Исследование взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти

Основной тематикой данной работы является изучение гражданского общества, а также его взаимодействие с структурами публичной власти. В рамках данной работы будет рассмотрена эволюция взглядов на понимание и трактовку определения гражданского общества, время возникновения данного термина и современная его интерпретация. Также будут отслежены особенности становления гражданского общества, его отличия от данного процесса за рубежом.

Кроме того, основополагающим материалом рассмотрения станет анализ такого понятия, как публичная власть и будет выявлено её взаимодействие с гражданским обществом в рамках управленческого процесса.

В данной работе будут рассматриваться особенности взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти на примере Российской Федерации. Взаимодействие этих структур будет рассматриваться в контексте управленческого процесса. В основе данной работы будет лежать анализ форм управления и воздействия структур публичной власти на гражданское общество.

Ситуация, складывающаяся в данной сфере изучения в мире, сильно отличается от процессов, происходящих в России. Процессы становления гражданского общества в России, заложенные в поздние годы СССР, все еще продолжаются в современности. Нельзя с уверенностью говорить о том, что гражданское общество в России уже сформировано и построено, это процесс, который на данный момент не окончен.

Из этого следует, что основой рассмотрения в рамках данной работы являются способы взаимодействия, «диалога» между становящимся гражданским обществом и структурами публичной власти. «Диалог» происходит между правительственными и властными структурами и организациями и объединениями, представляющими так называемый «третий сектор» (некоммерческий неправительственный сектор): некоммерческие организации (НКО), общественные движения, благотворительные фонды и т.д.

Данная тема является актуальной, в первую очередь, по причине происходящих в настоящее время процессов как попыток развития гражданского общества в России, так и попыток наладить устойчивый «диалог» между организациями, представляющими гражданское общество, и властными и правительственными структурами. Подобная проблематика является одной из ключевых тем рассмотрения в социологических, а также и политологических исследованиях. Возможность или невозможность взаимодействия между этими двумя секторами является основным критерием в возможности и, соответственно, невозможности свободного развития гражданского общества.

4 стр., 1576 слов

Правовые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации ...

... понятий «честь» и «достоинство» // Вестник Московского университета МВД России. № 1. 2013. С. 60 38. Субботин А.К. Предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репутации // Гражданское право и процесс. ... чести и достоинства граждан проявляется и в поиске границ свободы слова и ее соотношения с правом на защиту чести, достоинства и деловой репутации. На взгляд автора представленной работы, ...

Также немаловажным фактором является степень влияния властных и государственных структур на само гражданское общество. При взаимодействии вовлеченными оказываются оба субъекта этого процесса, а потому необходимо рассмотреть как развитость и роль гражданского общества, так и роль и позицию публичной власти.

Кроме того, актуальным на данный момент является связь между становящимся гражданским обществом в РФ, а также укрепление его позиции на политической и социальной аренах. Анализ гражданского общества будет рассмотрен в его взаимодействии с публичной властью. Не менее важным фактором анализа станут модели воздействия структур публичной власти на структуры, представляющие гражданское общество. Взаимосвязь гражданского общества и структур публичной власти в рамках данной работы будут представлены как процесс управления.

Ситуация и современные тенденции взаимосвязи этих двух структур в России — уникальное явление, не характерное для европейской модели взаимодействия. Подобное положение вызывает необходимость анализа особенностей взаимосвязи гражданского общества и публичной власти, а также влияния публичной власти на гражданское общество, в том числе и в сравнении с другими странами. В рамках работы необходимо определить уникальность явлений и процессов, происходящих при взаимодействии гражданского общества со структурами публичной власти.

И гражданское общество, и публичная власть взаимодействуют с обществом, с населением страны, однако используют отличные методы и представляют отличные интересы. По этой причине рассмотрение их диалога, в частности, и с точки зрения управленческого процесса, является необходимым и актуальным в современности.

Следует отметить, что такая категория, как гражданское общество, также организации, его представляющие, не могут избежать некоторой «политизации» собственной деятельности. Этот факт отметили ряд исследователей в своих работах. К примеру. Левада-Центр в исследовании «Перспективы гражданского общества в России» 2011 г. приводит цитаты респондентов, опрошенных методом глубинного интервью. Среди респондентов были эксперты в данной теме, а также лидеры общественных организаций. НКО, различных общественных фондов, профсоюзов, молодежных движений, правозащитных организаций и т.д. Для понимания причин вынужденной политизации в России необходимо привести цитаты:

«Стало больше понимания о том, что если ты людей не выводишь на улицу, то ты неэффективен. Потому что слушать тебя уже не будут. (Региональная правозащитная организация, лидер)»1

Из этого следует, что в данной работе при анализе современного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти не получится избежать политических тем, оставаясь лишь в рамках социологических категорий. Для успешного анализа и получения выводов в данной работе необходимо охватить в той же степени и политические категории, политические процессы, происходящие в современном российском обществе.

Сфера, в которой представлена данная работа, имеет определенную степень разработанности. Следует перечислить основные исследования, проведенные в рамках изучения взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти.

3 стр., 1016 слов

Государство как субъект гражданского права (2)

... публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти. Виды публичных образований. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство ...

Среди последних работ следует выделить исследования Левада-центра: «Перспективы гражданского общества в России»2 за 2011 год и ежегодники «Общественное мнение»3, в которые включены все основные результаты опросов за прошедший год. Последний является, помимо сборником статистических данных, набором выводов и проверок гипотез, поставленных Центром. В данных работах Центром рассматривали ряд проблем, возникавших в процессе развития в гражданском обществе в связи с его взаимодействием с государством и публичной властью как частью его.

Кроме того, Фонд развития гражданского общества также исследует проблемы развития гражданского общества, в частности, в исследовании «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития»4. Отличительной особенностью является исследования возможных перспектив в развитии гражданского общества в России.

Исследовательский центр «ЦИРКОН» имеет ряд работ узкой сферы направленности, а именно изучение гражданского общества на примере НКО и различных общественных организаций и образований, личных инициатив граждан. Среди работ можно отметить исследования, посвященные изучению состояния ТСЖ в России5 и степень развитости НКО в рамках «социальных заказов»6.

Кроме того, следует отметить ряд узконаправленных работ в данной сфере, такие как: Конференция «Гражданское общество против коррупции». «Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года»7 за 2012 год, «Взаимодействие НКО с государством на рынке социальных услуг — ожидания и опасения»8 Мойсова В.В. за 2013 год.

Подводя итог, можно говорить, с одной стороны, об определенной степени научной разработанности данной сферы. С другой стороны, остается необходимость регулярного анализа современной ситуации и построения как краткосрочных, так и долгосрочных гипотез на основании имеющегося материала. Более того, также является необходимым исследование в более узких направлениях данной проблематики.

Следует определить теоретическую интерпретацию понятий.

Гражданское общество, Взаимодействие —, Структура, Публичная власть —, Управленческий процесс —

Объект — гражданское общество.

Предмет — особенности взаимодействия между гражданским обществом и структурами публичной власти в Российской Федерации.

Цель данной работы

Задачи :

1. Определить понятие «гражданское общество», «государство», «публичная власть» и «структура», выявить основные признаки гражданского общества, определить основные функции гражданского общества.

2. Выявить основные направления реализации гражданского общества за рубежом, а также предпосылки становления и развитие гражданского общества в России.

3. Определить основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского общества и власти.

4. Проанализировать основные формы воздействия в административно-политическом управлении

5. Выявить особенности и основные проблемы взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти как управленческого процесса в РФ.

6. Определить перспективы взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти в РФ.

3 стр., 1058 слов

Государство, государственные и муниципальные образования как ...

... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государство и муниципальные образования обладают гражданской правоспособностью, что предполагает обладание имуществом на праве собственности, наследование имущества; осуществление предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; возможность создания юридических лиц как самостоятельно ...

Гипотеза исследования, Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы., Практическая значимость выпускной квалификационной работы., Структура дипломной работы.

первой главе

второй главе

Глава 1. Теоретико-методологические основы и подходы к исследованию взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти как управленческого процесса

1 Понятийный анализ гражданского общества и публичной власти

Само понятие «гражданское общество» появилось еще в работах Аристотеля, который вводит его как синоним «политического общества». В течение времени понятие трансформируется и современное понимание гражданского общества складывается в XVII- XIX вв. С современным понятием гражданского общества связано отделение этого понятия от понятия «государство».

«Разделение понятий «гражданское общество» и «государство» связано с развитием либеральных идей, в соответствии с которыми государство должно играть лишь роль «ночного сторожа», а также с представлениями о том, что должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека.»14

Существует ряд определения понятия «гражданское общество». Данные определения отражают постепенное изменение самой концепции гражданского общества. Во второй половине 20в. концепция гражданского общества принимает современную трактовку.

Современное понимание гражданского общества, можно раскрыть в двух определениях:

1.Гражданское общество (civil society) согласно CIVICUS (Civil Society Index Methodology) (Всемирный Альянс Гражданского Участия): «Civil society is the arena outside of the family, the state, and the market where people associate to advance common interests» «Гражданское общество — это область вне семьи, государства и рынка, где люди объединены, чтобы улучшить общие интересы».

2.»Civil society is the aggregate of non-governmental organizations and institutions that manifest interests and will of citizens»15

«Гражданское общество — это совокупность неправительственных организаций и институтов, декларирующих интересы и желания граждан»

Гражданское общество в современном мире — это «третий сектор», способ граждан выразить собственные интересы и стремления. Гражданское общество в современном мире становится реальной действующей силой наравне с первыми двумя секторами, представляющими государство и частный коммерческий сектор.

И именно современное определение гражданского общества как совокупности некоммерческих, неправительственных организаций и институтов, выражающих волю граждан, является актуальным в современности. Понятие прошло через долгую трансформацию в работах исследователей, чтобы обрести в конце 20 в. привычную к пониманию в современности концепцию.

При рассмотрении понятия «публичная власть» прежде всего следует обозначить его понятийный аппарат. Публичная власть представляет собой власть, отделенную от общества и противопоставленную ей. Публичная власть является одним из признаков государственности, отделяющая государства от общественного строя с его общественной властью. Она становится институционализированной системой власти государства, включая в себя институты власти, а также государственную власть с государственным аппаратом.

Чиркин В.Е. в своей работе «Современная концепция публичной власти»16 говорит о разновидностях в современном определении структур публичной власти. В современности определяется несколько моделей публичной власти. К таковым относятся суверенная государственная власть, государствоподобная власть субъекта федерации, автономная публичная власть, муниципальная публичная власть (в ее вариантах целостной или разделенной с назначенным чиновником) и общинно-родовая власть в публично-правовых образованиях коренных малочисленных народов.

2 стр., 832 слов

Гражданская оборона Республики Казахстан

... руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. Структура ГО РК:

Суверенная государственная власть отличается от прочих своей верховность и суверенностью, а также тем, что она распространяется на всю территорию государства (к ним, помимо непосредственно сухопутной территории и государственных вод относятся самолёты и корабли, принадлежащие государству или летающие или плавающие под её флагом).

«В отношении других моделей публичной власти государственная власть имеет учредительный характер. В конечном счете она создает публично-правовые образования…или подтверждает создание иных публично-правовых образований и юридически наделяет их публичной властью.» 17 К последнему относится в том числе и Россия.

Власть субъекта федерации считается лишь государствоподобной, поскольку, несмотря на закрепление власти в Конституциях определенных стран (например, в России), однако она не является соотносимой с государственной. Так, несмотря на довольно большую автономию и отмеченный юридически суверенитет, субъекты федерации, тем не менее, подчинены федеральным законам, закрепляющим главенство государственной власти. Автономия отличается в различных странах, от весьма ограниченных в Индии, а также наличию собственных Конституций в Российской Федерации у республик до наличия собственного гражданства в штатах США.

В автономной публичной власти различают законодательную и административную публичную власть. Автономная публичная власть имеет еще меньше свобод и реальной автономии, чем федерации. В зависимости от страны автономным областям делегированы различный размер полномочий, однако они намного меньше, чем у субъектов федерации. Также следует отметить, что Еврейская автономная область, а также четыре автономных округа в России имеет лишь таковое название и не может быть отнесено к модели автономной публичной власти. Это отмечено в работе Кутафина О.Е. «Российская автономия»18.

Помимо описанных выше моделей, существует также общинно- родовая публичная власть. В Российской Федерации они представлены родовыми советами коренных малочисленных народов, а в некоторых странах скандинавских странах — саамскими парламентами. «Система управления общиной строится на основе представительства и институтов непосредственной демократии. Высшим органом является общее собрание (сход) ее членов.»20 Сами община с точки зрения структур публичной власти представляют собой специфическое образование, являющееся юридическими лицами и способными также совершать коммерческую деятельность. Община, однако, помимо собственного устава, также подчиняются законам более крупных моделей публичной власти, в первую очередь законам государства, а, значит, и государственной власти.

Публичную власть реализуют различные органы власти в стране. Публичная власть отчасти совпадает с государственной властью, однако ее понятие чуть шире, включая в себя также и органы местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ, отделен от органов государственной власти.

3 стр., 1208 слов

Гражданское общество и правовое государство (2)

... системы. Курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе рассмотрено понятие гражданского общества, во второй главе – понятие, сущность и принципы правового государства. В третьей главе изучено становление взаимоотношений государства и гражданского общества., В ...

Прежде всего, следует определить органы государственной власти Российской Федерации. К органам государственной власти относятся ветви власти:

законодательная

исполнительная

судебная.

Также к органам государственной власти относится глава государства (как институт президентства) и органы местного управления и самоуправления.

Управление тесно связано с понятием власти как института. Механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, и принято называть подобную систему органами государственной власти и управления. Институты управления представлены институтами политическими, и основными институтами управления в государстве являются институты, наделенные властью и представляющие её.

Законодательная власть в России представлена двухпалатной системой парламента, который называется Федеральным собранием и в который входят Совет Федерации и Государственная Дума. Исполнительной властью в Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, возглавляемое премьер-министром РФ. Судебная власть представлена судебной системой РФ, где высшими инстанциями являются Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

Отдельно следует отметить институт президентства. Согласно Конституции РФ, президент не входит ни в одну из трех ветвей власти. Об институте президентства как части института власти писал Зуйков А.В. в своей работе «Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития»21, а также Дегтев Г.В. — «Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы»22. Они говорят об институте президентства как о новом для России явлении. По их мнению, этот институт является в современной России наиболее активно развивающимся и изменяющимся во всем институте государственной власти. Именно он становится одной из ключевых фигур в реализации власти.

Также отдельно следует выделить органы власти, не включенные в органы государственным органам власти — органы местного самоуправления. Они являются не менее важными при рассмотрении взаимодействия с гражданским обществом. В качестве примера можно привести мнение Михеевой Т.Н. в её работе «Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации»23. По её мнению, органы местного самоуправления находятся в отличном от западных стран положении. Конституция Российской Федерации не определяет понятия местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, тогда как аналогичный Федеральный закон от 28 августа 1995 года еще определял местное самоуправление в качестве самостоятельной и по свою ответственность деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Однако органы местного управления, как никто другой, взаимодействуют непосредственно с населением и развивающимся гражданским обществом.

Суммируя содержание понятий гражданского общества можно сформулировать основные признаки, присущие гражданскому обществу:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

2.Самоуправляемость.

3.Конкуренция образующих гражданское общество структур и различных групп людей

4.Свобода выражения мнений

5.Демократический характер власти в правовом государстве

6.Эффективная социальная политика

Также можно выделить основные подходы к изучению гражданского общества:

8 стр., 3501 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... без гражданства. Сегодня мы приступаем к рассмотрению коллективных субъектов административного права. Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно ...

  • как противопоставление анархии;
  • как противоположность церкви;
  • как комплекс общественных отношений, противоположных государству;
  • как конкретный феномен западной цивилизации

Функции

  • Защита частных сфер жизни людей;
  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;
  • Стабилизация общественных отношений и процессов;

Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства

1.2 История формирования гражданского общества в мире и России

Античность

Термин «гражданское общество», сформулированный в современном виде уже позднее, тем не менее, имеет свои корни в работах античных философов. Так. Аристотель и Цицерон использовали термин «гражданское общество» как синоним термина «политическое общество» в общем и полиса в частности.25 Это происходит в силу неотделимости на тот момент общественной жизни человека от самого полиса. Также следует отметить, что «граждане» как часть «гражданского общества» на тот момент — далеко не все жители полиса, а лишь определенная, привилегированная их часть.

Теория общественного договора.

Томас Гоббс считается одним из основателей теории общественного договора. В своих работах «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О гражданине» Гоббс раскрывает такое понятие как «Bellum omnium contra omnes»26 (Или «война всех против всех»).

Основное представление Гоббса об обществе можно раскрыть через это определение. Другими словами, естественное изначальное состояние людей — постоянная, непрекращающаяся борьба друг с другом. Человек по сути своей эгоистичен и в первую очередь соотносится со своими потребностями и интересами, а не потребностями и интересами других людей.

Стоит также отметить, что, с позиции Гоббса, люди изначально равны. Они абсолютно свободны в своих действиях, и каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого человека. Каждый борется за блага, и все это приводит к состоянию «войны всех против всех».

«Невозможно отрицать, что естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех»27.

Гоббс весьма отрицательно относится к распространенному в его время мнению, что естественное состояние человека и человеческого общества — период благополучия, «золотой век». «Вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежество, дикость; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство»28 Этические нормы и ценности не применимы к естественному состоянию человека.

3 стр., 1464 слов

Человек его права и свободы как высшая ценность общества и государства

... общество и государство, их объем исторически всегда определялся положением индивида в общества; данные блага условно и могут быть названы правами человека; к особенностям основных прав и свобод человека и гражданина принято относить следующее: они лежат в основе ...

Общественный договор же, в понимании Гоббса, это объединение людей, которые взаимно отказываются от части своих естественных прав, чтобы получить определенную из этого выгоду. В своих работах Гоббс раскрывает концепцию формирования гражданского общества как переход от естественного состояния к упорядоченному, культурному обществу под управлением государства. В концепции Гоббса понятие «гражданское общество» еще неотделимо от понятия «государство».

Джон Локк несколько иначе подходит к теории общественного договора. Главная идея перехода людей из естественного состояния в общество и государство сохранилась, однако трансформировалось понимание «естественного состояния». В своей работе «Два трактата о правлении»29 он выводит концепцию сформировавшихся позднее естественных прав человека. Естественное состояние человека — это свобода, но не произвол, а свобода с учетом естественных прав человека: на жизнь, здоровье и т.д.

Дж. Локк уже разделяет гражданское общество и государство, видя в основе первого собственность, а второе — как орудие защиты этой собственности. При этом он говорит о невозможности государства без гражданского общества. «Абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью»30. Иными словами, власть, сосредоточенная исключительно в руках государства, приводит к ликвидации гражданского общества.

Жан-Жак Руссо представил иную концепцию теории общественного договора. Понятие «гражданское общество» он связывает с понятием «народный суверенитет». В своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права»31 он приводит радикальную на тот момент позицию демократической организации жизни на основе общественного договора. По его мнению, общество, а затем и государство возникает на добровольной основе.

Понимание общественного договора у Руссо также отличается от позиции Гоббса. Народ существует еще в догосударственном периоде. И общественный договор — договор особого рода, соединение, концентрация всех сил и «воли». Иными словами, это не договор между правителем и народом, это равное соглашение сторон.

Г.Ф. Гегель о гражданском обществе

Гражданское общества у Гегеля выступает «не как атомистически распавшееся на единичные лица и собравшееся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь»32

Грань между государством и гражданским обществом у Гегеля крайне тонка и условна. При этом гражданское общество, по его мнению, всегда имеет государство в качестве основы для собственного развития и, даже отделившись, обособившись от государства, продолжает являться его органической составляющей Гражданское общество соотносится у Гегеля с государством как рассудок и разум. Он называет гражданское общество «внешним государством»33, «государством нужды и рассудка»34.

Смысл различия понятий «общность» и «общество» у Ф. Тённиса как предпосылка размышления о гражданском обществе.

Понятия «общность» и «общество» занимают центральную позицию в теоретической (или «чистой») социологии Фердинанда Тённиса. Немецкий язык лучше передает смысл, который Тённис закладывал в оба определения. Так, «общность» — это Gemeinschaft, где Gemein — объединение, нечто общее. «Общество» же — это Gesellschaft, с устаревшим в современном немецком Gesell или Geselle — товарищ, компаньон.

7 стр., 3210 слов

Конституционные основы гражданского общества

... государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти. Целью настоящей работы является исследование конституционные основы гражданского общества в современной России. ...

Давая дальнейшее разъяснение разнице, что лежит в основе этих определений и не так сильно заметна в определениях на русском, можно отметить, что Gemeinschaft (общность) имеет в основе объединение на основе не рационального, а эмоционального. Это общность не выборочная, общность на основе общих характеристик, а не на основе индивидуального опыта человека. Это может быть единство места (Ort), где люди живут; крови (Blut), или по-другому кровного родства; также может быть единство духа (Geist), что при другом прочтении немецкого варианта может быть переведено еще как единство мыслей.

Переходя к разъяснению понятия «общество», или Gesellschaft, следует отметить, что речь здесь уже не идет о естественном объединении. Gesell — не объединение, но устаре