Право является одним из сложных явлений общества. Невероятно широкий интерес к праву вызван тем, что право отражает интересы каждого человека и всех групп населения. Именно это влияет на то, что право изучается многими общественными науками, такими как философия, общая теория государства и права, которые рассматривают её как важнейшую научную категорию. В тоже время право изучается отраслевыми юридическими науками за инструментальную, регулятивную роль, которую право играет в государственно-организованном обществе, будучи наполненным конкретным нормативным содержанием. Человечество на протяжении тысячелетий занимается поиском научного правопонимания, начиная со времен перехода человечества к цивилизации, к регулированию общественных отношений политическими, государственными сре дствами. С изменениями условий жизни людей, связанными с развитием общества, изменяются и представления людей о праве.
Лучшими умами человечества прилагаются огромные интеллектуальные усилия для познания сущности права, его социальной природы и универсального назначения. На каждом этапе исторического развития общества и соответствующего этапа познания права возникает состояние необходимости оценки новых сторон правовой деятельности, формулирования новых определений понятия права.
На современном этапе исторического развития проявляется всё сильнее понимание того, что при разном понимании права всеми, а в особенности государственными структурами, праву не будет принадлежать регулятивная и стабилизирующая роль.
Конституция, закрепившая ориентацию страны на построение правового государства, даёт новый толчок к пониманию сущности права и его назначения.
Актуальность данного исследования заключается в вышесказанном.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе изучения современных подходов к возникновению права.
Предмет исследования составляет научное правопонимание.
Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить и осуществить анализ возникновения права, современные подходы.
Исходя, из поставленной цели задачами настоящей курсовой работы являются исследование:
- рассмотреть учение юридического позитивизма;
- изучить нормативную концепцию права;
- проанализировать зарождение естественно-правовой теории;
- описать разработку нового подхода к теме естественного права;
- показать формирование социологического направления;
- охарактеризовать реалистическое течение в праве.
Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Юридический прецедент как источник права: общетеоретическое исследование
... государствах с различной правовой системой; изучить влияние и роль судебного прецедента на правовую систему Украины, определить специфику действия судебного прецедента Европейского суда по правам человека. Методологическая основа исследования. Дипломная работа выполнена на основе ...
Методологической основой работы являются сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
Научной и нормативно-правовой основой исследования служат работы философов и юристов-правоведов: М. Вебера, О. Конта, Э. Дюркгейма, Р. Иеринга, Г. Кельзена, В.С. Нерсесянца. Также были использованы работы таких исследователей как А.Ф. Вишневский, С.Г. Дробязко, В.Г. Графский, Н.М. Золотухин, М.В. Сильченка.
Фрагмент работы для ознакомления
Исходя из этого, естественные права человека состоят из социально-экономических прав и политических свобод, а не только из прав, дающих ему личную свободу и независимость от государственной власти. Неотомистская теория права была выведена французским философом Жаком Маритэнем (1882-1973 гг.), который являлся одним из авторитетных современных толкователей проблематики естественного права и прав человека в традиции, которую заложил Фома Аквинский, а также признанным классиком философии неотомизма и экзистенциализма.Его наиболее интересные книги «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Согласно Ж. Маритэну естественное право исходит из христианской и классической идей. Он представлял великих философов античности и христианских мыслителей как знатоков того, что природаотклоняется от Бога и что не писанный закон тоже отклоняется от вечного закона, который и есть сама созидательная Мудрость. Именно поэтому они связывают идею естественного или неписаного закона с глубоким и священным уважением. Вера в естественный закон – самая твердая и неколебимая, особенно тех, кто верит в Бога [8, с. 456].В начале XX века выход в свет книги «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931 гг.), которая говорила о психологической теории права, стало значимым научным событием в русской и в европейской литературе.
В своих исследованиях Петражицкий представляет право в качестве явления нашей индивидуальной психики. При этом социальная сторона права не игнорируется, а рассматривается с точки зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. По мнению Петражицкого между правом и нравственностью существуют различия, и главное заключается в отличии чисто императивного характера нравственных импульсов и соответствующих им норм от императивно-атрибутивного характера права [3, с. 467].В данной ситуации Петражицкий объясняет императивность как индивидуально-личностное сознание долга, обязанности, а атрибутивность в качестве сознания «своего права», выступающего вовне как притязание. Нравственность нуждается в императиве и моменте добровольности в исполнении обязанностей, а право нуждается в основном в моменте атрибутивности, который означает обязательную реализацию обязанности и связанное с этим удовлетворение. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.Например, с точки зрения Петражицкого право является разновидностью субъективных переживаний, и право позитивное отличается от права интуитивного. Петражецкий считает право шаблонным и догматичным и не способным ситуативно совершенствоваться, в то время как интуитивное право обладает способностью приспосабливаться под определённую ситуацию и создавать базу и побудительную силу, чтобы поправлять позитивное право. Взаимосвязь интуитивного и позитивного права реализуется в трёх возможных направлениях:
Курсовая работа мораль и право
... жизнь индивида. В сближении права и морали иные стремились найти оправдание права, прикрывая его жестокий, принудительный характер этическою идеей. Я выбрал данную тему для написания курсовой работы, потому что считаю, ...
- согласование интуитивного права с позитивным;
- опережение интуитивным правом позитивного;
— опережение позитивным правом интуитивного [7, с. 308-312].На основе теории Л.И. Петражицкого Михаил Александрович Рейснер разработал оригинальную концепцию нового правопонимания, которая заключалась в существовании интуитивного классического права, которое на практике бывает в буржуазным, и пролетарским, и крестьянским. § 2 Разработка нового подхода к теме естественного праваНеокантианцы разработали новый подход к естественному праву, согласно которому начало справедливости было объявлено абсолютным естественным правом и послужило источником и масштабом в оценке исторического движения права к недостижимому идеалу. В толкование права стало входить внутренне, имплицитное присущее норме требование справедливости и соответствующее приспособление права к ценностям существующего общества, что привело к формированию теории естественного права с исторически меняющимся содержанием [3, с. 547]. Согласно мнению современного английского правоведа Лона Фуллера в состав правовой нормы может входить умопостигаемая цель, а сама норма должна раскрывать средства своего достижения.
Это придаёт каждой норме права субстациональность, сущностное содержание и значение должного, что превращает её в ценность. Наряду с этим каждая норма характеризуется инструментальностью, и в таком состоянии она указывает на средства достижения цели. Таким образом, и вся правовая система нагружается описанной ценностью [10, с. 689].Для объяснения своего мнения Фуллер разграничивает имплицитное, подразумеваемое право от эксплицитного, права внешнего оформленного, сделанного.Имплицитное право состоит из обычаев и сходных типов нормативного упорядочения человеческого общения, часто лишенных словесного и символического обозначения и фиксирования. А сделанное право состоит из внешне выраженных точных правил, которые передаются через нормы и требования договора или статуса. Эксплицитное и имплицитное право составляют целеположенное право в виду совмещения сущего и должного. А правовая норма выступает в качестве моральной ценности в виду совмещения необходимой цели и необходимых средств. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер.Артур Кауфман сначала в 50-х годах возражал против абсолютизации элемента исторической изменчивости в содержании права и настаивал на естественно-правовом восприятии права, которое базируется на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов.
А в 70-х годах он уже не настаивает на свои позициях через заявление о «бесплодности естественно-правовых учений» [3, с. 548]. В этот период, онтологическая основа естественного права перенесена Кауфманом из области «закономерностей бытия» в область «языкового выражения бытия» и речь ведется о видоизмененном естественном праве – герменевтическом (по происхождению и толкованию) естественном праве [3, с. 549].По мнению академика Владика Сумбатовича Нерсесянца традиционное и возрожденное естественное право «трактуется как преданное (богом, разумом, природой вещей, природой человека), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное)» [14, с. 150].История и теория права и государства с точки зрения их универсализации и рассматриваемые в качестве истории процессов говорят о нахождении определенного типа правопонимания и типа соответствующего понятийно-правового истолкования юридической характеристики государства как об основе, на которой базируется какая-либо форма официально-властной регуляции и упорядочения социальных отношений, включая глобальный характер. Обычно вопросы государственно-правовой унификации и универсализации были разработаны в теории и реализовывались на практике с точки зрения двух противопоставленных и во многом антагонистических типов правопонимания, в роли которых выступают юснатурализм, естественно-правовой подход и позитивизм, легизм.
Право и справедливость
... Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени ... назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем. Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом ...
Современные международные и внутригосударственные правовые акты признают внешний прагматический компромисс данных норм позитивного права общепризнанным естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. В.С. Нерсесянцем предложен ещё один принципиально новый тип правопознания, который сохраняет познавательно-ценные моменты двух других типов и в тоже время устраняети их существенные недостатки, антагонизм и односторонности – либертарно-юридическая общая теория права и государства [3, с. 541]. Именно эту теорию В.С. Нерсесянц считает способной более понятно и логично объяснять содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов. Такое методологическое и концептуальное направление отражается им в работах «Наш путь к праву», «От социализма к цивилизму», «Философия права», «Общая теория права и государства».Либертарно-юридический подход содержит в себе сущность права как принцип формального равенства, то есть то, чем объективно обладает право и не зависит от воли и произвола официальной правоустанавливающей власти, и внешнее явление, претендующее не всегда, правда, правомерно на правовое значение – общеобязательные официально-властные нормативные установления в виде различных актов и источников действующего внутригосударственного и международного права, обобщенно говоря, законов [3, с.
542].Последняя треть XX века отличалась новым объяснением естественно-правовой традиции в работах Дж. Ролза «Теория справедливости» и Дж. Финниса «Естественный закон и естественное право». Теория справедливости Дж. Ролза основывается на упрощённом виде теории распределяющей справедливости Аристотеля и гласит, что «блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства» [10, с. 789]. По Ролзу конструкция-понятие «первичные блага» должны распределяться и к ним относятся свобода, равные возможности, определенный уровень материального достатка. И все эти «первичные блага» с одной стороны обеспечивают человеку самоуважение, а с другой стороны он выступают смыслом условий, дающих человеку автономию, самостоятельность, включая и самостоятельное распоряжение такими благами.На идеях Августина строится теория Дж. Финниса, естественный закон и естественное право, в частности идеи телеологизма. По Финнису смыслом человеческого существования выступает достижение определённого блага или совокупности благ, являющихся целью постижения, оценки и реализации при помощи разума. Блага нуждаются в справедливом распределении, основанном на уравнивающей или распределяющей справедливости при единодушии, координации и при определённых условиях при содействии власти.
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
... рассмотреть взаимосвязь теории государства и права с общественными науками и юридическими науками. Задачи данной работы: определить роль и место теории государства и права в системе наук; изучить взаимодействие общественных наук с теорией государства и права; изучить взаимодействие юридических наук с теорией государства и права. Теория государства и права существует и ...
И только позитивное право, соответствующее справедливости может выступать в роли такого властного и результативного оружия. Финнис утверждает одним из своих основополагающих разъяснений зависимость авторитетного позитивного права от его справедливости или хотя бы способности обеспечить справедливость [3, с. 550].Подводя итог данной главе, необходимо указать на активизацию естественно-правовых идей во время переломных моментов развития общества при обострении борьбы с отжившими реакционными социальными системами. Теорию естественного права отличает от нормативного позитивстского права вероятность несоответствия права в качестве категории изначально заданной, идеологически предопределенной, закону в качестве итога нормотворческой деятельности государства. Естественно-правовую теорию, нравственную школу права составляют следующие направления: естественно-правовое, психологическое, солидаристское, неотомистское, каждое из которых основывается на собственной основе. Основой естественного права выступают неотъемлемые права человека. Основу психологической концепции составляют эмоциональные переживания людей. Солидаризм исходит из общественного согласия, солидарности представителей различных слоев населения.
А неутомизм основывается на божественном происхождении государства и права. Все перечисленные теории объединены общей характеристикой, которая состоит в признании приоритета в праве именно идейного начала перед нормативным.Современная естественно-правовая концепция тесно смыкается с теориями социального государства и плюралистической демократии.Глава 3 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА § 1 Формирование социологического направленияПри выделении социологии в отдельную науку стыке XIX-XX вв., а другие общественные науки начали активно пользоваться её методами, в теории права стало создаваться социологическое направление. Формирование социологических теорий права происходило по двум направлениям. Исходные положения сначала формировались в пределах самой социологии, а потом социологические представления и методы познания стали проникать непосредственно в юриспруденцию, что привело к плотному переплетению концептуальных положений, выдвинутых и социологами, и юристами в социологическом объяснении. Шире всего социологическая юриспруденция распространилась в Соединённых Штатах середины XX века по двум направлениям. Одно направление – умеренное – представляет гарвардская школа права под руководством с Р.
Паунда. Второе направление более радикальное, отрицающее нормативный характер права – реалистическое – представили К. Ллевеллин, Д. Фрэнк, О. Холмс, Л. Брендейс, Б. Кардозо [4, с. 39].В 30-х годах Г. Гурвич основал концепцию «социального права», основываясь на традиции институционального правового плюрализма. По мнению Гурвича социальное право реализуется в социальном законодательстве. Позднее он объясняет социальное право как право, зафиксированное в высших формах общественного взаимодействия людей, это «социабельное право», которое содействует объективной интеграции в межличностных отношениях. Социальное право отличает от индивидуалистического его базирование на партнёрстве, что даёт ему возможность как праву нацеливаться на взаимопомощь и решение общих задач, на установление мира. А индивидуалистическое право выступает и в прошлом и в настоящее время как правом войны конфликтов, разобщенности [3, с. 531]. Социальное право выступает автономным, поскольку оно действует как изнутри данной социальной среды и не может быть установлено извне ввиду своего установления на доверии. П.А. Сорокин разработал и обосновал ещё одну разновидность юридического институционализма, которая отличалась тем, что данная институция в рамках плюрализма права сама не является главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института.
Правовое государство в истории и политико-правовой мысли России
... в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в ... работы: 1. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997. с.85. 2. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., ...
Получается, что семья, государство, церковь, партия или профсоюз, а также школа, университет, даже организованная группа преступников представляют на практике всего лишь «объективацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы» [10, с. 754].По мнению исследователей Г. Гурвич и П.А. Сорокин стремятся сочетать институционализм с психологической теорией права Петражицкого, особенно исходя из его объяснения множественности источников права, имеющей много общего с идеями «правового плюрализма».Наиболее подробно учение о праве обосновывается в книге основателя гарвардской школы права профессора Гарвардского университета Роско Паунда (1870-1964 гг.) «Юристпруденция», опубликованной в 1959 году. Сам Паунд рассматривает новый подход в социологии права как «инструмент социального контроля» [3, с. 532]. Под контролем подразумевается урегулирование и координация поведения и социального взаимодействия законопослушны граждан, отсюда сама юриспруденция должна называться «юридическая социальная инженерия» автором такого названия является Р. Паунд.Право по Паунду – это правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации, выступающие в роли взаимосвязанных проявлений права в социальной жизни доступных эмпирическому наблюдению и изучению.
Цель права направлена на примирение и гармонизацию сталкивающихся и пересекающихся интересов и требований. Р. Паунд собрал данные интересы в таблицу, связав их с набором ценностей и постулатов современной цивилизации. Задача всех этих интересов в совокупности обеспечивать защиту интересов при помощи права [3, с. 532-533].Мнение Р. Паунда отличается своеобразием, которое отличалось оценкой роли важнейших из традиционных средств социального контроля, таких как обычай, мораль, религия и право. На первых порах эти понятия не дифференцировались и постепенно отделились и начали по-разному совмещаться с общественным и политическим бытом. Главная теория социологического права была разработана социологом Э.Россом, и именно эта концепция вошла в состав многих социологических теорий права, общества и политики в качестве структурной составляющей. Макс Вебер (1864-1920 гг.
Предмет и методология истории политических и правовых учений
... наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vozniknovenie-prava-sovremennyie-podhodyi/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vozniknovenie-prava-sovremennyie-podhodyi/
Учебная и научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vozniknovenie-prava-sovremennyie-podhodyi/
1. Аннерс Э. История европейского права / пер. со швед. – М.: Наука, 2012. – 395 с.
2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие. – М.: Амалфея, 2011. – 688 с.
3. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб. – М.: Велби, Проспект, 2010. – 600 с.
4. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве: учеб. пособие. – М.: Наука, 2012. – 345 с.
5. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. – М.: Амалфея, 2011. – 464 с.
6. Дюргейм Э. О разделении общественного труда. – М.: Волтерс Клувер, 2012. – 234 с.
7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2013. – 876 с.
8. История политических и правовых учений // под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2014. – 352 с.
9. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. // состав. В.В. Ячевский. – Воронеж: Воронежский университет, 2010. – 1000 с.
10. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч. 2. // состав. В.В. Ячевский. – Воронеж: Воронежский университет, 2010. – 1047 с.
11. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: учеб. пособие. – М.: Норма, 2012. – 245 с.
12. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. – М.: Юристъ, 2012. – 354 с.
13. Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. пособие. – М.: НОРМА, 1997. – 678 с.
14. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. – СПБ.: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. – 352 с.
15. Общая теория государства и права: учеб. пособие для вузов // под. ред. В.А. Кучинского. – М.: Амалфея, 2014. – 688 с.
16. Общая теория права: учебное пособие // под. ред. А.С. Пиголкина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 383 с.
17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. / пер. с анг. // сост. и пер. Т.В. Васильевой. – М.: Юристъ, 2012. – 256 с.
18. Хёффе О. Политика. Право, Справедливость. Основоположения критической философии права и государств / пер. с нем. В.С. Малахова. – М.: НОРМА, 2011. – 568 с.