В соответствии со ст. 43 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Развитие общества и государства в Российской Федерации невозможно без развития образования.
Проблемы реализации законодательства в РФ в сфере образования стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В настоящее время в его реализацию включились не только институты федеральной, региональной и местно власти, но и значительная часть общества. Многогранность законопроекта «Об образовании» свидетельствуют о том, что сама его идея продиктована современными тенденциями в социальной сфере. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной сферах развития страны.
Актуальность проблемы реализации законодательства РФ в сфере образования обусловлена факторами, ярко проявившимися в настоящее время: организационные и кадровые проблемы высшей школы — рациональная структура научно-педагогических кадров; несовершенство системы внедрения инноваций в учебный процесс; проблема: определения критериев эффективности инновационных методов обучения.
Степень разработанности проблемы. В процессе исследования использовались работы российских ученых, таких как: А.А. Фурсенко, А.Леонтьев, Н. Зиганшина, Н.А. Богданова, И.Е. Ильичев, В.В. Лазарева, В.О. Лучин, Ю.Д. Казанчев, А.Г. Зельднер, Н.А. Новицкий М. Барщевский, А. Голиченков и других.
Право на образование: Проблемы его реализации
... большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает (равно как и проблемы, связанные с его развитием). Если рассматривать проблемы российской системы образования с ... создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. В ...
Цель исследования — критически проанализировать эффективность законодательства РФ в сфере образования и выявить существующие правовые проблемы, требующие решения.
Объект исследования — Законодательная база российской системы образования.
Предмет исследования — правовые проблемы, связанные с реализацией законодательства в области образования в масштабах России и Ростовской области.
Задачи исследования.
- Провести теоретический анализ в содержании базовых понятий, раскрывающих сущность образования в контексте конституционных прав граждан.
- Проанализировать структурно-содержательные стороны законодательства в сфере образования.
- Выявить основные правовые проблемы, связанные с реализацией федерального Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года и проекта ФЗ «Об образование» 11.02.2010 года.
- Исследовать проблемные аспекты практической реализации ПНП «образование» и сформулировать предложения по совершенствованию правовой базы российской системы образования.
Методология исследования. Методологической базой исследования является комплекс общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация и формализация).
Эти методы применялись на стадии теоретического исследования проблемы. Также в ходе исследования применялись формально-логические методы: индукция и дедукция. Выводы и обобщения делались на основе законов формальной и диалектической логики. Кроме того, теоретической базой дипломной работы выступают монографические труды известных авторов в области образования и юриспруденции.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности решения проблем образования граждан Российской Федерации на текущем этапе развития России.
1. Исторические и современные этапы развития образования в России
1 Развитие образования в России
Начало образования на Руси. На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже в первой половине XIV века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде.
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум).
Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы — например, в Переславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV-XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным, однако сохранились многочисленные свидетельства обратного.
Женское воспитание в России в Допетровскую эпоху
... женщин в допетровскую эпоху. Исходя из поставленных целей определены задачи исследования: проанализировать факторы, ... в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. Женское образование в России ... в допетровскую эпоху. Следующим условием воспитания была идеология. В 988 году Владимир Святославович принял христианство и крестил Русь. ...
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским).
Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Образование в Московском государстве в допетровское время. Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой — была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551г.) система православного образования.
В XVI-XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701г. академия); в 1687г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники.
С середины xvii в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым.
Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников. В допетровское время наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.
На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.
Образовательная реформа Петра Великого и первые послепетровские десятилетия. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «
Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов России
... судами общей юрисдикции системы военных судов, ... военных судов России § 1. История возникновения военных судов и их развитие в допетровский период отечественной истории Военные суды в современном понимании возникли в России ... Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII ... столетия, стали ...