При рассмотрении проблем типологии права необходимо обратить внимание на социальный смысл и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:
- во-первых, вырабатываемые идеи о типах права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества;
- во-вторых, типология облегчает понимание внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, помогает предвидеть будущность развития России, а также других зарубежных стран;
- в-третьих, процесс типизации правовых систем позволяет нам сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам, изучение всего процесса естественно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней;
— — в-четвертых, в процессе типизации и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.
Ценность права. Принципы права и их роль в правовом регулировании
... данной курсовой работы является исследование принципов права и ценности права для общества. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятия « правовые принципы» и «принципы права», их виды и соотношение. Определить роль норм- принципов и законоположений в правовом регулировании. ...
— в-пятых, процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе.
Подытожив, отметим, что типология даёт большие результаты, которые позволяют нам объективно познать право и связанные с ним процессы и явления.
Глава 2. Основные подходы к типологии права
2.1. Формационный подход
Типом права называется совокупность важнейших права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.
При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической — соответствует определенный исторический тип права.
Исторический тип права — категория, призванная выразить в обобщенных характеристиках единые социально-классовые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису классового общества . Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Рабовладельческое право – первый исторический тип эксплуататорского права, служебная роль которого состояла в том, чтобы вместе с другими частями надстройки активно содействовать оформлению, укреплению и развитию базиса рабовладельческого общества .
История Древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели — древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. — 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая — в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.
Феодальное государство и право Византии
... всей истории Византийской империи. В процессе развития феодального строя в Византийской империи происходили изменения в системе управления государством и правовом регулировании общественных отношений. земли ... императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи. Важную роль в укреплении феодального строя в Византийской империи сыграла господствующая христианская ...
Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы больше сходных черт, чем различий:
1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;
2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;
3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики — казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;
4) обе системы не знали деления права на отрасли;
5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.
Феодальное право — исторический тип права, выражавший государственную волю феодалов, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества . Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:
1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;
2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
... права в системе общественных и юридических наук». Цель данной курсовой работы рассмотреть взаимосвязь теории государства и права с общественными науками и юридическими науками. Задачи данной работы: определить роль и место теории государства и права в системе наук; изучить взаимодействие общественных наук ...
3) феодальное право — это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);
4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;
5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и др.
По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в Новое время — эпоху становления буржуазных отношений.
Буржуазное право – совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную, в конечном счёте, материальными условиями существования этого класса .
Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:
1) светский характер — это право, которое не связано с религией;
2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
3) разделение права на частное и публичное;
4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.
Согласно марксистской теории, социалистическое право – новый, высший исторический тип права, коренным образом отличающийся от всех исторических типов эксплуататорского права. Социалистическое право представляет собой совокупность установленных либо санкционированных социалистическим государством правил поведения (норм), выражающих в форме законов и иных нормативных актов волю трудящегося народа во главе с рабочим классом, охраняемых социалистическим государством и служащих цели построения коммунизма . Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним: «благодаря новому чувству братства и общественной солидарности, которое вырабатывается в результате исчезновения антагонизмов капиталистического мира, в новом обществе исчезнет необходимость принуждения, и общественные отношения будут регулироваться лишь обычаями, организационными нормами и экономической необходимостью» .
В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.
Избирательное право и избирательные системы
... праву - праву быть избранными: более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и ... 4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно ... право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права. Избирательное право обычно понимается в двух значениях. 1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых ...
2.2. Классификация правовых систем как элемент цивилизационного подхода
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, взаимозависимы друг от друга, оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознании, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.
Правовая семья — группа национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права (т.е. происхождением и эволюцией правовых систем), своеобразием его источников, структуры, а также особенностью правового мышления (правовой культуры в целом) государственно-организованной нации (народов).
Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой — юридической техники, выступающей в качестве основной составляющей источник права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии — выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической . К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».
Правовая информатика и ее место в правовой системе
... определении. Правовая информатика — наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе). Объектами исследования в правовой информатике выступают: а) информация в правовой системе как объект особого рода. Проводится классификация информации в правовой системе по ...
Другую классификацию предложили К. Цвейгерн и Г. Котц в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве», вышедшей в 1971 г., в основу классификации правовых систем положен критерий «правового стиля» . » Правовой стиль» складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способа их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие » правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. По существу получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации. А.Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы — ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовую семью, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным образом в определении их способностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств, стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного.
Стоит отметить, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В рамках той или иной правовой семьи возможны более удобные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Глава 3. Многообразие правовых систем в современном мире
3.1. Романо-германская правовая система
Романо-германская правовая система — совокупность национальных правовых систем государств, имеющих общие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития на основе древнеримского права и его приспособления к новым национальным условиям.
Данная правовая система имеет длительную историю: она зарождается в XII-XIII вв. в континентальной Европе на основе рецепции римского права (Ius Romanus) и использования норм церковного, или канонического, права, чьё влияние было во многом определяющим из-за того особого положения, которым обладал Святой престол. В этих положениях и состоит ключевая особенность сей правовой семьи. Многие страны, появлявшиеся на территории распавшейся в 479 г. Западной Римской империи, пропитывались духом римского права. Начиная с XII в. вплоть до Нового времени Ius Romanum изучалось во всех университетах как одно из основных учебных дисциплин. Именно университеты создали общую для европейских стран юридическую науку на базе свода знаменитого Кодекса Юстиниана (529—534 гг.).
Избирательное право и система США и Великобритании
... и принципы избирательной системы зарубежных 1.1 Понятие избирательного права и виды выборов., В современной зарубежной литературе термин избирательное право имеет два значения – объективное и субъективное. Под объективным избирательным правом понимается система конституционно-правовых норм, регулирующих ...
Становление национальных правовых систем, совпавшее с изучением римского права, объективно породило явление его рецепции. «Римское право — совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющая своей основой частную собственность», — говорил Ф. Энгельс . Его не менее известный друг К. Маркс добавлял: «По существу, римляне впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» . Поэтому вполне очевидно восприятие этого самого совершенного на тот момент права. Из римского права были восприняты идеи закона как воплощения общей воли и его высшей юридической силы; активная правотворческая деятельность государственных органов, а отсюда приоритетное значение нормативного правового акта в правовой системе; ведущая или существенная роль законотворческих органов; кодификация законодательства (свою роль в этом сыграла кодификация Юстиниана) .
Не последнюю роль сыграла и католическая церковь благодаря своему влиянию на все сферы общественных отношений и широкой юрисдикции церковных судов — особый вклад в развитии романо-германской правовой системы внесло каноническое право (ius canonicum) — совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих .
Континентальное право — это иерархичная, согласованная, внутренне непротиворечивая, иерархическая система права: на ее вершине располагаются писаные конституции, конституционные законы, органичные законы, обычные законы, множество кодексов — комплексов правовых норм отраслевого характера, собранных в одном акте. Особую роль сыграли кодексы Наполеона — Гражданский (1804), Торговый (1876 г.), Уголовно-процессуальный (1808 г.) Уголовный (1810 г.).
В некоторых странах романо-германской правовой семьи (ФРГ) равными по силе признаются решения органов конституционного контроля. Кроме законов, источниками права являются акты исполнительных органов власти — регламенты, декреты, административные циркуляры и др., объединяемые общим понятием «подзаконные акты». Особую роль занимает делегированное законотворчество — правотворческая деятельность центрального правительства, принимающего по полномочию парламента акты законодательного уровня. В целом ряде случаев решения кассационного суда — высшей судебной инстанции стран романо-германской правовой семьи также признаются источниками права. Длительное влияние школы естественного права в романо-германской правовой семье обусловило широкое использование в качестве источника права общих принципов права.
Современное континентальное право — это статутное право, оно иерархично. Писаные конституции и иные законы обладают безусловным приоритетом в национальной системе права. Судебная практика в некоторых странах, например, во Франции признается источником права, но она не имеет того значения, какое имеет судебная практика в Англии (хотя, как замечено, при определённых обстоятельствах решения кассационного суда или Государственного Совета часто играют в правовой жизни Франции роль не меньшую, чем закон).
Соотношение правовых норм и норм нравственности
... и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззр Социальные нормы ... пектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — ... и видом общественных отношений. Мораль и право – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют и общие черты, и различаются, и ...
В Англии также признаются источниками права принципы права и правовая доктрина. Однако их нормативность имеет принципиально иное значение для правоприменителя и органа толкующего закон. Важной особенностью правовых систем стран романо-германской правовой системы является дифференциация права на публичное и частное. При этом публичное право, как и частное, подразделяется во всех странах этой правовой семьи на одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, международное публичное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.
Сходство институтов, отраслей частного права связано с тем, что его основой является римское право. В странах романо-германской правовой семьи норма права оценивается своеобразно: как общее, формально-определенное правило поведения. При этом правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между конкретным правилом поведения и общими принципами права. Отсюда мастерство юриста усматривается в умении отыскать норму и сформулировать ее с учетом определенного равновесия.
Традиционно значительную роль играет юридическая доктрина (теория права, научные труды по проблемам правотворчества и правоприменения).
Доктрина в континентальном праве имеет исторические корни; университетская наука в XIII—XIX вв. разработала основные принципы и конструкции романо-германского права («право юристов»).
Следуя традициям римской правовой культуры, на высокий уровень была поднята юридическая наука. Как следствие этого правовая доктрина многие столетия признавалась одним из ведущих источников права, пока эта роль не перешла к закону. Приоритет права обусловил создание высокоавторитетной судебной системы, законопослушное поведение граждан. В современных условиях доктрина оказывает заметное влияние на правопонимание и толкование права, на интерпретацию общих принципов и целей права, методов уяснения смысла норм права, их применение и т.д., на применение права и др.
Концепция континентального понятия права основывалась на понятии права как должного (каким должно быть), а не сущего (какое есть).
Практическая деятельность судей была ориентирована не на самостоятельное вынесение решений по делу, а на положения действующего права.
Под влиянием романо-германской правовой семьи сформировались смешанные правовые системы, модернизируется право Японии. В частности, УК и УПК Японии построены по французской модели, а ГК — по германской. Однако после второй мировой войны право Японии находится под сильным влиянием США (сходство в конституциях, УПК, антитрестовском законодательстве и др.).
3.2. Англо-саксонская правовая система
Англо-саксонская правовая система— совокупность национальных правовых систем государств, сформировавшихся на базе общего (англо-саксонского) права. Если для романо-германской правовой системы основным источником права является закон (статутное право), то для семьи общего права основным источником выступает прецедент — судебное решение. Родоначальником общего права является Англия. Считается, что исторической датой становления общего права является 1066 г., время, когда нормандцы подчинили своему влиянию Англию. Англосаксонское право, отличавшееся партикуляризмом и архаичным характером было потеснено общим правом. Общее право создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются вестминстерскими судами по месту их заседания с XII в. в Вестминстере).
Мусульманская правовая семья (2)
... создание общих положений, принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его ... многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система. 1. Понятие мусульманского права., Особенности становления и развития мусульманского права. Сложившись в своей основе еще ...
Специфику общего права наиболее точно отражает английское право. Современное английское право имеет две системы права: система права справедливости и система общего права. Каждая из этих систем имеет собственный предмет и процедуры регулирования. Сообразно этому существует и специализация среди английских юристов на юристов общего права и юристов права справедливости. Исторически право справедливости (как совокупность норм) создавалось судом канцлера с той целью, чтобы дополнять, а иногда и изменять систему общего права, если она несколько устаревала. Королевские суды, связанные узкой компетенцией и жесткими процедурами, не всегда успевали за динамизмом общественных отношений. Это и обусловило необходимость учреждения специальной юрисдикции, которая основывалась на королевской прерогативе, нацеленной на смягчение и дополнение норм общего права и решения вопросов соответственно с требованиями морали и совести. Действия канцлера хотя и основывались на принципах общего права, однако в некоторых случаях в результате его вмешательства создавались новые нормы, которые именовались нормами права справедливости и усовершенствовали с точки зрения морали действующую систему общего права. На современном этапе развития английского права общее право включает вопросы уголовного, договорного, гражданско-деликтного права; в области права справедливости решаются вопросы о недвижимости, доверительной собственности, торговли, наследстве и т.п.
Своеобразным в английском праве является понимание нормы права. Нормы английского права нераздельны от решения суда по конкретному делу, они применяются для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято. Каждому новому случаю нужна «своя», т.е. новая норма. Соответственно нормы прецедентного права отличаются конкретностью (невысоким уровнем абстрактности).
Но признаки норм континентальной системы права им не свойственна (отсутствие формальной определенности, высокой нормативности, иерархичности и пр.).
Традиционное для романо-германской семьи права деление норм права на императивные и диспозитивные английскому праву не известно.
Специфична структура английского права. В сравнении с правом романо-германской правовой семьи правовые системы англо-американской правовой семьи (Англия, США, Канада, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия — всего около 36 стран) не знает деления права на частное и публичное. Основные его составные части — это общее право и право справедливости. Отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. В отличие от континентального права системы английского права не имеют строгой классификации отраслей права. Дифференциации и группирование норм права происходит не по отраслям, а по институтам. Ныне система права разделена на 4 группы отраслей по две в каждой из них: уголовное и гражданское право; публичное и частное; материальное и процессуальное; муниципальное и международное публичное. Приоритет за процессуальным правом. Особенность структуры общего (прежде всего английского) права такова, что оно исключает возможность его кодификации.
Своеобразна трактовка публичного и частного права, значительно отличающаяся от континентальной. Публичное — это право, распространяющееся на все население страны, а частное — на отдельных лиц и отдельные территории государства.
Прецедентное право — это право преимущественно судебное или процессуальное. Главное внимание юристов-практиков и правовой доктрины сконцентрировано на обслуживании судебной и практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств. Общее, или прецедентное право отличается специфическим типом правопонимания, который выражен в юридической аксиоме: «Средство судебной защиты важнее права». Этому соответствуют и понятия английского права, которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов исков. Отсюда процедурные вопросы для английского судьи имеют определяющее значение. Это значит, что судья мог выносить решение при отсутствии материальной нормы права. При этом, однажды сформулированное судом решение, в последующем становилось правилом (нормой) для всех судов, рассматривающих подобные дела. Исторически сложилось так, что в Англии главным для юриста было умение возбудить дело, отыскать форму иска, т.е. необходимую процедуру, которая позволяла бы обратиться в Королевский суд. Со временем процессуальное право стало доминирующим. Отсюда основным источником английского права является судебная практика. Главная задача английского судьи, всякого правоприменительного органа заключается в том, чтобы отыскать прецедент в том случае, если таковой есть.
Современное английское право представлено, прежде всего, прецедентным правом: суды не только применяют, но и создают нормы права. Эту роль выполняет преимущественно Верховный суд (состоящий из Высокого суда, Суда короны и Аппеляционного суда).
Решения других судов прецедентом не являются, хотя и могут служить образцом для решения сходных дел.
Другим источником английского права является статутное право — законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законодательными актами являются законы британского парламента, а также принимаемые исполнительными органами власти акты делегированного законодательства. Согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине закон (акт парламента) не считается основным источником права. Он вносит поправки и дополнения к праву, создаваемому судебной практикой. Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, равно как и при коллизии с прецедентным правом приоритет принадлежит закону. Однако действие закона, его применение всецело связано с судебно-прецедентным его толкованием и применением. В то же время роль закона в последнее время заметно усиливается при регулировании новых общественных решений (сфера социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и др.).
Принимая такие законы, парламент требует, чтобы они применялись в том виде, как он их установил. Приоритет здесь за статутным правом.
Источником английского права признается также обычай. Однако его применение носит ограниченный характер еще и по той причине, что действующий и поныне Закон от 1265 г. установил возможность использования лишь тех обычаев, которые сложились и были действующими до 1189 г. (правления короля Ричарда Львиное сердце).
В то же время деловые обыкновения в сфере публичного права (конституционного уголовного, а также трудового) входят в государственную практику. В сфере конституционного права сформировался обычай (конституционное соглашение), который играет большую роль, чем судебный прецедент. Например, в соответствии с обычаем, монарх обязан подписать акт, принятый обеими палатами парламента. В традиционном плане происходит формирование правительства лидером партии, которая победила на парламентских выборах.
Для английского права характерным является специфический язык права. В частности, ряд институтов этого права являются традиционными только для этой правовой системы, например, траст, или доверительная собственность, совместная собственность. В английском варианте по совместной собственности никто не наследует за выбывшим собственником, а субъектом права является круг оставшихся собственников; понятие договора не распространяется на дарение, доверительную собственность, хранение, которые ранее защищались в ином порядке; при квалификации конкретных видов противоправного поведения общее понятие вины не имеет юридического значения.
В системе общего права существует и «своя» процессуальная техника создания и систематизации законодательства. Тем самым рассматриваемая правовая система долгое время оставалась защищенной от влияния законодательной техники континентальных стран. Приоритет процессуального права обусловил наличие развитой, основательно разработанной системы доказательств.
В составе рассматриваемого типа правовых систем особенные черты присущи и иным национальным системам. Рассмотрим это на примере правовой системы США. Право США — это также, прежде всего, право судебной практики. Роль статутного права иная, чем в континентальном праве. Одна принципиальное отличие в роли американской Конституции, которая возвышается над всеми источниками права. Существенна роль толкований Конституции, даваемых Верховным Судом. Особенности американского права и в федеративном устройстве страны.
В системе источников права законодательство занимает большой удельный вес. При этом законодательство воспроизводит нормы, сформулированные судебной практикой (это характерно и для Англии).
Существенна роль систематизации законодательства, в особенности кодификации и консолидации. В США действует «Свод законов», объединяющий нормы, относящиеся к различным отраслям права (отрасли и крупные институты права размещены в 50 разделах Свода); действуют типовые кодексы для штатов.
Отличительной особенность правовой системы США является гораздо более широкий объем полномочий судебной власти (притом, что судебная система значительно менее централизована по сравнению с Англией).
Значение судов таково, что государственную систему принято называть «правлением судей», а саму американскую нацию — наиболее склонную к судебным тяжбам.
Наконец, осуществление конституционного контроля общими судами федерации и штатов — также существенное отличие американской правовой системы.
3.3.Мусульманское право
Мусульманское право — правовые системы, основывающиеся на религии ислама, имеющей государственный характер.
Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм. Так, в ст. 4 Конституции исламской республики Иран 1979 г. подчеркивается, что законы должны соответствовать принципам ислама .
Специфика мусульманского права и в том, что оно имеет религиозно-общинный характер — действует главным образом при регулировании отношений мусульман. Причем это касается как «культовых» норм (ответственность за несоблюдение поста во время рамадана возлагается только на мусульман), так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространяются на христиан, иудеев, последователей других религий, при условии, что они окажутся в мусульманской среде, от них требуется уважение традиций ислама. Однако есть исключения (подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина).
Особенность мусульманского права в том, что правотворческая роль государства сводилась главным образом к санкционированию выводов мусульманско-правовых толков. Роль же основного юридического источника мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка. Согласно доктрине ислама исламское государство не стремится преобразовать общество и не располагает для этого средствами; оно лишь призвано обеспечить уважение к божественному закону.
Источники мусульманского права. В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных норм: предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказывании и молчании пророка Мухаммеда; нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников права — иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кийас — заключение по аналогии.
1. Коран (от араб. أَلْقُرآن — «чтение») — священная книга ислама, составленная из божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду начиная с 610 г. до его смерти в 632 г. . Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Являясь религиозным текстом, Коран в чем-то сходен с Ветхим Заветом и Евангелием. В то же время положения Корана имеют юридическое значение, его положения выступают источником права. Структурно Коран состоит из общих положений — религиозно-нравственных ориентиров, позволяющих толковать многие его положения, и конкретных правил поведения, своего рода установок о том, как разрешать конкретные споры, конфликты.
2. Сунна (от араб. سنة — путь, наставление) описание поступков, высказываний, или повествования — хадисы о жизни Пророка Мохаммеда (Магомета), являющих собой образец для подражания правоверным, и инкорпорированные в шести канонических сборниках . Это религиозные тексты, содержащие толкование Корана. Сунна формировалась с VII по X вв. и преследовала цель задокументировать примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательными, в то время как наложения сунны признаются желательными для выполнения. Преобладающая часть предписаний сунны не имеет нормативно-юридического характера.
3. Необходимость устранения многочисленных пробелов в регулировании самых разнообразных отношений обусловило появление такого источника, как иджма. По форме иджма представляет собой сборник решений докторов ислама (муджатахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном и сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения. Обязательность иджмы не вызывала сомнений: только будучи зафиксированными в иджме, нормы права подлежали применению. Со временем иджма приобрела силу источника права. В современных условиях иджма — своего рода догма мусульманского права: при разрешении дела современный судья правовую основу ищет не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.
4. Кийас — «вывод по аналогии», решение сомнительных правовых случаев, не находящих себе ответа ни в Коране, ни в Сунне, ни в согласных решениях друзей, окружавших пророка . Особенностью такого толкования являлось признание его самостоятельным источником права. Неопределенность мусульманского права (в этом мусульманские правоведы усматривают его достоинство) дает широкий простор для отыскания права в процессе истолкования Корана и сунны. Таким формально-логическим способом в мусульманском праве конструируется норма права. Значение кийаса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и отыскать в самом шариате норму необходимую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы и не нарушая фикции мусульманской правовой доктрины (так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе).
5. Общие принципы — сформулированные различными богословско-юридическими школами положения, имеющие общий характер. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права, и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права, имеют важное юридическое значение для этой правовой системы. В некоторых случаях в Коране и сунне не сформулировано правило поведения, на основе которого можно было бы решить конкретное дело. Тогда такое правило формулируется, исходя из анализа и толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые имели отношение к ситуациям более или менее аналогичных тем, которую необходимо разрешить. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях. Корана или сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (таких исламские правоведы насчитывают несколько десятков).
Мусульманская юриспруденция определяет норму права как общеобязательное правило поведения, установленное верховным законодателем Аллахом. Для формирования нормы характерны два пути: прямой — через откровения; опосредованный — через толкование воли Аллаха. В мусульманском праве выделяют: норму «истинную», которую должно применять и имеющую божественное происхождение; норму реальную, применяемую муджатахидами и имеющую рациональное происхождение.
По своему содержанию нормы мусульманского права подразделяются на две группы. К первой группе относят положения, которые содержат оценки поступков правоверных, подразделяющихся на пять групп: поступки, являющиеся обязательными; те, которые рекомендуются; те, что разрешаются; те, что не разрешаются; те, что запрещаются. Ко второй группе относят нормы, формулирующие конкретные правила поведения относительно определенных ситуаций, а также устанавливающие условия осуществления и последствия определенных деяний.
Абсолютное большинство норм мусульманского права имеют императивный, властный, характер; диспозитивные нормы встречаются редко. Поскольку мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, его нормы не отличаются предоставительно-обязывающим характером; абсолютное большинство регулятивных норм носит обязывающий характер. Своеобразны санкции: за невыполнение обязанностей санкцией, возлагаемой на верующего, считается грех того, кто данную норму нарушает.
Длительное время мусульманское право не знало деления на отрасли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их тематической оценки (семья, религия и др.).
Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие группы норм (отраслей): регулирующих отправление религиозного культа; закрепляющих личный статус правоверных; образующих гражданское право (муамалат); представляющих отрасль «властных норм» (т.е. регулирующих государственно-управленческие, административные, финансовые отношения); образующих отрасль деликтного (уголовного) права (укубай).
Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.
Международное право, базирующееся на идее существования двух миров — «мира ислама» и «мира войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.
Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения, которые связаны с его: во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям; во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.
Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система эволюционирует. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека . Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства.
Заключение
В результате исследования вопросов, которые были поставлены перед нами в начале работы, для определения понятия типология права мы смогли сделать следующие выводы:
Типология (от греч. τύπος — отпечаток, форма, образец и λόγος — учение, наука ) — метод познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания.
Существуют два подхода к типологии права — формационный и цивилизационный.
При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Исторический тип права — категория, призванная выразить в обобщенных характеристиках единые социально-классовые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису классового общества. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Рабовладельческое право. История Древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели — древневосточную и античную. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности.
Феодальное право — исторический тип права, выражавший государственную волю феодалов, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в Новое время — эпоху становления буржуазных отношений.
Буржуазное право – совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную, в конечном счёте, материальными условиями существования этого класса.
Социалистическое право представляет собой совокупность установленных либо санкционированных социалистическим государством правил поведения (норм), выражающих в форме законов и иных нормативных актов волю трудящегося народа во главе с рабочим классом, охраняемых социалистическим государством и служащих цели построения коммунизма.
В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело.
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Классификация правовых систем характеризует элемент цивилизационного подхода.
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/chast/tipologiya-prava/
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
1. Алексеев, С.С. Общая теория права // С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. – 565с.
2. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь // М.: Ансар, 2007. – 400с.
3. Иванников, И.А. Общая теория государства и права: учебное пособие / И.А. Иванников. М: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 368 с.
4. Кузнецов, И.А. Теория государства и права: Учебник // И.А. Кузнецов. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. – 228с.
5. Лафитский, В.И. Сравнительное правоведение // В.И. Лафитский. М.: Статут, 2010. – 432с.
6. Марченко, М.Н. Теория государства и права // М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2005. – 637с.
7. Маркс, К. К критике гегелевской философии права [Текст] / М: Мир книг, 2007. – 257с.
8. Нерсесянц, В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс / В.С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2011. – 272с.
9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
10. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях [Текст]: учебное пособие. М.: Проспект, 2012. – 167с.
11. Рене Давид. Основные правовые системы современности // Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. — М.: Международные отношения, 1999. – 456с.
12. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение // А.Х. Саидов. М: НОРМА, 2007. – 368с.
13. Советский юридический словарь // Под. ред. С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч. М.: Госюриздат, 1953. – 781с.
14. Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. – 356с.
15. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права // М: Международные отношения, 2000. – 480с.
16. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — М.: КолосС, 2003. — 544с.
17. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // Ф. Энгельс. М.: Издательство политической литературы, 1988. – 175с.
Интернет-ресурсы