Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

За последние 20 лет в экономике России произошли кардинальные изменения; мир бизнеса сегодня – сложная, изменчивая, динамическая структура. Постоянные изменения в законодательстве, принятие более ста новых законов и подзаконных нормативных актов вызывают у работодателя необходимость дополнительного обучения (переобучения) своих работников, а также потенциальных кандидатов на вакантные должности. Кроме этого, по утверждению экспертов, около 40% работников в нашей стране занимают должности, не соответствующие своим профессиям (специальностям).

Работник может не вписываться в рамки своей должности по двум причинам: если он трудится не по специальности, полученной в учебном заведении, и если его квалификация ниже требуемой. В обоих случаях вина лежит, отнюдь, не на работнике. Появившееся многообразие вузов и колледжей в угоду спросу набирают и обучают абитуриентов по ограниченному количеству специальностей. В связи с этим все чаще на практике возникают ситуации, когда абитуриент поступает в вуз, а к моменту получения диплома рынок уже переполнен работниками этой специальности и выпускники оказываются не востребованными. В итоге значительное число людей вынуждены занимать должности, не соответствуя им ни по образованию, ни по специальности, ни по квалификации, и не имея к ним никакой склонности.

На Международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь и гарантии реализации в сфере труда и социального обеспечения», которая проходила 1-3 февраля 2007 г. на базе Московской государственной юридической академии, было отмечено, что «в ХХI в. одним из основных приоритетов общественного развития становится приобретение знаний, профессиональное обучение. Не случайно новая эпоха получила название «век знаний», появилось понятие «общество, основанное на знаниях» .

Повышенный интерес ученых к вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников обусловлен, прежде всего, тем, что скорость появления новых технологий и обмена информацией в ХХI в. стремительно возрастает, и, как следствие этого, полученное человеком образование быстро устаревает. В советское время существовали курсы повышения квалификации. Финансирование на их содержание выделяло государство. Сегодня повышение профессионального уровня работников полностью оплачивает работодатель. Это правило действует на законодательном уровне и закреплено в статье 196 Трудового кодекса РФ, которая так и называется – «Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров».

16 стр., 7618 слов

Контрактная система найма работников

... определить особенности контрактной системы персонала; изучить содержание и порядок составления контракта; проанализировать порядок применения контрактной формы найма на отдельно взятом предприятии. Предметом исследования выступает порядок применения контрактной формы найма работников. Объектом ...

Работодатель стремится привлечь кадры высокой квалификации и, прежде всего сам заинтересован в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации как потенциальных, так действующих работников. Но, к сожалению, лишь очень немногие организации имеют необходимые финансовые ресурсы, чтобы направлять работников на обучение (переобучение) и тем более организовывать его самостоятельно. Кроме того, работодатель не всегда уверен в том, что после обучения (переобучения), ученик продолжит с ним трудовые отношения, и затраченные работодателем на него средства могут быть потеряны.

Опыт развитых зарубежных стран в области финансирования профессионального обучения (переобучения), организованного работодателем, свидетельствует об актуальности проблемы не только как национальной, но имеющей международное значение. Во многих европейских странах программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников широко поддерживаются государством . Положительные результаты этого опыта могли бы быть учтены в законодательстве России.

Степень изученности проблемы. В нашей стране вопросы правового регулирования гарантий и компенсаций в трудовом праве рассматривались следующими учеными: В.С. Андреевым, Е.Р. Брюхиной, К.М. Варшавским, И.С. Войтинским, Л.Я. Гинцбургом, В.Г. Глебовым, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусовым, В.М. Догадовым, Ф.М. Левиант, Ю.П. Орловским, А.Е. Пашерстником, А.С. Пашковым, О.В. Смирновым, А.И. Ставцевой, К.П. Уржинским, А.И. Шебановой и др.

Принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введенный в действие 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации , является первым кодифицированным актом, содержащим кодифицированные нормы о гарантиях и компенсация работникам. Это, несомненно, свидетельствует о развитии трудового законодательства в области профессионального обучения (переобучения) ученика, организованного работодателем. Однако внутренняя противоречивость, отсутствие четкого регулирования в законе исследуемых отношений вызывают необходимость дальнейшего изучения данного института трудового права.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о бесспорной актуальности вопросов, связанных с исследованием гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, что обусловило выбор данной темы исследования.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование основных проблем, связанных с правовым регулированием гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего трудового законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.

Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

  • исследовать становления, развития и современного понятия гарантии и компенсации в трудовом праве;
  • провести анализ случаев предоставления гарантий и компенсаций;
  • изучить компенсационные выплаты работникам в период учебного отпуска;
  • рассмотреть гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в различных образовательных учреждениях;
  • определить проблемы и перспективы предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

16 стр., 7743 слов

Подготовка медицинских работников

... работе (ст. 18), права и свободы обеспечиваются правосудием (ст. 18). Ещё одной важной чертой правового статуса ... законодательному обеспечению гарантий профессиональной деятельности врачей, вопросам медицинского страхования, но одним из главных вопросов ... и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных ...

Предметом исследования выступают нормы трудового права Российской Федерации, регулирующие порядок представления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Методологическая и теоретическая основы исследования. В работе автор опирался на общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный и структурный анализ, сравнительный, исторический и социологические методы.

Теоретической основой данного исследования послужили труды ученых-правоведов, внесших значительный вклад в общую теорию права и теорию трудового права.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, в том числе документы МОТ; Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты РФ; материалы судебной практики.

Научная новизна состоит в том, что в данной работе на основе Трудового кодекса РФ и внесенных в него изменений исследованы проблемы теории и практики предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Теоретическое и практическое значение исследования. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для оптимизации нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также в преподавании учебного курса «Трудовое право России».

Структура работы. Исследование

Все права в отношении дипломной работы «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением» принадлежит ее законному правообладателю. Текст дипломного проекта выставлен в качестве примера выполнения работы. Использование и тиражирование текста дипломной работы запрещено.