естественным образом. Донор должен быть пригоден по состоянию здоровья, для него ус-танавливается нижняя и верхняя возрастные границы (по-скольку с возрастом в организме накапливаются мутации, способные передаваться потомству).
Дальнейший прогресс медицины может подтолкнуть к правовому регулированию верхней возрастной границы и для женщин, желающих за-чать ребенка с помощью искусственного оплодотворения. Если раньше эта граница устанавливалась естественным об-разом при выходе из детородного возраста, то в настоящее время ситуация изменилась.
В Италии, которая является мировым лидером в области искус-ственной репродукции, в 1992 г. женщина в возрасте 61 г. родила долгожданного первенца, и еще не менее 40 женщин, чей возраст приближался к 50 годам или чуть превышал этот порог, а самой старшей было 62 года, ждали ребенка. «Благо-даря курсу гормональных препаратов, подготовивших орга-низм к беременности, и фертилизации in vitro (FIV) с использо-ванием донорской яйцеклетки многие женщины, уже оставившие надежду родить ребенка, обрели радость материнства. Однако успехи медицины в отдалении верхней границы детородного возраста далеко не всеми оцениваются положительно. Выдвига-ются следующие соображения: население планеты достаточно быстро увеличивается естественным образом, а процедура ис-кусственного оплодотворения является сложной и дорогостоя-щей, поэтому рациональнее было бы направить усилия на улучшение условий существования уже рожденных — например, детей, лишенных родительского попечения. Положение ребен-ка столь немолодых родителей имеет ряд недостатков — он может не получить от них необходимой поддержки и вообще рано осиротеть. Но, вероятно, главную роль в решении данного вопроса должны сыграть не цели проводимой в каждом госу-дарстве демографической политики, а господствующие в ней взгляды на права человека. Поскольку число детей, рождаемых пожилыми женщинами с помощью FIV, невелико и не влияет на демографическую ситуацию в обществе, право на репродук-цию является одним из важнейших прав человека».
Некоторые государства в законодательстве об искусствен-ной репродукции человека устанавливают обязательное тре-бование анонимности донорства половых клеток, которое направлено на охрану интересов донора, будущего ребенка и его юридических родителей (Великобритания, австралий-ские штаты Виктория и Новый Южный Уэльс).
Особенности регулирования труда женщин
... на неприкосновенность частной жизни. правовое регулирование женский труд Также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора ... веществ, без естественного освещения и т.д. 3. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин В соответствии ... Под деловыми качествами работника следует понимать способность человека выполнять определенную трудовую функцию, с учетом ...
Вместе с тем анонимное донорство имеет свои недостатки. Родители, вос-питывающие ребенка, зачатого подобным образом, не только не связаны с ним генетически, но и лишены возможности получить информацию о его наследственности, которая мо-жет иметь чрезвычайно важное значение. Нельзя исключать, что при широком распространении практики искусственного оплодотворения с использованием половых клеток аноним-ных доноров в будущем (хотя в России в ближайшее время это маловероятно) может появиться угроза заключения браков между кровными родственниками — потомками одного доно-ра, которые даже не подозревают о своем генетическом родстве. К числу мер, снижающих вероятность наступления таких последствий, Е.Г. Афанасьева, основываясь на изуче-нии зарубежного законодательства, относит централизован-ный учет доноров гамет, запрет на коммерциализацию донор-ства, ограничение числа беременностей с использованием гамет одного донора. «В новом шведском законодательстве об искусственной репродукции за ребенком, зачатым с исполь-зованием донорского генетического материала, по достиже-нии определенного возраста признается право на доступ к информации о своих кровных родителях. Эта информация подлежит сохранению в течение 70 лет с момента оплодотво-рения. Такая мера, существенно подрывающая анонимность донорства, вызвала сокращение числа доноров, и многим шведским женщинам, чтобы воспользоваться услугами по искусственному оплодотворению, приходится выезжать в Ве-ликобританию».
В ряде стран, которые воздержались от установления импе-ративных норм об анонимности донорства (например, США), все более широкое распространение получает использование донорских гамет кровных родственников реципиентов (напри-мер, использование донорской яйцеклетки сестры реципиентки).
В этом случае женщина, планирующая стать матерью ребенка, с биологической точки зрения является его теткой и, следовательно, находится с ним в генетической связи.
Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в области искусственной репродукции, должны проводить тщательный отбор доноров, чтобы исключить использование генетического материала, взятого у носителей заболеваний, которые могут отразиться на здоровье реципиента и будущего ребенка. Для зачатия ребенка не могут также использоваться гаметы лиц, имеющих дефекты внешности. Действует общее правило: специалисты должны приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальное внешнее сходство будущего ребен-ка и его родителей.
Е.Г. Афанасьева ссылается на случай из американской судебной практики. Белая женщина обратилась в центр искусственной репродукции для оплодотворения спермой донора. Желанная беременность наступила, но родившийся ребенок оказался черным. Мать предъявила к центру репродукции требование о возмещении ей морального вреда, указывая в исковом заяв-лении, что она любит своего ребенка, но отношение к нему окружающих будет причинять ей нравственные страдания. Кро-ме того, в ряде случаев родители склонны сохранить тайну происхождения ребенка, а разительное внешнее несходство может расстроить их планы и нарушить их интересы.
Для супружеской пары, в которой женщина не способна не только к зачатию, но также к вынашиванию плода и деторождению, тоже существует возможность обрести соб-ственного ребенка — обратиться к услугам суррогатной матери. Под «истинным» суррогатным материнством подра-зумеваются случаи, когда женщина, вынашивающая эмбри-он, полученный с помощью FIV или сходных процедур, не является его биологической матерью и не намеревается стать юридической матерью будущего ребенка. Под суррогатным материнством в широком смысле понимаются все случаи, когда зачатие, вынашивание и рождение ребенка осуществ-ляются женщиной с целью передачи его другим лицам для усыновления. Правовых проблем обычно не возникает, если роль суррогатной матери берет на себя родственница женщи-ны, неспособной к вынашиванию и рождению ребенка. При отсутствии родственных связей между супругами, желаю-щими стать юридическими родителями будущего ребенка, и суррогатной матерью обычно заключается договор, в кото-ром закрепляется обязательство суррогатной матери передать супругам ребенка для усыновления и оговаривается размер и порядок перечисления причитающихся ей платежей.
Правовые аспекты суррогатного материнства
... оплодотворения или имплантации эмбриона в лицензированных медицинских учреждениях и выступить таким образом, в качестве суррогатной или репродуктивной матери. Сразу нужно оговориться, что непосредственно под суррогатным материнством закон понимает вынашивание ребенка ...
Принимая на себя роль суррогатной матери, женщина мо-жет руководствоваться как альтруистическими, так и мер-кантильными соображениями. По российскому законодатель-ству суррогатное материнство возможно только на безвозмезд-ной основе, допускается только компенсация дополнительных расходов. Если соглашение о вынашивании ребенка предус-матривает лишь компенсацию суррогатной матери расходов на медицинское обслуживание, потери в заработке и плату за неудобства, связанные с беременностью, такое соглашение, конечно, нельзя признать коммерческим.
«Если бездетная семья в поисках суррогатной матери обраща-ется в специальное агентство, ее расходы значительно возрастают. Кроме компенсационных выплат и вознаграждения суррогатной матери, они должны оплатить услуги агентства. В настоящее время в США ребенок, рожденный суррогатной матерью на коммерческих началах, обходится заказавшей его семье при-мерно в 25 тыс. долларов.
Уклонение одной из сторон от выполнения своих договорных обязательств (например, отказ вынашивающей матери пере-дать рожденного ребенка своим контрагентам или отказ заказ-чиков взять ребенка, родившегося с дефектами) нередко стано-вится основанием для судебного разбирательства».
Согласно п.4 ст. 51 СК РФ, лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письмен-ной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.
Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).
При этом супруг, согласно п.3 ст. 52 СК РФ, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.
Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.
Таким образом, семейное законодательство России исхо-дит из принципа приоритета прав суррогатной матери, хотя в случае использования при оплодотворении половых клеток супругов, являющихся, таким образом, биологическими ро-дителями, это не совсем правильно с учетом отсутствия гене-тической связи между суррогатной матерью и ребенком. Ге-нетическая связь должна обладать приоритетом по сравнению с биологической, плацентарной связью, имевшей место меж-ду суррогатной матерью и ребенком. Необходимо более четко определить и закрепить в законодательстве природу заключа-емых между биологическими родителями и суррогатной ма-терью соглашений. Ответа ждет также вопрос об участии в заключении такого договора мужа суррогатной матери (если она состоит в браке), который в случае ее отказа передать ребенка генетическим родителям становится его отцом. Соот-ветствующие изменения должны быть внесены в СК и ГК РФ.
Установление происхождения детей
... 1. Установление происхождения детей Семейным законодательством предусматривается обязательность установления и отцовства, и материнства. Происхождение ребенка от матери устанавливается органом загса: на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении; в случае рождения ребенка не ...
Глава 2. Уголовная ответственность работников
Действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
(ред. от 14.03.2002)
:
- причинение смерти по неосторожности (ст. 109 здесь и далее см. Приложение) ;
- принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст.120);
- заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122);
- незаконное производство аборта (ст.123);
- неоказание помощи больному (ст.124);
- торговля несовершеннолетними (ст.152);
- подмена ребёнка (ст.153);
- разглашение тайны усыновления (ст.155);
- нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236);
- незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.237);
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.248).
«К профессиональным преступлениям медицинских работников необходимо отнести и стерилизацию мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111)».
В.П.Новосёлов выделяет несколько причин, обуславливающих трудности при расследовании и разрешении дел о привлечении медицинских работников к уголовной ответственности: отсутствие необходимых специальных знаний в области медицины у работников суда и следствия; большая вариативность конкретных обстоятельств, которые необходимо учитывать; необходимость разграничения нарушений правовых норм и деонтологических требований. Он отмечает, что дела по обвинению медиков обычно возникают по жалобам больных, их родственников, иногда по инициативе администрации лечебного учреждения.
Возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), превышение должностных полномочий (ст.286), получение взятки (ст.290), служебный подлог (ст.292), халатность (ст. 293).
В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за ведомо ложное заключение эксперта (ст.307), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163).
К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.
На практике мы часто сталкиваемся с вопиющими нарушениями со стороны медицинских работников в плане перечисленных выше статей. Причём больше всего возмущает та круговая порука, которая существует во врачебной практике. Возникает прецедент «ненаказуемости» медицинского работника. Необходима организация независимой медицинско-правовой экспертизы.
Заключение.
Подытоживая вышеизложенное считаю необходимым отметить недостатки рассмотренных положений.
В отношении проведения программ экстракорпорального оплодотворения, программы ИКСИ и др. в медицинской клинике репродукции г. Москва (см. Приложение), ознакомившись с расценками на данный вид услуг, вывод напрашивается сам: оплатить данный вид услуг могут только семьи с уровнем доходов гораздо выше среднего.
Последнее время возросло число операций по прерыванию беременности на больших сроках с умерщвлением плода у несовершеннолетних. Все это происходит на фоне улуч-шения информированности подростков в области полового просвещения с одной стороны, с другой стороны несовершеннолетние беременные идут на искусственные роды, чтобы избежать осложнений аборта, не задумываясь о морально-этической стороне данного дея-ния; в данном случае можно было бы внести коррективы в УПК РФ относительно защиты прав и здоровья неродившихся детей, эмбрионов.
Говоря об усыновлении бесплодной парой ребёнка не могу не сказать о тайне усыновления, которая фактически не соблюдается медицинскими работниками, и о сокрытии полной медицинской информации о состоянии здоровья усыновляемого ребёнка. Считаю, что усыновление должно поощряться, тогда на улицах наших городов станет намного меньше маленьких сирот.
И уж совсем наболевший вопрос о величине пособий по беременности и родам, а также детских пособий. Это больная проблема уже давно требует введение соответствующих мер со стороны законодательных и исполнительных органов, причём в полном и реальном объёме(хорошим примером в этой области служат действия предприятий Газпрома).
Но всё-таки стоит отметить, что как малоимущие, так и многодетные семьи не могут быть опорой репродуктивной функции общества. На многодетность независимо от мате-риального достатка согласна всегда определённая небольшая часть населения. Поэтому приоритетное внимание государственной и местной семейной политики должно уде-ляться, прежде всего, молодым и среднестатистическим семьям, создание большой семьи (3-4 ребёнка) должно стать престижным и, главное, почётным для молодых семей, роди-тели должны чувствовать со стороны государства поддержку, при решении заводить де-тей. Пока эта принципиальная позиция не возобладает в умах властьпридержащих, пер-спективы семьи в России очень и очень смутны.
ЛИТЕРАТУРА.
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zakonodatelstvo-v-sfere-planirovaniya-semi/
1. Афанасьева Е.Г. У истоков человеческой жизни: правовые аспекты. М., 1994.
2. Балахонов А.В. Преодоление бесплодия. СПб., 1999.
3. Литвинова Г .И. Грани допустимого // Поиск: человек, закон, истина. М., 1989.
4. Литвинова Г .И. Право и демографические процессы в СССР. М., 1981.
5. Литвинова Г .И. Свет и тени прогресса. М.: Советская Россия, 1989.
6. Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика/ Отв. ред. И.Л. Галинская. М.: ИНИОН, 1993.
7. Демографический кризис в России: социально-политический анализ. Манько Ю.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социальных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.
10. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)
ГариповР.С.
12. «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-Ф (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 14.03.2002)
ПРИЛОЖЕНИЕ., ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН от 22 июля 1993года, Раздел 5., Права отдельных групп медицинской помощи сельскому населению">населения в области охраны здоровья., Статья 22.
Права семьи.
Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка.
Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.
Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.
Статья 23., Права беременных женщин и матерей.
Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.
Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Стоимость услуг Медицинской клиники репродукции МАМА |
|
Цены действительны с 10.06.2005
Наименование услуги |
Стоимость |
|
Первичный прием врача-репродуктолога, включая УЗИ |
515 руб. |
|
Повторный прием врача-репродуктолога |
487 руб. |
|
Первичный приема андролога |
394 руб. |
|
Спермограмма |
683 руб. |
|
Обследование перед ЭКО |
от 5 000 руб. на обоих супругов |
|
Эхосальпингография |
2 618 руб. |
|
Посткоитальный тест с УЗ контролем овуляции |
1 420 руб. |
|
Программы |
||
Программа ЭКО УНИВЕРСАЛ без лекарственных препаратов * В стоимость программы ЭКО без лекарственных препаратов входит:
— Перенос эмбрионов в полость матки * лекарственные препараты пациент приобретает самостоятельно по рекомендации лечащего врача |
28 526 руб. |
|
Программа ЭКО с лекарственными препаратами * В стоимость ЭКО с препаратами входит: |
от 40 024 руб. до 82 904 руб. * |
|
— Прием после программы ЭКО (анализ крови на гормон ХГ, консультация гинеколога и УЗИ) * подробная информация о схемах ЭКО |
||
Программа ИКСИ (не зависит от количества клеток) |
19 845 руб. |
|
Программа внутриматочной инсеминации спермой супруга В стоимость программы входит:
А также лекарственные препараты:
— Утрожестан |
15 795 руб. |
|
Программа внутриматочной инсеминации спермой донора В стоимость программы входит:
А также лекарственные препараты:
|
17 622 руб. |
|
Материалы заседаний
при Правительстве РФ
2004 год
Материал к заседанию Комиссии
по вопросам положения женщин
в Российской Федерации
по первому вопросу повестки дня
Информационный материал о ходе выполнения Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации
Оценка состояния здравоохранения Российской Федерации в последнее десятилетие поз-волила выделить приоритетные направления его развития, имеющие важное медико-социальное значение. Одним из таких направлений явилась охрана репродуктивного здо-ровья населения.
Низкий уровень рождаемости на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин негативно сказывались на уровне воспроизводства населения. В России сокра-щалось число семей, желающих иметь детей. Важнейшие интегрированные показатели состояния здоровья населения — материнская, перинатальная и младенческая смертность более чем в 2-2,5 раза превышали среднеевропейские показатели.
Именно в 90-е годы наша страна вступила на путь последовательного формирования го-сударственной политики в области материнства и детства, репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья населения.
Ратифицированы важнейшие международные документы в области защиты прав и охра-ны здоровья женщин и детей — Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Конвенция ООН о правах ребенка, в развитие которых в стране Указом Прези-дента Российской Федерации введены основные положения государственной социальной политики по улучшению положения, защите и выживанию женщин и детей. Разработаны и реализуются Концепция по улучшению положения женщин, Национальные планы Дей-ствий по улучшению положения женщин и детей, Концепция демографического развития Российской Федерации, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации; созданы Комиссии по вопросам положения женщин и детей, ох-ране здоровья граждан при Правительстве Российской Федерации и др.
Правительством Российской Федерации, министерствами, ведомствами и учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты, различными общественными орга-низациями, работающими в этой области, проводилась последовательная целенаправлен-ная работа по охране репродуктивного здоровья населения — была создана служба охраны репродуктивного здоровья, современная научная и информационная база по проблеме, подготовлены кадры.
В дальнейшем необходимо было привлечение внимания органов законодательной и ис-полнительной власти на федеральном и региональном уровнях, заинтересованных учреж-дений и организаций, а также участие самого населения в решении таких важных проблем как охрана репродуктивного здоровья.
В связи с этим Комиссия по вопросам положения женщин специально обсудила вопрос о состоянии репродуктивного здоровья населения России (протокол от 27.11.1998 №3) и приняла решение о разработке Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России как самостоятельного концептуального межведомственного документа (протокол от 03.02.2000 №1).
Проект Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и План мероприятий по ее реализации обсужден и утвержден на совместной коллегии Минздрава России, Минтруда России и Минобразования России (протокол от 11 апреля 2000 г. №7).
Целью Концепции является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья, увели-чение воспроизводства населения и повышение его репродуктивного потенциала.
В документе определены основные направления и задачи, предусмотрены механизмы и этапы реализации Концепции.
Задачи и направления Концепции включают комплекс мер по созданию эффективной системы охраны репродуктивного здоровья населения: обеспечение единой государствен-ной политики и поддержки в этой области; совершенствование законодательной и норма-тивной базы; подготовку кадров; профилактику нарушений репродуктивного здоровья; разработку приоритетных научных направлений и целевых программ по проблеме; прове-дение информационных и образовательных мероприятий по формированию общественно-го мнения, объединению усилий правительственных и неправительственных организаций и учреждений в области охраны репродуктивного здоровья, создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, повы-шение ответственности населения за состояние своего здоровья.
Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции ее реализа-ция выполняется в два этапа.
На I этапе (2000-2001 годы) осуществлен пересмотр и разработка нормативных правовых документов; усовершенствована деятельность амбулаторно-поликлинических и стацио-нарных лечебно-профилактических учреждений, проводились научно-исследовательские работы, разработаны федеральные и региональные целевые программы по проблеме, ин-формационно-образовательные кампании среди специалистов и населения.
На II этапе (2002-2004 годы) осуществляется внедрение нормативных документов, со-временных лечебно-диагностических и профилактических научно обоснованных техно-логий в практическое здравоохранение, реализация целевых программ, мониторинг состо-яния репродуктивного здоровья, получила развитие телемедицина, шире укрепляется вза-имодействие между государственными и различными общественными
Во исполнение мероприятий Плана реализации Концепции и федеральных целевых про-грамм совершенствовалось законодательство в области охраны материнства и детства, ре-продуктивного здоровья,. Разработаны и приняты законодательные акты (федеральные за-коны от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ, от 28.12.2001 №181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за-кон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») по социальной поддерж-ке материнства, предусматривающие увеличение единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и на период отпус-ка по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Наряду с сохранением ранее действующих гарантий в области материнства и детства (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ) усилены меры по защите беременных от увольнения, отменено установление испытательного срока при приеме их на работу и др.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 и №163, утвердившими новый перечень тяжелых работ и работ с вредны-ми и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение тру-да женщин и лиц моложе 18 лет, в настоящее время подготовлено и направлено в субъек-ты Российской Федерации пособие для врачей «Трудоустройство беременных женщин».
Важным результатом по выполнению мероприятий Концепции является обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда женщин и молодежи. Органами Федеральной инспекции труда по вопросам охраны труда женщин и несовер-шеннолетних на производстве проводятся проверки, в ходе которых выявляются и устра-няются различные нарушения, что позволяет обеспечить защиту и реальное восстанов-ление трудовых прав значительного количества работающих.
В рамках реализации Концепции осуществлялись мероприятия по стабилизации соци-ально значимых заболеваний у населения. Приняты и реализуются федеральные законы: «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О предупреждении распро-странения туберкулеза в Российской Федерации», «Об ограничении курения табака» и др.
Реализация мероприятий по охране здоровья и улучшению положения женщин и детей осуществляется в соответствии с Национальным планом действий по улучшению положе-ния детей на 2001-2002 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №1090-р.), Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы (распоряжение Правитель-ства Российской Федерации от 28 июня 2001 года №855-р.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 №790 утверждена комплексная федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 №732 утверждена в составе комплексной программы «Дети России» на 2003-2006 годы федеральная целевая подпрограмма «Здоровый ребенок», включающая мероприятия по сохранению здоровья женщин-матерей и формированию здоровья детей.
В утверждаемую постановлениями Правительства Российской Федерации Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной меди-цинской помощи, определяющей виды и объемы этой помощи населению, внесены меро-приятия по оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам и детям, а также мероприятия по профилактике заболеваний, включая диспансерное на-блюдение здоровых детей и оказание медицинской помощи в центрах планирования семьи и репродукции.
Важнейший задачей является обеспечение дорогостоящих видов медицинской помощи женщинам и детям, что ежегодно определяется специальным приказом Минздрава России и РАМН. За последние 3 года перечень этого вида помощи женщинам увеличен с 4 до 12 позиций, количество детей, получивших дорогостоящее лечение, возросло с 11 тыс. до 16 тыс.
В рамках Концепции получили развитие специализированные виды медицинской помо-щи: детская гинекология и андрология, уро- и онкогинекология, медико-генетическое кон-сультирование, а также осуществляется медико-психологическая и социальная поддержка женщин и детей. В этих целях развиваются новые типы лечебно-профилактических уч-реждений и учреждений по оказанию медико-психологической и социальной помощи женщинам и детям: центры планирования семьи и репродукции, перинатальные центры, медико-генетические консультации, молодежные центры, центры по охране репродуктив-ного здоровья и реабилитации, медико-социальной помощи детям и подросткам, кризис-ные центры, службы доверия и др. Практически во всех субъектах Российской Федерации имеется опыт работы центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.
Большое внимание уделяется охране репродуктивного здоровья детей подросткового воз-раста, проводится совместная работа с Минобразованием России по их гигиеническому и нравственному воспитанию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года №485 в связи с частотой и тяжестью осложнений после абортов в поздние сроки, материнской смертностью при этом утвержден перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, который включает 4 показания вместо имевших ранее 13. Минздравом России издан одноименный приказ об утверждении инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки и проведения операции искусственного прерывания беременности.
Подготовлен ряд нормативных отраслевых документов по организации медицинской помощи женщинам и детям. Действует отраслевая программа «Управление качеством в здравоохранении на 2003-2007 годы». Приказами Минздрава России от 30.12.1999 №462, от 10.02.2003 №50 регламентирована организация дневных стационаров, кабинетов медицинских психологов, введение должности социальных работников; повышение роли акушерок, внедрение организационных форм, лечебно-диагностических и профилактических технологий в деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений акушерско-гинекологического профиля; от 26 февраля 2003 года №67 — инструкция по применению вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия; от 5.08.2003 №329 — совершенствование организации медицинской помощи новорожденным в акушерских стационарах и др.
В целях принятия управленческих решений, усиления взаимодействия на всех уровнях и обеспечения оперативного контроля действует Комиссия Минздрава России по повыше-нию эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого года жизни, разработан и реализуется План по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на период 2000-2003 годы.
Приказом Минздрава России за научно-исследовательскими и образовательными меди-цинскими учреждениями акушерско-гинекологического и педиатрического профиля за-креплена курация территорий в федеральных округах; создан институт главных внештат-ных специалистов Минздрава России в федеральных округах Российской Федерации.
Для обеспечения более эффективного оперативного контроля на базе ведущих научных учреждений организованы отделы мониторинга за уровнем материнской и младенческой смертности.
Важным направлением в комплексном подходе к охране репродуктивного здоровья яв-ляется взаимодействие различных специалистов (акушеров-гинекологов, урологов, андро-логов, терапевтов, психологов, специалистов по социальной работе и др.) по оказанию ме-дицинской помощи женщине, детям и семье в целом. В последние годы работа по подго-товке кадров осуществляется в рамках расширения тематической последипломной подго-товки врачей и среднего медицинского персонала по проблемам охраны репродуктивного здоровья.
В области международного сотрудничества с ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙДС определены приоритеты по охране репродуктивного здоровья населения, особенно под-ростков и молодежи, планированию семьи, противодействия распространению и борьба с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, профилактика и снижение риска передачи вируса иммуно-дефицита человека от матери ребенку и просветительская деятельность в этом направле-нии. В целях усиления взаимодействия в этой области создан Координационный совет Минздрава России по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в Российской Федерации (приказ Минздрава России от 09.06.2003 №235).
Во исполнение Концепции подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации справочные информационные материалы: сборник нормативных правовых актов в области репродуктивных прав и репродуктивного здоровья, руководства по охране репродуктивного здоровья, безопасному материнству, планированию семьи и др.
В средствах массовой информации обеспечивается систематическое освещение вопросов охраны репродуктивного здоровья населения, подготовлен и направлен в субъекты Российский Федерации информационный материал (брошюры, буклеты, плакаты, видео-продукция) по этим актуальным проблемам, внедряются телекоммуникационные технологии и др.
В результате совместной целенаправленной работы на федеральном и региональном уровнях за последние три года в демографическом развитии страны наметились некото-рые позитивные сдвиги. Более значительным в 2002 году было увеличение числа родив-шихся, продолжилось снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности.
Так, в 2002 году родилось детей на 130,2 тыс. (9,3%) больше, чем в 2000 году, общий коэффициент рождаемости на 1000 населения увеличился на 11,3% и составил 9,8 (8,7 — 2000 г.).
Абсолютное число женщин, умерших от осложнений беременности и родов, уменьши-лось с 503 до 469, показатель на 100000 живорожденных — на 15,4% (с 39,7 в 2000 году до 33,6 в 2002 году), а за последние 10 лет — в 1,5 раза и на 53,5% соответственно.
Отмечается позитивная динамика в снижении перинатальной смертности с 13,18 на 1000 родившихся живыми и мертвыми в 2000 году до 12,08 в 2002 году.
Абсолютное число абортов снизилось с 1,96 млн. в 2000 году до 1,78 млн. в 2002 году, показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста с 50,5 до 45,8 соответ-ственно; материнская смертность после абортов — на 22,3%, а за последние 10 лет почти в 3 раза. Доля умерших женщин после аборта в структуре материнских потерь в 2002 году составила 18,5% (28,6% — в 1993 г.).
Постоянная тенденция к снижению в течение последних лет наблюдается в отношении важнейшего показателя службы — младенческой смертности, который в 2002 году составил 13,3 на 1000 родившихся живыми, за 10 месяцев 2003 года — 12,7 (2000 год — 15,3).
Состояние и меры по улучшению репродуктивного здоровья населения, определение пу-тей более эффективного контроля и выполнения Концепции охраны репродуктивного здо-ровья населения России на 2000-2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации обсуж-дены на коллегии Минздрава России (протокол от 15 октября 2002 г. №15), решением ко-торой основной задачей и приоритетным направлением деятельности органов и учрежде-ний здравоохранения определено восстановление доступности, повышение качества и со- хранение государственного характера оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Реализация Концепции рассмотрена на заседаниях Координационных советов по здраво-охранению в Федеральных округах, на коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, по результатам обсуждения которой подготовлены и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления предложения по повышению эффективности и оптимизации работы в этом направлении.
Охрана репродуктивного здоровья граждан
Трудовой кодекс РФ (отдельное издание).
М.: Кодекс, 2002.
Семейный кодекс РФ (отдельное издание).
М.: СПАРК, 2000.
Концепция улучшения положения женщин в Российской Федера-ции, утв. пост. Правительства РФ от 8 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 185.
Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. «Об утвержде-нии перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности»// СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2355.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июня 1996 г. «О перечне социальных показаний и утверждении Инструкции по искусственному прерыванию беременности»// Рос. Вести. 1996. 18 июля. № 132.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособи-ях гражданам, имеющим детей» //СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1929; № 48.Ст. 4566; 1996. N° 26. Ст. 3028. №49. Ст. 5489; 1997. № 1. Ст. 3; 1998. № 30. Ст. 3613; № 31. Ст. 3812; 2000. № 29. Ст. 3002; № 33. Ст. 3348; 2001. № 23. Ст. 2284; № 53. Ст. 5017.
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
(ред. от 14.03.2002)
Статья 109. Причинение смерти по неосторожности
1. Причинение смерти по неосторожности —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет. (часть первая в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
2. Те же деяния, совершенные:
- а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
- б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;
- в) общеопасным способом;
- г) по найму;
- д) из хулиганских побуждений;
- е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды;
ж) в целях использования органов или тканей потерпевшего, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
………..