Теории выбора брачного партнера

С моей точки зрения, выбранная мной тема достаточно актуальна. Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания.

«Брак» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм. В современном обществе он определяет статусные полномочия – круг прав и обязанностей мужчины и женщины как по отношению друг к другу, так и по отношению к возможным потомкам. Данный институциональный базис брака как крупнейшего изобретения человечества и важнейшей категории социологической науки будет в дальнейшем рассмотрен нами. Однако, для нашей работы наиболее интересен период ухаживания или добрачный период, а так же предбрачный период. Особая роль предбрачного периода. Формирование супружеской пары. Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейных отношениях могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о создании семьи, мотивы вступления в брак. В работе будут рассмотрены понятие брака как социального института, регулирующего отношения между мужчиной и женщиной и проблемы выбора партнёра для создания семьи.

Теоретически мы можем выбрать любого из сотен миллионов партнеров противоположного пола. Но почему одни выбирают друг друга раз и навсегда, а другие на протяжении долгого времени находятся в поиске подходящего для них партнера? Почему из этих сотен миллионов мы выбираем только одного или одну? Почему одни привлекают наше внимание, а на других мы его даже не обращаем? И, наконец, как мы определяем, что это именно то, что нам нужно, то, что мы как раз таки и искали?

4 стр., 1886 слов

Римская семья. Правовые отношения между супругами

... семье мужа, жена не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи светского права. Однако память о браке ... вступления в римский брак является наличие у брачующихся ius conubii. Препятствия к вступлению в брак за ... отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались один от другого и в порядке заключения и прекращения. Заключение брака ...

При исследовании супружеской пары (брачного союза), необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера — на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы. Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Ответы на поставленные нами вопросы мы попытаемся найти с помощью социально-психологических и психологических теорий брачного выбора. Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда этих теорий. Наибольшее распространение и популярность в зарубежных социальных науках получили теория комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентера, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса, «круговая теория любви» А.Рейса, теория обмена Дж.Хоманса.

В данной работе основное внимание будет уделено теории комплементарных потребностей Р.Уинча, инструментальной теории подбора супругов Р.Сентера, теории обмена Дж.Хоманса, а также теории «стимул – ценность – роль» Б.Мурстейна.

Отношения между будущими супругами начинают формироваться еще до вступления в брак. И если партнеры не совместимы, их что-то не устраивает друг в друге, то это начинает проявляться сразу же, для этого не стоит дожидаться начала семейной жизни. Поэтому ошибочным является мнение о том, что в процессе совместной жизни все изменится, и партнера изменить тоже получится. В большинстве случаев, это убеждение ошибочно. Несовместимость партнеров, как правило, приводит к разводу. А последний, в свою очередь, оказывает огромное влияние на полноценное воспитание детей, на все общество в целом. Именно поэтому следует уделить внимание такому социальному явлению как выбор брачного партнера, рассмотреть факторы, влияющие на брачный выбор. Ведь крепкая семья всегда была и остается основной ячейкой общества, его основным структурообразующим элементом.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать литературу, используемую в работе.
  2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,

систематизировать

знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».

  1. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских

социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж. Хоманса, Б.Мурстейна).

  1. Систематизировать и обобщить существующие в специальной

литературе, научные подходы к данной тематике.

3 стр., 1336 слов

Теория общественного выбора

... МВ ≥ МС, где МВ – предельные выгоды; МС – предельные издержки. Третьей предпосылкой теории общественного выбора является идея политики как обмена. Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство ...

Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные социологической наукой, в первую очередь социологией семьи и брака. В работе использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых и социологов, нашедшие свое отражение в опубликованных научных статьях, монографиях, диссертациях, учебных пособиях и курсах. Это работы А.И.Антонова, В.М.Медкова, В.И.Добренькова, А.И.Кравченко, В.А.Сысенко, В.Т.Лисовского и других. Для достижения поставленной цели определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

Глава 1. Понятие брака и брачного выбора

1.1. Определение брака как социального института

Брак социальный — исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая определенные права и обязанности мужчины и женщины по отношению друг к другу, их детям и обществу; культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства; союз мужчины и женщины, имеющий либо религиозно-церковную,либо гражданско-правовую оформленность, отвечающий требованиям человеческой природы и служащий продолжению рода, рождению и воспитанию детей. С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брак как институт может быть моногамным (заключаемым в одно время с одним лицом) или полигамным (заключаемым одновременно с двумя или более партнерами).

Полигамная форма брака включает в себя:

1. полигинию (один мужчина и две или более жены);

2. полиандрию (одна женщина и два или более мужа) и

3. групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).

Согласно концепции социализации брака Л.Моргана и Ф.Энгельса, отношения между мужчиной и женщиной претерпевали на протяжении истории значительные изменения. Для человеческого стада в эпоху дикости был характерен промискуитет — период ничем не ограниченных отношений между полами, обусловленных только биологическими потребностями. Половое отношение между мужчиной и женщиной (хотя бы и регулярное) лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом. Первой общественной санкцией, которая регулировала отношения между мужчиной и женщиной, было запрещение полового общения между матерями и детьми, между бабками и внуками. Эта историческая граница между добрачным состоянием общества и брачным, как социально регулируемыми отношениями между полами. При помощи этого запрета добрачное общество трансформировалось в такое, где господствовал групповой брак, и где известна была только мать. Групповой брак имел две исторические формы: кровнородственную, при которой брачные отношения имели лишь одно ограничение – близкое родство по вертикальной линии; пуналуальную – позднюю форму группового брака, когда несколько сестер состояли в браке с несколькими мужчинами как общими мужьями. Эта форма была обнаружена в девятнадцатом веке Морганом на Гавайях («пуналуа» на гавайском языке обозначает «близкий товарищ»).

4 стр., 1543 слов

Заключение браков в международном частном праве

... Н.Орлова, М.Иссад, учебные пособия по международному частному праву, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, журнальные и газетные статьи по вопросу семейно-брачных отношений. Тема и задачи моей ... СПИД [7, c.260-261]. В отдельных странах еще существует запрет не вступать в новый брак после развода, смерти мужа или признании брака недействительным в течение установленного законом срока: во ...

Групповой брак обусловил появление рода – группы кровных родственников, которые вели свое происхождение по одной линии и осознавали себя потомками общего предка. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами).

Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия).

Т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу. Позднее, при первобытнообщинном строе, групповой брак уступил место парному – такой форме единобрачия, при которой основанная на нем семья не составляла еще экономической ячейки, но стало возможным устанавливать отца ребенка. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена — в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака. Этот брак, в отличие от последующих, был крайне неустойчивым и легко расторжимым. По мере развития человеческих отношений появлялись все новые ограничения половых связей. Запрет брачных отношений между членами родственного коллектива (экзогамия) привел к тому, что человеческие роды не могли существовать изолированно и объединялись в племена, которые вначале состояли из двух родов, связанных между собой брачными отношениями. Племя было эндогамно, т.е. браки должны были заключаться в пределах племени. Парный брак, в процессе разложения рода, преобразовывался в моногамный (единобрачие), обусловивший появление новой формы семьи – патриархальной. Моногамная, парная форма брака сложилась далеко не сразу: на низших, архаических ступенях исторического развития ей предшествовала полигамия в виде многоженства и многомужества. Моногамия как наиболее цивилизованная из всех форм брачно-сексуальных отношений закрепилась и распространилась благодаря нормативному обеспечению в виде религиозных, нравственных и правовых императивов, проводимых в жизнь воспитательно-регулятивными усилиями общества и государства. Моногамный брак является основой и современного типа семьи с эгалитарной структурой.

Государство постепенно подчинило своей юрисдикции гражданско-правовую сторону брачных отношений. Римское право, исходя из естественного характера влечения противоположных полов друг к другу, отнесло социально-философские основания юридических вопросов брачных отношений к области естественного права. Главная цель брака, рождение детей, рассматривалась как необходимое условие поддержания религиозного культа предков и обеспечения могущества государства. Классический характер обрело определение брака, сформулированное римским юристом Модестионом: «Брак – это сочетание мужа и жены, единение всей жизни, общение божественного и человеческого права» [№ 6, с.32]. Христианство внесло в понимание брака дополнительные нравственные принципы, до этого слабо представленные в античных концепциях. Ведущим становится принцип свободного соглашения, уравновешивающего нравственные статусы мужа и жены и позволяющего жене выступать в роли не рабы, а соратницы мужа перед лицом жизненных испытаний. Необходимыми и достаточными социальными, нравственно-правовыми условиями для вступления в брак были признаны свободное согласие сторон, их дееспособность, правоспособность и отсутствие внешнего принуждения.

4 стр., 1968 слов

Исторические формы брака и семьи

... как изучение типов семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. Необходимо проследить зарождение, историю и развития института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака методами изучения ... форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет ...

Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака:

1. процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;

2. заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;

3. рост общего и специального образования повышает брачный возраст;

4. растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак;

5. увеличивается число добрачных связей и незаконнорождённых детей.

Как социальное отношение брак отличается от других наличием естественно-биологического элемента – половой связи. Социальная сущность брака определяется господствующими общественными отношениями. Когда общество при помощи различных социальных институтов так или иначе регулирует брак, оно берет на себя определенные обязательства по его охране. Но в то же время оно налагает на людей, вступающих в брак, определенную ответственность. В современном обществе брак имеет преимущественно нравственно-правовую природу. Нравственно-правовое содержание брака обеспечивается способностью супругов испытывать чувства любви и взаимной ответственности, а также их готовностью к совместной заботе о воспитании детей, к пониманию семьи как гражданского союза, основанного на взаимодополняемости социальных качеств, присущих каждой из сторон. В традиционном обществе брак заключался, прежде всего, по экономическим соображениям, а в современном он превращается в добровольный союз мужчины и женщины, основанный на личном выборе, духовной и физической близости. Социальное содержание брака включает экономические (материальное обеспечение, разделение обязанностей) и психологические (духовная близость, эмоциональная привязанность) стороны. Как социальное отношение брак предполагает избирательность партнера. При всем многообразии мотивов вступления в брак им присущи индивидуальности человека и его внутреннее побуждение. Главная причина, по которой общество регулирует брак, заключается в заинтересованности в характере воспроизводства населения, физического и духовного.