Проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Отказавшись от административно-плановых методов экономического развития, Россия перешла к современному типу управления экономикой — к рыночным отношениям, вызвавшим необходимость внедрения новых экономических и правовых механизмов регулирования, к которым, прежде всего, относятся антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Государственные и муниципальные закупки позволяют решить такие важные задачи, как создание и поддержание материальных резервов государства и муниципальных образований, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности России, обеспечение жизнедеятельности населения и т.д. В то же время государственные закупки являются необходимым инструментом промышленной и социальной политики государства, стимулирующим производство конкурентоспособных товаров, оказывающим поддержку отечественным производителям, в том числе малому бизнесу, организациям, инвалидам и иным лицам, нуждающимся в государственной поддержке Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — С.196..

С 1 января 2014 года вступил в законную силу новый Федеральный закон, регулирующий отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056, который заменил Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ (по сост. на 21.07.2013) — // Российская газета. — 28.07.2005. — №3832, вызвавший множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов.

Вступивший в силу закон предполагает контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанный закон направлен на решение задач упорядочивания нормативной базы, сведения воедино всех процедурных вопросов в области закупок, рационального расходования денежных средств, а также устранения возможности злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур размещения заказов, стимулирования добросовестной конкуренции, урегулирования гражданско-правовых отношений в области государственных закупок.

15 стр., 7375 слов

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

... на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) ...

Изменения в российском законодательстве, направленные на защиту конкуренции и борьбу с коррупцией, со временем повлекли за собой новые формы злоупотребления правами и обязанностями недобросовестными государственными заказчиками, поставщиками и покупателями, в связи с чем, проблема коррупции остается неразрешенной, способы ее решения до настоящего времени в научной литературе не поднимались.

Неоднозначный подход законодателя, противоречивая правоприменительная практика и пробелы в законодательстве, влекущие за собой должностные злоупотребления, обуславливают актуальность изучения договора поставки товаров для государственных нужд и его особенностей.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Предмет исследования — современное регулирование и тенденции развития законодательства о закупке товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Цель работы — исследование теории правового регулирования в сфере поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Для реализации указанной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать определение понятиям государственных и муниципальных нужд; проанализировать действующее российское законодательство, регламентирующее закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд; изучить условия заключения государственного (муниципального) контракта, определить проблемы и перспективы правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство РФ в сфере закупок, материалы учебной и научной литературы. Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы, как системный и функциональный подходы, а также анализ, синтез и сравнение.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы.

Глава 1. Общая характеристика закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1.1 Понятие государственных и муниципальных нужд по российскому законодательству

В современных рыночных условиях, с учетом общемировой тенденции к дифференциации правового регулирования договорных отношений, в зависимости от их субъектного состава, при проведении последней кодификации гражданского законодательства, договор поставки был урегулирован в качестве одного из видов договора купли-продажи.

Целью выделения поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в отдельный вид купли-продажи стало установление специального правового режима, обеспечивающего участие в этих отношениях Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора Садикова О.Н.) — «Контакт», ИНФРА-М, 2007. — С.16.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд, как форма удовлетворения потребностей России, ее субъектов и муниципалитетов, осуществляется в целях реализации федеральных, региональных и местных целевых программ, формирования федеральных, региональных и муниципальных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создания и поддержания государственных материальных резервов, для выполнения международных экономических, в том числе, валютно-кредитных обязательств государства и т.д Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. — ООО «Новая правовая культура», 2007. — С. 61.

13 стр., 6441 слов

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

... нужд. Основной целью курсовой работы является детальный анализ института договора на поставку товаров для государственных нужд. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие государственного контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд; изучить специфику государственного контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд; ...

Классификация государственных и муниципальных нужд проводится по различным основаниям:

  • ѕ по уровням определения — федеральные, региональные и местные;
  • ѕ по видам — социальные и экономические;
  • ѕ по способам удовлетворения — договорные и внедоговорные;
  • ѕ по характеру воплощения — программные и внепрограммные;
  • ѕ по содержанию — нужды в товарах, работах, услугах.

Государственные и муниципальные нужды могут быть самыми разнообразными и включают в себя потребности в земельных участках и других природных ресурсах, в движимом и недвижимом имуществе, в результатах интеллектуальной деятельности, включая сюда товары, работы и услуги.

В соответствии с действующим законодательством содержание государственных нужд составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий государства, его субъектов и муниципальных образований, а также их заказчиков.

Сфера применения поставок товаров для государственных и муниципальных нужд определяется понятием таких нужд. Понятие «государственные и муниципальные нужды» характеризуется следующими признаками:

  • ѕ Во-первых, сущность нужд, то есть потребности России, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах;
  • ѕ Во-вторых, источник их покрытия — это средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
  • ѕ В-третьих, преследуемые цели, которыми могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды) Гражданское право: Учебник.

Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора Садикова О.Н.) — «Контакт», ИНФРА-М, 2007. — С.16.

Для определения понятия автор работы предлагает более детально рассмотреть признаки понятия «государственных и муниципальных нужд».

Согласно Большому толковому словарю русского языка, нужда — это отсутствие средств на самое необходимое Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. Кузнецов С. А., — СПб.: Норинт, 2000. — С. 659. Синонимом к слову нужда является потребность.

В научной литературе понятие государственные нужды определено как потребности Российской Федерации, субъектов РФ для решения определенных задач: создание и поддержание государственного резерва, обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, реализация федеральных и региональных целевых программ и т.д Грудцына Л.Ю.,. Спектор А.А Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. — С. 173.

10 стр., 4515 слов

Договор поставки товаров для государственных нужд

... о размещении заказов). Договор поставки товаров для государственных нужд 4. Источники правового регулирования договора поставки для государственных нужд. Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) направлен ...

Муниципальные нужды — это потребности муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования.

В современной научной литературе наибольшее распространение получил термин «публичные нужды», охватывающий собой государственные и муниципальные нужды Абдулвагапова Р.Р. Правовое положение публично-правовых образований в гражданско-правовых обязательствах: автореф. дис. …канд. юрид. наук. — Казань, 2008. — С. 7.

По мнению некоторых ученых, категория «государственные нужды» является не только экономической, но и юридической, так как ее содержание раскрывается в действующем законодательстве. «Государственные нужды, — пишет Л.В. Андреева, — это правовое понятие, имеющее самостоятельное значение» Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М., 2009. — С. 24. В.С. Гладков также рассматривает государственные и муниципальные нужды в качестве юридической категории. По его мнению «государственные нужды в правовом смысле представляют собой юридическую форму выражения публичного интереса, получившего в процессе плановой деятельности уполномоченных органов исполнительной власти последовательную конкретизацию до уровня потребности государства в определенных товарах, работах и услугах, в ходе удовлетворения которых осуществляется государственное управление» Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. …канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2008. — С. 20.

Автору работы наиболее приемлемо определение А.М. Гатина: «Государственные и муниципальные нужды — это потребности соответствующего публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с расходными обязательствами данного публичного образования» Гатин А.М. Гражданское право. /Учебное пособие/ Изд. Дашков и К 2009. — С. 154-155.

Попытки выработки универсального определения государственных и муниципальных нужд неизбежно приводят авторов к дискуссии, которая была порождена несовершенством законодательного определения рассматриваемых понятий Кичик К.В. «Государственный муниципальный заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения» /Изд-во «Юстицинформ» 2012, — С. 32.

Так, действующее Гражданское законодательство России, в отличие от предыдущего, не содержит определения понятия государственных и муниципальных нужд. Также исключены определения рассматриваемых понятий из ряда Федеральных законов: «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и т.д. Во всех вышеперечисленных законах определение понятия государственных и муниципальных нужд понималось как «потребность» государства, его субъектов и муниципальных образований.

Законодательное определение нужды соответствует общему пониманию нужды как «недостатка в необходимом», а также обозначению потребности в виде «надобности… требующей удовлетворения» Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.,1997. — С. 223.

7 стр., 3317 слов

Правовое регулирование поставки для государственных (муниципальных) нужд

... -правовых договоров по результатам проведения специальной процедуры — осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная процедура регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, ...

По мнению В.И. Кузнецова, действующее законодательство определяет государственные нужды «как нечто, производное от «потребностей», охватывающих собой все сферы общественной жизнедеятельности», что у законодателя нет четкого понимания категорий «нужда» и «потребность» в «системе права», а также «отсутствует законоустановленная система критериев и процедур, позволяющих их дифференцировать и правомерно применять при осуществлении функций государственного управления» Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 14.

В действующем законодательстве о закупках отсутствует определение понятия государственных и муниципальных нужд. Отсутствие общей законодательной трактовки указанных понятий, по мнению автора работы, может привести к неоднозначному пониманию заказчиками целей осуществления закупок, и, как следствие, — к неправильному толкованию и обоснованию государственных и муниципальных закупок для соответствующих нужд органами государственной и муниципальной власти.

В связи с чем, автор работы предлагает внести в ГК РФ определение понятия государственных, муниципальных нужд следующего содержания:

  • «Государственные нужды — это обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также для обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации и ее субъектов»;
  • закупка товар муниципальный нужда

«Муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований в товарах, работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ».

1.2 Действующее российское законодательство, регламентирующее поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

Переход России к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов, регулирующих отношения, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства.

Специфика правового регулирования поставок для государственных и муниципальных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд в настоящее время урегулирована сложной многоуровневой системой законов и иных нормативных правовых актов различной юридической силы.

Во главе этой системы находится Гражданское законодательство. Основная цель норм ГК РФ, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд, состоит в установлении специальных правил, учитывающих особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права как государство и муниципальное образование Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999. — С. 42.

3 стр., 1397 слов

Государственный (муниципальный) контракт как расходное обязательство ...

... образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Главной отличительной особенностью государственного (муниципального) контракта является его особая цель – закупка товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд, в государственный резерв. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, который размещается ...

Сегодня действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в ГК РФ. К их числу относятся следующие акты:

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056.

Закон о контрактной системе, прежде всего, направлен на совершенствование закупочной деятельности, обеспечение гласности и прозрачности закупок, развитие добросовестной конкуренции, противодействие коррупции.

Вышеуказанный закон окончательно еще не вступил в законную силу, так как отдельные его положения вступают в силу с 1 января 2016 и 2017 года. Действующий закон является принципиально новым, так как он закрепил контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, тем самым установил системный подход, обеспечивающий полноту правового регулирования, взаимосвязь всех необходимых этапов и процессов закупок, а также ответственность субъектов федеральной контрактной системы.

В качестве наиболее существенных новелл закона необходимо выделить следующие:

  • ѕ размещение на официальном интернет-сайте информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
  • ѕ введение института общественного контроля за государственными закупками;
  • ѕ введение института контрактной службы заказчиков — подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок.

Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

  • ѕ установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры — запроса предложений;
  • ѕ введение процедуры изменения и расторжения контракта. Возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;
  • ѕ введение качественного аудита результатов исполнения контрактов.

В соответствии с новым законом, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок определены постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 №78 Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №78 Собрание законодательства Российской Федерации, 02.09.2013, №35, ст. 4516.. Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, устанавливающие порядок осуществления государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении подведомственных им заказчиков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 №89 Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд: Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 №89 // http://www.pravo.gov.ru., 13.02.2014..

3 стр., 1464 слов

Правовое регулирование поставок для государственных нужд

... проанализировать правовое регулирование договора поставки для государственных нужд; исследовать особенности организации и порядка размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных заказчиков. Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в области поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Предметом курсовой работы ...

Кроме этого, общественные отношения, связанные с закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются и иными законами. Так, федеральный закон «О государственном оборонном заказе» регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ (по сост. на 28.12.2013) // Российская газета. — 31.04.2012. — №5976.

Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ (по сост. на 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ №34 1994.

Федеральный закон «О государственном материальном резерве» устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области О государственном материальном резерве: Федеральный закон от 29.12.1994 №79-ФЗ (по сост. на 28.12.2013) // Российская газета. — 17.01.1995 — №№11-12.

Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, независимо от форм собственности О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федеральный закон от 02.12.1994 №53-ФЗ (по сост. на 19.07.2011) // Российская газета. — 15.12.1994. — №243.

3 стр., 1400 слов

Особенности обжалования действий заказчика при закупке товаров, ...

... г. рынок государственных и муниципальных закупок стал функционировать в рамках контрактной системы. Порядок обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного ... государственную тайну, и закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. ...

Поставки товаров для государственных и муниципальных нужд неизбежно влекут за собой расходы из соответствующих бюджетов, которые нормативно закреплены в бюджетном законодательстве России.

В соответствии со ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются на основе контрактов, заключаемых в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законом порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (по сост. на 26.12.2014) // Российская газета. — 12.08.1998 — №№153-154.

Все вышеуказанные законы и подзаконные акты составляют основу законодательной базы в области поставок для государственных и муниципальных нужд.

Итак, современное российское законодательство, регламентирующее поставку товаров для государственных и муниципальных нужд в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-ФЗ, состоит из Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения в сфере государственного и муниципального заказа, должны соответствовать Закону №44-ФЗ.

Глава 2. Правовое регулирование закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд

2.1 Государственный (муниципальный) контракт: содержание и особенности

В соответствии с гражданским законодательством РФ, отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут оформляться двумя взаимозависимыми договорными моделями: государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный, муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд. Предметом государственного или муниципального контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Постатейный. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина. Юрайт-Издат, 2006. — С. 85.

4 стр., 1716 слов

Государственное управление в административно-политической сфере

... взысканий, применение мер предупреждения или пресечения).10 Глава I I. Организация государственного управления в административно-политической сфере §1 Основные направления государственного управления в административно-политической сфере Государственное управление в административно-политической среде осуществляется по нескольким ключевым направлениям, которые приоритетны для жизнедеятельности ...

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №24-ФЗ, часть 2 (по сост. на 31.12.2014) — Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.

В соответствии с ч.1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товара, который размещается в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которое согласно ст. 113 федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ признано утратившим силу.

В данном случае, общая норма ГК РФ ссылается на не имеющий юридической силы федеральный закон №94-ФЗ, отмененный федеральным законом №44-ФЗ. Налицо коллизия между ГК РФ и федеральным законом №44-ФЗ.

Разрешение коллизий между общим и специальным законом одинаковой юридической силы, вопрос, дискутируемый по сегодняшний день. При этом коллизии кодифицированных и некодифицированных актов одной отрасли законодательства, как считает большинство ученых необходимо разрешать по принципу приоритета кодекса Тихомиров Ю.А. Юридические приоритеты и коллизии в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2008. № 11..

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения соответствующей поправки в ч. 1 ст. 527 ГК РФ: «Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственный (муниципальный) контракт представляет собой специальную правовую конструкцию, правовое средство, призванное обеспечить баланс интересов субъектов договорного обязательства, стороной которого выступает публично-правовое образование Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006. — С. 9.

Конструкция государственных (муниципальных) контрактов направлена на обеспечение стабильности всей контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая согласно федеральному закону №44-ФЗ, представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ, и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулирует государственные закупки от этапа планирования до оценки их эффективности и основана на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Основной функцией государственного (муниципального) контракта, по мнению В.С. Гладкова, является не характерное для гражданско-правового договора перемещение материальных благ, а организация согласованной деятельности различных субъектов, направленной на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. …канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2008. — С. 9.

Особенности государственного (муниципального) контракта отражены в нормах ст. 527 ГК РФ, согласно которой, заключение контракта для государственного или муниципального заказчика является обязательным, а для поставщика — только в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного (муниципального) контракта.

Государственный (муниципальный) контракт должен включать в себя несколько основополагающих моментов: Положения ГК РФ; Положения Федерального закона 44-ФЗ; Положения специализированного законодательства, если товары, работы, услуги подпадают под специальные требования законов.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №24-ФЗ, часть 2 (по сост. на 31.12.2014) — Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.

Требования к содержанию контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, помимо ГК РФ, установлены Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно федеральному закону №44-ФЗ, контракт должен содержать:

1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение либо формула цены и максимальное значение цены контракта. По общему правилу, цена не является существенным условием договора. Однако для государственного (муниципального) контракта она является существенным условием, на чем акцентируют внимание многие специалисты Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд:автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2009. — С. 19.

2. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

3. Условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

4. Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта — в случае, если контракт заключается с физическим лицом, исключая индивидуального предпринимателя.

5. График исполнения контракта — если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей.

6. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

7. Условие о банковском сопровождении контракта.

8. Условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и другие.

Итак, государственный (муниципальный) контракт заключается на существенных условиях, установленных ГК РФ и федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.2 Субъекты правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

Государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Муниципальные образования выступают особыми участниками гражданского оборота. Под муниципальными образованиями понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056.

Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и государственный или муниципальный заказчик.

В качестве поставщика выступает лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, производящее поставляемый покупателю товар либо закупающее его с целью последующей реализации покупателю. Поставщиком, как правило, является собственник имущества или лицо, управомоченное собственником Договорное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А., Якушев П.А.; под ред. Беспалова Ю.Ф. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. — С. 86-87. К участникам закупок законодательство относит лиц, претендующих на заключение контракта. В качестве таковых могут выступать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели. Понятия «поставщик» и «участник закупки» не являются тождественными, так как юридическое или физическое лицо становится участником закупки с момента допуска в установленном порядке к участию в процедуре определения поставщика, а собственно поставщиком — с момента заключения с ним контракта Васильев М. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник. — 2013. — № 6. — С. 26..

Федеральный закон о контрактной системе дает законодательное определение государственному и муниципальному заказчику:

«Государственный заказчик — государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или ее субъекта и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки» О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056.

В качестве государственных заказчиков в соответствии с законодательством могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

Итак, основными сторонами процесса осуществления государственных (муниципальных) закупок выступают заказчики и участники закупок (поставщики), располагающие различными правами, корреспондирующими обязанностям противоположной стороны. Вместе с тем федеральный закон №44-ФЗ не закрепил жесткого соответствия между правами и обязанностями субъектов государственно-закупочных правоотношений.

Глава 3. Проблемы правового регулирования реализации закупки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» функционирует немногим более года.

Данный закон впервые за всю историю обеспечения государственных и муниципальных нужд в официальном порядке закрепил институт планирования, которому посвящена глава 2.

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Действующий закон вступает в силу поэтапно, нормы федерального закона №44-ФЗ об обязательном планировании закупок, формировании планов-графиков вступают в законную силу с 1 января 2016 года, поэтому применение института планирования закупок будет возможно только с 2016 года.

По мере накопления опыта практической реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процесс заключения государственного (муниципального) контракта развивается и совершенствуется.

Так, на основании мониторинга Закона №44-ФЗ, в целях устранения противоречий между действующими нормами Закона №44-ФЗ и правоприменительной практикой при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, 31 декабря 2014 года был принят Федеральный закон №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 31.12.2014 №498-ФЗ // Российская газета. — 12.01.2015. — №6572. Указанным Федеральным законом были внесены изменения в отдельные положения Закона №44-ФЗ, предусматривающие отмену процедуры согласования контрольными органами заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшегося электронного аукциона, определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным, унитарными предприятиями и иными юридическими лицами и другие изменения.

Особенно важным, как в экономическом, так и политическом плане, по мнению автора работы, стало законодательное решение вопроса применения Закона №44-ФЗ республикой Крым и городом федерального значения Севастополем.

Как следует из вышеуказанного закона, заказчики в Республике Крым и в городе Севастополь должны будут применять федеральный закон 44-ФЗ в следующем порядке:

  • ѕ с 01.07.2015 заказчики при закупках для обеспечения государственных нужд обязаны применять нормы 44-ФЗ (до указанной даты по своему выбору применяют либо нормы 44-ФЗ, либо нормативно-правовые акты Республики Крым и города Севастополя);
  • ѕ с 01.01.2016 заказчики при закупках для обеспечения муниципальных нужд обязаны применять нормы 44-ФЗ (до указанной даты по своему выбору применяют либо нормы 44-ФЗ, либо нормативно-правовые акты Республики Крым и города Севастополя)

Несмотря на многие урегулированные проблемные вопросы правоприменительной практики Закона №44-ФЗ, по мнению автора работы, в действующем законодательстве остаются проблемы, связанные с его реализацией, которые требуют дополнительной проработки и внесения соответствующих изменений в законодательство о контрактной системе.

Точка зрения автора работы подтверждается анализом практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в 2014 году, проведенного Министерством экономического развития РФ, который показал, что существует ряд проблем, требующих дополнительной проработки и внесения соответствующих изменений в законодательство о контрактной системе Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru.

Для решения проблем, озвученных в докладе Минэкономразвития РФ, Правительству РФ предложено дать поручение Министерству экономического развития РФ подготовить с участием ФАС России и Минфина России проект федерального закона о внесении изменений в Закон №44-ФЗ в целях урегулирования выявленных проблемных вопросов.

Вместе с тем, как считает автор работы, в докладе Минэкономразвития РФ не отражена проблема обоснованности включения юридических лиц в реестр недобросовестных поставщиков. Проблема заключается в том, что согласно статье 95 Закона №44-ФЗ, государственный или муниципальный заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт с поставщиком. Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с пунктом 2 статьи 104 Закона №44-ФЗ, обязана такого поставщика включить в реестр. При этом, у антимонопольной службы нет полномочий разбираться, правомерны действия заказчика или нет, что, как считает автор работы, может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика.

В соответствии со статьей 105 Закона №44-ФЗ, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, возможно только в связи с заключением контракта, право обжалования одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта законодательством не предусмотрено.

Для решения данной проблемы автор работы предлагает предоставить поставщику право обжалования неправомерного решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в контрольный орган в сфере закупок или суд, а также ввести административную ответственность для заказчика за неправомерное расторжение контракта.

В связи с чем, по мнению автора работы, необходимо внести изменения в статью 95 Закона №44-ФЗ, дополнив ее новым пунктом следующего содержания: «В случае обжалования решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт считается расторгнутым через десять дней после рассмотрения жалобы контрольным органом в сфере закупок или судом», если поставщику (подрядчику, исполнителю) в удовлетворении жалобы отказано.

Также необходимо дополнить новым пунктом статью 105 Закона №44-ФЗ следующего содержания: «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с односторонним отказом от исполнения контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта».

Как полагает автор работы, введение административных санкций не позволит злоупотреблять заказчику правом одностороннего отказа от исполнения контракта. Поэтому необходимо изменить ст. 7.32 КоАП РФ, дополнив ее новой нормой, изложив в следующей редакции:

«Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения, расторжения контракта.

7. Заведомо неправомерный односторонний отказ должностного лица заказчика, от исполнения контракта, совершенный с целью уклонения от исполнения контракта или из иной личной заинтересованности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот пятидесяти тысяч рублей».

Заключение

В представленной курсовой работе автором были исследованы вопросы, касающиеся правового регулирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Путем сравнительного анализа были исследованы особенности российского законодательства регулирующего общественные отношения в сфере государственных и муниципальных закупок.

В ходе анализа действующего законодательства, были выявлены существенные недостатки Закона №44-ФЗ, а также противоречия между общими нормами ГК РФ и специальными нормами федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», требующие внесения изменений в ГК РФ, в КоАП РФ, в федеральный закон №44 -ФЗ и другие подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере государственных (муниципальных) закупок.

Предложения о внесении изменений в действующее законодательство, которые были представлены в курсовой работе, позволят, по мнению автора, устранить имеющиеся в законодательстве противоречия, а также будут способствовать снижению коррупциогенных факторов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на недостатки, выявленные в ходе исследования, автор работы считает, что действующий закон открывает новые возможности в сфере государственных закупок для широкого спектра компаний малого и среднего бизнеса и оказывает мощную поддержку отечественному производителю, получившему эксклюзивные преференции перед зарубежными поставщиками.

Уже сегодня, можно с уверенностью сказать, что федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» станет серьезным инструментом защиты внутреннего рынка и поддержкой малого предпринимательства в России.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/subyektyi-kontraktnoy-sistemyi-v-sfere-zakupok/

1. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по сост. на 31.12.2014) // Российская газета. — 12.04.2013. — №6056

2. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (по сост. на 21.07.2013) — // Российская газета. — 28.07.2005. — №3832

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (по сост. на 28.12.2013) // Российская газета. — 31.04.2012. — №5976

4. Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (по сост. на 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ №34 1994г.

5. Федеральный закон от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (по сост. на 28.12.2013) // Российская газета. — 17.01.1995 — №№11-12

6. Федеральный закон от 02.12.1994 №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд:» (по сост. на 19.07.2011) // Российская газета. — 15.12.1994. — №243

7. Федеральный закон от 31.12.2014 №498-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. — 12.01.2015. — №6572

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (по сост. на 26.12.2014) // Российская газета. — 12.08.1998 — №№153-154

9. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №24-ФЗ, часть 2 (по сост. на 31.12.2014) — Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

10. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №78 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Собрание законодательства Российской Федерации, 02.09.2013, №35, ст. 4516.

11. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 №89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» // http://www.pravo.gov.ru., 13.02.2014.

12. Абдулвагапова Р.Р. Правовое положение публично-правовых образований в гражданско-правовых обязательствах: автореф. дис. …канд. юрид. наук. — Казань, 2008.

13. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2009.

14. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. Кузнецов С. А., — СПб.: Норинт, 2000.

15. Васильев М. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник. — 2013. — № 6.

16. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999.

17. Гатин А.М. Гражданское право. /Учебное пособие/ Изд. Дашков и К 2009.

18. Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. …канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2008.

19. Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора Садикова О.Н.) — «Контакт», ИНФРА-М, 2007.

20. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. — ООО «Новая правовая культура», 2007.