Актуальность темы предопределяется теми проблемами, которые возникают в процессе осуществляемой в России реформы местного самоуправления. Достаточно указать на тот факт, что сроки вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неоднократно переносились, а в сам закон после его подписания Президентом России 6 октября 2003 г. уже внесено множество изменений, многие из которых носят принципиальный характер. Частые изменения наблюдаются также в региональном законодательстве о местном самоуправлении и на уровне самих муниципальных образований. Между тем нестабильное законодательство не способствует эффективному функционированию института местного самоуправления в контексте предоставленных ему полномочий Конституцией Российской Федерации. При этом важнейшее место в системе правового регулирования муниципально-правовых отношений занимают уставы муниципальных образований. Устав муниципального образования как институт муниципального права имеет в России сравнительно небольшую историю — такого рода обособленные нормативно-правовые акты стали создаваться лишь с первой половины 1990-х гг. А на уровне городских и сельских поселений такой опыт вообще минимальный.
Одновременно федеральный центр настолько подробно закрепляет требования к уставам муниципальных образований, что для проявления местного творчества резерва остается очень мало. Это является одной из причин того, что большинство уставов муниципальных образований во многом копируют соответствующие нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в субъектах Российской Федерации уставы муниципальных районов нередко различаются только по названиям районов, городов и сел. В практике функционирования института местного самоуправления возникает проблема предмета уставного регулирования, — его содержание вызывает неоднозначные оценки специалистов и ученых-правоведов. По-прежнему актуальна проблема соотношения полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в регулирования требований, предъявляемых к уставам муниципальных образований. Так, федеральный закон детально регулирует перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований России, которые необходимо отразить в уставе. При этом полномочия субъектов Российской Федерации в этом аспекте практически сведены к нулю, в то время как в субъектах и в самих муниципальных образованиях лучше видно, какие вопросы местного значения следует включать, исходя из конкретных условий жизни населения.1 Имеются спорные вопросы в части принятия уставов муниципальных образований — так, в настоящее время соответствующая формулировка ч.3 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дает однозначного ответа на вопрос о том, могут ли уставы приниматься на местном референдуме. Дискуссионные, недостаточно четко отрегулированные вопросы имеются также при государственной регистрации уставов муниципальных образований, определении даты вступления их в силу и т.д. В результате значимость устава муниципального образования как своеобразной местной конституции некоторым образом снижается. Такое положение определяет необходимость дополнительных муниципально-правовых исследований проблематики, связанной с функционированием уставов муниципальных образований как муниципальных правовых актов, имеющих важнейшее значение в регулировании муниципально-правовых отношений.
Муниципальное управление в Российской Федерации
... муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. ...
Объектом исследования являются содержание и механизм уставного регулирования муниципально-правовых отношений.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы принятия и действия устава муниципального образования, его место в системе муниципальных правовых актов.
Целью курсовой работы является исследование такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в выполнении функций органами местного самоуправления, его значения и содержания. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: определить понятие устав МО, исследовать его содержание, значение для МО, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.
Глава 1. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения.
Устав муниципального образования – один из наиболее традиционных актов местного самоуправления. Хартии вольностей в Англии, уставные грамоты в Русском централизованном государстве XVI-XVII вв. и другие источники постепенно формировали опыт создания подобных актов местного самоуправления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имела в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, различающихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных документов, основанием для классификации которых является характер функций местного самоуправления:
1) устав общего типа – разрешает осуществлять органам местного самоуправления самые разнообразные функции;
2) классифицированный устав – регламентирует функции в зависимости от численности населения муниципального образования;
3) устав необязательный – предполагает, что органы местного самоуправления имеют право менять формы деятельности в зависимости от реальных обстоятельств;
4) уставы «местных правил» – наиболее гибкий тип устава, предоставляющий органам местного самоуправления наибольшую свободу в выборе форм деятельности.2
Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением ладного муниципального образования.
Устав муниципального образования
... связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ. В устав муниципального образования входит. Наименование муниципального образования, его территория, границы ...
Устав муниципального образования, как правило, начинается с преамбулы, в которой, как в разъясняющей части, находят отражение те нормативные правовые акты, на основании которых был разработан данный устав муниципального образования, а также его роль, цели и задачи. Преамбула может иметь и другой вид, например, как в Европейской Хартии местного самоуправления или Декларации «О принципах местного само-управления в государствах-участниках Содружества». Примерный текст преамбулы может иметь следующее содержание: «Собрание представителей муниципального образования (наименование муниципального образования), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражая волю и интересы жителей муниципального образования, утверждая права и свободы человека и гражданина, желая сохранить и неуклонно развивать духовные, культурные (и иные исторические и местные) обычаи и традиции, стремясь к наилучшей организации и устройству на принципах демократии, добиваясь боль-шей эффективности в деятельности органов власти, обеспечения законности действий всех органов и должностных лиц, принимает настоящий устав муниципального образования». При написании подобного текста в нем перечисляются все основные причины, по которым был создан и принят устав муниципального образования.
Устав – это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования. Он должен содержать нормы четырех типов:
– Нормы-понятия. Всякий, кто обращается к тексту устава, должен примерно одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем. Разумеется, полного совпадения в понимании и трактовке содержания устава добиться невозможно, однако следует, по крайней мере, стремиться максимально сблизить представления всех, кто им руководствуется.
– Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного органов муниципального образования, наименования подразделений, основных должностей, их права и функциональные обязанности. Это необходимо для стабильности в работе подразделений, их взаимодействия друг с другом, с населением, со всеми предприятиями и организациями.
– Нормы процедурного характера, регулирующие порядок разработки, принятия и отмены основных актов местного самоуправления, формирования органов местного самоуправления и избрания либо назначения его должностных лиц, разрешения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными физическими и юридическими лицами.
– Нормы-запреты, которые ограничивают деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц (депутатов), в том числе занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных доходов и т.д.3
Важной особенностью устава является его самодостаточность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к местному самоуправлению, а при необходимости цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов. Кроме того, устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение сравнительно долгого времени, что в значительной мере способствовало бы стабильности деятельности на его территории других субъектов муниципального права. Это также обеспечивается соответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте устава.
Местное самоуправление. Муниципальные права и свободы гражданина
... например, для ст. 33, закрепляющей право граждан РФ на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (наряду с обращениями в государственные органы). Другие конституционные нормы предопределяют содержание муниципального права через прямое закрепление в ...
Важнейшим требованием к уставу является наличие в нем механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм федерального законодательства и законов субъекта РФ. В уставе должны содержаться преимущественно четкие нормы прямого действия.
2.3. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел разработку и принятие устава муниципального образования как основного нормативно-учредительного документа, определяющего статус муниципального образования. Согласно ст. 8 данного закона в уставе указываются:
1) граница и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящихся к ведению
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или