Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Курсовая работа

Темой настоящей курсовой работы является «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что прогрессирующим преступлением в сфере военной службы является уклонение от этой службы — ст. 339 УК РФ, а также дезертирство — ст. 338 УК РФ. По данным Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, в настоящее время от военной службы уклоняется порядка 200 тысяч человек. С целью совершенствования правоприменительной практики Пленум Верховного Суда РФ принял специальное Постановление, в котором, на основе анализа судебных решений, сделал вывод о том, что «в практике рассмотрения судами таких дел возникают трудности в правильной оценке действий лиц, уклоняющихся в ходе призыва на военную службу от явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Имеются факты необоснованного осуждения граждан за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы в виду неверного установления признаков этого состава преступления». Пленум разъяснил, что судам необходимо обратить внимание на примечание к ст. 338 Уголовного кодекса РФ, согласно которому военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление части или дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств могут быть освобождены от уголовной ответственности. Такими обстоятельствами признаются: дедовщина (однако потребуются доказательства притеснений), тяжелая болезнь родственников, смерть близкого человека и т.п. ситуации личного, семейного или служебного характера.

Статья 328 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от прохождения военной или альтернативной службы. Обязанность такой службы возлагается на граждан ст. 59 Конституции РФ, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, возникающие при уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Предметом исследования является преступление — уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Целью работы является исследование вопроса об уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Во исполнение поставленной цели в работе определены следующие задачи:

6 стр., 2587 слов

Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту. ...

... вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. Сроки военной службы. Для военнослужащих устанавливаются следующие сроки военной службы: для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для проходящих военную службу по призыву в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе ...

  • раскрыть сущность преступления, его криминалистическую характеристику и состав,
  • изучить применение норм уголовного законодательства об уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы,
  • определить проблемы привлечения к ответственности за уклонение от прохождения военной и альтернативной службы,
  • сделать собственные выводы по исследуемой теме.

В структурно-содержательном плане работа состоит из: введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложения.

В процессе исследования автором применялись такие методы как: формально-юридический, исторический, аналитический, статистический и сравнительный. уклонение служба военная

При написании работы изучены и использованы нормативно-правовые акты и труды многих исследователей, например таких как: Гайков В.Т., Иванов В.Д., Бриллиантов А.В., Карпов Н.Н., Максимов С.В., Лунеев В.В., Долженкова Г.Д., Макаров Н.Е., Астемиров З.А., Долгова А.И. и некоторых других.

1. Сущность преступления — уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Криминалистическая характеристика преступления

Важнейшей функцией любого государства является защита от внешних угроз. Для осуществления этой функции создаются Вооруженные Силы страны. Ст. 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Несмотря на это, в последние годы в стране участилось количество преступных уклонений граждан от исполнения этой обязанности. Например, в 2007 году только официально было зарегистрировано 1853, а в 2008 году — 1450 преступлений, предусмотренных ст. 328 УК РФ — уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы . Наряду с этим увеличивается количество всевозможных уклонений от пребывания на службе, порядка прохождения службы лицами, уже призванными на службу, то есть военнослужащими. Согласно отдельным исследованиям 42% всех преступлений военнослужащих — уклонения от военной службы . Ежегодно из воинских частей сбегают 5 тысяч солдат. За десять минувших лет в России было почти 50 тысяч дезертиров и каждый год около 30 тысяч уклонистов от призыва на военную службу . В 2003 году более половины всех уголовных дел, рассмотренных Южно-Сахалинским гарнизонным военным судом, были связаны именно с уклонением от военной службы .

Действующий Уголовный кодекс РФ 1996 года содержит главу 33, объединяющую собой преступления против военной службы. Преступлениями против военной службы признаются общественно опасные деяния, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Порядок прохождения военной службы является родовым объектом для всех преступлений против военной службы. Но при этом он может подразделяться на различные виды, и в этой связи большинство ученых предлагают следующую систему составов рассматриваемых преступлений: 1) преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений (ст. 332 — 336); 2) преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337 — 339); 3) преступления против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340 — 345); 4) преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 346 — 348); 5) преступления против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349 — 352) .

13 стр., 6400 слов

Общая характеристика преступлений против военной службы

... в санкции уголовно-правовой нормы наказание. Признак уголовной наказуемости преступлений против военной службы имеет ряд особенностей, обусловленных характером службы в структурах государства предусматривающих прохождение военной службы. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность ...

К преступлениям против порядка пребывания на военной службе, или, как называют некоторые авторы, порядка прохождения военной службы , относятся: самовольное оставление части или места службы (ст. 337); дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу (ст. 338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).

Все эти преступления объединены, на наш взгляд, главным признаком — нежеланием субъекта пребывать на военной службе и исполнять обязанности, вытекающие из нее. Весьма близким к названным преступлениям и так же, как они, характеризующимся нежеланием субъекта проходить военную или альтернативную гражданскую службу является уже названное преступление, предусмотренное статьей 328 УК РФ. Несмотря на то, что перечисленные преступления посягают на различные объекты уголовно-правовой охраны (преступление, предусмотренное ст. 328, относится к преступлениям против порядка управления, а остальные — к преступлениям против военной службы), они имеют много общего. Как отмечают некоторые авторы, преступление, предусмотренное ст. 328 УК РФ, также посягает на интересы военной службы, нарушает порядок комплектования Вооруженных Сил, сокращает численность войск, необходимую для обороны страны . В.В. Лунеев отмечает, что призывники не являются военнослужащими и их уклонение от призыва не включается в преступность в Вооруженных Силах. Но этот военно-криминологическим фактор является весьма тревожным. Рассматриваемые уклонения в 6 раз выше всех зарегистрированных преступлений в войсках .

Кроме того, названные преступления, на наш взгляд, объединены именно целью уклонения от военной службы (призыва на нее или ее непосредственного прохождения после призыва).

Например, такое преступление, как самовольное оставление части или места службы, предусматривает цель — уклонение от военной службы на определенный срок (свыше двух суток, свыше десяти суток, свыше одного месяца), дезертирство (ст. 338 УК РФ) — вовсе уклониться от дальнейшей военной службы . Поэтому возможно предположить, что данные преступления имеют и другие схожие криминологические признаки, так как кроме общей цели, определяемой стремлением уклониться от прохождения военной службы или нежеланием исполнять обязанности военной службы, они имеют общие характеристики субъекта преступления, причины и условия совершения и в силу чего — меры предупреждения таких уголовно наказуемых деяний.

В связи с изложенным все виды уклонения — от призыва на военную службу, от прохождения военной (альтернативной гражданской) службы, на наш взгляд, можно объединить одним понятием — уклонение от военной службы. При этом возможно их деление на две группы уголовно наказуемых деяний: уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ) и уклонение от прохождения военной службы и гражданской альтернативной службы (ч. 2 ст. 328, ст. 337, 338, 339 УК РФ).

27 стр., 13146 слов

Альтернативная гражданская служба

... уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Объектом исследования является преступление, которое заключается в уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие воинский учет, призыв на военную службу, прохождение альтернативной гражданской службы и ответственность ...

Опасность уклонения от военной службы заключается в том, что нарушается установленный порядок комплектования Вооруженных Сил, подрывается их боеготовность и, как следствие — обороноспособность страны. Как отмечает В.В. Лунеев, социальная вредность преступного поведения военнослужащих объективно связана не только с нарушением общественного порядка, характерного для преступных деяний гражданских лиц, но и с ослаблением воинской дисциплины, как важнейшей составляющей боевой готовности воинских частей и подразделений. Пренебрежение боеготовностью делает ненужными дорогостоящие войска .

В последние годы, как указывалось ранее, такие противоправные деяния приобретают все более распространенный характер и многие, как показывает официальная статистика, следственная и судебная практика, связаны с другими преступлениями — причинением вреда здоровью различной степени тяжести, насильственными действиями в отношении командиров и начальников, хищением огнестрельного оружия и боеприпасов, убийствами и другими. Данные обстоятельства, несомненно, повышают общественную опасность подобных уголовно наказуемых деяний и обусловливают необходимость их криминологического изучения с целью разработки эффективных мер предупреждения.

С этой целью были опрошены лица, совершившие уклонение от военной службы (от призыва на нее и от ее непосредственного прохождения, т.е. пребывания на военной службе).

Изучение личности преступников, уклоняющихся от военной службы, целесообразно, на наш взгляд, начать рассматривать с их социально-демографических признаков. К их числу относятся возраст, образование, род деятельности до призыва на военную службу, место жительства, семейное положение индивида, срок службы в Вооруженных Силах, воинское звание. Рассмотрим некоторые из них.

Возраст является весьма важным социально-демографическим признаком личности. С ним связаны интересы, увлечения, жизненные ориентации личности. Среди опрошенных лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, 66,5% — лица в возрасте 19 — 20 лет, 23,3% — в возрасте 18 лет, 6,4% — в возрасте 21 — 22 года, 4,6% в возрасте 23 — 25 лет, остальные (4,6%) — старше 25 лет.

Среди уклонившихся от прохождения военной службы большинство (58,2%) — лица в возрасте 18 лет; 24,3% — в возрасте 19 лет, 16,1% — в возрасте 20 лет, остальные (1,4%) — старше 21 года. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наиболее склонны к уклонению от военной службы лица 18 — 19 лет. С увеличением возраста уменьшается количество преступников в соответствующих возрастных группах. Это, в свою очередь, связано с тем, что в более зрелом, нежели 18 лет, возрасте человек становится более самостоятелен, ответственен за свое поведение, может постоять за себя в случае конфликтов в коллективе военнослужащих.

Образовательный уровень опрошенных преступников невысок. Абсолютное большинство — это лица со средним (45%) или неполным средним (38%) образованием. Со среднетехническим и среднеспециальным образованием выявлено 15% опрошенных, и лишь 2% с незаконченным высшим образованием.

Абсолютное большинство виновных были призваны из городов и поселков городского типа (51,3% и 38,4% соответственно).

«Уклонисты» из сельской местности составили всего 10,3% опрошенных. Это связано прежде всего с тем, что в сельской местности все же больше, чем в городах, сохранился дух патриотизма, преемственности поколений, уважения к человеку «в погонах». Для многих призывников из сельской местности служба в армии — порой единственная возможность изменить свою жизнь в другую, лучшую для них, сторону.

22 стр., 10674 слов

Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных ...

... к недостаточному совершенству действующего законодательства, в том числе и в вопросах прохождения военной службы по контракту. Актуальность исследуемых в работе вопросов подтверждается и тем, что в настоящее время в аппарате ... своих воинских частей, дезертирство . И в то же время полный отказ от военной службы по призыву вряд ли решит все проблемы и вряд ли обоснован. Даже в благополучных ...

Род деятельности виновных (как уклонившихся от призыва на службу, так и от ее прохождения) не отличается большим разнообразием. 67,8% — нигде не работали и не учились. Данные лица пояснили, что жили за счет своих родителей или перебивались случайными заработками, в том числе и связанными с нарушением закона. 24,4% опрошенных работали, остальные 6,8% учились в колледжах, училищах, вузах.

Характерно, что большинство уклонистов от пребывания на военной службе (74,4%) ответили, что до призыва не испытывали желания служить в армии и принимали все возможные меры уклонения от нее, но неудачно. В качестве причин отказа служить в Вооруженных Силах они называли: нежелание терять время на бесцельное, на их взгляд, пребывание в рядах Вооруженных Сил (14 %), боязнь трудностей военной службы (15 %), опасение издевательств со стороны старослужащих — дедовщины (около 70 %), боязнь попасть в «горячие точки» (29%).

16,7% опрошенных отметили, что безразлично относились к военной службе, а 8,9% ответили, что желали служить в Вооруженных Силах, но в ходе службы разочаровались в ней.

Основная масса опрошенных лиц, уклонившихся от пребывания на службе, — рядовые (94,8%), остальные (5,2%) — сержантский состав. Лишь 16,5% из них прослужили 1,5 года, большая же часть находилась в армии до 1 года (48,9%), а 34,6% — от 1 до 1,5 года.

Это далеко не все криминологические характеристики личности преступников, совершивших уклонение от военной службы, но и они позволяют иметь определенное представление о таких лицах и использовать полученные данные для предупреждения подобных противоправных деяний.

Состав преступления — уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие комплектование Вооруженных Сил РФ и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Военная служба — это особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, органах внешней разведки и в федеральных органах государственной безопасности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

От призыва на военную службу освобождается гражданин: признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; проходящий или прошедший военную службу либо альтернативную гражданскую службу; имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления; в других случаях, указанных в ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

13 стр., 6421 слов

Порядок призыва на военную службу

... 1) порядок призыва граждан на военную службу; 2) освобождение и отсрочки от призыва на военную службу; 3) организация воинского учета; 4) подготовка молодежи к военной службе. 1. Порядок призыва на военную службу Российское законодательство определяет порядок призыва граждан на военную службу. Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в ...

Отсрочка от призыва на военную службу предусматривается в случаях, перечисленных в ст. 24 упомянутого Закона.

Уклонением от призыва на военную службу является неявка по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины или получение путем обмана незаконного освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу. Уважительными причинами неявки считаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин; препятствие стихийного характера или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок; иное обстоятельство, признанное судом уважительным.

Состав преступления формальный, преступление окончено с момента истечения срока явки в установленное место либо незаконного получения освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Если уклонение от призыва вызвано убеждениями или вероисповеданием гражданина, которым противоречит несение военной службы, то в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой и уголовной ответственности не подлежит.

Субъект преступления — гражданин РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

В части 2 ст. 328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Уклонение от прохождения такой службы может выразиться, например, в неявке к месту прохождения службы в указанный в предписании военного комиссариата срок, отказе от заключения срочного трудового договора или от исполнения трудовых обязанностей, прекращении срочного трудового договора по своей инициативе, в самовольном оставлении населенного пункта, в котором расположена организация, где лицо проходит службу. Указанные деяния будут преступными только в том случае, если установлен умысел лица на уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Применение норм уголовного законодательства об уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Факторы уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

В философских источниках факторы, в том числе и факторы социальных явлений, рассматриваются как взаимодействующие обстоятельства, которые участвуют в детерминации определенного явления . В криминологии же имеет место своя интерпретация данного понятия. «Фактор» — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении объемлет все факты и обстоятельства, порождающие преступность, обуславливающие ее, способствующие ей . «Фактор преступности — явление (совокупность явлений), воздействующее на преступность (порождающее, способствующее или препятствующее ей)» .

5 стр., 2204 слов

Альтернативная гражданская служба (2)

... подать в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. К письменному заявлению необходимо приложить автобиографию и характеристику с последнего места работы или учёбы ... трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом. Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году — 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали ...

Факторы преступности представляют собой совокупность явлений, оказывающих воздействие на преступность и способных как порождать ее, определять, обуславливать, так и противодействовать ее возникновению и существованию .

Понятие «факторы» выгодно тем, что оно употребимо не только к обстоятельствам, явлениям, порождающим преступность, то есть «криминогенные факторы», но и к обстоятельствам, условиям, противодействующим, предупреждающим преступность, то есть «антикриминогенные факторы» .

Современная криминология исходит из того, что преступность обусловлена сложным взаимодействием различных факторов, действующих в разных сферах и проявляющихся на разных уровнях общественной жизни.

Разработанные криминологической наукой общие методологические положения о причинах преступности как массового социального явления полностью распространяются на причины и условия, способствующие совершению конкретных видов преступлений, в частности квартирных краж. Речь идет о том, что совокупность обстоятельств (факторов, условий), способствующих совершению уклонения от прохождения военной и гражданской альтернативной службы, в целом не выходит за пределы общих причин и условий преступности и, более того, находится, как это общепризнано в криминологии, под определенным воздействием общих причин и условий преступности. Таким образом, рассматривая криминогенные факторы, воздействующие на совершение уклонения от прохождения военной и гражданской альтернативной службы, следует выделять факторы общие, опосредованно способствующие его совершению, и факторы специальные, действующие непосредственно на совершение уклонения от прохождения военной и гражданской альтернативной службы.

В криминологии также принято делить факторы преступности по характеру их содержания на объективные и субъективные. К первой группе относятся объективные, «материализованные» факторы, окружающие людей и внешне негативно влияющие на них, а ко второй относятся криминогенные, что сформировано в психологии, в сознании людей под влиянием первой группы факторов в их взаимодействии с генетическими и психологическими особенностями отдельных индивидов .

Вместе с тем необходимо учитывать, что большинство криминогенных детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием объективного либо субъективного.

Проведенный нами анализ факторов уклонения от прохождения военной или гражданской альтернативной службы показывает, что данная проблема молодых среди россиян призывного возраста связана с социальными противоречиями как объективного, так и субъективного характера.

В последнее десятилетие вопросы военного строительства стали практически значимы для каждой российской семьи. Участие российских солдат и офицеров в различных локальных конфликтах превратило службу в армии в жизненно важную проблему для молодых призывников и их родителей. Усугубляет социальную напряженность и то, что Вооруженные Силы постоянно находятся в фокусе пристального и большей частью недоброжелательного внимания СМИ и общественности.

Проблемы объективного характера относятся главным образом к итогам реформирования Вооруженных Сил в 1992 — 2000 годы . Нынешнее состояние Вооруженных Сил отечественными экспертами оценивается как критическое (иногда даже употребляется выражение «закритическое») . В частности, в настоящее время доля современных образцов вооружения и военной техники в Вооруженных Силах не составляет и 30%. Около трети основных образцов вооружения и военной техники (боевых самолетов — менее половины, ударных вертолетов — 80%, танков — 50%) по своему техническому состоянию не готовы к боевому применению. Более 40% основных образцов вооружения требует среднего и капитального ремонта. В 2001 г. основу боевого парка вооружений составляли устаревшие образцы. Существенно возросло наличие неисправного вооружения и военной техники, а доля со сроками эксплуатации свыше 10 лет составляет 80 — 90%. Таким образом, в самом ближайшем будущем около половины имеющегося в Вооруженных Силах вооружения будет неисправно, а остальное — иметь ограниченный ресурс эксплуатации.

28 стр., 13567 слов

Теоретические и практические аспекты расследования самовольного ...

... характеристика по признакам объективной и субъективной стороны самовольного оставления части или места службы Порядок прохождения военной службы это объект преступления. Объективная сторона этого преступления заключается в самовольном оставлении места службы или части, и равняется без уважительных причин неявке в ...

Среди объективных параметров, характеризующих количество и качество изъятия призывных ресурсов (специфический термин, обозначающий количество молодежи призывного возраста определенных лет (года рождения), следует указать общее количество изъятия призывных ресурсов, фактор возврата с войск по состоянию здоровья, количество предоставляемых отсрочек от призыва на военную службу (для продолжения образования, по состоянию здоровья и т.д., всего по 32 нормативно установленным показателям предоставления отсрочки от призыва).

Следует указать также фактор наличия судимости у молодежи призывного возраста.

Если рассмотреть динамику изъятия призывных ресурсов в Республике Дагестан в период с 1 января 2002 по 1 января 2005 гг., то видно, что сокращается количество молодежи, призванной в Вооруженные Силы. Парадоксально то, что при увеличении абсолютных значений, характеризующих возрастающее количество молодежи призывного возраста, — общего количества ресурсов, от 62427 человек в 2002 году до 91946 человек в 2004 году — количество изъятия призывных ресурсов (молодых людей, призванных для службы в армии) сократилось от 8939 человек в 2002 году до 7243 человек в 2004 году.

Процент изъятия ресурсов сократился от 14,3% в 2002 году до 8,4% в 2004 году. Следует отметить, что наиболее низкий процент изъятия ресурсов был в 2003 году, он составлял 8,03%.

В 2004 году сократились количественные значения граждан, которым была предоставлена отсрочка, наивысшие значения составляли уже не свыше 60%, как в 2003 году, а соответственно: 48,81%, 43,58%, 38,29%, 37,76%, что на 17,99% ниже, чем аналогичные показатели 2003 года.

Также в 2003 году наибольшее количество граждан, уклоняющихся от призыва и находящихся в розыске, их количество составляло 604 человека. Вместе с тем это на 252 человека меньше, чем в 2002 году.

Анализ приведенных статистических данных подтверждает, что проблема уклонения от призыва молодежи Республики Дагестан действительно существует, она актуальна и требует не только исследований и теоретического осмысления, но и выработки практических рекомендаций по сокращению уклонений от призыва представителей различных социальных групп молодежи Республики Дагестан.

Среди причин, по которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных Силах, преобладают причины, связанные с болезнями. Среди заболеваний, по которым предоставляется отсрочка от призыва, выраженную тенденцию к росту в период с 2002 по 2004 гг. имеют следующие заболевания:

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, ...

  • психические (от 10,9% в 2002 г. до 20,7% в 2004 г.);
  • костно-мышечные (соответственно 10,6% и 18,0%);
  • наркомания (соответственно 0,3% и 4,7%);
  • дыхательные (соответственно 1,7% и 2,5%).

Видно, что при небольших абсолютных значениях на порядок возросло количество наркозависимых призывников, их количество за 4 года увеличилось в 15 раз (от 0,3% до 4,7%).

В 2 раза выросло и количество психических заболеваний, которые являются основным видом выявленных заболеваний.

Среди предоставляемых отсрочек от призыва на воинскую службу преобладающее количество составляют отсрочки для продолжения образования. Доля отсрочек для обучения в высшем учебном заведении составляет половину от числа всех отсрочек для продолжения образования. Если в 2003 году всего для продолжения образования отсрочку от призыва на военную службу получили 15486 человек, среди них количество студентов вузов составляло 6218 человек, или 40,2%. В 2004 году студенты вузов составляют уже 53,6% от общего количества учащихся, которым предоставлены отсрочки.

Сокращается также количество уклонистов, находящихся в розыске. Если в 2003 году в розыске состояли 4,6% молодых людей, уклонявшихся от призыва, то в 2004 году число таких уклонений сократилось более чем в 2 раза и составило 2,03% от общего количества призывников, состоявших на воинском учете.

Среди немногих позитивных тенденций процента изъятия призывных ресурсов следует отметить относительное сокращение соотношения судимых граждан по отношению к общему количеству ресурсов.

Среди тех категорий ресурсов, которые не подлежат призыву, находятся молодые люди призывного возраста, имеющие неснятую или непогашенную судимость, отбывающие наказание, или те молодые люди, по отношению к которым возбуждено уголовное дело. Количество таких молодых людей в 2002 году составляло 4831 человек, или 7,7% от общего количества ресурсов, в 2004 году их количество составляло 5860 человек, соответственно — 6,8% от общего количества ресурсов. Количество молодых людей, имеющих судимость, по отношению к общему числу призывной молодежи, сократилось почти на 1%.

Значимым фактором уклонений от призыва молодых россиян явился также и возросший уровень преступности среди военнослужащих. Мацкевич И.М., исследовавший проблему преступности в армии, считает, что всплеск криминальной активности военнослужащих, приходившийся на период с 1990 по 1991 гг., нельзя рассматривать в отрыве от ситуации в стране в целом — вал преступности в то время буквально захлестнул страну. Например, в 1990 г. было зарегистрировано 1839451 преступлений (прирост к предшествующему году составил +13,6%), в 1991 г. — 2173074 (+18,1%), в 1992 г. — 2760652 (+27%).

По данным А.И. Долговой, в 1995 году в войсковых частях было зарегистрировано 30 тысяч преступлений. 20% осужденных в этом году — офицеры, прапорщики, сержанты. 58% зарегистрированных преступлений приходилось на воинские части Минобороны; 11% — на пограничные войска; 8,7% — на внутренние войска МВД; 22,3 — на лиц, приравненных к военнослужащим, но из других ведомств .

Между тем, латентность преступлений среди военнослужащих не ниже, если не выше, чем латентность всей преступности. Командования войсковых подразделений стараются укрыть совершаемые у них преступления небольшой и средней тяжести, чтобы не уронить своей чести и состоятельности быть командирами — наставниками . Об этом свидетельствует, например, тот факт, что только в 1995 году органами военной прокуратуры было выявлено 2274 сокрытых преступлений .

Все это свидетельствует о негативном развитии преступности военнослужащих и о противоречивых тенденциях в уголовно-правовой статистике военнослужащих.

Последнее обстоятельство может быть объяснено: 1) конъюнктурными факторами при регистрации преступлений; 2) сохранившимися оценками уровня боеготовности воинского коллектива по наличию правонарушений; 3) умышленным сокрытием случаев преступлений.

Необходимо отметить некоторые тенденции, проявившиеся в зарегистрированной преступности военнослужащих в 1998 г. (по сравнению с 1997 г.).

Во-первых, наблюдался негативный всплеск динамики развития преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+31,5%); во-вторых, возросли факты рукоприкладства по отношению к подчиненным военнослужащим со стороны командного звена (+20,8%); в-третьих, увеличились неуставные отношения между военнослужащими — так называемая дедовщина (+13,7%).

Характерно, что все это происходило на фоне существенного снижения уровня всей преступности военнослужащих (-5,7%).

Ставшие достоянием гласности, эти факты не могли не отразиться на отношении молодежи призывного возраста и их родителей к предстоящей службе в Вооруженных Силах. Динамика увеличения числа уклонений от призыва показывает наличие определенных статистических зависимостей между увеличением зарегистрированной и ставшей достоянием СМИ преступности военнослужащих и количества призывников, уклонявшихся от призыва.

Среди проблем субъективного характера, прежде всего, — отношение населения к армии. Острое социальное противоречие вызывает двойственность отношения населения к Вооруженным Силам, и особенно молодежи призывного возраста. С одной стороны, в России исторически армия была больше, чем просто вооруженные силы. В рамках социально-культурного контекста, обусловленного российской и в том числе советской историей, армия воспринимается как важнейшая часть государства, во все периоды определявшая могущество и независимость России. Молодые россияне признают необходимость сильной и современной армии, но в то же время никто не хочет идти туда, особенно мужчины призывного возраста.

Среди причин, которые формируют отрицательное отношение к призыву на воинскую службу молодежи и их родителей к службе, наличие «дедовщины» в воинских коллективах; негативное влияние на Вооруженные Силы социально-экономических трудностей, переживаемых страной, и, как следствие, снижение уровня социальной защищенности военнослужащих по призыву. Значительная часть родителей опасается возможности участия их сыновей в вооруженных конфликтах.

Для получения достоверной научно обоснованной информации о структуре и направленности отношения населения и призывной молодежи в РД к военной службе по разработанной методике были проведены социологические исследования. Всего опрошено 350 человек, из них родители призывников — 220 человек; молодежь призывного возраста — 130 человек.

При анкетировании были поставлены следующие вопросы: «Как вы относитесь к необходимости службы в армии?»; «Если бы у вас (у вашего сына) была возможность уклонения от службы, вы бы ее использовали?»; «Есть ли среди ваших родственников, друзей такие, которые уклонялись от военной службы?»; «Считаете ли вы, что служба в армии может быть им чем-то полезна?»; «Осуждаете ли вы тех ребят, которые пытаются уклониться от службы в армии?»

Результаты проведенного исследования показали, что в молодежной среде особенно остро дискутируется проблема существования в России всеобщей воинской повинности. Провинциальная молодежь настроена против всеобщей воинской повинности. Общее мнение всех групп: служить должны те, кто хочет, не надо никого заставлять, каждый должен сам сознательно выбирать, чем он будет заниматься.

Более половины из числа опрошенных призывников (59%) однозначно положительно относятся к необходимости службы в армии. Среди 20,6% респондентов, указавших на отрицательное отношение к службе, преобладают, как и ожидалось, «уклонисты» (8,8%).

При этом призывники называют «дедовщину» основной причиной, по которой они отказываются от прохождения военной службы. В доказательство своей правоты они часто пересказывают различные газетные статьи и рассказы друзей об издевательствах в армии. Почти каждый третий призывник (23,4%) испытал затруднение, пытаясь определить свое отношение к необходимости службы в армии.

Формирование позитивной или негативной установки по отношению в необходимости воинской службы во многом зависит от родителей. Родители не хотят, чтобы их сыновья служили в армии, в целом такое мнение разделяют 58% респондентов. Причем 28,4% родителей выражают это нежелание в категорической форме. В то же время 20,7% родителей призывников считают службу полезным и необходимым этапом в жизни своих сыновей, а 21,3% родителей считают, что воинская служба является долгом и обязанностью. В целом 42% родителей положительно относятся к службе в армии. Среди родителей «уклонистов» число отрицательно относящихся к службе в четыре раза превышает количество родителей, относящихся к ней положительно.

Таким образом, очевидно, что факторы, порождающие преступление в виде уклонения от прохождения военной и гражданской альтернативной службы и способствующие их совершению, носят сложный комплексный характер, что, в свою очередь, предполагает столь же комплексный и многоуровневый характер предупредительно-профилактической деятельности, направленной на устранение и нейтрализацию рассмотренных нами выше и других криминогенных факторов, а также на создание условий, воздействующих на формирование позитивного отношения населения к службе в армии.

Ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Работа государственных органов регулируется различными отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности государственного аппарата, в том числе в сфере исполнения воинской обязанности.

Под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно — строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) (ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Альтернативная гражданская служба — вид службы, которую гражданин РФ обязан нести взамен военной службы в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях (см. ст. 59 Конституции РФ).

Объектом преступления согласно ст. 328 Уголовного кодекса являются интересы комплектования Вооруженных Сил, общегосударственные интересы обороны страны.

Объективная сторона преступления реализуется в уклонении от прохождения военной и альтернативной службы без уважительных причин. Уклонение как таковое относится к длящимся преступлениям, совершаемым путем бездействия.

Необходимо пояснить, что понимается непосредственно под призывом на военную службу. Согласно ч. 1 и 2 статьи 26 Закона «О воинской обязанности и военной службе» под призывом понимают:

1) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе;

2) призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

Первый вид призыва состоит из четырех подпунктов:

  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии;
  • явка в военкомат для отправки к месту прохождения военной службы;
  • нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Второй вид включает в себя следующие подпункты:

  • явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
  • явку в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения службы.

Уклонение выражается в неявке призывника по повестке военного комиссара о призыве на военную службу или военные сборы в установленный срок на призывной пункт без уважительной причины, а также получение путем обмана незаконного освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Вышеуказанный срок определяется приказом военного комиссара. Неявка признается уважительной, если она вызвана:

  • заболеванием или увечьем призывника, подтвержденным медицинским свидетельством;
  • тяжелым состоянием здоровья или смертью (гибелью) близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин;
  • препятствиями стихийного характера (наводнение и т.п.), удостоверенными местными органами власти или органом внутренних дел;
  • иным не зависящим от воли лица обстоятельством, лишившим его возможности явиться в указанное в повестке военного комиссара место и в указанный срок;
  • иным обстоятельством, признанным судом уважительной причиной.

Судебная практика относит к уважительным причинам, например, факт задержания призывника органами власти.

Момент окончания рассматриваемого преступления связан с неявкой на призывной пункт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от призыва на военную службу, при отсутствии у него законных оснований для освобождения от этой службы, и желает уклониться от нее.

Субъект преступления — гражданин РФ, достигший призывного возраста, подлежащий призыву на действительную военную службу в мирное время.

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ называет категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. Ими являются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на военном учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 22 Закона).

Гражданин может быть освобожден от призыва на военную службу (в случае признания его негодным к прохождению службы, в случае если его родной брат погиб или умер во время прохождения службы и др.) либо ему может быть предоставлена отсрочка от призыва (имеющему двух и более детей; в отношении которого возбуждено уголовное дело и др.) .

Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Однако если буквально понимать закон, то согласно ч. 1 ст. 328 УК РФ ответственность будет наступать лишь после неявки на призывной пункт без уважительных причин на вышеперечисленные мероприятия только в период времени, установленный для призыва.

Помимо ответственности за уклонение от прохождения военной службы в уголовном законе предусмотрена норма и в отношении альтернативной гражданской.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. Однако привлечение к уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, возможно лишь после вступления в силу федерального закона, регламентирующего правовые основы прохождения данного вида обязанностей гражданской службы.

По мнению многих специалистов, нынешняя редакция ст. 328 Уголовного кодекса требует некоторых корректировок, которые в первую очередь должны касаться объективной стороны состава. Существующие нормативные акты, регулирующие вопросы военной службы и призыва на нее, не способствуют четкому толкованию и применению данной нормы уголовного закона. Но это вопрос уже к законодателям.

Заключение

В результате исследования темы «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» мы пришли к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (ст. 59).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 37 право на труд реализуется гражданами посредством прохождения ими военной службы или альтернативной гражданской службы.

В соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. все виды военной службы и службы, назначенной вместо обязательной военной службы, не являются принудительным трудом.

Установление уголовной ответственности и ее применение за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК РФ) не затрагивает конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречит нормам международного права.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе).

В заключение еще одно замечание. Название ст. 328 УК: «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы». В то же время ч. 1 той же статьи сформулирована: «Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы».

По своему названию ст. 328 соответствует понятию преступления против военной службы, изложенному в ст. 331 УК, а по содержанию справедливо отнесена законодателем к преступлениям против порядка управления. Субъект анализируемого преступления еще не является военнослужащим и не пребывает в запасе. Военная служба для него еще не началась, так что уклониться от ее прохождения он никак не может.

Название ст. 328 УК следует изложить согласно тексту ее частей: «Уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы».

Целью реализации предложений, изложенных в настоящей работе, не является тотальное привлечение к уголовной ответственности граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу. Однако порядок и справедливость следует восстановить и прежде всего по отношению к той части граждан, которые, несмотря на все имеющиеся возможности уклониться от призыва на военную службу, добросовестно исполняют свой конституционный долг по защите Отечества.