Форма и виды собственности в РФ

Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность.

Эта тема является одной из самых исследуемых в современной России. Собственность всегда есть отношение между собственником вещи и ее не собственником, между теми, для кого вещь является своей, и теми, для кого она является чужой. Отношение собственника к вещи как к своей формирует отношение между собственником и всеми остальными лицами по поводу этой вещи. Именно эта сторона собственности регулируется правом, именно это отношение оформляется как право собственности на вещь. Право собственника можно сформулировать, как владение, пользование и распоряжение вещью по своей воле и в своих интересах.

Формы и виды собственности, тема, которая выбрана для настоящего исследования имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Понятие «форма собственности» это экономическая категория, означающее способ присвоения совокупного общественного продукта. Наличие же разных форм собственности, влечет появление разных форм права собственности, которые представляют интерес для юриспруденции, как источник правового регулирования отношений присвоения, совокупного общественного продукта в целях реализации функций возложенных законодательством (государственная и муниципальная собственность) или удовлетворения интересов частных лиц (собственность граждан и юридических лиц).

Практическое значение выделения форм права собственности состоит в определении источника присвоения имущества, составляющего объект этого права, и спектр возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. Согласно п.2 ст.8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 1 Аналогичное положение закреплено и в п.1 ст. 212 ГК РФ, при этом термин «форма собственности» употребляется в качестве синонима слов «вид собственности». Последний определяется субъектом и целью присвоения имущества, которым собственник владеет, пользуется и распоряжается. В соответствии с п.2 ст.212 ГК РФ субъектами права собственности могут выступать: граждане; юридические лица; Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование.2 Этот перечень надо считать исчерпывающим. Не случайно понятие «иные формы собственности» хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

9 стр., 4473 слов

Собственность и многообразие ее форм

... юридической и экономической сторон; исследование многообразных форм собственности, в частности, общественной и частной как главных форм собственности; анализ развития собственности в Украине и взаимодействия государственной и частной собственности. 1 Собственность и социальноэкономические отношения. Теория прав собственности. 1.1 Понятие собственности. Собственность как ...

Итак, гражданское законодательство подразумевает следующее деление форм собственности на виды:

1.Государственная собственность подразделяется н а федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и автономным округам.

2. Муниципальная собственность городов, поселков и других муниципальных образований.

3. Частная собственность подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц.

Изучение такого гражданско-правового института, как право собственности, и в частности видов и форм собственности актуально для современного исследования.

Актуальность и важность такого исследования обусловлено следующими обстоятельствами:

В виду, обновления гражданского законодательства, актуально для рассмотрения источники присвоения собственности граждан и юридических лиц, и особенности присвоения имущества государством и муниципальными органами. Также интерес для исследования представляют проблемные аспекты видов и форм собственности. Актуально для исследования и рассмотрение накопившейся судебно-арбитражной практики.

Как замечает Щенникова Л.В., «рассуждая о праве собственности в России, мне хотелось бы подчеркнуть, что эта проблема и целый комплекс вопросов, которые она порождает, не является чистой, рафинированной теорией. С самого начала акцентируем внимание на мысли о том, что право собственности отнюдь не исчерпывается его определением в законе. Сформулировать содержание данной категории в законе оказалось делом сложным, однако суть проблемы института собственности состоит не в дефиниции основной категории» 3 . На мой взгляд, основная проблематика современного института права собственности заключается именно в видах и формах собственности.

Итак, целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
  • рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
  • проанализировать источники правового регулирования отношений присвоения государственной, муниципальной и частной формы собственности;
  • проанализировать судебно-арбитражную практику по делам вытекающим из данных правоотношений;
  • в заключение работы, подвести итоги по проделанной работе.

Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие по поводу присвоения имущества для достижения целей её использования, применение конкретных форм и способов реализации прав участников данных отношений.

Предметом исследования будут являться теоретические и практические аспекты правового регулирования форм и видов собственности в Российской Федерации.

Нормативной базой данного исследования будут являться нормы гражданского, бюджетного, налогового и других отраслей права, регулирующие данный институт, также практика применения нормативных актов, судами.

4 стр., 1678 слов

Виды собственности городских земель, формы управления земельными ...

... находящихся в государственной собственности. 2 ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 2.1 Характеристика государственной, муниципальной, частной собственности на землю, Формы собственности – Виды собственности земель в городе: собственность РФ (федеральная собственность), собственность на землю субъектов ...

Теоретической основой данной работы составляют научные труды таких ученых как: Суханов Е.А, Маттеи У.И, Андреев В.К., Алексеев С.С., Ерошенко А.А., Иванов А.А., Аккуратов И.Ю., Щенникова Л.В., Сергеев А.П., Мазолина А.И. и др.

Методологической базой работы являются общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, формально- юридический и сравнительно правовой методы.

Глава 1:Государственная и муниципальная формы собственности.

1.1.Собственность Российской Федерации.

Государственной собственностью ст. 214 ГК РФ признает имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным области и округам (собственность субъектов РФ) 4 .

В сложной системе экономических отношений федеральная собственность, представляет собой форму собственности, имеющую целью общегосударственное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан, для осуществления функций возложенных Конституцией РФ на Российскую Федерацию как на субъекта гражданских правоотношений, для реализации общенациональных интересов. Единственным субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация, и все правомочия собственника по владению пользованию и распоряжению принадлежат только Российской Федерации. 4 Однако в советский период в литературе предпринимались попытки обособить федеральную собственность от других форм собственности через выделение специфических правомочий государства как собственника. Так, некоторые ученые говорили о том, что правомочия государства составляет лишь одно исходное право-управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним-управлением или двумя правомочиями- управлением и контролем; третьи–в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления.5

Современные исследователи не склонны разделять подобные взгляды. Действующее законодательство связывает форму собственности исключительно с принадлежностью имущества различным субъектам, и объем правомочий для них предусмотрен одинаковый. Из п.1 ст.124 ГК РФ мы видим, что Российская Федерация выступает в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих правоотношений – гражданами и юридическими лицами, поэтому государство как собственник совершает в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, все действия собственника реализуются в пределах трех правомочий независимо от субъекта. Кроме того, законодательство под управлением государственным имуществом понимает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимся в федеральной собственности акциями ОАО 6 .

Основным источником возникновения имущества у Российской Федерации, как и у любого другого государства, составляют установленные им налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.п.).

2 стр., 964 слов

Государственная собственность в Российской Федерации: состав, ...

... государственного имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц. 2.3 Передача государственного имущества ... дополнительный материал. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Понятие государственной собственности Под государственной собственностью в соответствии с ...

Законодательство Российской Федерации состоит из Налогового кодекса (РФ НК РФ) принятой Государственной Думой РФ 16 июля 1998г. и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)7 . Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет (т.е. систему федеральных налогов и сборов), а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Так ст.13 Налогового кодекса РФ устанавливает следующий перечень федеральных налогов и сборов: