Что касается формирования первого двухпалатного российского
Таким образом, мы видим, что в порядке формирования выборной части первого двухпалатного парламента России сочеталась модель германских государств и третьей Французской
В ходе Февральской и Октябрьской революций сложилась новая
По Конституции 1936 года Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза. Сохранился принцип двухпалатности. Верховный Совет СССР состоял из двух палат- Совет Союза и Совет Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.
Органы советской власти прекращают свою деятельность после проведения конституционной реформы.
Указом президента РФ от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и от 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении Положения о выборах депутатов
Таким образом, мы видим, что путь к созданию современного двухпалатного парламента в России берёт своё начало ещё в Древней Руси. На протяжении многих веков эффективность
Президент Российской Федерации и исполнительная власть
... органов исполнительной власти, вносит в них изменения. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно ...
1.3. Органы законодательной власти в Российской Федерации.
Как уже было сказано раннее, законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом
Федеральное собрание состоит из двух палат: верхняя палата- Совет Федерации и нижняя- Государственная Дума. Структуру Федерального Собрания можно представить в виде схемы, представленной в приложении №1.
Государственная дума представляет интересы различных групп населения, политических партий, и избирается гражданами по пропорциональной системе сроком на 5 лет. В состав нижней палаты входит 450 депутатов. В Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Основная функция Государственной думы – законодательная. Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе. Законодательный процесс- это установленный законами и регламентами порядок, этапы процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества. Законодательный процесс включает в себя 5 этапов, которые отражены в схеме (см. Приложение №2).
Начальный этап
Следующий этап — рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламент Государственной думы определяет порядок рассмотрения законопроекта на данном этапе, который осуществляется в 3 чтения. В первом чтении на пленарном заседании
Для второго чтения ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок: рекомендуемых к принятию, к отклонению, и поправки, по которым комитетом не принято решений. На втором чтении сначала обсуждаются поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, затем — к отклонению, наконец, таблица поправок, в отношении которых комитет не принял решения. Если возникает дискуссия, обсуждается каждая поправка. После голосования по поправкам проходит голосование по предложению о принятии законопроекта во втором чтении. Если проект не получил большинства голосов, он не считается отклоненным, а возвращается на доработку в комитет [3].
Третье чтение назначается Советом Государственной Думы для принятия законопроекта в качестве закона в целом. В ходе третьего чтения не допускается обсуждение закона в целом, его статей, внесение поправок. Возможны редакционные уточнения. В исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении ко второму чтению.
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает возможность показать его функциональное назначение. Что ...
Третья стадия законодательного процесса – принятие закона. Закон считается принятым, если за него больше депутатов палаты. После принятия закона, на 4-ом этапе, он в течение 5 дней передаётся в Совет Федерации. Закон считается одобренным Советом федерации, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов палаты или если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней. И наконец, на 5-ом этапе происходит подписание и обнародование закона. Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Президент может подписать или в течение 14 дней со дня поступления к нему закона отклонить его. . Если Президент подписал закон, то он в течение максимум семи дней должен быть опубликован, неопубликованные законы применению не подлежат [3].
Обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные
- Федерального бюджета
- Федеральных налогов и сборов
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- статуса и защиты государственной границы РФ
- войны и мира
Заключительным этапом законодательного процесса является промульгация. Суть состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им и затем публикуется.
Важным направление
Следующее направление деятельности парламента – это контроль за деятельностью правительства. Согласно ст. 117 ч. 3 Конституции РФ, Правительство РФ ответственно перед парламентом, а именно перед Государственной Думой. Это выражается в том, что нижняя палата парламента решает вопросы о назначении председателя Правительства РФ и выражения недоверия
Федеральное Собрание имеет полномочия по ратификации и денонсации международных договоров. Ратификация – это утверждение высшим органом государства
Денонсация – в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора [4].
Также парламент имеет право решать вопросы войны и мира.
Предусмотрено обязательное участие обеих палат парламента в процедуре импичмента президента (отрешение его от должности).
Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе. ...
... законодательного процесса. К ним относятся право Президента по подписанию и обнародованию федеральных законов, принятых палатами парламента, и право отклонять принятый Федеральным Собранием закон (право президентского вето). Безусловно, наиболее важной формой участия Президента РФ в законодательном процессе ...
Организация деятельности Федерального Собрания предусматривает различные полномочия его палат. Конституцией РФ предусмотрены следующие полномочия Совета Федерации:
- Утверждение и изменение границ между субъектами Российской федерации.
- Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.
- Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
- Назначение выборов Президента РФ.
- Отрешение Президента Российской Федерации от должности.
- Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
- Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов [1].
К полномочиям Государственной думы относятся:
Не смотря на различные полномочия двух палат, предусмотрены совместные случаи заседания Госдумы и Совета Федерации в 3 случаях: заслушивание ежегодных посланий Президента РФ, заслушивание посланий Конституционного Суда РФ, заслушивание выступлений руководителей иностранных
Для обеспечения порядка формирования Федерального собрания депутаты каждой из палат избирают Председателя и его заместителей.
Каждая палата создаёт комиссии и комитеты, в которых детально обсуждаются проблемы, прорабатываются
Парламентские процедуры предусматриваются регламентом. Парламентские процедуры определяют порядок работы палат парламента, которая состоит из сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий и комитетов. Сессии парламента – это период времени, в течение которого палаты вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и решать вопросы в соответствии со своей компетенцией. Пленарные заседания – это собрания членов парламента. Неотъемлемой частью парламентских процедур является кворум — установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы и принятия решений. Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно. Решения принимаются голосованием, которое бывает трёх видов: открытое, тайное и поимённое. Открытое голосование применяется при электронных выборах. Тайное — проводится с применением бюллетени. Поимённое голосование применяется в ответственных случаях, предусматривается специальным решением палаты, которое принимается по инициативе группы парламентариев. Также очень важны заседания комитетов и комиссий. Проведение таких заседаний является наиболее простая процедура нежели планетарные. Они не требуют записи для выступления, которые имеют скорее деловой характер, а не публичный. Выступления могут быть неоднократными.
Ещё более важными являются слушания, проводимые комитетами или комиссиями. Они позволяют выявить позицию и оппозицию по определённым вопросам, а также сформировать общественное мнение.
Система органов власти субъектов Российской Федерации
... органов власти. Правда, закон 1999г. не отстраняет конституции республик и уставы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа от образования, формирования и деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ...
Вопрос о том, образуют ли законодательные (представительные) органы федерального и регионального уровней единую систему, остается в науке дискуссионным. Достаточно распространенной является точка зрения о том, что поскольку принцип единства органов государственной власти как системы установлен на конституционном уровне только для исполнительных органов государственной власти, конституционный принцип разграничения предметов