Система органов государственной власти ФРГ

Курсовая работа

Германия – одно из развитых государств мира, которое занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948г. на Лондонской конференции шести западных держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга.

Граница между немецкими государствами по существу явилась линией раздела двух систем ценностей, оказавшихся в условиях своеобразного исторического состязания. Процесс объединения Германии нашел международно-правовое признание в Договоре об окончательном урегулировании в отношении германии между ФРГ, ГДР, Францией, СССР, Великобританией и США от 12 сентября 1990 года. Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии стала Основным законом для всей Германии. 1 Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика.2

Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время — 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Регулируя отношения основных органов государства, а также государства в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, конституция исходит из того, что Германия является по форме правления парламентарной республикой, относительно децентрализованным федеративным государством с демократическим режимом.

Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. ФРГ — это конституционная федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г.

5 стр., 2293 слов

Информационное законодательство в германии

... из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Западной Европы . Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого ... производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. В 1997 сельскохозяйственной и животноводческой продукции ...

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтён опыт Веймарской республики.

Основной закон характеризует ФРГ как демократическое и социальное правовое государство. Предполагается, что государственная власть в стране исходит от народа, она осуществляется путём выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. 3

ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Федеральный президент является главой государства. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены и не идут ни в какое сравнение с полномочиями главы исполнительной власти — федерального канцлера. 4 Фактически президенту отведена роль «английской королевы», которая лишь олицетворяет монархический строй в Великобритании, не занимаясь конкретно государственным управлением. Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент — посредник и третейский судья. Выполняя уравновешивающую, нейтральную функцию, стоящего над повседневной политической борьбой государственного деятеля, и, опираясь, прежде всего на свой личный авторитет и активную политическую позицию, он может оказывать существенное воздействие на внутреннюю политику страны и на ее международный престиж. Благодаря своим основополагающим выступлениям на актуальные темы он в состоянии устанавливать критерии политической и нравственной ориентации граждан. Другими словами, в деятельности федерального президента практически все зависит от его личных качеств.

Президентом может быть избран любой гражданин Германии, обладающий правом участвовать в выборах в бундестаг и достигший возраста сорока лет. Он избирается сроком на пять лет. Повторное избрание допускается лишь один раз. Срок избрания президента сознательно смещен по отношению к сроку избрания бундестага. Это сделано для того, чтобы возможные неясности по вопросу замещения этого поста не смогли вызвать проблем в формировании правительства. Решение об отстранении президента от должности принимается Федеральным конституционным судом по инициативе одной из палат парламента после того, как за эту инициативу проголосует две трети депутатов бундестага и бундесрата 5 .

Конституционные функции президента ФРГ заключаются в

  • он «представляет федерацию в международно-правовом отношении» внутри страны и за ее пределами, заключает от ее имени договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов;
  • он предлагает бундестагу (с учетом соотношения партийного представительства в парламенте) кандидатуру на пост федерального канцлера, и в случае положительного голосования, утверждает его в должности. Он также утверждает отставку федерального канцлера;
  • по предложению федерального канцлера он назначает и освобождает от должности федеральных министров;
  • если заявление федерального канцлера о доверии к нему не будет одобрено бундестагом, то по предложению канцлера президент может объявить о роспуске бундестага и назначить досрочные выборы;
  • он назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров;
  • от имени федерации он осуществляет право помилования отдельных лиц;
  • он проверяет конституционность принятия законов, которые затем публикуются в «Федеральном вестнике законов»;
  • он учреждает и вручает ордена и почетные знаки.6

Все указания и распоряжения, которые федеральный президент отдает во исполнение своих функций, требуют для вступления в силу контрассигнации со стороны федерального канцлера или соответствующих министров (контрассигнация — подпись канцлера или министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что канцлер или министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт).

4 стр., 1845 слов

Конституционно правовой статус Президента

... Первая составляющая данной функции несет большую идеологическую нагрузку. Конституционный статус Президента выведен на уровень непосредственного общения с электоратом»./28/ Такие его ... Конституции относительно демократического, гражданского общества, правового государства. Вторая составляющая обрела новые звучания вследствие дистанциирования Президента Республики Казахстан от исполнительной ветви ...

Исключение составляют назначение и отставка федерального канцлера, роспуск бундестага.

Президента ФРГ избирает специальный конституционный орган — Федеральное собрание (die Bundesversammlung), созываемый лишь для этой цели и состоящий из более чем 1 200 делегатов. В него входят депутаты бундестага и такое же количество делегатов, избираемых земельными парламентами. Иногда в Федеральное собрание делегируются также авторитетные и заслуженные деятели, не являющиеся депутатами ландтагов. Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий федерального президента, а при досрочном их прекращении — не позднее чем через 30 дней, начиная с этого момента. Оно созывается президентом бундестага. Избранным считается получивший большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не будет собрано, то избранным считается тот, кто в третьем туре получит наибольшее число голосов.7

В случае невозможности по каким бы то ни было причинам выполнения президентом свои функций его обязанности выполняет президент бундесрата.

Федеративная Республика Германия до 1949 года имела следующих президентов

Как правило, федеральный президент представляет одну из ведущих политических партий, представленных в бундестаге, и занимал до своего избрания одну из ведущих партийных должностей. Однако, будучи президентом, он обязан по-особому олицетворять единство политического общества. Поэтому на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в той или иной партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного

1.2.1.Конституционно-правовой статус Федерального канцлера

Федеральный канцлер (Bundeskanzler) является председателем Федерального правительства Германии. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. 10 В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Меркель (ХДС).11

9 стр., 4464 слов

Исполнительная власть в германии

... руководство правительством. Для осуществления директивной компетенции необходим соответствующий организационный аппарат — ведомство федерального канцлера. Это ведомство является институциональным средоточием исполнительной власти, а личным центром его — сам канцлер. Ведомство служит канцлеру для проведения в ...

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманског о союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета уполномоченных» или «министром-президентом». В ГДР (1949—1990) — Председателем Совета

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своем недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несет ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». 12 Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст.65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал социалистам во главе с Адольфом Гитлером.13

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия бундеспрезидента, в то же время усилив политический вес бундесканцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности (табл.1).14