Одаренности и психологии способностей — PsyJournals.ru]

Дипломная работа

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе основного общего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших

аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

4 стр., 1519 слов

Обучение одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

... работы - возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности школьников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных учащихся. В научной психологической литературе труды по одаренным детям ... выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Целью курсовой работы является изучение социально-психологических проблем обучения одаренных детей в ...

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко продолжают обучение в 10 классе, НПО, СПО. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.

Именно поэтому из предложенных тем для своей дипломной работы я выбрала тему «Организация работы с одарёнными детьми».

Проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии , и относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять ,как нужно проводить в школе работу с одаренными детьми , следует уяснить , что представляет собой феномен ранних способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.

Задачами работы являются: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, выявление основных методов работы с одаренными детьми. В ней я попытаюсь разобраться со следующими вопросами:

Кого из учеников можно назвать одарённым ребёнком? Какие виды одарённости существуют? Как работать с одарённым ребёнком? Для ответа на данные вопросы я воспользовалась материалами, которые изложены в лекциях по курсу, Интернет-ресурсами, книгами по психологии и педагогике. В данной работе был использован опыт педагогов и психологов, которых волнует проблема одаренных детей, и которые занимаются разработкой методов работы с ними.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включенности в урок всех учащихся и слабых и способных. И я задавала себе вопросы — как сделать урок интересным для разных категорий детей и способных, и детей имеющих проблемы в обучении. Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт методистов и проанализировать формы и методы, используемые для работы с одаренными детьми.

4 стр., 1635 слов

Конституционное право на образование (2)

... программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя: Право на дошкольное образование; Право на начальное общее образование; Право на основное общее образование; Право на среднее (полное) общее образование; Право на профессиональную подготовку; Право на начальное профессиональное образование; Право на среднее профессиональное образование; Право на ...

1.Теоретическая часть.

1.1 Нормативно-правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС .

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ;

— вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

— возможность формирования образовательных программ разного уровня сложности и направленности, с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

— государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2) Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и периодичности образования. В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. В концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является образование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми является одной из важнейших задач.

3) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства. ФГОС – совершенно новый документ для образования. Новизна заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей – это важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребёнка. Новый ФГОС второго поколения, отвечая требованию времени, делает ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный.

5 стр., 2169 слов

Трудовая деятельность в образовательной сфере

... трудового договора и др. Особенностям регулирования труда и трудовых отношений педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ. Закон РФ "Об образовании" конкретизирует компетенцию образовательных учреждений в сфере трудового ... должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. ...

4) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утверждён Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года. Модернизация и инновационное развитие – это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива предполагает создание новой школы – школы будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в 21 веке? Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Учащиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В данном документе обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности у детей. В документе определяется стратегия поддержки талантливых детей. С этой целью в ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Для этого необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой образовательной школе. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Работа с одарёнными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.

41 стр., 20255 слов

«Разработка программы развития массового спорта в Идринском районе ...

... отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» — Л.И. Лубышева «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного ...

Исходя из вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:

природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления; одарённость базируется на внутренних особенностях ребёнка, внешние её проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий; педагог обязан увидеть и выявить грани одарённости, создать все условия для её развития и реализации; для развития и реализации одарённости необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей; главным вектором в работе с одарёнными детьми является развитие мыслительных процессов.

Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой и образовательной среды, направленной на выявление и развитие одарённых детей.

1.2 Способности и одаренность. Признаки одарённости. Виды одарённости.

Одаренность — это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.(Одаренность, рабочая концепция/ под ред. Д.Б. Богоявленской- М., 2002)

Одаренные дети – какие они?

Они очень разные , непохожие друг на друга..Впрочем справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить , он всегда бросается в глаза , выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком –либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка , не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать , беседовать , анализировать увиденное и услышанное.

Способности – это такие индивидуально- психологические особенности человека , которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям , умениям и навыкам.

Человек не рождается с готовыми способностями . Врожденными являются лишь задатки , т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания , в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности развиваются его способности.

В психологии различают общие и специальные способности. Общие , или умственные , интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности , в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности , например к тем или иным видам искусствам , к языкам , математические , технические и т.д.

14 стр., 6859 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... одаренности, социализация одаренных детей 1.1 Понятие одаренности Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности ... решений) испытуемого, тога как готличительной особенностью одаренности есть способность к внеситуативному поведению и ...

Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности , по значительности и своеобразию достигаемых результатов.

С какими типами одаренных детей приходится иметь дело учителю в школе? Известный исследователь способностей Н.С.Лейтес предлагает различать три категории способных детей:

Это учащиеся с ранним подъемом интеллекта; Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности ( в том числе и внешкольной).

Это дети с потенциальными признаками одаренности.

Выделяют следующие виды одаренности.

1. По виду деятельности:

В практической деятельности, в ремеслах — спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную. В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность. В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

2. По степени сформированности одаренности:

актуальная (есть результаты), потенциальная.

3. По форме проявления:

явная (достижения очевидны), скрытая (более явными являются трудности).

4. По широте проявлений в различных видах деятельности:

общая, специальная.

5. По критерию возрастного развития:

ранняя одаренность, поздняя одаренность.

Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них ( ителлектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают настолько удивительными , что не заметить их невозможно.

Как правило , такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету , затем увлекаются какой-либо областью знания и далеко продвигаются в ней. Возможно , что одно увлечение сменится другим , но постоянным остается только неудержимое стремление к умственным занятиям , умственной нагрузке.

Бывают и менее очевидные случаи детской одаренности. Нередко встречаются дети , обнаруживающие незаурядные способности в более старшем возрасте.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды , опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

33 стр., 16054 слов

Особенности развития личности интеллектуально одарённых детей

... дипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаются отдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка. Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности и спецификой развития ...

В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка — в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой –либо области искусств, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности , где требуются особые специальные задатки ( музыкальные , художественные) или формальные качества ума..Позже они обнаруживают себя там , где нужен определенных жизненный опыт. Известно , например , что рано раскрываются музыкальные и художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна уже в 3-4 года. И.Е.Репин и В.А. Серов с 6 лет заявили о себе как о талантливых художниках , а Карл Брюлов в 9 лет поступил в Академию художеств.

Способные дети , которых можно отнести к третьей категории не идут впереди сверстников по общему развитию , но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на не заурядные способности. В чем заключается это своеобразие?

В особой оригинальности и самостоятельности суждений , в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр..Возможно , эти способности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности , для развития которых в школе пока нет условий.

Как нужно относиться к фактам проявления одаренности у школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого – это еще не сформировавшийся человек , его будущее пока неопределенно , его способностям только еще предстоит раскрыться. Детские способности – явление специфическое.

21 стр., 10224 слов

Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью

... развитие исследований и использование накопленного практического опыта выявления одаренных и талантливых детей, а также оказание им психологической помощи. Цель данной дипломной работы заключается в изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей одаренных детей ... всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми ...

Термин «одаренность» по отношению к детям нужно считать условным. Он служит для обозначения своеобразной психологической реальности. Поэтому учителю необходимо правильно организовывать процесс обучения способного ребенка.

1.3 Возраст и одаренность.

Важными предпосылками развития детской одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые можно считать компонентами детских способностей. Некоторые психические особенности , которые качественно отличают ребенка от взрослого , непосредственно отражаются на детских способностях : «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям , богатство воображения , проявляющееся , в частности , в творческих играх , неустанная любознательность» .

Этапы возрастного развития имеют свои особые черты. Возрастное развитие происходит путем последовательных переходов от одной его ступени к качественно другой. При этом черты , свойственные определенному периоду , могут на следующей стадии исчезнуть или стать второстепенными.

Возрастные предпосылками способностей у млядших школьников являются повышенная восприимчивость , доверчивая готовность усваивать новые знания , вера в истинность того , чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность , настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли , готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов , а также расположенность к самовоспитанию , самосовершенствованию открывают особые возможности для всестороннего развития .

Поскольку эти качества являются возрастными и , следовательно , в какой-то мере временными , их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей. Вместе с тем нужно помнить о преходящем характере возрастных предпосылок и избегать долговременного прогноза о будущих способностях ребенка. Нужно помнить, что в полной мере характеризующими способности можно считать только такие свойства , которые не исчезают при переходе к новому возрасту.

Некоторые дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений , но и по своей активности , деятельной энергии и самостоятельности , т.е. по тем качествам , которые обычно присущи подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества , как самостоятельность и склонность к самообразованию , избирательность в занятиях , т.е черты следующего возрастного периода. Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихся в какой- то степени качества более младших возрастов.

2 стр., 977 слов

Преодоление произносительных расстройств у детей с нарушением ...

... детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются различные нарушения речи, среди них наиболее частыми являются нарушения звукопроизношения, которые затрудняют общение и обучение этих детей. Если вопросы нарушения речи у детей ... различных исследователей становится ясно, что нужно четко представлять каждый этап развития ребенка, каждый качественный скачок, чтобы вовремя заметить те или иные ...

Итак , возрастные особенности играют важную роль в развитии детский способностей , но переоценивать их нельзя: по мере взросления они меняются и поэтому затрудняют прогноз будущих достижений ребенка.

1.4 Активность и саморегуляция.

Активность и саморегуляция являются важнейшими факторами одаренности , о них впервые заговорил Н.С.Лейтес.

Развитие активности и саморегуляции как общих предпосылок способностей в школьном возрасте проходит ряд стадий:

  • Младшие школьники: познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности.
  • Ученики средних классов отличает высокая общая энергия , готовность участвовать в самых разных видах деятельности , способность внезапно увлечься каким – либо делом. Для них свойственно одновременное участие в нескольких объединениях по интересам. Такое разнообразие занятий позволяет полнее раскрыться их способностям.
  • Старшеклассники более избирательны и самостоятельны в своих занятиях. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования специальных склонностей и способностей.

В чем причины индивидуальных различий детей в активности и саморегуляции?. Наряду с влиянием социальных факторов особое внимание нудно уделить на природные предпосылки их формирования. В частности , указываются индивидуально-типологические свойства нервной системы и устойчивые особенности соотношения сигнальных систем. Наукой установлено , что от свойств типа нервной системы зависят такие особенности активности , как легкость ее пробуждения , напряженность и длительное сохранения. А особенности саморегуляции , обусловленные индивидуально-типологическими свойствами , касаются выносливости ,быстроты и устойчивости работы , организации режима дня и т.д.

В исследованиях , проводимых под руководством Э.А.Голубевой , показано , что важной предпосылкой психической активности и ее саморегуляции является свойство нервной системы , как активность. Оказалось , что высокоактивированные подростки лучше учатся. У них выявлено стремление к разнообразию действий , вариативность в пределах выполнения одного задания , они лучше решают задачи в условиях дефицита времени.Это подтверждает представления об активности как энергетической базе психической активности. Но почти столь же успешно , особенно по гуманитарным предметам , учатся подростки с низким уровнем активированности. Они особенно хорошо решают задачи , где требуется предварительно планирование и произвольная регуляция действий. Видимо , низкий уровень активности является благоприятной предпосылкой для саморегуляции.

Можно сделать вывод , что от свойств нервной системы и различных соотношений первой и второй сигнальной системы зависит не только уровень , сколько своеобразие развивающихся способностей. Они выступают главным образом как варианты , каждый из которых может быть ценным по -своему.

Анализируя активность и саморегуляцию как общие факторы способностей , нельзя возлагать чрезмерно большие надежды на то , что одаренность ребенка не исчезнет с возрастом. Необходимо вовремя поддержать одаренных детей.

1.5 Будущее одаренного ребенка.

Как показывают наблюдения , дальнейшее развитие одаренных детей может протекать по-разному , но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Это кажется естественным , если не забывать о том , что часто в основе детской одаренности лежат возрастные особенности и неравномерность хода развития ребенка.

Обращая особое внимание на детей с ранними умственными достижениями , неверно думать , что у других детей , не показывающих ранних признаков одаренности , в дальнейшем не смогут развиться выдающиеся способности. Уже стал хрестоматийным примером А.Энштейна , который является ярким представителем «антивундеркидного» типа развития: он начал поздно говорить , а в школе был далеко не из лучших , считался «тугодумом». Причины такого типа развития одаренности могут быть различными.. Дремлющие способности могут вспыхнуть и разгореться только при удачном индивидуальном подходе или благоприятных обстоятельствах ; обнаружение одаренности на более поздних возрастах может быть обусловлено генетически; разнообразие профессий так велико , что никем не замечаемое своеобразие возможностей ребенка может в условиях определенной деятельности стать социально ценным , подняться до ранга одаренности ; развитие способности зависит от формирующихся только с годами черт характера , всего склада личности и т.д. Таким образом , как отмечает Н.С. Лейтес , выражение «одаренные ученики» весьма условно , поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития , остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее , в будущем.Быстрый темп развития , опережение возраста являются благоприятным показателем того , что у ребенка могут сформироваться выдающиеся способности. От педагога и психолога требуется понимание одаренных учеников и нахождение подхода к ним , который бы соответствовал их своеобразию.

2. Практическая часть

2.1 Как работать с детьми , имеющими высокий уровень общих способностей?.

Практика показала , что те трудности в обучении , с которыми сталкиваются одаренные дети в школе , чаще всего не поддаются частной коррекции , а требуют пересмотра всей системы учебно-воспитательного процесса.

Развитие сети специализированных школ и классов не может рассматриваться как основное направление в работе с одаренными детьми , поскольку , во -первых , пока нет достоверных способов отбора одаренных детей (обычно вместо отбора по способностям идет отбор по уровню подготовленности) , и, во-вторых , развитие разных детей происходит неодинаковыми путями и разном темпе. Возможно , ребенок , удивляющий своими способностями в начале обучения , в средних классах станет самым обычным , не выделяющимся среди сверстников. В то же время у части детей в подростковом и даже юношеском возрасте может обнаруживаться значительный подъем способностей..

Главный акцент должен быть сделан на работу с одаренными детьми в обычной школе , при этом должны предусмотрены более гибкий переход из класса в класс , введение элективных курсов , изучение определенных школьных дисциплин по разным программам.

В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит в мнении , что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Неверно думать , что во всех случаях , чем раньше чему-либо обучать ребенка , тем лучше. Нервная система ребенка неустойчива , возможности детского мозга ограничены. Перегрузка , чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Помимо этого , нужно понимать , что натаскивание , чрезмерная настойчивость взрослого , проявляемая при обучении ребенка , выраженная в желании заставить его выучить , как можно больше , могут отбить у ребенка охоту к учению, деформировать его познавательные потребности.

Принцип , которого следует придерживаться в противовес указанным крайностям , состоит в том , чтобы найти правильный индивидуальный подход к одаренному ребенку , основанный на его особенностях. В этой связи представляет интерес проведенный Н.С.Лейтесом анализ спада проявлений детской общей одаренности к концу школьного возраста. Он выявил типичные причины этого спада.

  • У некоторых детей опережение в начальной школе связано с развитием таких способностей , которые в дальнейшем утратили свое значение. Например , раннее вербальное развитие или раннее умение вычислять позволяет ребенку быть первым в младших классах , но , по мере того как все остальные учащиеся догоняют его , он перестает выделяться своими успехами в классе.
  • Встречаются дети , у которых активность мысли , ее своеобразие , изобретательность проявляются в оперировании абстрактными понятиями , схемами , а возрастающие требования к анализу конкретного , содержательного материала затрудняют , тормозят активность.
  • Нередки случаи , когда недостаток работоспособности , трудолюбия , упорства , неумение преодолевать трудности могут стать преградой в развитии способностей.
  • Возможные с возрастом изменения направленности личности , связанные с потерей интереса к умственным занятиям , с безразличием к учению, могут приостановить развитие способностей.

Проанализировав особенности одаренности учащегося , учитель , школьный психолог должен воспрепятствовать угасанию его способностей , привлекая себе в союзники родителей и самого ребенка.

Так , если в основе успехов ребенка лежит только небольшое опережение в темпах приобретения им определенных компетенций (первая группа детей),вряд ли стоит заранее говорить о его большой одаренности. Вероятно , нужно осторожнее оценивать успехи такого ученика и по возможности подготовить самого ребенка и родителей 5к тому , что его « особенность» носит временный характер.

Если у ребенка проявления способностей ограничены характером и содержанием усваиваемого материала ( вторая группа) , можно вместе с учителем попытаться разработать индивидуальную программу его развития.

Есть третья группа детей у которых недостает трудолюбия и работоспособности. Эти качества имеют исключительно большое значение для развития способностей. Нередко ребенок , которому все дается без особого труда (все «схватывает на лету») , оказывается не приученным к усидчивости , прилежанию , настойчивости в занятиях. В результате он постепенно утрачивает свои преимущества. Учителю и родителям нужно прежде всего выработать у него привычку к труду ( не обязательно к умственному).

А добиться этого можно только повседневным и систематическим «упражнением» , тренировкой в трудовой деятельности. Родители при этом должны проявлять твердость и настойчивость в своих требованиях до тех пор , пока трудовое усилие для ребенка не станет привычным. Нельзя , конечно , забывать и о развитии интересов ребенка к учению , о поощрении его успехов и о воспитании чувства долга , ответственности за выполняемое дело.

2.2.Как работать с детьми , имеющими ярко выраженные специальные способности.

Рассмотрим вопросы , связанные с обучением и воспитание детей с яркими проявлениями способностей к отдельным школьным предметам и видам деятельности. Среди них уже в раннем возрасте можно встретить выраженных «математиков» , «биологов» , «лингвистов» , детей с ярким гуманитарным , техническим , художественным , спортивным или музыкальным даром.

В настоящее время проблема детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации системы внеурочной деятельности и элективных курсов.. В школах создаются классы с углубленным изучением некоторых учебных предметов. Помимо этого развивается система дополнительного образования , деятельностный подход на уроках и внеурочной деятельности , где осуществляются такие формы работы , как проведение небольших самостоятельных исследований , выступлений с докладами , организация тематических вечеров, конкурсов и т.д. .Такие систематические занятия могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов , развитию дарований школьников. Кроме того , в школьных условиях эффективна такая форма работы ,как проведение занятий для младших школьников старшеклассником. Это дает возможность школьнику побыть в роли учителя и с новой для него позиции отнестись к интересующемуся предмету. В настоящее время существует большая сеть учреждений дополнительного образования.

Проявляя повышенный интерес и усиленно занимаясь по одному или группе близких школьных предметов , учащиеся могут полностью игнорировать другие предметы. В этом случае задача ( и очень трудная) школьного психолога и учителя заключается в том , чтобы убедительно доказать ученику , что те школьные дисциплины , которыми он пренебрегает , имеют определенное отношение и к его любимому делу , без знания этих предметов его развитие будет односторонним. Чтобы избежать таких «перекосов» ,, в школе и дома необходимо создавать условия , которые расширяют круг познавательных интересов и побуждают учащегося к их формированию.

Б.М.Теплов в свое время выдвинул тезис о том , что талант преимущественно многосторонен. Нет как таковой общей или специальной одаренности , а есть более общие и более специальные одаренности. Анализ эмпирического материала показывает , что проявление ярких способностей в одном виде деятельности при правильно поставленном обучении и воспитании стимулирует развитие широкого круга способностей вообще.

Учитель , формируя у учащихся с гуманитарными способностями интерес к математическим дисциплинам , постоянно стремился показать красоту , эстетику , гармонию, заложенную в логических построениях точных наук. В результате у большинства учащихся обнаруживался высокий уровень способностей к овладению предметами математического цикла..Кроме того , большое влияние на развитие разнообразных познавательных интересов у школьников могут оказаться сами учителя и родители , если они предстают перед своими воспитанниками не как узкие специалисты , а как разносторонне развитые личности с широким кругом интересов.

2.3. Как работать с детьми , имеющими потенциальные признаки одаренности.

В школе есть дети , не опережающие своих сверстников по общему развитию , но выделяющиеся своеобразием , оригинальностью , самостоятельностью методов работы.

Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы . что затрудняют самовыражение , т.е. ни семья , ни школы не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей , то у детей могут возникнуть черты тревожности , невротизма. Это накладывает на людей , занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей , большую ответственность.

Чаще всего отношение педагогов и родителей к таким детям бывает не всегда доброжелательным. Иногда можно услышать о них такие высказывания: «Всегда неизвестно , чего от них можно ожидать , они непредсказуемы».Кроме того , нестандартность , оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении « нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

Педагогам и родителям необходимо изменить свою позицию , внутренний настрой по отношению к этим детям , помочь создать для них благоприятную , «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя , а родителям – своего неординарного ребенка.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей , а ,наоборот, стимулировать их развитие , педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи , находить для этого время , внимательно выслушивать ребенка , быть восприимчивым слушателем. НЕ касаясь здесь всех условий , способствующих творческому развитию учащихся , отметим лишь , что наилучшей может быть такая ситуация , когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями и дарованиями. Американский психолог Розенталь показал , что в ситуации , когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей , они действительно эти успехи начинают показывать , даже если до этого считались не очень способными.

Ученые также считают , что на уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий , которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим из возможных , поскольку он ставить в заведомо неравные условия учащихся , делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать слует только успех (оценкой «отлично»).Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки , но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.

Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности , у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка , которая стимулировала бы его деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог должен особо отмечать индивидуальные достижения ученика , при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на то дело , открытие , которое им сделано.

По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение или , наоборот , скептическое , настороженное поведение. Следует помнить , что по отношению к любым детям , а тем более к одаренным , являются неуместными как неумеренные восторги , так и проявления весьма критического , недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять на показ , возвеличивать , делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние , что он не похож на других , принуждать его «быть как все». Единственное , что следует поощрять в ребенке , — это его желание работать ради работы , а не его стремление обогнать сверстников.

Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию , самоопределению ,закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо , чтобы воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности , смелость в отступлении от общепринятого шаблона , поиск нового способа решения.

2.4 Формы и виды психолого-педагогической работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности.

1. Формы обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

2. Формы обучения детей в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми.

Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.

Можно выделить четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к учебным программам для одаренных детей.

1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать “насильственной” или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д.

4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом случае — использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные).

Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ. Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

2.5 Система работы с одарёнными детьми .

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.

В течение последних пяти лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, совещаниях при директоре.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем наших детей являются гарантом реализации программы.

В нашем образовательном учреждении:

Ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм методов и приемов:

— организации образовательного процесса с учётом современных требований;

— решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;

— осуществляется предпрофильная подготовка;

— формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

— постепенно начинает развиваться научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;

Обучающиеся имеют определённые успехи в школьных, районных олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях.

2 место в районном фотоконкурсе «Семь чудес Камешковского района» Призер муниципального этапа областной олимпиады младших школьников по математике. Призер районного конкурса семейных рисунков и фотографий «Я и мой район». 5 место в областном конкурсе «Юннат 2020» МЕждународный дистанционный конкурс «Олимпис -2019» по предметам ( 3 призера . 3 –лауреата , 16 участников) Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Районный конкурс юных исследователей окружающей среды – победитель Всероссийская онлай –олимпиада по русскому языку, математике «Заврики» — 15 участников. Международный конкурс «Олимпис 2019 –Осенняя, зимняя сессии» — 19 участников ; 12 призеров. Лауреат 3 региональной викторины по математике «Математическая мозаика» Всероссийская акция «Летопись Юннатских дел» Районные соревнования по легкоатлетическому четырехборью

— призер. Районные соревнования «Шиповка юных» — призер. Районный конкурс юных исследователей окружающей среды»- победитель. Региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –исследователь»- призер

Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:

— психолого-педагогической диагностики одарённых детей.

— адресной поддержки обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;

— работы с семьями одарённых детей;

— адаптации в социуме одарённых детей.

Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:

— традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.

— условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.

— наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся.

Целевые индикаторы и показатели:

— наличие базы данных;

— участие обучающихся в школьных и районных олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

— участие обучающихся в школьных и районных спартакиадах и других спортивных мероприятиях;

— участие обучающихся в школьных и районных творческих конкурсах;

— создание портфолио выпускника школы.

В результате многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».

Сроки реализации : 2019-2024 гг.

Этапы работы:

1 этап — аналитический — при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель : подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап — диагностический — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап — этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

выявление одаренных обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса; создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся; развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, областные , всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов; разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию; Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры; Утверждение здорового образа жизни школьника; Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя; принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития принцип научности и интегративности принцип гуманизма и демократизма

Основные мероприятия программы:

— разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

— организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

— приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

— подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

— проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Основные мероприятия, необходимые для реализации программы

I. Диагностика — как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

II. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, творческого потенциала одаренных детей.

III. Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

IV. Поощрение — стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 9 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:

1. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.

4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.

9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

— творческие ответы;

— выполнение творческих тематических заданий;

— выполнение проблемных поисковых работ;

— выступления в лекторских группах;

— назначение ответственными за проведение предметных недель;

— приобщение (в различных формах) к работе учителя;

— повышение степени сложности заданий;

— интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование — поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам — медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи — выставка творческих достижений обучающихся.

2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

5. Ходатайство в вышестоящие органы об участии одаренных детей в рамках районной программы.

Контроль и учёт эффективности реализации данной программы.

Организация контроля за реализацией программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:

— предметного контроля;

— процессуального контроля;

— контроля по результатам реализации программы.

Результативность работы в течение года анализируется на:

— совещании при директоре;

— педсовете.

Ожидаемые результаты

— создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

— формирование системы работы с одаренными обучающимися;

— формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

— расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

— введение факультативных и специальных курсов;

— повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

— увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на районных, областных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

— изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

успеваемости

— расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

— нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании в РФ»

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми

1.6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы.

2.1. Совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными обучающимися.

2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, консультации по предметам, индивидуальные занятия) и внешкольного образования .

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, обучающихся через формирование факультативов, элективных курсов, консультаций по предметам.

3.2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках школы.

3.3. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и областных олимпиадах.

3.4. Организация участия детей:

— в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;

— в районных, областных конференциях.

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными обучающимися.

4.2. Проведение тестов, анкетирования обучающихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных олимпиад, конференций, конкурсов, творческих отчетов.

4.4. Аналитико-корректирующая деятельность ответственного за организацию работы со способными обучающимися.

Информационно-исследовательская работа

Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.

Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

  • Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.

  • Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об учителях, формах работы с детьми.

— Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.

Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.

Подготовка кадров для работы с одаренными детьми и обучающимися

Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием претворения в жизнь всей программы. Необходима организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.

Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

Исследование психолого-педагогической компетентности у учителей в области работы с одаренными детьми.

Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.

Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2. Чтение лекций для родителей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

1. Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.

2. Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.

3. Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.

4. Развитие и обучение одаренных детей и обучающихся

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.

Предметные олимпиады школьников

Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.

Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.

Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.

В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

Научные общества обучающихся

НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.

Главная задача научных обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

диагностика одаренности детей и подростков;

раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.

План работы научного общества учащихся может включать следующие разделы:

— Заседания Совета НОУ;

— Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;

— Научно-исследовательская деятельность;

— Творческая деятельность.

Социально-психологическое обеспечение реализации программы:

— создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;

— создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы;

— обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

— формирование умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников, педагогов);

— организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Материально-техническое обеспечение:

— Пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;

— компьютеризации образовательного процесса;

— обеспечение необходимых оборудование и материалами дл организации работы кружков, клубов, секций;

— привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.

Семейные аспекты развития одарённого ребенка:

— создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

— учёт личностных особенностей одарённых детей;

— оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

п/п

Мероприятия

Период исполнения

Ответственные

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.

Сентябрь 2019

Классные руководители;

учителя-предметники

2

Диагностика обучающихся по следующим направлениям:

Творческое мышление

Толерантность

Предпочтительные виды деятельности

Доминирование левого и правого полушария

Вы лидер?

Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)

Поведенческая характеристика одарённых детей

Тест ШТУР

ежегодно

Классные руководители, психолог

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых обучающихся.

ежегодно

октябрь

ежегодно

администрация

4

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога

ежегодно

учителя- предметники

5

Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми

2019 – 2024

Зам. директора по УВР

7

Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

2019 – 2024

Администрация

8

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

учителя- предметники

9

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

в течение года

Администрация, учителя — предметники

10

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

Учителя — предметники

11

Привлечение одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2019 – 2024

Учителя — предметники

12

Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, районных олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

Учителя – предметники, администрация

13

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2019– 2024

Учителя- предметники

14

Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей.

2019 – 2024

Учителя – предметники, администрация

15

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей

Сентябрь-октябрь 2019

Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники

16

Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2019 – 2024

учителя – предметники, педагоги дополнительного образования.

17

Подготовка и проведение предметных недель

Раз в четверть

Учителя – предметники,

18

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

Март — апрель

Учителя- предметники

19

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

Учителя- предметники.

20

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

ежегодно

учителя — предметники

21

Участие в международной игре по математике «Кенгуру»

Ежегодно

Февраль-март

Учителя- предметники, администрация

22

Участие в международной игре

«Русский медвежонок»

Ежегодно

Февраль-март

Учителя- предметники, администрация

23

Участие в международной игре

«Британский бульдог»

Ежегодно

Февраль-март

Учителя- предметники, администрация

24

Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам

Ежегодно

В течение года

Учителя- предметники.

25

Участие обучающихся в районных творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

постоянно

Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования

26

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

В течение года

Классные руководители, учитель физкультуры

27

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

28

Ведение элективных и факультативных курсов

2019– 2024

Администрация

29

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

постоянно

Учителя- предметники

30

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Учителя- предметники

31

Оформление и пополнение стенда «Ими гордиться школа»

В конце года

администрация

32

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

Учителя- предметники, администрация

33

Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

постоянно

Учителя- предметники

34

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2019-2024

Учителя – предметники,

35

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

2019-2024

Учителя –предметники

36

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

на совещании при директоре,

педсовете

2019-2024

Администрация

Заключение.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. Система общего образования в своем целевом и функциональном проявлении должна обеспечивать необходимые условия для углубленной работы с одаренными и талантливыми детьми.

2. В каждом образовательном учреждении должна быть разработана программа работы с одаренными детьми исходя из условий и контингента обучающихся.

3. В основу создания дополнительных образовательных программ должны лечь теоретические основы развития одаренности, а так же дидактические особенности процесса их обучения.

4. Включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь следует учителей, обладающих определенными качествами: увлеченность своим делом, способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессиональная грамотность, интеллектуальность, нравственность и эрудированность, инновационность; учитель должен быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.

5. Приоритетными формами работы с одаренными и талантливыми учащимися должны стать: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны.

6. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности должна идти через создание для ученика ситуации успеха, через индивидуальное обучение и воспитание, включение в учебный план школы элективных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы, формирование и развитие сети дополнительного образования, организацию научно-исследовательской деятельности, организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

7. Работа с родителями одаренных и талантливых детей должна строиться на основе психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей.

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Таким образом, уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы «Одаренные дети». Чем больше мы будем выявлять и развивать потенциал детей с признаками одарённости, тем радужнее и прекраснее будет будущее нашей страны. Я полностью согласна с Ж. Брюно, который сказал: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране».

Список использованных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/organizatsiya-rabotyi-s-odarennyimi-detmi/

  • Коряков Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского сада // Научно- практические проблемы школьной психологической службы.-М,1987.-Т. II .
  • Лангмейер Й,Матейчек З –Психическая депривация в детском возрасте .-Прага, 1984.
  • Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже : За и против –М, 1981,
  • Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.-М,1979.
  • И.В.Дубровина, М.К.Акимова , Е.М. Борисова .Рабочая книга школьного психолога.М.Просвещение ,1991.
  • Лукаш, Елена Юрьевна. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США //Вопросы психологии. — М., 2004. — N4. — С. 22-30.
  • Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 59-63.
  • Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б.Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13.
  • Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический проспект, 2004. – 176 с. Ресурсы Internet : http://sibou.ru , sib-ou@mail.ru , nsportal.ru, autosatal.ru, portfolioteka.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psynews/25120.shtml [Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей — PsyJournals.ru]