Действительно, государство играет важную роль в жизни любого современного общества. В частности, степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства1. Это, безусловно, один из важнейших институтов общества, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса тоже имеет огромное значение, так как мы до сих пор находимся на переходном этапе формированию подлинно демократического государства. Формирование подлинно демократического общества, демократического, прежде всего в смысле достижения высокого уровня гражданского самосознания и предпосылок свободного самоопределения личности, закономерно меняет его отношения с государством: общество стремится отделиться от государства, регламентировать его действия. Стремление общества юридически ограничить функции государства и его аппарата закрепляется правовым образом. Государство определяется как одна из подсистем общества. Выше государства — власть закона. Государство становится правовым.
Несомненно, обновление действующего законодательства в сравнении с советским периодом весьма позитивно сказалось на достижении поставленной цели и является значительным шагом к правовому государству. В современной юридической литературе даже отмечается, что: «необходимо учесть, что Россия есть еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность»1.
Однако анализ действующего законодательства, монографической и публицистической литературы показал, что вопрос о сущности и социальном назначении государства не решён ни в теории, ни, тем более, на практике. Правовое государство само по себе является идеалом, однако стремление к нему является важнейшей задачей любого существующего ныне государства, в том числе и России.
Вышеперечисленные обстоятельства и обуславливают актуальность и причины выбора нами темы дипломной работы.
Степень изученности проблемы.
Данная проблема рассматривалась в трудах таких виднейших теоретиков права, как: Н.Н. Алексеев, М.И. Байтин, П.А. Ельцов, Л.С. Мамут, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин и других учёных.
Государство и общество
... функцию принуждения от имени государства. 4. Отсутствие разделения общества на социальные группы позволяло осуществлять полномочия власти от имени общества и обеспечивало единство власти и ... территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. 1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА Понятие государства, его характеристики конкретизируются ...
Объектом исследования
предмета исследования
Целью дипломной работы
задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «государство»,
изучить его сущность, социальное назначение,
показать отличительные признаки государственной власти как разновидности социальной власти.
Методологическую основу работы, Структура исследования, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, .1 Понятие и признаки государства: эволюция идей и современные трактовки
Государство — сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно, по мнению ряда теоретиков права, «призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества)»1.
Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.
В механизме регулирования общественных отношений государство играет особую роль как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это, прежде всего, публично-правовое регулирование частной и общественной жизни»2.
Попытки дать полное, всеобъемлющее определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. В истории сохранилась фраза древнеримского оратора, философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д.
Термин «государство», как указывал Г. Кельзен, может употребляться в нескольких аспектах. Во-первых, в юридическом смысле. Государство в данном случае может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком»1. Государство выглядит не иначе как такой образ действий и порядок поведения людей, который обычно называют правовым порядком.
Во — вторых, понятие государства может употребляться и в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам2, в результате чего возникает несколько доминирующих в обществе групп и отношений.
Правовое государство: состояние и развитие прав человека
... бы смыслу, идеям и требованиям разделения властей и правовой государственности. В данной работе я раскрою историю возникновения идей правового государства, рассмотрю развитие учений и концепций, построение правового государства в СССР и России, его основные ...
Несколько иной позиции придерживался правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»3. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
Гегель характеризовал государство также как результат развития семьи и гражданского общества, подчеркивая вместе с тем, что по отношению к ним государство должно рассматриваться как их поделенное основание: «Сама идея государства раскалывает себя на эти два момента»1.
Гегель под государством понимал подлинную «действительность нравственной идеи», это «новое государство», существенно отличное от феодальных монархий средневекового типа2.
Сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 — 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе «Государь», где раскрыта идея о том, что государство — это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества3.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Подобному пониманию соответствует и такое определение: «государство… есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, множество людей, связанных общностью духо