количество учащихся по классам |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1-4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5-9 |
10 |
11 |
10-11 |
всего |
|
2009 — 2010 |
21 |
27 |
20 |
37 |
105 |
23 |
40 |
46 |
38 |
25 |
172 |
19 |
20 |
39 |
316 |
Тарификация по школам района на 2009 — 2010 учебный год (количество классов)
Таблица №2
Года |
Количество классов комплектов |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1-4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5-9 |
10 |
11 |
10-11 |
всего |
|
2009 — 2010 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
8 |
1 |
1 |
2 |
15 |
Среднее номинальное количество учеников в классе Краснобаковской средней школе №1 составляет 21.1 (316 учеников делим на 15 классов)
Норматив наполняемости в классе Нижегородской области составляет 25 учеников, тогда коэффициент выравнивания составляет:
Квн = 25/21,1 = 1,19
Основываясь постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2008 г. № 632 норматив расходов общеобразовательных школ на одного ученика составляет 21634 рубля.
Расчет расходов субвенции на заработную плату учителей и обслуживающего персонала рассчитывается по потребности (по факту за отчетный год, исходя тарификации на учебный год 2009 – 2010 год)
Фонд заработной платы данной школы на 2009 – 2010 учебный год составил: 6052000 рублей.
Расчет субвенции на общее образование по школам Краснобаковского района на 2010 год представлена ниже (таблица №3)
Таблица 3.Расчет субвенции на общее образование по школам на 2010 год
№ п/п |
Наименование учреждений |
Всего учащихся |
Дошкольники в школах |
Учащиеся находящиеся на индивидуальном обучении |
Норматив расходов |
Расходы по нормативам |
Кол-во классов, классок-комплектов |
Среднее номинальное кол-во учеников в классе |
Норматив предельной наполняемости |
Коэффициент выравнивания |
Бюджет школы нв образовательные классы =10*15 |
ВСЕГО бюджет школы = 16+9+11 тыс.руб. |
Потребность на 2010 год |
Недостатки(-)/ излишки(+) средств |
% |
Учебники 2% |
||||||
Дошкольники в школах |
Общеобразовательная школа |
Учащиеся на инд. обучении |
Дошкольники в школах |
Общеобразовательная школа |
Учащиеся на инд. обучении |
З/плата |
Учебные расходы 10% |
ВСЕГО |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
||
1 |
Краснобаковская ср.№1 |
316 |
21634 |
6836344 |
15 |
21,1 |
25 |
1,19 |
8112750 |
8112,8 |
6051,9 |
258,7 |
6310,62 |
1802,18 |
0,78 |
126,2 |
Рисунок 2. Динамика роста субвенции средней общеобразовательной школы №1 р.п. Красные Баки с 2007 – 2010 г.г.
2.2. Структура и динамика расходов на содержание школы №1 р.п. красные баки нижегородской области.
На муниципальном уровне при формировании бюджетов образовательных учреждений должны использоваться нормативы (региональные или муниципальные), позволяющие формировать бюджеты образовательных учреждений.
При формировании бюджетов образовательных учреждений с применением подушевых нормативов может применяться только два показателя:
1. Величина норматива на одного обучающегося по типу программы и ступени обучения;
2. Число обучающихся по этим программам.
Доведение финансовых ресурсов с одного уровня бюджетной системы до другого, вплоть до образовательного учреждения, осуществляется исключительно по этим двум показателям. Использование статей бюджетной классификации на этапе формирования бюджетов не рекомендуется. Выделение средств образовательному учреждению также осуществляется «единой суммой», без разбивки по статьям (описанный механизм не противоречит законодательству, так как исполнение бюджета осуществляется по утвержденной смете. В то же время для его реализации необходимо понимание областных и районных финорганов важности именно такое способа исполнения бюджета.
В соответствии с Решением Земского Собрания Краснобаковского района от 23 ноября 2009 года № 84 «О районном бюджете на 2010 год» Управлению образования и молодежной политики определены ассигнования на 2010 год в сумме 144004 тыс.руб.
На примере сметы расходов СОШ №1 р.п. Красные Баки рассмотрим состав, структуру и динамику расходов общеобразовательной школы.
Рисунок 3. Сметы расходов СОШ №1 р.п. Красные Баки с 2007-2010 г.г.
- 2896400,
Расходы на оплату труда сокращаются на 930 900 рублей, что связано с сокращением численности штата школы, и из – за корректировки на сумму сокращения фонда оплаты труда на 10 %, принятого в расчете фактического объема субвенции.
Таблица № 4 Динамика расходов в СОШ № 1 р.п. Красные Баки за 2009-2010
Наименование статей расходов |
Код |
2009 |
2010 |
Отклонение (руб) |
Темп прироста % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
РАСХОДЫ |
|||||
Оплата труда |
210 |
7026500 |
6095600 |
-930900 |
-13,2 |
Заработная плата |
211 |
5529400 |
4795500 |
-733900 |
-13,3 |
Прочие выплаты |
212 |
48400 |
43600 |
-4800 |
-9,9 |
Начисление на оплату труда |
213 |
1448700 |
1256500 |
-192200 |
-13,3 |
Приобретение услуг |
220 |
2109700 |
1405900 |
-703800 |
-33,4 |
Услуги связи |
221 |
30000 |
48000 |
18000 |
60,0 |
Транспортные услуги |
222 |
4000 |
6000 |
2000 |
50,0 |
Коммунальные услуги |
223 |
1858000 |
1208000 |
-650000 |
-35,0 |
— электроэнергия |
001 |
320000 |
286000 |
-34000 |
-10,6 |
— теплоэнергия |
002 |
1378000 |
832000 |
-546000 |
-39,6 |
-прочие расходы |
003 |
160000 |
90000 |
-70000 |
-43,8 |
Услуги по содержанию имущества |
225 |
138000 |
105000 |
-33000 |
-23,9 |
— содержание помещения в чистоте |
004 |
35000 |
35000 |
0 |
0,0 |
— капитальный ремонт |
005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— текущий ремонт |
006 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— текущий ремонт оборудования |
008 |
21000 |
15000 |
-6000 |
-28,6 |
— прочие расходы по статье 225 |
007 |
82000 |
55000 |
-27000 |
-32,9 |
Прочие услуги |
226 |
79700 |
38900 |
-40800 |
-51,2 |
Пособия по социальной помощи населению |
262 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие расходы |
290 |
1207000 |
109000 |
-1098000 |
-91,0 |
Увеличение стоимости основных средств |
310 |
183900 |
126200 |
-57700 |
-31,4 |
— приобретение оборудования |
312 |
0 |
0 |
0 |
|
— прочие расходы |
313 |
183900 |
126200 |
-57700 |
-31,4 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
340 |
225000 |
119000 |
-106000 |
-47,1 |
— медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные материалы |
341 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— продукты питания |
342 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— ГСМ |
343 |
175000 |
100000 |
-75000 |
-42,9 |
— все виды котельно-печного топлива, в т.ч. приобретение котельно-печного топлива |
344 |
0 |
0 |
0 |
0 |
— прочие расходы |
345 |
50000 |
19000 |
-31000 |
-62,0 |
— мягкий инвентарь и обмундирование |
346 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
10752100 |
7855700 |
-2896400 |
-26,9 |
Из вышесказанного можно сделать вывод, расходы на образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами материального обеспечения учащихся и студентов.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы финансирования являются ключевыми при осуществлении реформы системы образования. Поэтому вполне закономерно встают вопросы: насколько обоснованны действующая система финансирования образования и методика прогнозирования расходов и насколько эффективно используются выделяемые учреждениям образования бюджетные средства?
Система образования страны давно нуждалась в модернизации. Это вызов современности, большинство стран постсоветского пространства уже внедрили или перенимают такой опыт у своих западных коллег. Но прежде чем эту модернизацию начать, необходимо установить четкий порядок затрат на систему образования. Он нужен для того, чтобы система образования не была «черной дырой», в которую сколько ни бросай денег, нужного результата не будет.
Одной из главных задач реформы системы образования является значительное увеличение объемов бюджетного финансирования. Понятно, что увеличение финансирования «черной дыры» — занятие бессмысленное. Поэтому и нужны четкий порядок и стандарт — затраты на учебу каждого школьника.
Система подушевого финансирования направлена на результат деятельности общеобразовательных учреждений и во взаимосвязи с другими инициативами, проводимыми на национальном уровне, например, повышение системы зарплаты работников образования предоставляет дополнительные стимулы для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. При этом руководители школ должны самостоятельно решать как правильно организовать работу, какие затраты предстоит им осуществить, какие способы работы с персоналом, с использованием оборудования, расходных материалов и средств являются наиболее эффективными.
Деньги за учеником?
ВЕДЬ главное в школе, при всем моем уважении, — не замечательные педагоги. Главное — кого и с какими знаниями школа выпускает. Поэтому закономерно, что главной фигурой при подушевом финансировании становится ученик. Президент России Путин сказал однажды, что «деньги должны ходить за учеником» и это вполне нормальная аргументация.
При такой схеме автоматически возникает четкая система общественного контроля за качеством образования. Ведь понятно, что деньги будут ходить не за учеником, а за родителями ученика. То есть, именно за требованиями родителей теперь будут стоять бюджетные средства.
А поскольку родители всегда желают для своего ребенка лучшего образования, школы будут соревноваться в качестве образования, за эти бюджетно-родительские финансы. Ведь каждый ушедший из школы ученик — это потеря совершенно конкретной суммы.
То есть, смысл перехода на новую систему как раз и состоит в том, чтобы дети учились в богатых, отлично оборудованных школах у первоклассных, хорошо получающих педагогов. Такие школы и станут гарантией качества продукта — хорошо образованного молодого человека, способного обеспечить решение задач высокоразвитого общества и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий, расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета, правление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.
Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости средней зарплаты преподавателя.
По направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке.
Существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах.
Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования. Преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.
ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.
Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/stati-izderjek-sistemyi-obrazovaniya/
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ),
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2008 года № 632 «О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования».
3. Закон Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»,
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 31 июля 2008 года №320 «О методике расчета норматива бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в образовательных учреждениях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области»
5. Бюджет и бюджетная система/ под ред. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов/2009г. 784 стр.
6. О доходах и расходах федерального бюджета / Е.Б. Коровкина // Финансы. – 2004. — № 1. – С.3;