Актуальность выбранной темы дипломного проекта обусловлена тем, что уровень развития системы жилищно-коммунального хозяйства является одним из важнейших показателей качества жизни людей. В последние несколько лет на территории Российской Федерации отмечается не только наивысший приоритет проблем жилищно-коммунального хозяйства перед другими проблемами, но и постоянный рост процента граждан, которые ставят проблемы жилищно-коммунального хозяйства на первое место. В связи с этим большое внимание к решению этих проблем проявляют и органы власти. При этом основное внимание уделяется контролю в системе жилищно-коммунального хозяйства и в первую очередь — контролю за ростом тарифов на коммунальные услуги: прежде всего на отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, а главными поднадзорными выступают ресурсоснабжающие и управляющие жилищным фондом организации.
Общественность в настоящее время может серьезно повлиять на качество коммунальных услуг, а самое главное преодолеть неграмотность собственников жилья.
Известно, что ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время катастрофическая. Изношенные сети и обанкротившиеся муниципальные предприятия были переданы частным управляющим компаниям, которые в основном совершенно не заниматься своей работой, а только зарабатывают деньги и через какое-то время просто испаряются. Население воспринимает предпринимаемые государством шаги как враждебные, не понимает целей реформирования отрасли и недовольно его результатами. Из-за отсутствия системного подхода к информационному сопровождению реформы не сформирован класс активных собственников.
Пассивность в управлении многоквартирными домами значительной части собственников квартир сочетается с запросом на решение проблем извне, в административном порядке. Это ведет к перегруженности органов государственного надзора.
Для жителей вопросы, связанные с обеспечением комфортного и безопасного проживания в домах, наиболее актуальны. Количество обращений граждан в различные структуры исполнительной и представительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства составляют 58-67% от количества всех обращений.
К сожалению мер, предпринимаемых органами местного самоуправления в рамках полномочий, предусмотренных статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства города, контроля представительных органов государственной власти и местного самоуправления, депутатского контроля в этой важнейшей сфере, недостаточно. Государственные и муниципальные структуры, занимающиеся надзором и контролем за деятельностью организаций, управляющих многоквартирными домами, много делают для того, чтобы оказать помощь гражданам, но не всегда справляются с потоком их обращений по вопросам обслуживания многоквартирных домов и предоставления качественных коммунальных услуг.
Особенности организаций финансов в жилищном хозяйстве
... и коммунальных услугах. Целью данной курсовой работы является: Изучение особенностей организаций финансов в жилищном хозяйстве, рассмотрение перечня эксплуатационные доходов и расходов жилищного хозяйства, а ... широкого круга экономических и социальных проблем, связанных с повышением народного благосостояния, наиболее важной является жилищная. Для производственно-хозяйственной деятельности ЖКХ ...
Задача общества области общественного контроля состоит в том, чтобы как можно чаще поднимать вопросы управления жильем, вовлекать в процесс контроля деятельности управляющих и снабжающих компаний широкие слои населения, контролировать исполнение муниципальной властью своих обязанностей.
Из вышеизложенного следует, что одним государственным надзором за сферой жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами не обойтись. Общественный контроль со стороны активных членов общества, в том числе потребителей жилищно-коммунальных услуг, их объединений, объединений собственников организаций участников указанного рынка, объединений Товариществ собственников жилья, может и должен стать важным инструментом защиты интересов граждан, повышения эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования является сущность муниципального и общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Предметом исследования является организация муниципального и общественного контроля на территории Междуреченского городского округа.
Цель работы: совершенствование муниципального и общественного контроля на территории Междуреченского городского округа на основе анализа теоретических аспектов его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- проанализировать систему жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации; - проанализировать систему муниципального жилищного
контроля; - рассмотреть специфику и функции общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- сформулировать предложения по совершенствованию муниципал
ьного и общественного контроля за деятельностью в системе жилищно-коммунального хозяйства на территории Междуреченского городского округа.
Теоретической базой для написания дипломного проекта послужили работы ученых в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства и информационные статьи об осуществлении общественного контроля, практической базой явились документы о деятельности администрации Междуреченского городского округа по организации муниципального жилищного контроля.
При написании дипломного проекта были использованы следующие методы исследования:
- сбор и анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
- метод сравнительного анализа;
- общенаучный метод;
- метод наблюдения и описания.
Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства и местного самоуправления, а именно управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства, управление жилищно-коммунальным хозяйством, организация общественного контроля за деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации его правовой аспект.
Жилищно-коммунальное хозяйство
... жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные ... жилья. Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный. В ... республике ...
Во второй главе проведен анализ системы общественного контроля существующей в настоящее время на территории Междуреченского городского округа, его необходимость и значимость для дальнейшего развития системы жилищно-коммунального хозяйства.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию системы муниципального и общественного контроля за системой жилищно-коммунального хозяйства на территории Междуреченского городского округа.
В заключение дипломного проекта сделаны выводы.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что в ходе исследования предложены направления по внедрению и совершенствованию общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данные предложения могут быть использованы на практике в деятельности администрации Междуреченского городского округа и других муниципальных образований.
-
Теоретические основы общественного и муниципального контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1.1 Местное самоуправление в Российской Федерации.
Основы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства изначально заложены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
- местный референдум;
- муниципальные выборы;