Международно-правовое регулирование рыболовства

3. уведомляли другие Стороны о месте проведения любых перегрузок рыбы и рыбопродукции на транспортные суда за 24 часа до такой перегрузки.

Каждая Сторона может принудительно обеспечивать выполнение положений настоящей Конвенции в пределах Конвенционного Района в соответствии со следующим:

  • каждая Сторона соглашается на подъем на борт и инспектирование рыболовных судов под ее флагом, находящихся в Конвенционном Районе, должным образом уполномоченными должностными лицами любой другой Стороны для проверки соблюдения настоящей Конвенции или принятых согласно ей мер;
  • такие должностные лица могут инспектировать судно (кроме помещений для экипажа и машинного отделения), улов, орудие лова и соответствующую документацию и промысловые журналы, а также опрашивать капитана, тралмастера и других официальных лиц на борту;

— при проведении инспектирования такие должностные лица предъявляют полномочия, выданные их Правительствами, до минимума сокращают вмешательство и причинение неудобств для операций судна, осуществляемых согласно настоящей Конвенции, и следуют процедурам, изложенным в руководстве, принятом Ежегодной Конференцией.

В случаях нарушения этих положений Сторона государства флага незамедлительно уведомляется о предполагаемых нарушениях. Сторона государства флага принимает надлежащие меры в соответствии со своими национальными законами и правилами, включая быстрое расследование. Сторона государства флага приказывает этому судну прекратить операции, осуществляемые в нарушение настоящей Конвенции или принятых согласно ей мер, и в надлежащих случаях приказывает судну немедленно покинуть Конвенционный Район;

Эти же меры применяются в любом случае, когда рыболовное судно:

  • вело промысел минтая иной, чем разрешенный экспериментальный промысел в Конвенционном Районе в какой-либо год: в котором ДУД равен нулю;
  • когда промысел минтая не разрешен согласно положениям настоящей Конвенции;
  • после того, как общий вылов минтая Стороной рыболовного судна достиг ИНК этой Стороны;
  • действовало в Конвенционном Районе без специального разрешения Стороны государства флага;

— действовало в Конвенционном Районе без наблюдателя или без действующего спутникового трансмиттера для установления местонахождения в реальном масштабе времени при обстоятельствах, изложенных в руководстве, принятом Ежегодной Конференцией, а Сторона государства флага не в состоянии взять под непосредственный контроль работу рыболовного судна или иным образом нести ответственность за нее, должностные лица проверяющей Стороны могут продолжать пребывание на борту в соответствии с указанным выше пунктом 6 до тех пор, пока должностные лица Стороны государства флага не поднимутся на борт рыболовного судна или Сторона государства флага иным образом выполнит свою обязанность в отношении работы этого рыболовного судна. При таких обстоятельствах заинтересованные Стороны сотрудничают для обеспечения полного соблюдения настоящей Конвенции и мер по сохранению и управлению, принятых согласно ей. В частности, заинтересованные Стороны проводят консультации и принимают такие практические шаги, которые могут быть необходимы для обеспечения такого соблюдения.

3 стр., 1352 слов

Киотская конвенция

... в той степени, в которой Конвенция предоставляет права и налагает обязанности на государства-участники такого Союза, являющиеся Договаривающимися Сторонами настоящей Конвенции. В этом случае, государства-участники такого Союза не правомочны ...

Проводить судебное разбирательство правонарушения и налагать за него наказания могут только власти Стороны государства флага. Свидетельства, необходимые для установления правонарушения, в той степени, в которой это находится под контролем какой-либо из Сторон, предоставляются согласно соответствующим законам и правилам Сторон по возможности незамедлительно Стороне, имеющей юрисдикцию на проведение судебного разбирательства правонарушения, и учитываются, а также надлежащим образом используются соответствующими властями этой Стороны. Стороны согласны привлекать внимание любой не участвующей в настоящей Конвенции стороны к любому вопросу, относящемуся к рыболовным операциям ее граждан, жителей или судов под ее флагом, которые могли бы неблагоприятно отразиться на достижении целей настоящей Конвенции. Стороны в соответствии с международным правом поощряют любую неучаствующую сторону уважать положения настоящей Конвенции и любые принятые согласно ей меры по сохранению и управлению. Если промысел минтая гражданами, жителями или судами любой неучаствующей стороны может неблагоприятно отразиться на достижении целей настоящей Конвенции, Стороны принимают индивидуально или коллективно меры в соответствии с международным правом, которые они считают необходимыми и подходящими для предотвращения таких промысловых операций.

Глава II. Взаимосвязь международно-правовых, административных и экономических мер регулирования рыболовства

2.1 Правовой режим управления отдельными видами морских живых ресурсов

Рассмотрим нормы Конвенции 1982 г. и других международных договоров, а также положения российского законодательства, которыми урегулировано сохранение и использование отдельных видов морских живых ресурсов, ареалы обитания которых распространяются на морские пространства с различными международно-правовыми режимами.

В первую очередь внимание следует уделить анализу сохранения и управления трансзональными и трансграничными рыбными запасами и запасами далеко мигрирующих рыб.

Конвенция 1982 г. закрепила общий механизм сохранения и использования указанных видов морских живых ресурсов. В основе данного механизма лежит сотрудничество государств, осуществляемое как напрямую, так и при посредничестве международных региональных и субрегиональных организаций.

Вместе с тем, Конвенция 1982 г. не содержит детального регулирования сохранения и использования рассматриваемых видов морских живых ресурсов.

После принятия Конвенции 1982 г. ряд государств (Чили, Аргентина, Канада), заинтересованные в сохранении и использовании трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, пытались решить данную проблему путем распространения в той или иной форме юрисдикции в отношении рыболовства в районах открытого моря, прилегающих к их исключительным экономическим зонам, что не соответствовало Конвенции 1982 г. В ходе целого ряда международных конференций выражалась озабоченность названными действиями и указывалось на необходимость разработки международного договора, регулирующего вопросы сохранения рассматриваемых морских живых ресурсов и управления ими.

6 стр., 2705 слов

Контрольная работа: Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения ...

... и предотвращения загрязнения моря с судов. Основная форма деятельности ИМО – разработка рекомендаций, которые принимаются в форме резолюций Ассамблеи ИМО, а также разработка проектов конвенций по вопросам мореплавания, судостроения, охраны морской ...

Таким международным договором стало Соглашение 1995 г. — важнейший международно-правовой источник регулирования сохранения отдельных видов морских живых ресурсов и управления ими.

Соглашение 1995 г. детально регулирует права и обязанности прибрежных государств и государств, ведущих промысел трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб в открытом море, закрепляет принципы сохранения таких ресурсов и управления ими, а также юридическое содержание концепции «осторожного подхода».

Данный международный договор обуславливает возможность ведения государством промысла рассматриваемых живых ресурсов в районе, где действует международная организация или договоренность, компетентные вводить меры по сохранению запасов таких ресурсов и управлению ими, членством в такой организации или участием в договоренности или согласием с принятыми ими мерами.

Соглашение 1995 г. регулирует вопросы промысла трансграничных рыбных запасов в районах открытого моря, окруженных со всех сторон исключительной экономической зоной одного государства (т.н. анклавы открытого моря).

В рамках реализации этих положений Соглашения 1995 г. правительства России и ГИТА заключили в 1996 г. Соглашение о сохранении трансграничных рыбных запасов в центральной части Охотского моря 1996 г.

Представляется, что Соглашение 1995 г. может выступать ориентиром для разработки международных договоров, регулирующих сохранение и использование отдельных видов морских живых ресурсов.

Далее следует упомянуть вопрос о регулировании сохранения и эксплуатации анадромных и катадромных видов рыб в Конвенции 1982 г. и ряде других международных договоров.

Биологическая особенность анадромных видов рыб состоит в том, что они рождаются в пресных водоемах прибрежных государств, большую часть жизни проводят в водах Мирового океана и затем возвращаются на нерест в водоем своего рождения. Возврат на нерест происходит всегда в одни и те же сжатые сроки, что делает анадромные виды рыб в этот период легко доступными для промысла.

Огромное значение для воспроизводства анадромных видов рыб имеет состояние водоемов, куда они возвращаются на нерест. Государство, на чьей территории находятся такие водоемы (государство происхождения), зачастую вынуждено нести большие финансовые затраты, связанные с поддержанием этих водоемов в том состоянии, которое необходимо для нормального нереста.

Конвенция 1982 г. возлагает основную ответственность за сохранение запасов анадромных видов рыб на государство происхождения. Государство происхождения определяет порядок их промысла. Аналогичная роль отведена Конвенцией 1982 г. прибрежному государству, в чьих водах катадромные виды рыб проводят большую часть жизни. Интересы данных государств защищены запретом на промысел данных видов морских живых ресурсов в открытом море.

12 стр., 5865 слов

Правовой статус внутренних морских вод

... правовой режим морских пространств. На правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой. 1. Внутренние воды – вид морских ... правилах морского рыб­ного промысла в территориальных водах Приамурского ... морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориаль­ном море и прилежащей зоне; об открытом море; о кон­тинентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов ...

Все остальные государства, включая государства, через чьи исключительные экономические зоны мигрируют запасы анадромных и катадромных видов рыб, имеют возможность участвовать в их промысле только в соответствии с соглашением, предварительно заключенным с названными государствами.

В российское законодательство в целом были должным образом имплементированы нормы международного права в отношении сохранения морских живых ресурсов и управления ими.

Урегулированы вопросы сохранения и использования живых ресурсов в водах, на которые распространяется суверенитет или юрисдикция России.

Законодательно подтвержден принцип свободы рыболовства в открытом море. Промысел живых ресурсов в районах открытого моря, где действуют международные договоры, в которых участвует Россия, осуществляется в строгом соответствии с ними. Ограничен промысел анадромных видов рыб, трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб в открытом море.

В целом, вступление в силу Закона «О рыболовстве» позитивно отразитлось на развитии правого регулирования сохранения и использования российских морских живых ресурсов и послужить стимулом для роста инвестиций в отечественную рыбопромысловую промышленность.

К недостаткам принятого Закона «О рыболовстве» можно отнести отсутствие положений, детально регламентирующих права и обязанности российских граждан и организаций в отношении промысла морских живых ресурсов.

Закон «О рыболовстве» закрепил, что подавляющее большинство вопросов, связанных с сохранением и использованием российских морских живых ресурсов, будут урегулированы нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Иными словами, данный закон определяет направления дальнейшей разработки нормативно-правового регулирования в области рыболовства и предназначен в большей степени для названных органов власти, а не для российских граждан и организаций, заинтересованных в осуществлении рыболовства.

Кроме того, в законе отсутствуют положения, регулирующие сохранение и использование морских млекопитающих, как отдельного вида морских живых ресурсов, не закреплен запрет на промысел катадромных видов рыб в открытом море. Также, данный закон не указывает на необходимость сотрудничества с государствами, через чьи исключительные экономические зоны мигрируют запасы анадромных видов рыб, образующиеся в водоемах России.

Конвенция 1982 г. затрагивает также вопрос международно-правового регулирования сохранения и использования морских млекопитающих. Из положений Конвенции 1982 г. следует, что в основу международно-правового режима управления морскими млекопитающими заложена необходимость обеспечить их сохранение. С этой целью прибрежное государство и компетентная международная организация наделены правом запрещать промысел морских млекопитающих в водах под своей юрисдикцией и в открытом море, соответственно.

В настоящее время такой компетентной международной организацией признается Международная китобойная комиссия, созданная в соответствии с Международной конвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г.

Помимо Конвенции 1982 г. вопросы сохранения и использования отдельных видов морских млекопитающих урегулированы рядом других международных соглашений: Международной конвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г., Временной конвенцией о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г. и Конвенцией о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. Проведенный анализ этих соглашений позволяет прийти к выводу, что в целом они соответствуют Конвенции 1982 г.

10 стр., 4655 слов

Воздушное пространство Российской Федерации: понятие и правовая характеристика

... исследования правового статуса суверенного воздушного как важнейшей части государственной территории. 2. Правовой статус воздушного Российской Федерации Правовое положение воздушного как ... юридического порядка или, иначе, «пространство, в пределах которого, согласно общему ... воздушное (Хазелтайн (Hazeltine) и Вестлэйк (Westlake) напротив отрицали аналогию с морским правом, полагая, что воздушное ...

Вместе с тем, указанные международные договоры допускают промысел морских млекопитающих в научных, музейных и иных подобных целях. Такой промысел зачастую служит ширмой для промышленного промысла, что не отвечает закрепленной в Конвенции 1982 г. задаче сохранения морских млекопитающих.

2.2 Квотирование как мера регулирования морского рыболовства

Практическая реализация международных соглашений в области рыболовства может быть осуществлена различными административными и экономическими мерами. Одной из мер, равно относимых к тем и другим, выступает квотирование.

Морские живые ресурсы составляют традиционный компонент обеспечения продовольственной безопасности России, основу жизни и источник занятости значительной части населения приморских субъектов Российской Федерации.

При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечивается их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.

В настоящее время ряд запасов живых ресурсов в морских районах под суверенитетом и юрисдикцией России подорваны по причине загрязнения среды обитания, перелова или в силу иных причин. Требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов.

В соответствии с международным правом, и в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и другими международными договорами, Россия имеет права и несет обязанности по сохранению морских живых ресурсов, управлению ими и рациональному использованию в морских районах под ее суверенитетом и юрисдикцией, а также за пределами этих районов.

Действующая в настоящее время схема наделения лимитами вылова морских живых ресурсов претендентов на ресурсопользование различных форм собственности осуществляется через многоступенчатую переработку исходных материалов.

В настоящее время в соответствии с проектом Федерального Закона «О рыболовстве» (ст. 22) порядок распределения квот на вылов морских живых ресурсов определяется Положением, разрабатываемым бассейновыми рыбохозяйственными советами и утверждается руководителем федерального органа по рыболовству. (Указанное Положение должно соответствовать данному Федеральному Закону).

Бассейновый рыбохозяйственный совет, в свою очередь, является высшим органом, определяющим содержание бассейнового плана государственного управления морскими живыми ресурсами, а также решающим вопросы реализации бассейновых планов, в том числе по распределению квот вылова морских живых ресурсов.

Право на использование морских живых ресурсов (МЖР).

Право на использование морских живых ресурсов предоставляется юридическим и физическим лицам (далее — пользователи), внесенным в реестр пользователей МЖР субъекта Российской Федерации, который составляет и ведет комитет рыбного хозяйства администрации данного субъекта. Реестр пользователей МЖР ежегодно утверждается и координируется на заседании бассейнового рыбохозяйтсвенного совета (БРХС).

12 стр., 5529 слов

Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел ...

... разрешительной системы Российской Федерации; Изучить разрешительное производство; Рассмотреть лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел в отношении оружия. 1. Лицензионно-разрешительная система 1 Понятие лицензионно-разрешительной системы государства Разрешительная ... к определенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста по таможенному оформлению), квота и так ...

Классификация пользователей морских живых ресурсов. Пользователи морских живых ресурсов, включенные в реестр, делятся на три группы:

  • Первая группа — пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие промысел с использованием рыбопромысловых судов в пределах внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.

— Вторая группа — пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие прибрежное рыболовство на рыбопромысловых участках, в пределах внутренних морских вод и территориального моря подзоны региона пассивными орудиями лова и (или) с применением маломерных судов.

  • Третья группа — пользователи морских живых ресурсов, осуществляющие рыболовство в континентальных (пресноводных) водоемах субъекта Российской Федерации.

Квоты на вылов морских живых ресурсов для первой группы пользователей утверждаются приказом Государственного Комитета Российской Федерации по Рыболовству (Госкомрыболовство) по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций БРХС.

Квоты на вылов для второй группы пользователей по каждому объекту утверждаются приказом Госкомрыболовства отдельной строкой «Прибрежное рыболовство» по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций БРХС. Распределение квот между предприятиями прибрежного рыболовства утверждаются администрацией субъекта Российской Федерации и направляются в Бассейновое Управление по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства (в Приморском крае — «Приморрыбвод»).

Квоты на вылов для третьей группы пользователей по каждому объекту утверждаются приказом управления «Приморрыбвод» по представлению администрации субъекта Российской Федерации на основании рекомендаций научно-промыслового совета по пресноводным водоемам при БРХС.

Порядок распределения ОДУ морских живых ресурсов Выделение квот вылова морских живых ресурсов между физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее — пользователи) осуществляется Госкомрыболовством.

Выделение квот вылова в водах России иностранным физическим и юридическим лицам осуществляется Госкомрыболовством на условиях и в порядке, определяемыми межправительственными соглашениями, иными договоренностями, решениями Правительства Российской Федерации или по его поручению — Госкомрыболовством.

Общие допустимые уловы морских живых ресурсов во внутренних водоемах, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации утверждаются Госкомрыболовством и Минприроды России на каждый календарный год по районам промысла и видам морских живых ресурсов на основе научно обоснованных прогнозов состояния их запасов, которые разрабатываются научно — исследовательскими институтами и проходят экспертизу в Межведомственной ихтиологической комиссии в установленном порядке.

При определении ОДУ в открытой части Мирового океана, районах действия международных соглашений по рыболовству и в зонах юрисдикции иностранных государств в обязательном порядке учитываются условия соответствующих международных соглашений, решения международных комиссий и иные международные договоренности.

4 стр., 1992 слов

«ВМФ России (Военно-морской флот Российской Федерации)» статья по обж

... корабли тоже могут совершать выходы в Мировой океан, но лишь в условиях глобального мира, для осуществления экспедиционных операций против заведомо более слабого противника. Выводы. Военно-морской флот Российской Федерации ...

Распределение ОДУ между пользователями осуществляется с учетом первоочередного обеспечения обязательств Российской Федерации по межправительственным соглашениям, решениям Правительства Российской Федерации и иным договоренностям, научных исследований, работ по воспроизводству и охране морских живых ресурсов, финансирования аварийно — спасательной службы. Объемы вылова для перечисленных выше целей определяются Госкомрыболовством и исключаются из ОДУ, подлежащих распределению между региональными рыбохозяйственными комплексами.

Распределение между пользователями части ОДУ, предназначенной для обеспечения обязательств Российской Федерации по межправительственным соглашениям, решениям Правительства Российской Федерации, научных исследований, работ по охране и воспроизводству морских живых ресурсов, финансирования аварийно-спасательных работ, а также ОДУ в открытой части Мирового океана и зонах иностранных государств осуществляется в порядке, определяемом Комитетом.

Разработка предложений по распределению ОДУ на региональные квоты для региональных рыбохозяйственных комплексов осуществляется Дальневосточным, Северным, Беломорским, Балтийским, Азово-Черноморским и Каспийским научно — промысловыми советами, которые формируются Госкомрыболовством из представителей заинтересованных Министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, других организаций.

Деятельность региональных научно-промысловых советов осуществляется в соответствии с Положением о бассейновом научно-промысловом совете, утверждаемом Госкомрыболовством.

Разработка предложений по распределению между пользователями региональных квот осуществляется соответствующими республиканскими, краевыми, областными рыбохозяйственными советами.

Бассейновые рыбохозяйственные советы формируются из представителей органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, бассейновых органов рыбоохраны, научных и рыбохозяйственных организаций, органов охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Составы бассейновых рыбохозяйственных советов и их председатели утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Госкомрыболовством.

Деятельность бассейновых рыбохозяйственных советов осуществляется в соответствии с Положением о бассейновом рыбохозяйственном совете, утверждаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Госкомрыболовством.

Порядок подачи и рассмотрения заявок на выделение морских живых ресурсов

Заявки на выделение квот вылова морских живых ресурсов представляются как отдельными юридическими и физическими лицами, так и ассоциациями, союзами и другими объединениями предприятий юридических и физических лиц, в Уставе которых эта представительская функция предусмотрена.

Бассейновые рыбохозяйственные советы разрабатывают обобщенные заявки на выделение региональных квот и представляют их в Рабочую группу соответствующего регионального научно-промыслового совета и Госкомрыболовство не позднее 1 октября предшествующего года.

Региональные научно-промысловые советы не позднее 1 ноября предшествующего года разрабатывают предложения по распределению ОДУ на региональные квоты между региональными рыбохозяйственными комплексами и представляют их на утверждение Госкомрыболовству.

17 стр., 8233 слов

Международное морское право

... Конвенции о рыболовстве не выдержали испытания практикой и временем, равно как и появление новых проблем требовали продолжения работы по кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. Эту ... море и прилежащей зоне, Конвенция о континентальном шельфе и Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке ...

Распределение ОДУ между региональными рыбохозяйственными комплексами осуществляется региональным научно-промысловым советом с учетом фактического освоения ими региональных квот вылова морских живых ресурсов в предыдущие годы, наличия рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих мощностей, а также утвержденных Правительством Российской Федерации региональных программ развития рыбной отрасли.

Госкомрыболовство рассматривает представленные предложения, утверждает их и не позднее 15 ноября предшествующего года информирует об этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Бассейновые рыбохозяйственные советы разрабатывают предложения по распределению региональных квот вылова морских живых ресурсов между пользователями всех форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и представляют их органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации с последующим направлением в Госкомрыболовство для утверждения.

К рассмотрению принимаются заявки на пользование морскими живыми ресурсами от юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации и имеющих лицензию на рыбопромысловую деятельность.

Юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, не имеющие собственного (арендованного) рыбопромыслового флота, могут подавать заявки на выделение морских живых ресурсов только для ведения прибрежного промысла в границах рыбопромысловых участков или промысла во внутренних водоемах.

Предприятия, не внесенные в реестр рыбохозяйственных организаций в комитете по рыбной промышленности администрации субъекта Российской Федерации и подающие заявки впервые, представляют лицензию на рыбопромысловую деятельность (промышленное рыболовство, промышленное рыбоводство), копии учредительных документов; устава предприятия, документа, подтверждающего государственную регистрацию предприятия. Владельцы судов представляют копии свидетельств о праве собственности на суда.

Что касается научно-исследовательских организаций, то они согласуют с администрацией субъекта Российской Федерации все планируемые экспедиционные исследования и контрольный лов сидячих и малоподвижных объектов промысла, а программы работ должны проходить экологическую экспертизу в Комитете Природы субъекта РФ с участием спецморинспекции субъекта Российской Федерации.

Заявки не принимаются от пользователей, допустивших грубые нарушения правил рыболовства и охраны природы за период, предшествующий заявочной компании.

При прочих равных условиях преимущественное право на использование морских живых ресурсов предоставляется внесенным в реестр пользователям:

  • Первоочередного обеспечения потребностей нужд личного потребления и возрождения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
  • Традиционности промысла с учетом обеспечения социально — экономических интересов населения, для которого рыболовство является традиционной сферой деятельности.
  • Имеющим добывающий флот (или соответствующих береговых добывающих мощностей), включая суда, приобретенные с разрешения Комитета по бербоут-чартеру, находящихся в технически исправном состоянии.
  • Участвующим в финансировании научных исследований, охраны и воспроизводства рыбных запасов, аварийно — спасательного флота.
  • Принимающим задания по поставкам рыбной продукции в федеральные фонды и их выполнение в объемах, установленных Правительством Российской Федерации.
  • Освоившим квоты вылова, выделенных в предыдущем году, при соблюдении правил рыболовства, в том числе своевременного представления достоверной отчетности в установленном порядке.
  • Обеспечивающим бесплатное прохождение учебной и производственной практики курсантов и студентов, включая педагогический состав, высших и средних учебных заведений рыбной отрасли.

Право использования морских живых ресурсов может быть не предоставлено предприятию в случае недостаточности выделяемых для региона квот на вылов морских живых ресурсов. В этом случае предпочтение в выделении квот на морские живые ресурсы отдается традиционным пользователям (занимающимся промыслом морских живых ресурсов не менее трех лет), имеющим наибольшие коэффициенты государственной эффективности использования морских живых ресурсов.

12 стр., 5576 слов

НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... видом деятельности. "Нотариат, - говорится в ст.1 Основ законодательства о нотариате,- в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту ... юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только ...

Объем выделенной квоты определяется с учетом фактической производственной мощности собственного добывающего флота (или береговых добывающих мощностей), включая мощности судов, приобретенных с разрешения Госкомрыболовства по бербоут-чартеру.

В случае неполного освоения выделенных квот в течение последних трех лет объем выделяемой на очередной год квоты определяется с учетом фактического освоения ранее выделявшихся квот.

Для гарантированного обеспечения сырьем береговых перерабатывающих мощностей выделяются «сблокированные квоты», то есть совместные квоты для добывающих и перерабатывающих предприятий.

В освоенных районах территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации квоты выделяются только для рыбопромысловых судов под российским флагом, находящихся в собственности российских судовладельцев, за исключением случаев, предусмотренных межправительственными соглашениями, решениями Правительства или иными договоренностями.

В случае возникновения разногласий между юридическими и физическими лицами по вопросам распределения квот вылова морских живых ресурсов Госкомрыболовство принимает окончательное решение, которое может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.

В случае неудовлетворительного освоения ОДУ отдельных видов морских живых ресурсов Госкомрыболовством устанавливается «олимпийская» система промысла в счет ОДУ или региональной квоты с отменой индивидуальных квот пользователей.

Перераспределение промышленных квот. Перераспределение промышленных квот морских живых ресурсов между пользователями региона производится бассейновым рыбохозяйственным советом на основании предложений рабочей группы с немедленным уведомлением и последующим представлением протокола заседания БРХС или его рабочей группы в Госкомрыболовство, в Бассейновое Управление по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства, соответствующее управление рыбвода, контролирующего район промысла, в котором производится перераспределение, рабочую группу регионального научно-промыслового совета и в региональный информационный центр.

Основанием для перераспределения квот на морские живые ресурсы между пользователями являются:

  • отказ пользователя квот морских живых ресурсов от их освоения;
  • взаимная договоренность пользователей морских живых ресурсов на перераспределение квот между предприятиями;
  • изменение состава добывающего флота или других средств для промысла у пользователя морских живых ресурсов;
  • лишение пользователя квот на вылов морских живых ресурсов или лицензии на промышленное рыболовство в установленном порядке;
  • неспособность пользователя морских живых ресурсов освоить выделенные квоты;
  • допущенные нарушения правил рыболовства или непредоставление, а также искажение оперативной и статистической информации о промысловой и производственно-хозяйственной деятельности.

Выдача разрешений на промысел. Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов пользователям первой группы производится соответствующим управлением Бассейнового Управления по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании квот, утверждаемых приказом Госкомрыболовства по распределению промышленных квот вылова морских живых ресурсов между предприятиями в региональном промысловом бассейне на соответствующий год, а также в соответствии с произведенными перераспределениями.

Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов для пользователей второй группы производится Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании объемов, указанных в строке «Прибрежное рыболовство» приказа Госкомрыболовства об утверждении промышленных квот вылова морских живых ресурсов по предприятиям в региональном промысловом бассейне на соответствующий год и письменного уведомления администрации субъекта Российской Федерации о выделенных пользователю квотах, а также в соответствии с произведенными перераспределениями.

Выдача разрешений на промысел морских живых ресурсов для пользователей третьей группы производится Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства на основании объемов, указанных в приказе Бассейнового Управления по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства об утверждении промышленных квот вылова морских живых ресурсов по предприятиям субъекта РФ.

Прекращение или приостановление прав на пользование морскими живыми ресурсами осуществляется Госкомрыболовством или Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства по следующим основаниям:

  • добровольный отказ пользователя от промысла морскими живыми ресурсами;
  • истечение срока действия лицензии на промышленное рыболовство в части добычи рыбы, других водных животных и растений;
  • истечение срок действия разрешения на добычу морских живых ресурсов;
  • допущение грубого нарушения Правил рыболовства и охраны морских живых ресурсов в течение календарного года или превышение выделенных квот добычи морских живых ресурсов;
  • отсутствие на судах пользователя технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле морских живых ресурсов;
  • неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды;
  • непредоставление или искажение установленной отчетности;
  • самовольная передача (продажа) квот добычи морских живых ресурсов;
  • списание или продажа промыслового флота;
  • неиспользование рыбопромысловых участков в течение двух лет с момента закрепления их за пользователем.

Восстановление прав на пользование морскими живыми ресурсами производится Госкомрыболовством или Бассейновым Управлением по Охране и Воспроизводству Рыбных Запасов и Регулированию Рыболовства после устранения пользователем причин, приведших к прекращению прав на пользование морскими живыми ресурсами.

Глава III. Соотношение международного и российского права в вопросах рыболовства и основные предложения по совершенствованию международно-правового регулирования морского рыболовства

3.1 Основные проблемы соотношения национального и международного права в вопросах регулирования рыболовства

Развитие мирового морского рыболовства связано с комплексом сложных международно-правовых проблем. Одна из них заключается в установлении пределов, до которых в море распространяется юрисдикция прибрежного государства. В отличие от суши, где решение подобных вопросов обычно ограничено территорией страны, определение границ юрисдикции в области рыболовства зачастую сопровождается претензиями государства на воды открытого моря, оспариваемыми другими государствами.

Другая, не менее сложная проблема касается рационального использования рыбных ресурсов Мирового океана с таким расчетом, чтобы обеспечивалось их нормальное воспроизводство. В конвенции ООН по морскому праву 1982 г., хотя и провозглашается свобода рыболовства, однако подчеркивается, что все государства осуществляют свободу открытого моря, разумно учитывая заинтересованность других государств в пользовании ею (ст.87).

Промысел живых морских ресурсов за пределами территориальных вод, основывающийся, как известно, на принципе свободы рыболовства, является одной из составных частей свободы открытого моря.

Принцип свободы рыболовства предоставляет гражданам и организациям всех государств, право пользования на не дискриминационной основе биологическими ресурсами моря и ни одно государство не вправе претендовать на монопольное ведение морских промыслов и препятствовать, гражданам других государств заниматься ими в любой части открытого моря.

В этой связи принцип свободы рыболовства не означает, что государства могут заниматься промыслом живых ресурсов без каких-либо ограничений во времени, пространстве, методах и объеме их вылова. Как и любая свобода, свобода морских промыслов не может быть неограниченной и должна быть предметом регламентации с тем, чтобы обеспечить пользование этой свободой в интересах всего международного сообщества. Здесь задача состоит в том, чтобы найти сбалансированное, справедливое решение, отвечающее интересам всех государств, ведущих промысел в открытом море. Поиск такого решения и сбалансированного сочетания принципа свободы открытого моря с теми ограничениями, которые являются необходимыми в целях сохранения живых ресурсов моря в интересах всех заинтересованных государств, явился важнейшей задачей III-й Конференции ООН по морскому праву 1982 г.

В настоящее время в связи с большими техническими достижениями в области поиска, добычи и обработки рыбы и как результат -высокой интенсивностью промысла в некоторых районах Мирового океана наблюдается так называемый «перелов» живых ресурсов. Теория неисчерпаемости биологических ресурсов моря, господствующая вплоть до начала XX в., полностью опровергнута действительностью, и человечество столкнулось с необходимостью регулирования морских промыслов. В этом плане, по мнению автора, большое значение приобрело сотрудничество государств, направленное на рациональное ведение лова, поддержание и увеличение биомассы Мирового океана. Возросла роль международно-правового регулирования рыболовства, повысилась активность межправительственных организаций в регулировании морского промысла, расширились их полномочия по обеспечению нормального воспроизводства рыбных запасов и поддержанию их на устойчивом уровне.

Можно дать определение понятия регулирования морского рыболовства, под которым понимается согласованная между государствами система мер, направленная на сохранение живых морских ресурсов, их воспроизводство и поддержание на уровне максимально устойчивых выловов. Без сотрудничества государств в области регулирования морских промыслов был бы немыслим сам принцип свободы рыболовства, а его содержание теряло бы всякий смысл и значение.

Развитие научно-технического прогресса опровергло сохранявшееся до середины прошлого (XX) века мнение о неисчерпаемости живых морских ресурсов. Рыбные ресурсы некоторых районов Мирового океана в силу своей общедоступности и достаточно высокой рентабельности эксплуатации первыми оказались на грани уничтожения. Кроме того, бурное развитие морского рыболовства и судоходства в XX веке породило всплеск экологических катастроф во многих акваториях Мирового океана.

Рыболовная отрасль ныне столкнулась с противоречием между растущими потребностями людей в рыбе и морепродуктах и невозможностью гидросферы обеспечить эти потребности. В этой связи отдельные государства, все международное сообщество переходит к так называемому устойчивому развитию мирового рыболовства, которое предполагает восстановление естественных экосистем гидросферы до уровня, гарантирующего стабильность естественного плодородия океана. Систему понятий, категорий и определений, относящихся к проблемам устойчивого развития, внесли документы конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, а в России — Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»‘ от 01.04.96 N 440, утвердивший правительственную «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

НТР в области морского рыболовства явилась «одним из важных факторов, приводящих все большему усложнению межгосударственных отношений, возрастанию роли международного права в их регулировании».

Для многих прибрежных государств рыболовство, как известно, является основным видом деятельности в морских прибрежных районах. Понятно, что эти государства всячески стремятся защитить отечественный промысел от конкуренции со стороны иностранных рыболовных судов. Насущность этих проблем для большинства прибрежных государств, особенно развивающихся, стала одной из основных причин созыва и сравнительно успешного окончания работы III-й Конференции ООН по морскому праву.

Конвенция об открытом море 1958 г. (ст.2) устанавливает, что при осуществлении свободы рыболовства каждое государство должно разумно учитывать заинтересованность других государств в использовании открытого моря. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., дополняя это общее положение, подтвердила особую заинтересованность прибрежного государства и признала его право на принятие односторонних охранительных мер в любом районе открытого моря, примыкающем к его территориальному морю.

Наряду с обсуждением проблемы охраны рыбных ресурсов прибрежных районов на международных форумах шел процесс одностороннего расширения границ действия национальной юрисдикции за пределы территориальных вод, противоречащего нормам международного права. Наиболее характерным примером в этой связи является установление многими латиноамериканскими государствами 200-мильного «патримониального» моря или территориальных вод такой же ширины.

3.2 Управление в морском рыболовстве

Следует отметить важность управления в современном морском рыболовстве — от управления одним судном до выработки общей рыболовной политики государства. Это, в свою очередь, требует повышения уровня подготовки кадров на всех ступенях, управления, знания и применения норм международного рыболовного права.

Международное право не содержит четкого определения понятия управления морскими живыми ресурсами, которое включает широкий диапазон дефиниций, начиная от регулирования промысла (включая охрану живых морских ресурсов) и кончая распределением ресурсов между государствами. Автор приходит к выводу, что важной составляющей управления живыми морскими ресурсами является также определение величины максимально устойчивого вылова и общего допустимого улова (ОДУ) в экономической зоне. Для обеспечения сохранения морских биоресурсов одним из элементов управления является регулирование промысла, в частности, введение лицензирования, определение сезонов и районов промысла, а также видов, разрешенных для промысла и другие ограничители. И наконец, эффективное управление морскими биоресурсами предполагает международно-правовой контроль за существующими и создание новых адекватных институциональных структур.

Большой вклад в решение проблемы управления морским рыболовством внесло принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.; именно после принятия Конвенции ООН 1982 г. в юридической литературе нашел широкое употребление термин «управление» по отношению к морским живым ресурсам.

Все положения Конвенции ООН 1982 г. о регулировании и управлении морским рыболовством можно условно разделить на две большие группы:

А. Положения, направленные на установление баланса прав и обязанностей прибрежных и иных заинтересованных государств по эксплуатации живых ресурсов экономической зоны.

Б. Положения, направленные на создание основы для сотрудничества государств при осуществлении промысла за пределами экономических зон, в том числе направленные на защиту отдельных видов рыб во всем районе их миграции.

Вопросам управления и развития рыболовства была посвящена Всемирная Конференция ФАО в 1984 г. Стратегия в области управления и развития рыболовства, принятая на этой Конференции, понимается как основной «инструмент для правильного, стабильного развития рыболовства» (III п. 12).

Управление рыболовством является составной частью процесса развития. Стратегия управления рыболовством определила основные принципы, которые должны приниматься во внимание при переходе к рациональному управлению. В области управления и регулирования рыболовства большая роль отводится законодательству прибрежных государств. Именно эти государства в своих законодательных актах определяют режим рыболовных и экономических зон, учитывая имеющиеся в данной области договорные и обычные нормы.

Международно-правовые нормы, в свою очередь, складываются или вырабатываются с учетом законодательной практики отдельных государств, с выделением из нее самых рациональных и общепризнанных положений.

Частичное совпадение объекта международного и внутригосударственного права в сфере морского рыболовства с необходимостью породило проблему оптимального соотношения указанных правовых систем в данной области. Особую актуальность эта проблема получила в последние два десятилетия, когда в международном рыболовном праве произошло столкновение двух противоположных тенденций: увеличения регулятивной роли международного права и, с другой стороны, стремления прибрежных государств, с помощью национального законодательства обеспечить себе определенные преимущества при использовании морских живых ресурсов в прибрежных морских водах. В этой связи в работе рассмотрен вопрос о взаимодействии международного и внутригосударственного права при регулировании отношений в области морского рыболовства. При этом отмечается что, при взаимодействии двух указанных систем права первичным, основополагающим является влияние национальных норм на международно-правовые нормы. В международном морском и рыболовном праве довольно трудно разграничить сферы действия внутригосударственного и международного права по вопросам, связанным с определением правового режима морских пространств вообще и экономической зоны в частности. Сферы действия внутригосударственного и международного права по этим вопросам, не просто соприкасаются, они частично совпадают, причем грань между ними условна и подвижна .

Рассмотрев законодательство некоторых государств в области морского рыболовства, можно сказать: несмотря на то, что все государства-участники Конвенции ООН 1982 г. обязались привести свое внутригосударственное право в соответствие с обязательствами по международному праву, на практике многие государства не сделали этого. Более того, отдельные из государств, которые приняли новое законодательство, подошли к этому вопросу формально.

Законодательство и практика Российской Федерации по управлению морскими живыми ресурсами также ставит ряд вопросов юридического характера, которые требуют исследования с тем, чтобы выработать рекомендации для законодателей и практических работников правоприменительных органов и рыбной отрасли. Эти вопросы возникают, как правило, в связи с различным юридическим содержанием таких понятий, как «природные ресурсы», «живые ресурсы». «морские ресурсы» по российскому законодательству и международному праву. Кроме того, международно-правовые акты не содержат некоторых понятий, в частности, понятия права собственности на морские пространства и ресурсы, которое применяется в законодательстве Российской Федерации.

Сопоставляя нормы российского законодательства о морских биоресурсах с постановлениями Конвенции ООН 1982 г., можно увидеть, что понятие «природные ресурсы» по российскому законодательству шире, чем по Конвенции ООН 1982 г.

В то же время российском законодательстве наблюдается непоследовательность в восприятии конвенционного понятия «живые ресурсы». Это понятие, например, не используется в Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Данный закон, однако, содержит определения ряда понятий, применимых к морским живым ресурсам России. Так. согласно этому Закону, понятие «животный мир» означает »совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации. Это понятие включает в себя реки, озера, иные внутренние пресноводные объекты, внутренние морские воды, территориальное море России находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» (ст. 1).

Следующим важным вопросом российского законодательства в области морского рыболовства, вытекающим из сопоставления его с международным рыболовным правом, в частности, с положениями Конвенции ООН 1982 г., является вопрос о праве собственности на морские живые ресурсы.

Водный Кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г., принятый Федеральным Законом N 167-ФЗ, предусматривает в ст. 36 право собственности на: «внутренние морские воды Российской Федерации»: «территориальное море Российской Федерации», «водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб». Такое установление законодателем вещного права на морское пространство и водные объекты едва ли можно признать правомерным. Право собственности на морские пространства (в том числе право отчуждать такие пространства), установленного Водным кодексом Российской Федерации, явно несовместимо с постановлениями Конвенции ООН 1982 г.

Существующая в Российской Федерации государственная система управления водными биоресурсами включает в себя — поиск, изучение, мониторинг, управление, охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства и контроль за соблюдением рыбохо-зяйственного законодательства во внутренних водоемах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в конвенционных районах открытого моря и в экономических зонах иностранных государств. На основе детального анализа российской системы управления биоресурсами, в работе отмечается, что она базируется на таких принципах, как сохранение водных биоресурсов, рациональное использование водных биоресурсов в целях получения стабильных максимально допустимых уловов, единое государственное управление в области рыболовства, приоритет российских юридических и физических лиц и др.

Отраслевой орган управления морским рыболовством в Российской Федерации — Госкомитет по рыболовству представляет Россию в 12 международных организациях по рыболовству, где на основе научных данных российских ученых удается отстаивать стратегические интересы по сохранению и рациональному использованию рыбных ресурсов и продовольственной безопасности Российской Федерации.

Функционирование системы управления российским рыбопромышленным комплексом обеспечивают 17 отраслевых научно-исследовательских институтов. 18 учебных заведений. 26 бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, более 100 рыбоводных предприятий.

Анализ российского законодательства, касающегося управления морскими биоресурсами, привел автора к выводу о том. что государственная система управления биоресурсами должна состоять из следующих блоков:

  • определение общего допустимого улова;
  • распределение (продажа) квот вылова;
  • использование морских биоресурсов (промысел, переработка, реализация);
  • принятие решений относительно количества и типа судов (усилия), вида используемого промыслового вооружения (ограничение размера ячеи);
  • искусственное воспроизводство морских биоресурсов;
  • охрана ресурсов от незаконного использования и контроль по соблюдению правил рыболовства.

Такая система позволит разграничить функции промысла водных биоресурсов и их охраны, что необходимо для обеспечения рационального использования и охраны живых морских ресурсов.

Анализ законодательства Российской Федерации в области морского рыболовства позволил говорить о том, что в рыбной отрасли России до сих пор законодательно не регулированы такие ее острейшие проблемы, как вопросы распределения рыбных ресурсов, порядок определения объемов вылова водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, порядок реализации продукции, добытой в ходе выполнения этих работ, охраны водных биоресурсов, права пользования водными биоресурсами. Не созданы также унифицированные нормы и не определены правила заполнения и выдачи разрешений на право вылова водных биоресурсов, порядок исчисления и изменения нормативов платы за пользование живыми морскими ресурсами. Отсутствие всеобъемлющего закона, который бы решал все эти вопросы, наносит огромный вред отрасли, дает неограниченные права федеральному органу специальной компетенции (Государственному комитету по рыболовству), администрациям субъектов Российской Федерации пользоваться и распоряжаться сырьевыми ресурсами рыболовства по своему усмотрению, что приводит к произволу и создает в конечном итоге почву для коррупции.

В этой связи выделим Постановление № 1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации». Отмечается, что это постановление также создает многочисленные проблемы, связанные с распределением квот на вылов рыбы. В частности, разработанный в соответствии с этим постановлением Правительства порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, не учитывает интересы российских предпринимателей в сфере морского рыболовства. Введение Госкомитетом по рыболовству аукционов и платы за ресурсы может привести к тому, что все ресурсы через подставных лиц могут уйти неизвестно кому, в том числе за рубеж, в результате чего российский рыболовный флот останется без работы. Это, в свою очередь, приведет к огромным социальным потерям.