С развитием гражданского оборота появилась необходимость в правовых нормах, которые бы наиболее полно регулировали отношения, возникающие в связи с заключением договора. В ГК РФ 1994 г. такие отношения, регулирует глава 28, в которой детально разработаны положения о заключении договора и учтены некоторые концепции, выработанные мировой практикой. В частности правила заключения договора в результате торгов и порядок их организации и проведения. Посредством торгов возможно заключение большинства гражданско-правовых договоров.
Продажа государственного (муниципального) имущества на торгах, с одной стороны, обеспечивает привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц, а с другой стороны, позволяет выявить лиц, предлагающих наилучшие условия договора. Поэтому участие в торгах не должно быть формальным. Если торги не состоялись, договор не может быть признан заключенным на торгах.
1. Особенности заключения договора на торгах и аукционах.
1.1 Сущность, цель и правовое регулирование заключения договора на торгах
Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и некоторых других.
Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, прав), за исключением договоров, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью (договор дарения, издательский договор, договор о совместной деятельности).
Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, действуют и для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку они предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме.
Цель торгов состоит в выявлении победителя, то есть лица, предлагающего наилучшие условия договора. Заключение договора с победителем торгов является обязанностью продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.
Ряд важных положений о торгах содержится в указах Президента РФ, в частности, правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога, находящихся в федеральной собственности акций, и комиссии, утверждены Указом Президента РФ от 31 августа 1995г. N889.
Заключение договоров на торгах: теория и практика
... порядка проведения и заключения договора на торгах. Соответственно предмет исследования - нормы, регулирующие отношения, связанные с заключением договоров на торгах. Целью курсовой работы является определение понятия и видов торгов, а также особенности процедуры проведения и заключения договоров на торгах. В ...
Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденных Указом Президента РФ от 8 апреля 1997г. N305, так как они не урегулированы ГК и другими федеральными законами. Кроме того существует ряд постановлений Правительства РФ: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ и угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996г. N1485, Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. N476.
Лицо, заинтересованное в использовании торгов, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении. В качестве организатора торгов выступают специализированные организации. Так, Положение о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 г. называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества является обычно их заказчиком, при этом полномочия на проведение торгов, такая организация получает в силу договора с собственником имущества. Кроме того полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством (торги недвижимым имуществом организуются и проводятся по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества).
Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 350 ГК для реализации заложенного имущества. Положения ГПК РФ предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание. В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как, имущественного комплекса, могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п.1 ст.16 Закона о приватизации).
Обязательное применение аукциона предусмотрено и в ряде других правовых актов, например: Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников в отношении исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника объектов, не завершенных строительством.
1.2 Формы торгов, их характеристика
Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен, по общему правилу, для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферт).
Приватизация государственного (муниципального) имущества
... по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества[21]. Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13, 18-26 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Реализовать такое имущество можно, в частности, через аукцион, конкурс, посредством публичного ...
Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе — односторонняя сделка.
Закон о приватизации в числе способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (ст.21), для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (ст.22).
Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе, каковым законодатель считает разновидность открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п.3 ст.22).
Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.
Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей — вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2-3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников, который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент.
Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора, в частности, аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности РФ, в государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в муниципальной собственности.
Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает, по общему правилу, наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и так далее).
Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (п.2 ст.1057 ГК).
При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п.5 ст.447 ГК).
Специализированный аукцион как способ приватизации
... приватизации имущества. Также договоры купли-продажи акций могут быть признаны недействительными вследствие нарушений правил проведения специализированного аукциона, установленных законодательством о приватизации. Кроме того, специализированный аукцион является одним из видов торгов, ... правила проведения торгов, предусматривают специальные нормы заключения договора путем проведения торгов. Как было ...
Судебная практика также констатирует фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, покупатели.
Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ГПК должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя, произвести продажу строения по цене не ниже, указанной в акте об аресте. Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника.
Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него.
Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя.
Статьями 447-449 ГК РФ предусмотрена возможность заключение договора на торгах. Этот способ заключения договоров широко применяется, например, при заключении договоров приватизации государственного (муниципального) имущества. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые же договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В ст. 448 ГК РФ в качестве разновидности торгов выделены два их вида, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.
2. Характеристика организации и порядок проведения торгов
2.1 Организация и порядок проведения торгов
Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов по-разному раскрывается в действующих правовых актах. Критерию открытости, закрепленному п.1 ст. 448 ГК РФ отвечает понятие «публичных торгов», используемое в разных нормативно-правовых актах. Однако критерий открытости в отдельных случаях подвергается ограничениям, направленным на отстранение от участия в публичных торгах определенных категорий лиц.
Критерий «закрытости» торгов (аукционов и конкурсов) понимается в ст. 448 ГК РФ как избирательный подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них (особо приглашенные лица).
Закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников.
Заключение договоров на торгах
... ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами ...
В п.2 ст.448 ГК РФ определен минимальный объем обязанностей, возлагаемых на устроителей торгов. Детализация сведений, которые следует включать в объявление о проведении торгов, зависит от специфики торгов и предусматривается соответствующими правовыми актами.
В ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий используемые способы приватизации, в том числе продажа на конкурсах и аукционах, предполагает опубликование продавцами имущества надлежащей информации. Так, в ст.18 Закона о приватизации предписывается обязательное опубликование не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи сведений, перечень которых устанавливает Правительство РФ. При продаже на коммерческом конкурсе акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, информационное сообщение о такой продаже должно содержать сведения, предусмотренные п.3 ст.18 Закона о приватизации.
Если торги ведутся за право заключить договор, то извещение о предстоящих торгах должно содержать срок, по истечении которого договор будет заключен с победителем торгов.
Если организатор известил о торгах, но впоследствии отказался от их проведения, он обязан возместить убытки, понесенные участниками в связи с таким отказом. Убытки подлежат возмещению только в части реального ущерба (ст.15 ГК), без учета упущенной выгоды. При этом обязанность возмещения зависит от формы, которую должны были иметь несостоявшиеся торги. Для открытых торгов такая обязанность вообще не наступает, если отказ был совершен в пределах указанных сроков, а для закрытых торгов (конкурсов, аукционов), она обременяет организатора независимо от того, в какой момент он отказался от их проведения, если только приглашенные к участию лица были о них извещены.
В п. 4 ст.448 ГК РФ предусмотрено применение задатка в отношениях, связанных с организацией и проведением торгов. Задаток, вносимый участниками торгов, имеет целью подтвердить серьезность намерения участвовать в конкурсе.
Устроитель торгов, даже несущий обязанность возмещения ущерба, причиненного отказом от их проведения, возвращает принятый задаток в одинарном, а не в двойном размере (как это имело бы место согласно общим правилам ст.381 ГК РФ).
Такой подход следует объяснять тем, что ни в момент извещения потенциальных участников торгов, ни в момент внесения ими задатка между будущими участниками торгов и их организатором не возникает обязательство заключить договор, на создание которого направлены торги. Оно возникает лишь между организатором и победителем торгов.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ обеспечительная функция задатка используется в отношениях между организатором торгов и их победителем. При нарушении обязанности заключить с последним договор организатор не только возвращает задаток в двойном размере, но и возмещает в непокрытой им части убытки, причиненные участием в торгах (включая упущенную выгоду).
Для подписания договора с победителем торгов отводится определенный срок, заранее указанный в извещении об их проведении. При отсутствии указания о таком сроке он не должен превышать 20 дней. Исчисление срока начинается с момента завершения торгов и оформления протокола о результатах.
Уклонение победителя торгов, проводившихся на предмет приобретения права на заключение договора, от его заключения дает другой стороне право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением. При этом следует учитывать, что закон не наделяет сторону правом требовать понуждения исполнить заключенный по результатам торгов договор. При неисполнении такого договора (отказ покупателя произвести уплату покупной цены), предусматривается расторжение договора, а не понуждение покупателя к его исполнению.
Понятие договора. Виды и формы договоров
... свободны в выборе вида договора; стороны вправе заключить договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор); г) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и ... имущества будет нести арендатор, а не арендодатель). Содержание договора может определяться типовыми договорами. Типовые договоры утверждаются в порядке, предусмотренном законом, компетентными государственными ...
Организация и порядок проведения торгов подчиняются общим нормам, установленным в ст. 448 ГК РФ, которые могут быть конкретизированы федеральными законодательными актами. Так, на торгах, предусмотренных ст. 38 ЗК РФ, могут быть приобретены земельные участки (на праве собственности) из земель, находящихся в государственной (федеральной или субъекта РФ) либо муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами.
Пунктом 2 ст. 38 ЗК РФ предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные предоставлять земельные участки в соответствии со ст. 29 ЗК РФ.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ форму торгов (конкурс, аукцион) определяет собственник продаваемой вещи. Собственник земельного участка определяет также начальную цену предмета торгов и сумму задатка (п. 3 ст. 38 ЗК РФ).
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков определяется Правительством РФ в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене.
Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
Правительство РФ принимает решение о проведении торгов в форме конкурса и определяет существенные условия договоров купли-продажи и аренды земельных участков, заключаемых по результатам конкурса, а также условия конкурса.
При продаже находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления.
Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20% начальной цены земельного участка.
Решение об отказе в проведении торгов может быть принято организатором торгов в сроки, предусмотренные гражданским законодательством РФ, о чем он извещает участников торгов не позднее пяти дней со дня принятия данного решения и возвращает в трехдневный срок внесенные ими задатки.
Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
... для проведения таких закупок, развития правовых традиций в Российской Федерации в этой области. Объектом исследования в курсовой работе является исследование отношений между сторонами договора, а также специфики договора на поставку товаров для государственных нужд, ...
Последствия отказа от проведения торгов определяются в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Извещение об отказе в проведении торгов публикуется не позднее пяти дней со дня принятия решения об отказе в проведении торгов в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.
Для участия в торгах претендент обязан представить организатору торгов (лично или через представителя), в установленный извещением срок, заявку по форме, утвержденной организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении, для подтверждения перечисления претендентом задатка и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении. Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, а другой у претендента. Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.
При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.
Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.
Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов. Организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение трех банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов.
Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет их организатора. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет организатора торгов, является выписка со счета организатора торгов.
В день определения участников торгов, установленный в извещении, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки с соответствующего счета. По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен претендентов, перечень отозванных заявок, имена претендентов, признанных участниками торгов, а также имена претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство ...
... проведения муниципальных выборов на примере муниципального образования город Новошахтинск; 5. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме 1. Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов ... формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной ...
Организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток претенденту, не допущенному к участию в торгах, в течение трех банковских дней со дня оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.
Претенденты, признанные участниками торгов, и не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с момента оформления решения протоколом путем вручения под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления заказным письмом.
Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.
Если претендент при подаче заявки заявит о своем намерении подать предложение в любой день до дня окончания срока приема заявок или непосредственно перед началом проведения торгов, то организатором торгов делается отметка в журнале приема заявок и выдается претенденту соответствующая выписка.
Если участник торгов отзовет принятую организатором торгов заявку, то предложение считается не поданным. Отказ в приеме заявки на участие в торгах лишает права представить предложение.
Место и время проведения торгов указывается в извещении. Если после троекратного объявления цены ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним.
Результаты торгов оформляются протоколом, подписываемым организатором торгов, аукционистом и победителем в день проведения торгов, который составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов.
Протокол о результатах торгов является основанием для заключения договора купли-продажи. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого имущества.
Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.
Последствия уклонения победителя или организатора торгов от подписания протокола или от заключения договора определяются гражданским законодательством РФ.
Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи.
Торги по каждому выставленному предмету признаются несостоявшимися в случае, если: в торгах участвовало менее двух участников; ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, после троекратного объявления начальной цены не поднял билет; ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем; победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества ...
... о проведении аудита, утверждения договора с аудиторской организацией (аудитором) на проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных ... критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в ...
Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15% без проведения повторной оценки.
Если организатором торгов выступает специализированная организация, то условия конкурса, начальная цена, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.
2.2 Последствия нарушения правил проведения торгов
Нарушение правил проведения торгов служит основанием для признания итогов торгов недействительными по требованию заинтересованного лица.
Требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки могут быть предъявлены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, соответствующими органами по управлению имуществом, продавцами имущества, покупателями, органами прокуратуры РФ (п.1 ст.29 Закона о приватизации).
Требования о признании недействительными результатов конкурса (протокола конкурсной комиссии или протокола с результатами аукциона) могут предъявлять не только его участники, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).
Сам отказ может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.
Договор, совершенный по итогам торгов, признанных недействительными, также считается недействительным. Согласно ст.29 Закона о приватизации основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными признаются нарушения положений названного Закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов РФ, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, а также условий договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества. К таким нарушениям относятся: приобретение государственного или муниципального имущества лицом, не имеющим на это права; использование незаконных средств платежа; наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены; предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями (п.2 ст.29 Закона о приватизации).
Нарушение упомянутых положений физическими и юридическими лицами влечет за собой ответственность в случаях и порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством РФ (п.1 ст.30 Закона о приватизации).
Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу. Не существует препятствий для продажи в порядке проведения торгов какого-либо имущества, включая недвижимость, ценные бумаги, имущественные права, скажем, права аренды помещения и т.п.
договор торг аукцион недействительный
Заключение
Торги — один из сложных гражданско-правовых институтов, а также — один из способов заключения договора, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить по возможности большее количество участников и возможность выбрать лучшее предложение.
Этот способ широко применяется, например, при заключении договора приватизации государственного (муниципального) имущества. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Существует ряд договоров, которые могут быть заключены только путем проведения торгов.
ГК РФ выделяет два вида торгов, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zaklyuchenie-dogovora-na-torgah-i-auktsionah/
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2010.
2. Гражданское право Российской Федерации. Учебник в 2-х т. т.2(высшее образование) / Под.ред О.Н. Садикова. -М.:Инфра-М-Контакт, 2009. 608с.
3. Суханов Е.А. «Гражданское право: В 4 т.: Учебник» (том 1, 2, 3, 4) 3-е издание, переработанное и дополненное (под ред. Е.А. Суханова).
— «Волтерс Клувер», 2008.
4. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2007. — 816 с.
5. Гражданское право России. Часть первая: Учебник / Под ред. З.И. Цыбуленко. — М.: Юристъ, 2007. — 464 с.
6. Евсеев А. Заключение договора на торгах // Расчет. 2007. N 3. С. 15-17.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический).
Части первая, вторая, третья, четвертая»(постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) /Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. под ред. С.А. Степанова. — М.: «Институт частного права», 2009.