Государство и общество

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе давно являются основополагающими и дискуссионными в научных исследованиях. Это объясняется, прежде всего, тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

Государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое понятие. Как форма организации общества, которая призвана обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, значит, служит его интересам. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

Однако часто государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса. Именно в этом наиболее выпукло проявляется противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства, развитие его форм, неотделимо от истории общества. Государство вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути все новые черты и свойства. Есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани и формы государства, а также проблемы взаимодействия государства и общества — задача очень трудная.

Решить ее можно при изучении государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и культурной жизнью общества.

На современном этапе развития нашего российского государства очень большое значение имеет его связь с системой общества.

Проблемой, исследуемой в этой работе, занимались такие ученые, как О.Ф. Скакун, Л.И. Морозова, И. Васькович, Н.И. Мотузов и другие.

Целью курсовой работы является соотношение понятий «государство» и «общество».

При написании работы были поставлены следующие задачи :

  • дать определение понятиям «государство», «общество», «гражданское общество» и выделить их основные признаки;
  • выделить характерные признаки и формы государства;
  • соотнести государство и общество;
  • проанализировать состояние государства в условиях переходного общества.

    ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО»

1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: ” Да и что такое государство, как не общий правопорядок?”.

5 стр., 2277 слов

Учение Джона Локка о государстве и его формы

... передают государству. О полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) у Джона Локка нет. Государство ... Джона Локка Джон Локк (1632-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в ...

Каждое общество характеризует определенный уровень отлаженности и урегулированности общественных отношений. В первобытном обществе еще не было государства и права, хотя были другие механизмы, которые придавали обществу некоторую организованность. Общественные отношения этого периода регламентировались с помощью общественной власти и социальных норм.

Власть первобытного общества носила общественный характер, о чем свидетельствуют следующие ее признаки:

1. Власть базировалась на семейных отношениях. Основой общества того периода была семья, то есть общность людей, объединенных на основании кровного или предполагаемого родства. Именно в пределах этой общности, а не территории, осуществлялись полномочия власти.

2. Власть была непосредственно общественной, то есть основывалась на принципах первичной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет и традиции общества. Наиболее важные вопросы решались сообща всеми членами рода на специальных собраниях.

3. Поскольку власть осуществлялась непосредственно обществом, она не предусматривала наличия специальных органов и организаций, состоящих из профессиональных чиновников. Не было также органов, выполняющих функцию принуждения от имени государства.

4. Отсутствие разделения общества на социальные группы позволяло осуществлять полномочия власти от имени общества и обеспечивало единство власти и социальной системы.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и другие. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли. государство общество закон власть

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

11 стр., 5061 слов

Общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью ...

... понятие и признаки юридического лица. Описать организационно-правовые формы юридических лиц. Раскрыть сущность понятий «общество с ограниченной ответственностью» и «общество с дополнительной ... иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью «Секрет»). При ...

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти.

Социологическая характеристика государства выделяет следующие его черты:

1. Право на применение силы. Государство имеет специализированные органы принуждения, которые вступают в действие в определенных правом ситуациях.

2. Суверенность. В пределах своих границ государство имеет высшую и неограниченную власть по отношению к субъектам внутренней деятельности. Другие государства должны уважать этот принцип.

3. Всеобщность. Своей компетенцией государство охватывает всех людей, находящихся на его территории. Государство функционирует в пределах установленного права, которое выступает также и регулятором взаимоотношений граждан.

4. Аппарат государства. Государство существует и функционирует через свои органы — законодательные, исполнительные, контрольные, судебные и другие.

5. Территория. Государство неразрывно связано с определенной территорией, на которую распространяется его власть и право. Территориальный фактор выступает атрибутом государства.

1.2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и другие.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

  • а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
  • б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
  • в) методы и способы осуществления государственной власти.

С точки зрения государственного устройства выделяют унитарные государства (единые государственные образования) и федерации (союзы юридических относительно самостоятельных политических образований: земель, штатов, республик).

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская.

Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

4 стр., 1659 слов

Правовое государство и гражданское общество (2)

... и государством, контролируют деятельность государственных органов. [4; с.163-164] Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве ...

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых проявляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятие ”государство” и ”страна” во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления.

Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.)

3. Государственный суверенитет. Понятие ”государственный суверенитет” появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства.

Страна, его не имеющая, — это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

  • а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
  • б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
  • в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.

При такой подчиненности государства праву и формируется демократические правовое государство.

Основными признаками правового государства являются:

  • верховенство закона, равенство всех перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами;
  • ответственность каждого гражданина перед государством и обществом;
  • неуклонное выполнение законов государственными органами, должностными лицами и гражданами;
  • независимый суд;
  • эффективно действующая правоохранительная система;
  • высокая политическая культура общества;
  • реальная возможность через суд отстаивать или отрицать какие-либо государственные решения.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО», «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО». ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Общество — это система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм.

Под обществом понимается не синтез всех нормативных систем, но все сферы социальной системы, не подлежащие организации по принципу верховной власти и господства — все области социальной системы, исключая политическую.

Общество не должно отождествляться с экономикой как своей подсистемой; оно включает также культурную, религиозную, социальную системы, следовательно, и дуализм государства и общества может сводиться к дуализму государства и экономики.

В свою очередь, гражданское общество — это система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, то есть обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимыми от государства, но взаимодействующими с ним.

Гражданское общество пришло на смену сословно-кастовому. При сословном строе государство совпадало с имущими классами и было отделено от основной массы населения.

В древности и средние века социальное неравенство было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть.

Основой гражданского общества является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства.

Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения.

Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.

Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила новое социальное положение личности.

Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Обособление общества от власти государства происходило в ходе конфликта государства и общества, который разрешился в ходе революций XVII — XVIII веков и последующих реформ.

Этот конфликт был следствием перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представительным.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способностей и инициативы личности.

Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.

О зрелости гражданского общества можно судить по тому, как государство реализует гарантии прав человека и гражданина.

Рассмотрим другие основы гражданского общества:

1. экономические:

а) многоукладная экономика,

б) разнообразные формы собственности;

2. политические:

а) децентрализация властных полномочий,

б)разделение властей,

в) политический плюрализм,

г) доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, г)верховенство закона и равенство перед ним;

3. духовные:

а) отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения,

б) свобода совести,

в) цивилизованность, высокая духовность и нравственность.

Далее рассмотрим основные принципы функционирования гражданского общества.

1. Частная собственность на средства производства, которая дает экономическую независимость человеку;

2. Индивидуальная свобода и самостоятельность личности;

3. Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;

4. Осведомленность граждан о деятельности государства и общества;

5. Свобода формирования общественного мнения;

6. Справедливость законов и неукоснительность их исполнения.

Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.

Феномен социального пространства является предметом исследования многих социологов прошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научного подхода социальных проблем.

В обществе по мере его развития накапливаются различные проблемы и сложности, связанные с положением каждого индивидуума.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом.

Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства.

Люди начинают неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы.

Кроме того, многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления.

В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы, как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание.

Для определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные характеристики современного общества.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в обществе (см. Табл. 1).

Таблица 1.

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Номинальные параметры

Ранговые параметры

Пол

Образование

Раса

Доход (заработная плата)

Этническая принадлежность

Богатство (наследство или накопление)

Вероисповедание

Престиж

Место жительства

Власть

Политическая ориентация

Происхождение

Язык

Возраст

Представленные выше параметры могут быть отнесены как к отдельному индивиду, так и к каждой социальной группе.

Совокупность этих параметров и будет определять место индивида или группы в социальной структуре.

Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшим характеристикам социальной структуры — гетерогенности и неравенству.

Гетерогенность.

Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре.

Например, нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек исповедывающий иное религиозное учение.

Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества.

Несмотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.

Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.

Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства.

Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие более сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей.

Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат преимущества входе обмена социальными ценностями.

Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства.

Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

Следующим формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена.

Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей.

Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы.

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

3.1 ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство.

С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляется народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Некоторые авторы считают, что государство и общество следует рассматривать не как некие противостоящие сущности, на как различные принципы организации. Так, под государством понимается организованная по принципам верховной власти и господства сфера социальной системы, которая принимает обязательные для других сфер решения и обладает привилегией на указанное принуждение.

Под обществом же понимается не синтез всех нормативных систем, но все сферы социальной системы, не подлежащие организации по принципу верховной власти и господства — все области социальной системы, исключая политическую.

Общество не должно отождествляться с экономикой как своей подсистемой; оно включает также культурную, религиозную, социальную системы, следовательно, и дуализм государства и общества может сводиться к дуализму государства и экономики.

Господство как функциональная характеристика государства по отношению ко всем остальным подсистемам общества позволяет не только выделять господство из всех составляющих социальной системы, но и соотнести его доминантное положение с иерархией и взаимодействием остальных подсистем. Так, необходимо отметить, что общество — это система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм.

В свою очередь, гражданское общество — это система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития. Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, то есть обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимыми от государства, но взаимодействующими с ним.

Под государством, как уже отмечалось выше, понимается всеобъемлющая политико-территориальная организация общества, выражающая интересы всех его социальных групп и служащих глобальным средством управления по отношению к этому обществу, оно возникает в результате естественноисторического развития.

Государство обладает монополией, на принуждении всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. Государство выполняет определенные функции — внутренние и внешние. Для их выполнения у государства имеется определенный механизм, который представляет собой комплекс специальных органов и учреждений. Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

  • государство и гражданское общество — совпадающие социальные

системы;

  • государство и гражданское общество — разные социальные системы;
  • государство выполняет служебную роль по отношению к гражданскому обществу.

Следует отметить, что и государство и общество функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека — и это, на мой взгляд, главный объединяющий фактор.

3.2 ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА

В России за все годы независимости так и не был разработан общий план реформирования общества на демократических принципах, перехода к гражданскому обществу, о котором так много говорят как правовики, так и политологи, на мой взгляд, не произошло. Причинами этого являются те факторы, что не определены черты, по которому обществу следует идти.

Может быть, уже через несколько лет, Россия, возглавляемая новым Президентом, сможет найти свой путь развития гражданского общества. Сегодня же главная беда нашего народа — это то, что он не видит выхода из материального неблагополучия. Тем не менее, время идет, жизнь в государстве стабилизируется, общество будет придерживаться тех демократических социальных стандартов, по которым уже живет большинство. Анализируя все выше изложенное, необходимо отметить, что именно в сложное переходное время, когда речь идет о кардинальных изменениях и в структуре государства и в структуре общества, роль государства и государственного механизма должна быть максимально увеличена. Нам всем давно пора отказаться от взгляда на государство как на аппарат насилия и эксплуатации, а признать его как механизм, работающий на удовлетворение потребностей каждого гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав научную правовую литературу, я пришел к выводу, что государство и общество — это два понятия, которые неотделимы друг от друга.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающаяего единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.

Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Таким образом, в своей работе я проанализировал основные понятия «государство», «общество», «гражданское общество»; функции, структуру и роль этих понятий.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств.

Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Таким образом, я пришел к выводу, что государство и общество соотносятся друг с другом, тесно взаимодействуют, не могут существовать друг без друга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/obschestvo-i-gosudarstvopo-pravovedeniyu/

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г.).

М., 2012.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.

3. Замбовский Б.К. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально-политические науки. — 1991. — №6.

4. Матузов Н.И. Право и личность // Общая теория права. — Н.Новгород, 1993.

5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: ведение.

6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М: Норма, 2001.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало-М, 2001.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002.

9. Теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2002.

10. Теория государства и права. Отв. ред.В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2004.

11. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

12. Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. стр.96-105

13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., Лань, 2000.

14. Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. — М., 1990.

15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.