Исходя из сказанного, можно в общем виде сформулировать понятие деятельности нотариата как совершение нотариусами от имени Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными полномочиями в установленной процессуальной форме нотариальных действий, имеющих властно-публичный характер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом.
Однако, как уже указывалось, в деятельности нотариата находит отражение и частный интерес. Это проявляется в ряде моментов и в первую очередь в самой сути нотариальных действий, вызванных к жизни появлением и развитием гражданского оборота, потребностей общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. В настоящее время осуществление гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений практически невозможно без института нотариата. Это видно из законодательно определенного перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами: удостоверение сделок; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг и т.д. (ст. 35 Основ законодательства о нотариате).
Одним словом, «нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий».
Социально-правовую ценность нотариата во многом характеризуют его цели и задачи, а также функции нотариальной деятельности и принципы, на которых она основана.
Нотариальную деятельность, исходя из Основ законодательства о нотариате и общего понятия деятельности как таковой, можно определить следующим образом: это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.
Рассматриваемая деятельность обладает специфическими признаками. В частности, в литературе указываются следующие ее характерные черты: нотариальные действия могут осуществляться только специальным субъектом (нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений); перечень подобных действий определен в законе (причем он дифференцирован в зависимости от субъекта нотариальной деятельности); совершаются в строго определенной законодательством процессуальной форме; их содержание должно основываться на положениях действующего законодательства; считаются совершенными после уплаты государственной пошлины или тарифа.
Деятельность Комиссии по правам человека при Президенте РК
... защите прав трудящихся в производственной сфере и других. Казахстан, последовательно расширяя государственную правозащитную деятельность, активно участвует в международном сотрудничестве в области защиты прав человека. Процесс участия Казахстана в многосторонних международных договорах в области прав человека в целом носит последовательный и взвешенный характер. В ...
Указанные признаки позволяют отличить нотариальную деятельность от деятельности иных органов по применению законодательства, например судебных, арбитражных и др. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность нотариального действия.
Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Функции нотариата пока не нашли единообразного решения, дискуссии в первую очередь идут по поводу их количества и содержания.
Эта проблема имеет принципиальный характер и не только в связи с тем, что она позволяет выявить специфику нотариальных действий, а следовательно, возможность их совершения только нотариусами в рамках определенной законом процедуры от имени Российской Федерации.
В последнее время наметилась тенденция законодательного «перераспределения» функций нотариата. Например, согласно ч. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Многие авторы такую практику признают необоснованной.
Более широкий спектр функций нотариата представлен Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных. Во-первых, все рассматриваемые функции ими подразделяются на две большие группы:
1) функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;
2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. Во-вторых, в каждую из указанных групп включается различное количество функций.
Так, в первую группу входят:
- правоохранительная;
- выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота;
- правоприменительная;
- характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций (например, совершение исполнительных надписей);
- предупредительно-профилактическая; осуществляется по следующим направлениям:
- а) обеспечение процесса доказывания в суде;
- б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера;
- в) предупреждение возможных споров между потенциальными участниками сделки на стадии согласования условий в процессе ее заключения;
- фискальная; нотариус обязан сообщать государственной налоговой инспекции, например, об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство.
Во вторую группу функций включены:
Принципы нотариальной деятельности
... публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости. Нотариат ...
- правореализующая;
- нотариус, во-первых, создает необходимые предпосылки для правомерного поведения субъектов, в отношении которых совершается нотариальное действие;
- во-вторых, сам исполняет и соблюдает требования правовых норм;
- правоустанавливающая;
- она связана с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов;
- консультационная;
- в соответствии со ст. 16 Основ законодательства о нотариате нотариус обязан разъяснять права и обязанности физических и юридических лиц;
- регулятивная;
- в ее рамках осуществляются действия по регулированию, закреплению в той или иной форме прав и законных интересов субъектов гражданского оборота (например, нотариальные действия по удостоверению сделок);
- охранительная;
- состоит в принятии мер по защите или принудительному осуществлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц (например, меры по охране наследственного имущества, удостоверение бесспорных фактов и т.д.);
- контрольная; выражается в наблюдении за правильностью и своевременностью исполнения физическими и юридическими лицами своих обязанностей (например, сообщение государственным налоговым инспекциям об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство).
Как и всякий вид деятельности, в том числе юридической, деятельность нотариата основывается на определенных принципах. Их количество и виды в литературе определяются по-разному. Например, Е.В. Гурьева выделяет лишь важнейшие принципы нотариата:
- принцип объективной истины — нотариус совершает действия на основе объективно существующих обстоятельств, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
- принцип законности — в своей деятельности нотариус руководствуется только законом;
- принцип бесспорности прав и юридических фактов — нотариальные действия совершаются только в отношении бесспорных фактов, подтвержденных непосредственно или документально;
- принцип тайны нотариальных действий — запрещается разглашение их сущности, в том числе сведений о документах, которые представлялись нотариусу и т.д.;
- данное правило сохраняет свое действие и в отношении лиц, сложивших полномочия нотариуса или уволенных с работы.
И.Г. Черемных представляет иную систему принципов, на которых основывается нотариальная деятельность. В нее он включает: законность; способ осуществления нотариальной деятельности; ее осуществление специальным субъектом (нотариусом и уполномоченным должностным лицом); независимость и беспристрастность; равенство перед законом; совершение нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции; публичность нотариальной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации; ее процессуальный характер; ответственность нотариуса; некоммерческий характер деятельности; осуществление нотариальной деятельности в соответствии с моральными и нравственными нормами, действующими в обществе.
«Говоря о принципах нотариальной деятельности, — пишет И.Г. Черемных, — мы, как и другие исследователи, традиционно приравнивали ее к совершению нотариального действия, что является не совсем правильным».
Реферат установление личности обратившегося за совершением нотариального ...
... Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. К основным правилам совершения нотариальных действий относятся положения, регламентирующие: 1) место совершения нотариальных действий; 2) ограничение права совершения нотариального действия; 3) установление личности лица, обратившегося за совершением нотариального действия; 4) проверку ...
В связи с этим он предлагает основываться на позиции Г.Г. Черемных, который разграничивает понятия «нотариальная деятельность» и «совершение нотариального действия», считая второе составной частью, хотя и основополагающей, первого.
Конечно, указанные понятия соотносятся между собой как целое и его часть, однако сделанная автором оговорка не устраняет, на мой взгляд, основной недостаток представленной им системы принципов. Ряд из них относится к характеристике самой деятельности, а не к основополагающим началам, идеям, на которых базируется нотариальная деятельность или нотариальные действия. Недаром в другой работе часть из указанных принципов им используются для характеристики самой деятельности нотариата. Между тем очевидно, что одни и те же обстоятельства одновременно не могут выступать в данных ролях.
В литературе существуют и другие подходы к определению принципов нотариальной деятельности. Так, некоторые авторы принципы представляют совокупностью правил, используемых для достижения целей нотариального производства. Они в этом случае сводятся к законности и обоснованности рассматриваемой деятельности.
Иногда среди принципов нотариальной деятельности выделяется принцип содействия гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов. Представляется, что данный принцип, по сути, подменен авторами одной из задач, стоящих перед нотариатом.
Вряд ли можно признать обоснованным отнесение к основным началам деятельности нотариата диспозитивность, в первую очередь присущую гражданскому праву. Некоторые нотариальные действия не зависят от воли лица, они являются обязательными, а не осуществляются по его усмотрению. В них не отражаются и другие свойства диспозитивности (например, разрешено все то, что не запрещено законом, и т.п.).
Некоторые авторы предпринимают попытки выяснить сущность нотариальных действий путем применения системно-структурного метода. В ее структуру предлагается включать наиболее значимые элементы: объект и субъект деятельности.
Объект деятельности определяется как общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами их прав, свобод и законных интересов.
При такой трактовке объекта нотариальной деятельности, во-первых, произошло смещение определяемого предмета. Получается, что собственная деятельность нотариата подменяется отношениями по реализации гражданами и юридическими лицами своих прав; во-вторых, дефиниция имеет столь широкое содержание, что она не позволяет характеризовать объект нотариальной деятельности как таковой, без каких-либо изменений применима к любому виду деятельности, предполагающей реализацию соответствующих прав и законных интересов (например, суда).
Объектом нотариальной деятельности являются нотариальные действия, путем совершения которых обеспечиваются права и законные интересы лиц, воспользовавшихся услугами нотариуса (лица, которому разрешено осуществление нотариальных действий).
Субъектом нотариальной деятельности выступают три категории лиц: частные нотариусы; нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах; лица, которые в установленном законом порядке уполномочены совершать нотариальные действия.
Правовое регулирование нотариата в Российской Федерации
... с организацией нотариата в Российской Федерации требуют немедленного и детального разрешения. Целью настоящей работы является анализ основ организации нотариата в Российской Федерации и вопросы правового регулирования его деятельности, раскрыть ... и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени ...
Социально-правовая ценность нотариальной деятельности как объекта уголовно-правовой охраны заключается в том, что нотариат реализует правоохранительные (защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц) и другие функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов иных правоотношений.
Таким образом:
1) Нотариат включает в себя материальную и процессуальную основы. Первая охватывает содержание правоприменительной деятельности нотариуса — сущность нотариальной формы, нотариальное удостоверение, природу нотариального акта и др. Вторая отождествляется с понятием нотариальной деятельности, имеющим самостоятельное значение.
2) Нотариальная деятельность — это деятельность особой системы органов, осуществляемая от имени государства и на возмездной основе в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц), заключающаяся в совершении нотариальных действий, предусмотренных российским законодательством. Государство самостоятельно определяет перечень субъектов, уполномоченных на осуществление нотариальной деятельности.
3) Определение места нотариата в системе юридической надстройки общества как органа превентивного, предупредительного правосудия «размывает» понятие правосудия. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебные функции имеют исключительный характер и осуществляются только судом.
4) Многозначность термина «нотариат», комплексность регулирующих его норм, относимых к гражданскому и гражданскому процессуальному праву, предполагают ограничительное толкование норм Конституции РФ, согласно которым нотариат является предметом совместного ведения. Как представляется, под нотариатом в данном случае понимается только «организация нотариального обслуживания».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе исследования установлено следующее:
1. В условиях преобразования всей правовой системы России в постсоветский период ее развития возникла острая потребность в разработке и принятии нового законодательства, в том числе и в области нотариата, совершенствования организации его деятельности и правоприменительной практики. В связи с чем весьма актуальным представляется дальнейшее изучение исторического опыта прошлого эволюции российского института нотариата, его правовой базы в становлении и развитии. Такое исследование важно в современных условиях, так как нотариальное дело в системе механизмов регулирования жизни гражданского общества в полной мере не является устоявшимся правовым институтом в России.
2. Предназначение нотариуса состоит в том, чтобы обеспечить граждан и юридических лиц квалифицированной правовой помощью. По существу институт нотариата — это звено, которое связывает гражданское общество и государство, поскольку он функционирует на границе частной и публичной сфер и обладает уникальной дуалистической природой.
3. Механизм нотариального удостоверения сделки в полной мере позволяет признать нотариуса публичным лицом, гарантирующим законность совершаемой сделки.
4) Нотариальная деятельность — это деятельность особой системы органов, осуществляемая от имени государства и на возмездной основе в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц), заключающаяся в совершении нотариальных действий, предусмотренных российским законодательством. Государство самостоятельно определяет перечень субъектов, уполномоченных на осуществление нотариальной деятельности.
НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... задачи, поставленные законом перед данным видом деятельности. "Нотариат, - говорится в ст.1 Основ законодательства о нотариате,- в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и ...
В заключение, отметим следующее. Правовая деятельность нотариата обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, разумеется, имеет свои особенности, базируясь в большей степени на своих собственных оригинальных основаниях, чем на общих с романо-германским правом признаках. В России «традиционно высокая роль государства в экономике, характерная практически на всем протяжении существования российской государственности, в правовой психологии большей части населения находила отражение в невосприятии институтов частной собственности в традиционных для западноевропейской культуры формах, правовом нигилизме, выражающемся в безразличном, недоверчивом или пренебрежительном отношении к праву и государству».
В настоящее время имеет место этап государственной политики контрреформирования российского нотариата и его регрессивной эволюции, охватывающий период с 1997 г. по настоящее время. Данный этап характеризуется антинотариальной (антиправовой) государственной политикой, со всей очевидностью отраженной в хронологии принятых нормативно-правовых актов, в которых:
1) воспроизведены нормы советского права, закрепившие легистское симплифицированное понимание природы нотариального удостоверения, а в конечном счете природы и функции нотариального феномена, и неизбежно приведшие к последующему систематическому исключению нотариата из важнейших сегментов сферы гражданско-правовых отношений, включая отмену обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом (первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью фактически подменено государственной регистрацией сделок и прав, которая «при тотальной доминанте бюрократии стала эрзацем нотариальной функции по правовому опосредованию оборота недвижимости», а сам институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — формой неогосударственного квазинотариата в сфере недвижимости (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);
3) отменено обязательное нотариальное удостоверение доверенности на пользование и распоряжение автотранспортными средствами (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, 1998 г.);
4) отменено обязательное нотариальное свидетельствование подлинности подписи на банковских карточках (указание Центрального банка РФ «О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати», 2003 г.);
5) отменено обязательное нотариальное удостоверение договора ипотеки (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», 2004 г.);
6) отменено обязательное нотариальное удостоверение сделок с землей (Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения», 2002 г.);
Правовое регулирование правоохранительных органов в Российской Федерации
... преступлениями и иными правонарушениями». Конституция Российской Федерации упоминает о правоохранительных органах, говоря об их кадрах. Она не дает этому термину определения, хотя косвенно можно понять, что, по крайней мере, судебные органы, адвокатуру и нотариат ...
7) установлены размеры нотариального тарифа, не соответствующие ни уровню сложности и ответственности труда нотариусов, ни реальной стоимости объектов гражданского оборота, ни степени общественной значимости деятельности нотариусов, ни динамике инфляционных процессов (Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», 2004 г.);
8) продолжено расширение круга организаций и должностных лиц, имеющих право совершать действия, приравненные к нотариальным, например право сотрудников банков удостоверять доверенности на получение вклада гражданина в банке, придание силы нотариально удостоверенного завещания завещательному распоряжению в простой письменной форме при совершении его в филиале банка, право сотрудников организации связи удостоверять доверенности на получение корреспонденции (п. 4 ст. 185 и ст. 1128 Гражданского кодекса Российской Федерации), право должностных лиц органов местного самоуправления удостоверять доверенности на право совершения сделок с земельными долями (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве», 2005 г.).
Следовательно, закономерным продолжением «нотариальной контрреформы» является тотальное расширение функций органов исполнительной власти по контролю нотариата, ведущее к фактическому управлению нотариатом. В контексте этой авторитарной тенденции подготовлены законопроекты, объективно направленные на политико-административное изменение статус-кво российского нотариата, а не на решение задачи содержательно-правового совершенствования его деятельности как публично-правового правозащитного и правоприменительного института в новых социально-экономических условиях. Новации касаются статуса нотариуса; условий и порядка наделения нотариуса полномочиями; контроля деятельности нотариусов; приостановления, прекращения и лишения полномочий нотариуса; организации нотариальной деятельности, полномочий и деятельности нотариальных палат. Суть предлагаемых инициатив сводится к двум основным идеям: во-первых, к установлению жесткого управления нотариатом государственными служащими среднего звена органов исполнительной власти; во-вторых, к снижению роли и ослаблению системы корпоративного самоуправления нотариата.
Следует подчеркнуть, что идеология правовой деятельности нотариата действительно должна быть ориентирована на конституционные идеи и ценности. Так, в ст. 1 Конституции Российской Федерации государство провозглашается демократическим федеративным и правовым, закрепляется естественно-правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». В п. 1 ст. 17 Конституции закрепляется положение о том, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права. На социальный характер Российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, указано в ст. 7 Конституции. Это дает основания утверждать: опираясь на идеологическую программу, в сжатом виде изложенную в Конституции РФ, нужно развивать и совершенствовать концептуальные идеи о праве в целях активной пропаганды государством правовой идеологии, содержащей нравственный потенциал, подразумевающей приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль нотариата в обществе и государстве.
Проблемы российского нотариата
... правом совершать нотариальные действия, а также это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. Но характеристика этого понятия была бы не полной без экскурса в историю российского нотариата. ... из нотариата Российской Федерации, зарубежного нотариата, так ... российский нотариат находится в равном положении с другими членами Латинского союза. 1 Проблема защиты ...
В заключение также отметим, что трансформация отечественной правовой системы обусловлена наличием тех изменений, которые объективно имеют место в Российском государстве; в настоящее время общественные отношения характеризуются значительным усложнением и сопровождаются активным использованием права для решения возникающих проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/ponyatie-i-vidyi-notarialnogo-proizvodstva/
I. Нормативные правовые акты
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (ред. от 19.07.2011), № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
Российская газета, N 256, 31.12.2001.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 100.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) Российская газета», N 148-149, 06.08.1998.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 05.07.2010).
«Российская газета», N 49, 13.03.1993.
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О классификаторе правовых актов» (ред. от 28.06.2005).
Собрание законодательства РФ», 20.03.2000, N 12, ст. 1260.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010).
Российская газета, N 50, 12.03.2004.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Российская газета, N 297, 31.12.2006
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. от 25.07.2011).
Российская газета, N 202, 08.10.2003.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 01.07.2011).
Российская газета, N 100, 25.05.1995.
II. Основная и специальная литература
Алферов И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений России // Законодательство. 2006. N 1
Богомолова Е. От писца до нотариуса // ЭЖ-Юрист. 2004. N 43.
Государственный нотариат
В дореволюционной России нотариусами могли быть только российские поддан- ные, совершеннолетние, не опороченные судом или общественным приговором, не занимающий никакой должности не в государственной, не в общественных ... роль государст- венного. Авторы проекта Основ исходили из того, что частный и государственный нотариат ничем не отличаются по своему правовому положению, что как государст- венным, ...
Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия // Государство и право. 2006. N 7.
Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
Богатырев В.Н., Барзилова Ю.В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата. Конституционное и муниципальное право, 2010, N 9.
Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5.
Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учеб. пос. М.: Юрист, 2003.
Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005.
Джатиев В. Зачем России прокуратура? // Законность. 2008. N 8.
Зайцева Т.В, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000. Т. 1.
Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. М.: Статут, 2003.
Гомола А.И. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2004.
Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений. Городец, 2007.
Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России, Деловой двор, 2008.
Идрисова Л.А., Ярлыкова Е.Л. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный).
Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.
Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. N 1.
Комаров Н.И. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. М.: Лекс-книга, 2005.
Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (Редакционный материал).
Нотариус, 2010, N 1.
Костылева А. Соотношение понятий «индивидуальный предприниматель» и «нотариус, занимающийся частной практикой» в гражданском и налоговом законодательствах // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 3.
Лившиц Б.И. и др. Исторические хроники российского нотариата. М., 2003.
Круглый стол Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему «Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования» (Редакционный материал).
Бюллетень нотариальной практики, 2010, N 2.
Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская // Нотариус. 2006. N 3.
Москаленко М.И. Оптимизация правового регулирования статуса нотариата в городах федерального значения. Нотариус, 2010, N 1.
Мохов А.А., Колганова С.В., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. N 5.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Отв. ред. Н.А. Винниченко. М.: Юрайт, 2008.
Нотариальное право России / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2007.
Нотариат меняет формат. ЭЖ-Юрист, 2010, N 4.
Пиджаков А.Ю., Ермилкин В.Н. Из истории нотариата в России. Нотариус, 2010, N 1.
Плетнев М.Ю. Нотариат: Учеб. пос. для вузов. М., 2006
Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Семейный кодекс Российской Федерации (с постатейным приложением нормативных актов и документов).
М.: Норма, 2005.
Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Гос. и право. 2004. N 3.
Ралько В.В. Медиация. Сущность и технология // Нотариальный вестник. 2009. N 1.
Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. N 4.
Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный).
М., 2002.
Ремановский Г.П., Ремановская О.В. Организация нотариата в России. М., 2001.
Ригер Г., Мим К. Нотариус в качестве медиатора // Бюллетень нотариальной практики. 2005. N 6 // СПС «КонсультантПлюс».
Романовская О. Прокуратура и нотариат // Законность. 2009. N 1.
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
Скрипалев Е. История российского нотариата: пронотариат (институт подьячих), развитие до реформ Александра II, нотариат и судебная реформа 1864 — 1874 годов // Нотариальный вестник. 1998. N 9.
Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат — публично-правовая саморегулируемая организация. Российская юстиция, 2011, N 5.
Тараканова Н.Г., Родина С.В. Нотариат в системе правовых учреждений дореволюционной России: провинциальный акцент. Нотариус, 2010, N 4.
Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001.
Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации. СПб., 2006.
Терещенко А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты // Законность. 2006. N 8.
Филиппова О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан. Административное и муниципальное право», 2010, N 10.
Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия: В 5 т. Тольятти, 2005. Т. 4.
Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. 2009. N 2.
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 1999.
Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации. М., 2006.
Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М.: Норма, 2010.
Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой аспект): Дис. … к.ю.н. Ставрополь, 2000.
Юридический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
III. Материалы судебной практики
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Российская газета, N 101, 28.05.1998.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П // Собрание законодательства РФ. 2000. N 3. Ст. 353.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // Собрание законодательства РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.
Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июля 2009 г. по делу N 33-3643/2009;
- Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. по делу N 25-В08-11.
Определение судьи Омского областного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции от 1 сентября 2009 г. по делу N 4-Г-1431/2009.Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 июня 2009 г. по делу N 2-2379/2009.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (ред. от 19.07.2011), № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Российская газета, N 220, 20.11.2002.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. Российская газета. 1993. 13 марта. N 49; Российская газета. 2008. 31 декабря. N 267.
Ремановский Г.П., Ремановская О.В. Организация нотариата в России. М., 2001. С. 28.
Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875.
Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. М., 1998. С. 4.
Богомолова Е. От писца до нотариуса // ЭЖ-Юрист. 2004. N 43. С. 17-19.
Вопросы теории и истории дореволюционного российского нотариата исследовались такими российскими дореволюционными учеными, как Н.П. Ляпидевский, А.Н. Бобрыкин, А. Гасман, А. Мациевич, А.М. Коркунов, П.П. Мигулин, Н.М. Голик, А. Лаппо-Данилевский, С.К. Богоявленский, Н.Х. Озеров, Н.В. Чигулин, Г.К. Котошихин, Г.Ф. Шершеневич, А.М. Фемилиди, К.П. Победоносцев, К.А. Неволин, и другие.
К современным ученым следует отнести А.С. Алексеева, Н.Н. Авдеенко, Г.В. Атамчука, И.А. Алферова, Е. Богомолова, Р.И. Вергасова, А.И. Гомолу, Б.И. Лившица, М.Ю. Плетнева, Г.Г. Черемных, Л.Л. Шаповалову, Т.М. Шамба и других
Гомола А.И. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2004.
Плетнев М.Ю. Нотариат: Учеб. пос. для вузов. М., 2006.
Комаров Н.И. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. М.: Лекс-книга, 2005.
Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. N 1. С. 43-45.
Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М.: Норма, 2010.
Лившиц Б.И. и др. Исторические хроники российского нотариата. М., 2003.
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
Гомола А.И. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2004.
Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М.: Норма, 2010.
Скрипалев Е. История российского нотариата: пронотариат (институт подьячих), развитие до реформ Александра II, нотариат и судебная реформа 1864 — 1874 годов // Нотариальный вестник. 1998. N 9.
- Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 1999.
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации. М., 2006.
Алферов И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений России // Законодательство. 2006. N 1 С. 10.
Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учеб. пос. М.: Юрист, 2003.
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 49.
Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой аспект): Дис. … к.ю.н. Ставрополь, 2000.
Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, N 17, 24.11.1917.
Зейдер Н.Б. Предмет и система гражданского процессуального права // Правоведение. 1962. N 3. С. 69 — 82.
Корсик К.А. Позитивный потенциал российского нотариата // ЭЖ-Юрист. 2004. N 50.
Дударев А.В. Международно-правовые вопросы деятельности Международного союза латинского нотариата (МСЛН) // Нотариальный вестник. 2000. N 9. С. 44.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. С. 671 — 672.
Нотариальный вестник. 1997. N 3. С. 28 — 30.
Нотариус (лат. notaiius) — писец (писарь), в круг обязанностей которого входило оформление на бумаге различного рода правовых сделок в Древнем Риме (См. об этом подробно: Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875).
Писцы состояли на государственной службе (scribae) и на содержании у частных лиц (exceptores et notarii).
Первые избирались магистратом пожизненно из числа римских граждан, не лишенных гражданской чести; вторые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели переписку и осуществляли юридическое оформление различного рода сделок. Последние собственно и назывались нотариусами — от лат. nota — знак. (См. об этом подробно: Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX — начало XX в.).
М., 2006.).
«Российская газета», N 49, 13.03.1993.
«Основы законодательс
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/ponyatie-i-vidyi-notarialnogo-proizvodstva/
I. Нормативные правовые акты
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (ред. от 19.07.2011), № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
Российская газета, N 256, 31.12.2001.
4.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 100.
5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) Российская газета», N 148-149, 06.08.1998.
6.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 05.07.2010).
«Российская газета», N 49, 13.03.1993.
7.Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О классификаторе правовых актов» (ред. от 28.06.2005).
Собрание законодательства РФ», 20.03.2000, N 12, ст. 1260.
8.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010).
Российская газета, N 50, 12.03.2004.
9.Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Российская газета, N 297, 31.12.2006
10.Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
11.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. от 25.07.2011).
Российская газета, N 202, 08.10.2003.
12.Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 01.07.2011).
Российская газета, N 100, 25.05.1995.
II. Основная и специальная литература
13.Алферов И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений России // Законодательство. 2006. N 1
14.Богомолова Е. От писца до нотариуса // ЭЖ-Юрист. 2004. N 43.
15.Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия // Государство и право. 2006. N 7.
16.Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
17.Богатырев В.Н., Барзилова Ю.В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата. Конституционное и муниципальное право, 2010, N 9.
18.Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5.
19.Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учеб. пос. М.: Юрист, 2003.
20.Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005.
21.Джатиев В. Зачем России прокуратура? // Законность. 2008. N 8.
22.Зайцева Т.В, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000. Т. 1.
23.Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. М.: Статут, 2003.
24.Гомола А.И. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2004.
25.Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений. Городец, 2007.
26.Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России, Деловой двор, 2008.
27.Идрисова Л.А., Ярлыкова Е.Л. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный).
Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.
28.Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. N 1.
29.Комаров Н.И. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. М.: Лекс-книга, 2005.
30.Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (Редакционный материал).
Нотариус, 2010, N 1.
31.Костылева А. Соотношение понятий «индивидуальный предприниматель» и «нотариус, занимающийся частной практикой» в гражданском и налоговом законодательствах // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 3.
32.Лившиц Б.И. и др. Исторические хроники российского нотариата. М., 2003.
33.Круглый стол Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему «Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования» (Редакционный материал).
Бюллетень нотариальной практики, 2010, N 2.
34.Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская // Нотариус. 2006. N 3.
35.Москаленко М.И. Оптимизация правового регулирования статуса нотариата в городах федерального значения. Нотариус, 2010, N 1.
36.Мохов А.А., Колганова С.В., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. N 5.
37.Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Отв. ред. Н.А. Винниченко. М.: Юрайт, 2008.
38.Нотариальное право России / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2007.
39.Нотариат меняет формат. ЭЖ-Юрист, 2010, N 4.
40.Пиджаков А.Ю., Ермилкин В.Н. Из истории нотариата в России. Нотариус, 2010, N 1.
41.Плетнев М.Ю. Нотариат: Учеб. пос. для вузов. М., 2006
42.Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Семейный кодекс Российской Федерации (с постатейным приложением нормативных актов и документов).
М.: Норма, 2005.
43.Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Гос. и право. 2004. N 3.
44.Ралько В.В. Медиация. Сущность и технология // Нотариальный вестник. 2009. N 1.
45.Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. N 4.
46.Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный).
М., 2002.
47.Ремановский Г.П., Ремановская О.В. Организация нотариата в России. М., 2001.
48.Ригер Г., Мим К. Нотариус в качестве медиатора // Бюллетень нотариальной практики. 2005. N 6 // СПС «КонсультантПлюс».
49.Романовская О. Прокуратура и нотариат // Законность. 2009. N 1.
50.Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
51.Скрипалев Е. История российского нотариата: пронотариат (институт подьячих), развитие до реформ Александра II, нотариат и судебная реформа 1864 — 1874 годов // Нотариальный вестник. 1998. N 9.
52.Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. Нотариат — публично-правовая саморегулируемая организация. Российская юстиция, 2011, N 5.
53.Тараканова Н.Г., Родина С.В. Нотариат в системе правовых учреждений дореволюционной России: провинциальный акцент. Нотариус, 2010, N 4.
54.Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001.
55.Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации. СПб., 2006.
56.Терещенко А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты // Законность. 2006. N 8.
57.Филиппова О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан. Административное и муниципальное право», 2010, N 10.
58.Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия: В 5 т. Тольятти, 2005. Т. 4.
59.Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. 2009. N 2.
60.Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 1999.
61.Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России.
62.Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации. М., 2006.
63.Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М.: Норма, 2010.
64.Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой аспект): Дис. … к.ю.н. Ставрополь, 2000.
65.Юридический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
III. Материалы судебной практики
66.Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Российская газета, N 101, 28.05.1998.
67.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П // Собрание законодательства РФ. 2000. N 3. Ст. 353.
68.Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // Собрание законодательства РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.
69.Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июля 2009 г. по делу N 33-3643/2009;
70.Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. по делу N 25-В08-11.
71.Определение судьи Омского областного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции от 1 сентября 2009 г. по делу N 4-Г-1431/2009.Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 22 июня 2009 г. по делу N 2-2379/2009.