Военные суды в судебной системе России

Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.

Актуальность. Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.

Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Цель . Изучение системы военных судов в судебной системе Российской Федерации.

Задачи :

  • Изучить историческую составляющую военных судов в России.
  • Изучить систему военных судов в России.
  • Исследовать и проанализировать проблемы деятельности военных судов.

Объект – система военных судов России.

Предмет – становление и развитие системы военных судов России.

Структура работы . Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

3 стр., 1451 слов

Суд присяжных в дореволюционной России

... В истории российского суда присяжных присутствовало очень редкое явление — военный суд присяжных. Он действовал в воинских частях в тылу, на фронте, в некоторых случаях под его юрисдикцию попадало и мирное население. Возрождение суда присяжных в ... до начала деятельности Временного правительства — третий период функционирования суда присяжных. В этот период работа суда присяжных отличалась ...

1. Общая характеристика и история военных судов в судебной системе РФ

Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования — стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов — судом стрелецких сотенных голов).

Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время «правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям 1 ».

Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением, выражаясь терминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени» специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В указанных целях Петр I посылал за границу своих сподвижников с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

В результате в 1702г. появилось Уложение Б. Шереметева, с которым он уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению властей. Есть все исторические основания полагать, что датой введения в действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27 января 1702г., что отмечалось еще 100 и более лет назад2 .

Нет оснований сомневаться в добросовестности исследователей истории военно-судебных учреждений XIX-XX века, связывающих время принятия указанного Уложения именно с 27 января 1702г. Вскоре после этой даты появился указ Петра, запрещающий подчиненным именовать себя рабами, как это сделал в подписи при утверждении названного Уложения по старому обычаю Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…»3

14 стр., 6734 слов

_Имидж русской армии

... падением престижа военной службы. Целью работы является рассмотрение понятия имиджа армии, и провести анализ реального имиджа русской армии в современных условиях. 1. Понятие имиджа вооруженных сил ... предметное отражение в ряде научных работ. Исследователями ставятся вопросы ценностей военной службы и повышения ее престижа, индивидуального имиджа военного руководителя, делаются попытки решения ...

Единство многих военно-юридических функций, осуществляемых одними и теми же лицами (аудиторами), а также попытки распространить современное представление о военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательские неточности.

В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был напечатан Краткий артикул А. Меншикова, в котором военно-судебный аспект был представлен уже более отчетливо и полно.

В 1715-1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.

Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов:

— высший (генеральный) суд в составе председателя — фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

— низший (полковой) суд в составе председателя — полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

— «скорорешительный суд» — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы — Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения (палаты, части), которые в последующем неоднократно переименовывались (Аудиторский Департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды, Главное военно-судное управление).

Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли следующие основные полномочия: конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.

В 1711 году был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, по делам о казнокрадстве военнослужащих, которые следовало рассматривать с участием депутатов от Военной коллегии.

Именным Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, «получила значение высшего военно-судебного места».

3 стр., 1150 слов

Военная реформа Петра I. Общая характеристика устава Воинского

... анализом главных военных регламентов Петра I - Воинского и Морского Уставов - и военных законодательств европейских стран. Их сравнениями исследователи пытались доказать, что Уставы Петра, безусловно, имели ... курса. Глава 2 Проведение военных реформ Петром Великим. 2.1.Создание регулярной армии. Военные реформы были первоочередными преобразовательными делами Петра I. Наиболее продолжительными и самым ...

Последующими указами 1719, 1721, 1724 гг. повелевалось посылать в Военную коллегию (в ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры военных судов «в смертных винах», которые не могли быть конформированы командованием, а также приговоры по делам об офицерах. Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялись, хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по делам военнослужащих. Тем не менее, эти военно-административные органы фактически занимались судебной деятельностью и их можно считать прообразом современной Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если возраст этой коллегии исчислять с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось 285 лет.

В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-судным делам, выполнял Генерал — Аудиторат.

По замыслу Императора Генеральный Аудиторат должен был представлять собой «суд высший», учреждение независимое от Военной коллегии и подчиненное непосредственно верховной власти.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и «дожили» до военно-судебной реформы 1867 года. При этом некоторые «нижние военные суды» именно как постоянно действующие организовывались специальными Петровскими указами, на основании которых ныне не трудно определить реальное время их образования. Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного суда в соответствии с главой 50 Воинского устава следует считать указ от 15 февраля 1723 года. В Санкт-Петербурге военный суд вначале на короткое время был открыт также в 1723 году, однако вскоре был ликвидирован. В качестве постоянно действующего органа 18 августа 1724 года в северной столице начала функционировать постоянная военно-судная комиссия во главе с Петербургским комендантом бригадиром Бахметьевым, исполнявшим обязанности ее председателя.

В 1867г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями — в Сибири и на Кавказе. Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные.

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами».

Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены — на 6 месяцев).

10 стр., 4719 слов

Преступления против военной службы

... нарушение правил полетов или подготовки к ним и др. В данной работе будет рассмотрена группа преступлений против военной службы - нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними ...

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были иметь офицерские звания и юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917г. в стране были упразднены все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.

Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.

В то же время политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).

В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным военным трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок деятельности. В последующий период гражданской войны их организация и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах».

Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.

Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. 24 ноября 1918г. РВТР рассмотрел первое дело — в отношении бывшего председателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного разбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции.