Правовые особенности регулирования труда педагогических работников

Современный этап развития российской системы права характеризуется динамичностью, направленностью на соответствие экономическим, политическим и иным общественным отношениям. Стремительно развивается и трудовое законодательство. Определенным итогом этого развития можно считать принятие Трудового кодекса Российской Федерации 30.12.2001 №197-ФЗ, одним из принципиальных отличий которого является выделение отдельной главы, определяющей особенности регулирования труда педагогических работников. Однако в Трудовом кодексе законодатель не смог отразить всю отраслевую специфику труда этой категории работников, что и создает необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений педагогических работников, в том числе и высшей школы.

Возникла необходимость осуществления реформ в образовательной сфере. На состояние системы российского образования наконец-то обратило внимание Государство, приняв ряд значимых нормативных правовых актов. Государство, признавая сложность ситуации, определило приоритеты политики в области образования, одним их которых является решение проблемы кадрового обеспечения системы образования путем повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников.

В связи с повышением социальной значимости образования и общественного внимания к системе образования, к возникающим в этой системе правоотношениям, к участникам этих отношений, стало актуальным рассмотрение некоторых проблем, возникших в образовательной сфере за последнее десятилетие, с целью их решения с помощью средств трудового права.

Таким образом, изучение и анализ нормативно-правового регулирования в сфере труда педагогических работников в современных условиях является достаточно актуальным.

Основными целями настоящей работы является исследование особенностей регулирования труда педагогических работников.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть общую характеристику понятия педагогической деятельности и право на занятие педагогической деятельности;
  • исследовать совместительство и совмещение, актуальные вопросы законодательного регулирования ;
  • исследовать заработную плату и должностной оклад педагогических работников;
  • рассмотреть оплату труда педагогических работников при совместительстве и совмещении;
  • раскрыть порядок и условия заключения и содержание трудового договора;
  • показать основания для расторжения трудового договора с педагогическими работниками.

Объектом настоящего исследования являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения педагогических работников.

7 стр., 3307 слов

Правовое регулирование охраны труда

... правового регулирования охраны труда. Общие задачи заключаются в: 1. Определить понятие, задачи и содержание охраны труда работника. 2. Рассмотреть основные права и гарантии работника на охрану труда; 3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Организация работы по охране труда ... делается немало в правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, ...

Предметом исследования является содержание трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с образовательной составляющей. В качестве субъектов таких отношений выступают участники образовательного процесса в высшей школе — профессорско-преподавательский состав, студенты, слушатели, аспиранты, докторанты, соискатели, а также ректор, проректоры и другие работники вуза, непосредственно участвующие в образовательном процессе.

При написании работы в качестве базового был использован традиционный для юридических наук формально-логический метод исследования. В исследовании также применялись и другие специальные методы, такие как функциональный анализ правовых явлений, сравнительно-правовой анализ, системно-структурный подход, исторический анализ.

При написании работы использовалась общая и специальная литература по данной теме таких авторов как В.В. Архипов, Н.А. Бриллиантова, М.А. Бочарникова, И.С. Зернова, А.М. Куренного, Ю.М. Пискарева и многих других.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения. К работе прилагается список нормативных правовых актов и научной литературы, произведен опрос 68 педагогических работников Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №99 города Челябинска.

Заключение

Проанализировав особенности правового положения педагогических работников в трудовом законодательстве, учитывая специфику труда этой категории работников, мы пришли к выводу, что не все проблемы в этой сфере решены законодателем.

По вопросам заработной платы и должностного оклада педагогических работников существует множество разнообразный нормативных актов, которые противоречат друг другу, предлагаем ввести один правовой акт, который бы содержал все положения касающиеся заработной платы и должностного оклада педагогических работников.

Можно выделить следующие проблемы труда работы совместителей педагогических работников, нет суммарного рабочего времени у совместителей, не ведется по факту этого времени, нет обязанности работника – совместителя сообщать работодателю о местах работы по совместительству. Данные вопросы необходимо законодательно закрепить. Также необходимо отразить вопрос о минимальном размере заработной платы совместителей. В соответствии со ст. 133 ТК РФ «месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». Но оплата труда совместителей может быть рассчитана пропорционально отработанному времени или пропорционально выработке и, таким образом, быть меньше МРОТ.

Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), в свою очередь, условия последнего не должны противоречить Трудовому кодексу. В трудовом договоре также могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, например об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) и другие. В заключаемых с педагогическими работниками трудовых договорах следует предусмотреть некоторые особенности их труда. Например, в трудовом договоре следует указать учебную нагрузку педагогического работника, которая не должна превышать предела, установленного соответствующим типовым положением об образовательном учреждении.

6 стр., 2509 слов

Контрольная работа: Самозащита работниками трудовых прав

... 352 ТК РФ этот способ на первое место, подчеркнув тем самым его приоритет перед другими способами. Самозащита работниками трудовых прав. Проблема защиты трудовых прав и свобод в нашей ... случае поручения работы с вредными и опасными условиями труда или тяжелой работы, не предусмотренных трудовым договором. Случаи, при которых работник может прибегнуть к самозащите своих трудовых прав, предусмотрены ...

Трудовой кодекс Российской Федерации не дает определения аморального проступка и не устанавливает критериев, на основании которых проступок лица, выполняющего воспитательные функции, может быть признан аморальным. Таким образом, работодателю предоставлена возможность самостоятельно решить данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и общепринятых в обществе норм поведения. На наш взгляд, п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» внутренне противоречив в части, касающейся расторжения трудового договора с педагогическим работником за совершение аморального проступка.

Основанием увольнения, предусмотренного п. 8 ст. 81 ТК РФ, является сам факт совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Это означает, что педагог, допустивший своим поведением серьезное нарушение сложившихся в обществе норм нравственности, в дальнейшем ни при каких обстоятельствах не должен быть допущен к деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения, независимо от того, был ли указанный проступок совершен по месту работы в связи с исполнением трудовых обязанностей или в быту. Также не имеет принципиального значения степень уважительности причин, побудивших педагога к аморальному поведению. Однако в п. 47 Постановления указывается, что если аморальный проступок был совершен не по месту работы и не в связи с исполнением трудовых обязанностей, то увольнение должно быть произведено по общим правилам, в то время как возможность увольнения за совершение аморального проступка по месту работы и в связи с исполнением педагогическим работником трудовых обязанностей ставится в зависимость от соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленных ст. 193 ТК РФ, и, в частности, ограничивается определенными сроками.

Мы считаем, что вышесказанные противоречия должны иметь единый целенаправленный характер.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov/

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I).

4 стр., 1647 слов

Метод российского трудового права и его особенности

... Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). 6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство трудового права отражается в ... метод той или иной отрасли права зависит от характера регулируемых данной отраслью общественных отношений, причем метод нельзя представлять неизменным. Он обусловлен политическими и экономическими факторами, и его особенности ...

– Ст. 3.

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 150.

4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 13. – Ст. 1252.

5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении положения о министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 2562.

6. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006. – протокол № 9.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-truda-pedagogicheskih-rabotnikov/

7. Анисимов Л.Н. Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение. Практические рекомендации. – М.: Юстицинформ, 2005. – 315 с.

8. Бойкова Т.Н. Трудовой договор // Бюджетный учет. – 2005. – № 1. – С. 43-55.

9. Бондаренко Э.Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе РФ // Право и экономика. – 2004. – № 9. – С. 23-32.

10. Бочарникова М.А. Особенности расторжения трудового договора с педагогическими работниками. Комментарий судебной практики. Выпуск 10 / Под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2008. – 521 с.

11. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. – 2008. – № 3. – С. 18-25.

12. Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре // Современное право. – 2007. – № 4. – С. 25-41.

13. Глазырин В.В. Стороны и содержание трудового договора в обновленном трудовом кодексе РФ // Цивилист. – 2007. – № 1. – С. 15-26.

14. Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий – М.: Норма, 2006. – 523 с.

15. Григорьева Т.А., Ермоленко А.С. Что важно знать, заключая срочный трудовой договор // Российский налоговый курьер. – 2003. – № 17. – С. 24-29.

16. Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд. Испр. и доп. – М.: Педагогическое сообщество России, 2000. С 7-10.

17. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации – М.: Юрист, 2006. – 621 с.

18. Гусов К.Н. Трудовое право. – М.: Закон, 2006. – 523 с.

19. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: Проспект, 2007. – 424 с.

20. Егоров В.И., Харитонова Ю.В. Трудовой договор: Учебное пособие – М.: Кнорус. 2007. – 532 с.

21. Ершова Е.А. Заключение трудового договора // Юрист. – 2005. – № 4. – С. 12-28.

22. Жигастова Т.М. Анализ нарушений работодателями трудового законодательства по вопросам заключения, выполнения и прекращения трудового договора // Трудовое право. – 2006. – № 8. – С. 11-25.

10 стр., 4924 слов

Международные договоры Российской Федерации

... выполнения международных обязательств. Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон " О международных договорах Российской Федерации" применяется в отношении международных договоров Российской Федерации ...

23. Зернова И.С. Особенности начисления заработной платы педагогическим работникам // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. – № 4. – С. 28-36.

24. Карсетская Е., Михайлов И., Мошкович М. Трудовой договор // Экономико-правовой бюллетень. – 2006. – N 9. – С. 33-52.

25. Колобова С.В. Трудовое право России. – М.: Юстицинформ, 2005. – 578 с.

26. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.П. Орловского. – М.: Контракт, 2006. – 583 с.

27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 421 с.

28. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Юристъ, 2007. – 529 с.

29. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова — М.: Норма, 2006. – 438 с.

30. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом Постановления КС РФ ОТ 15.03.2005 № 3-П / Под ред. Л.Н. Анисимова. – М.: Юстицинформ, 2006. – 538 с.

31. Кондратьева Е.В. Трудовой договор заключение, изменение, прекращение: практическое пособие – М.: Омега-Л. 2006. – 312 с.

32. Кондратьева Е.В. Трудовой договор. — Система ГАРАНТ. 2006.

33. Корнийчук Г.А. Трудовой договор // Право и экономика. – 2006. – № 7. – С. 52-66.

34. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ – М.: Закон, 2006. – 478 с.

35. Крапивин О.М.. Власов В.И. Трудовой договор. — Система ГАРАНТ. – 2005.

36. Кудрина Г.В. Рассмотрение споров о признании необоснованным отказа в заключении трудового договора // Арбитражный и гражданский процесс. – 2005. – № 4. – С. 17-25.

37. Курсова О.А. Проблемы применения правовых норм о гарантиях при заключении трудового договора // Социальное и пенсионное право. – 2006. – № 1. – С. 25-36.

38. Ломакина Л. Некоторые проблемы теории и практики заключения трудового договора // Юридический мир. – 2005. – № 10. – С. 41-52.

39. Ломакина Л.А. Вопросы теории и практики заключения трудового договора // Законодательство и экономика. – 2006. – № 2. – С. 26-35.

40. Лушников А.М. О толковании трудового договора // Социальное и пенсионное право. – 2007. – № 2. – С. 12-25.

41. Мирзоян Г. Трудовой договор: правила игры // Кадровое дело. – 2003. – № 3. – С. 41-55.

42. Миронов В.И. Трудовое право России. – М.: Юрист, 2006. – 623 с.

43. Мурнина И. Трудовой договор с точки зрения делопроизводства // Кадровое дело. – 2003. – № 8. – С. 52-66.

44. Пискарева Ю.М. Особенности регулирования труда педагогических работников // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. – № 24. – С. 25-33.

45. Пискарева Ю.М. Трудовой договор // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. – № 21. – С. 24-29.

46. Полозов В., Ионова Е. Нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым // Российская юстиция. – 2002. – № 7. – С. 31-39.

15 стр., 7385 слов

Понятие трудового договора

... предполагает добровольность сделки, ориентирует на поиск компромисса . Принятие трудового Кодекса Российской Федерации обусловило новое понимание понятия «трудовой договор», в отличие от «социалистического» трудового договора. Новый закон направлен на развитие договорных отношений в ...

47. Пресняков М.В. Институт трудового договора: новеллы трудового законодательства // КонсультантПлюс. – 2007.

48. Русакова О.Н. Как заключить трудовой договор по новым правилам // Российский налоговый курьер. – 2006. – № 20. – С. 18-25.

49. Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2002 № КАС02-598 // Консультант плюс.

50. Постановление № 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».