Правовой статус безработного (2)

Дипломная работа

Актуальность темы исследования: Среди крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих скорейшего и эффективного решения, безусловно, остаются вопросы трудовой занятости населения. И эта проблема- проблема безработицы, является наиболее обостренной и актуальной из всех социальных явлений не только в России, но и во всем мире, так как она напрямую затрагивает человека, его права, законные интересы и социальный статус.

Согласно данным, приведенным в докладе МОТ «Глобальные тенденции занятости в 2014 году», в 2013 году число безработных в мире выросло на пять миллионов человек и достигло более чем 202 миллионов человек, таким образом, уровень безработицы составил 6 процентов. К 2018 году число людей, ищущих работу, может вырасти на 13 миллионов человек. Темпы роста занятости остаются низкими, безработица продолжает расти, особенно среди молодых людей и составляет 13 процентов. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы, не входящих в ЕС, и странах СНГ тенденция снижения уровня безработицы, отмеченная с момента пика кризиса в 2009 году, в 2013 году изменилась на противоположную. При сохранении текущих тенденций к 2018 году дополнительно будут созданы 200 миллионов рабочих мест. Но это меньше того, что необходимо для обеспечения занятости новых работников, вступающих на рынок труда. Согласно данным, представленным Росстатом, в России уровень безработицы ниже и с декабря 2013 по февраль 2014 года составил 5,6%, но по сравнению с ноябрем 2013 года, этот показатель вырос на 0,2 %.

От занятости населения зависит многое, и, прежде всего такие показатели, как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень миграции, поэтому данная проблема является актуальной и требует немедленного решения как в России, так и на международном уровне.

Объектом исследования выступают общественные отношения, в рамках которых формируется правовое поведение личности безработного, возникающие до и после регистрации гражданина в качестве безработного в органах службы занятости.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения по трудоустройству с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.

Основная цель работы заключается в раскрытии правового статуса безработного гражданина в Российской Федерации.

Задачами дипломной (курсовой) работы в связи с указанной целью являются:

44 стр., 21503 слов

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО (4)

... с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного. Основная цель работы заключается в раскрытии правового статуса безработного гражданина в Российской Федерации. Задачами дипломной (курсовой) работы в связи ...

1. Рассмотрение международного законодательства, определяющего правовой статус безработного гражданина;

2. Выявление и краткая характеристика нормативных актов отечественного законодательства, регулирующего статус безработного гражданина;

3. Рассмотрение основных понятий: рынок труда, подходящая работа, занятость населения;

4. Определение порядка признания гражданина безработным;

5. Характеристика правового статуса безработного: права, обязанности, гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Определение ответственности за нарушение норм законодательства в населения в области защиты населения от ЧС">области занятости населения.

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; анализа литературы и нормативно-правовых документов по теме дипломной работы; теоретического анализ и синтеза; классификации; а также специально-юридический и сравнительно-правовой методы.

В своей дипломной работе «Правовой статус безработного» я использовала литературу следующих учёных юристов: Чукреева П.А., Корытовой Е.В. , Квеско Р. Б., Саруханова Э.Р., Гусова К.Н., Толкуновой В. Н., Балашова А.Н., Кучмы М. И., Кашепова А.В., М.Б. Смоленского М.Б. , Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Власова В.И., Крапивина О.М. , Райзберга Б. А.

В качестве правовой базы в данном исследовании использовались нормативные акты, соответствующие тематике проведенного исследования, а именно: Международные правовые акты, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконные нормативные акты и акты субъектов Российской Федерации; в качестве практических примеров использовались материалы судебной практики.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, и заключения. Введение раскрывает актуальность работы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первой главе рассматривается международное и отечественное законодательство в области занятости населения.

Во второй главе раскрываются понятия рынка труда, подходящей работы и занятости населения и рассматривается порядок признания гражданина безработным.

Третья глава посвящена вопросам правового статуса безработного гражданина.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

1.1 Международное законодательство в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы

Впервые право каждого человека на защиту от безработицы закрепила Всеобщая декларация прав человека в статье 23. Все трудовые права Всеобщей декларации человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», часть третья которого посвящена социально-трудовым правам. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” предусматривает в статье 6 , что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права.

26 стр., 12726 слов

Обеспечение безопасности условий труда в организации

... работника на охрану труда содержанием ст.220 ТК РФ не исчерпывается. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда для работников организаций всех форм собственности возложены на работодателей. Порядок и условия финансирования мероприятий по охране труда закреплены в ...

Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации выступает против расовой дискриминации и призывает «государства-участники запретить и ликвидировать ее и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения…», в том числе в отношении осуществления права на труд и защиты от безработицы (ст. 5).

Существует такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ставший не только международным биллем о правах женщин, но и программой действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств — участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25), а в статье 11 говорится, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем, чтобы обеспечить мужчин и женщин равными правами, в частности, правом на социальное обеспечение в случае безработицы и гарантию занятости. Также можно отметить Конвенцию ООН о правах инвалидов, определяющую право инвалидов на труд наравне с другими гражданами, наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к службам трудоустройства и оказание им помощи в поиске работы (ст. 27).

Немалую роль в регулировании международного законодательства в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы играет Международная организация труда, создавшая несколько десятков конвенций и рекомендаций по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений, в соответствии с которыми государства строят свое законодательство в сфере труда и занятости.

Существует большое количество конвенций и рекомендаций Международной организации труда по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений, в соответствии с которыми государства строят свое законодательство в сфере труда и занятости.

Так, Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» закрепляет за членами МОТ обязанность соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно такой принцип, как «недопущение дискриминации в области труда и занятий»

Конвенция № 168 и одноименная Рекомендация № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. закрепляют основную цель стран — координацию национальных систем защиты от безработицы и политики занятости. Таким образом, ратифицирующие государства должны стремиться к тому, чтобы их система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице, содействовали обеспечению полной, производственной и свободно избранной занятости и не препятствовали предпринимателям предлагать, а трудящимся искать производительную занятость. В рамках политики содействия производственной занятости «всеми подходящими средствами, включая социальное страхование», должны создаваться специальные программы по обеспечению дополнительных возможностей для создания рабочих мест для определенных категорий лиц, находящихся в неблагоприятном положении, включая трудящихся, пострадавших от структурных преобразований.

6 стр., 2570 слов

По охране труда:»Организация охраны труда в учебных заведениях»

... обеспечивать не только трудящимся, но и учащимся. Необходимо отметить, что в Уставе учреждения образования должен быть расписан раздел по охране труда и технике безопасности. В нем описывается организация системы охраны труда: полномочия и ...

Также в Конвенции МОТ № 168 говорится о введении специальных программ, способствующих созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости, а также программ, способствующих получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий граждан(женщин; молодых трудящихся; инвалидов; пожилых трудящихся; лиц, являющихся безработными продолжительное время; трудящихся-мигрантов, проживающих в стране на законных основаниях; и трудящихся, которых затронули структурные изменения (статья 8).

Большое количество Конвенций и Рекомендации МОТ посвящено вопросам организации и функционирования бюро занятости, как государственных, так и частных. Уже Конвенция N 2, устанавливающая систему бесплатных государственных бюро занятости под контролем центрального органа, и Рекомендация N 1 по вопросам безработицы обращали внимание на частные агентства занятости, высказываясь, правда, против. Конвенция N 34 и Рекомендация N 42 смягчают формулировку, но сохраняют принцип бесплатного трудового посредничества. При этом утверждалось, что частные агентства занятости должны иметь лицензию и соблюдать законодательство. Полный отказ от них мог вызвать проблемы, так как государственные службы не смогли бы заменить их полностью.

Затем в Рекомендации № 72 «О службе занятости» была определена основная обязанность службы занятости — обеспечение, в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными и частными органами, «занятости в промышленности, сельском хозяйстве и в других областях, как неотъемлемой части национальной программы полного использования производственных ресурсов».

Конвенция МОТ «Об организации служб занятости» в п. «е» ст. 6 говорит об организации службы занятости таким образом, чтобы обеспечить эффективный набор и устройство трудящихся на работу, и для этого содействует, по мере необходимости, другим государственным и частным учреждениям в разработке социально-экономических планов, направленных на обеспечение благоприятного положения в вопросах занятости, а так же для того, чтобы облегчать территориальную подвижность с целью содействия перемещению трудящихся в районы, где имеются возможности нахождения подходящей работы, облегчать перемещение трудящихся из одной страны в другую там, где это разрешено заинтересованными правительствами.

Интересна также Рекомендация № 83 «Об организации Службы занятости», целая глава которой посвящена «подвижности трудящихся». В 1949 году принимается Конвенция N 96 , предложившая последовательную ликвидацию частных агентств и контроль над ними со стороны государства.

14 стр., 6515 слов

Рынок труда. Сущность и формы безработицы. Опыт решения проблем занятости

... сценарию. Основной упор делался на прикладные вопросы, в решении которых, надо признать, западные ученые преуспели. К теоретическим же проблемам многие из них относятся как к "политэкономическим ... уровне заработной платы в экономике устанавливается полная занятость: спрос на труд равен предложению труда. Если заработная плата низкая и равна W1, то в этом случае спрос ...

Через 50 лет, в 1997 году была принята Конвенция №181, признавшая и отразившая в Преамбуле роль, которую «частные агентства занятости могут играть в условиях нормально функционирующего рынка», но в то же время подтверждала, что работать они должны в соответствии с условиями, регулирующими деятельность частных агентств занятости посредством системы выдачи лицензий или удостоверений, (ст. 3), определяемыми государством — членом.

Конвенция МОТ № 122 посвящена вопросам государственной политики занятости. Она определила в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости (ч.1 ст.1).

Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение: наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; продуктивности такой работы; свободы выбора занятости;

— Что важно, такая политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

Участие женщин и молодежи на рынке труда помимо Конвенции ООН от 1979 года регулируется Рекомендацией № 45, Рекомендацией №117, Конвенцией № 122 и Рекомендацией № 122 , Рекомендацией N 136. В Рекомендации МОТ № 136 говорится о специальных программах, имеющих цель «дать молодежи возможность участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию ее страны и получить образование, квалификацию и опыт, которые облегчают ее последующую экономическую деятельность в течение длительного времени и помогают ее включению в жизнь общества», указанную в статье 1.

На обеспечение равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы как граждан страны, так и работников-мигрантов указала еще Конвенция № 2 «О безработице». Продолжилось решение данного вопроса в Рекомендации № 44, определившей минимальные условия, которые должны соблюдаться всякой системой страхования или помощи на случай безработицы, а также утвердившая принципы и правила страхования и Конвенции № 44, закрепившей страхование на случай безработицы и различные виды помощи безработным. Согласно статье 1 такими видами могут быть: 1) возмещение, под которым понимается сумма, выплата которой связана со взносами, уплачиваемыми ввиду принадлежности получателя в связи со своей работой к обязательной или добровольной системе страхования; 2) пособие, что означает выплату, которая не является ни возмещением, ни помощью в рамках общих мероприятий по вспомоществованию неимущим, а может представлять собой вознаграждение за труд на общественных работах; 3) сочетание возмещений и пособий.

17 стр., 8461 слов

Правовые основы занятости и трудоустройства граждан, не способных ...

... работе будет проанализировано развитие и функционирование основополагающей сферы общественных отношений – занятости, политика государства в сфере занятости и трудоустройства населения, рассмотрена проблему правового статуса граждан, ... и переподготовка кадров. Пассивная политика занятости - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов ...

В Конвенции № 160 говорится об обязанности государства регулярно публиковать статистические данные о труде, охватывающие, в том числе, занятость, безработицу и неполную занятость.

О недопущении дискриминации в отношении пожилых работников в области труда и занятий, в том числе и доступа к службам трудоустройства указывает Рекомендация № 162, Рекомендация № 169предложила членам Организации «принимать меры, отвечающие потребностям всех категорий лиц, часто испытывающих трудности в поисках стабильной работы, таких, как некоторые группы женщин и молодых работников, инвалиды и пожилые работники, лица, продолжительное время не имеющие работы, и работники-мигранты, находящиеся на законном основании на территории этих государств, которые должны соответствовать положениям международных конвенций и рекомендаций о труде, касающихся занятости этих групп, и условиям занятости, установленным на основании национальных законодательства и практики». Конвенция № 159 нацеливает социальную политику государств на гарантирование инвалиду возможности при полном равенстве иметь подходящую работу и призывает способствовать его социальной интеграции. Государство-член в соответствии с национальными условиями и возможностями должно осуществлять политику в области занятости инвалидов и гарантировать, чтобы соответствующие меры распространялись на все категории инвалидов. Предусматривает, что для лиц, являющихся инвалидами, должны быть обеспечены службы трудоустройства, занятости и т. д.; следует создавать и развивать эти службы в сельских районах и в отдаленных местностях, а также обеспечивать наличие специализированных консультантов.

Немало конвенций МОТ посвящены регулированию занятости и предоставлению гарантий от безработицы в отношении моряков: Конвенция № 8, которая говорит, что «во всех случаях гибели любого судна судовладелец или лицо, с которым моряки заключили договор о службе на данном судне, выплачивает каждому работавшему на нем моряку пособие по безработице, явившейся результатом такой гибели, причем это пособие выплачивается за все дни, в течение которых моряк остается действительно безработным, в том же размере, как и заработная плата, причитавшаяся ему в силу договора, но общая сумма пособия, выплачиваемого согласно настоящей Конвенции любому моряку, может быть ограничена двухмесячной заработной платой» (ст. 2).

Т.е. обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора моряками; Конвенция N 70 о социальном обеспечении моряков, предусмотрела, что моряки имеют право в случае безработицы на денежное пособие, по меньшей мере равноценное в отношении условий его назначения, размера и продолжительности тому, которым пользуются промышленные рабочие (ст. 2); Конвенция №179 говорит, что ничто не является препятствием для государства — члена иметь бесплатную государственную службу найма и трудоустройства для моряков в рамках политики, нацеленной на удовлетворение нужд моряков и судовладельцев, независимо от того, является ли она частью государственной службы занятости, обслуживающей всех трудящихся и работодателей, или координирует с ней свою деятельность; а также возлагает на государство — член обязанности вводить систему частных служб по найму и трудоустройству ( ст. 2).

9 стр., 4065 слов

Государственное регулирование российского рынка труда

... области регулирования рынка труда 4. Рассмотреть методы государственного регулирования 5. Проанализировать перспективы регулирования занятости населения и снижение безработицы в России. Курсовая работа основана на нормативно-правовых актах и федеральных законах Российской Федерации. Теоретические вопросы работы раскрыты ...

Немаловажное значение имеют Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения, а в рамках СНГ- Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств и такой документ, как Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Европейская социальная хартия признала «одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости», а также призвала государства создавать или развивать для всех работников бесплатные службы по трудоустройству (ст.1).

Европейский кодекс социального обеспечения устанавливает стандарты, касающиеся социального обеспечения граждан, в том числе, пособий по безработице, данные нормы закреплены в части четвертой Кодекса.

Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств гласит, что государства обеспечивают гражданам предоставление следующих основных прав и гарантий:

  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием;
  • предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей — инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам — интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда;
  • выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательством государства;
  • выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам;
  • Государства должны взять на себя обязательства по сближению национальных законодательств, касающихся вопросов занятости, выплаты пособий по безработице и т.д.

(ст. 3).

Вопросы политики занятости нашли отражение в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 и Плане мероприятий по реализации ее первого этапа (2009-2011 годы), где в раздел «Рынок труда и миграционные процессы» включены следующие задачи:

  • разработка предложений по сближению законодательства государств-участников СНГ в сфере занятости населения;
  • разработка механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;

создание благоприятных условий для формирования и функционирования общего рынка труда:

13 стр., 6141 слов

Государственная система охраны здоровья граждан в Российской Федерации

... деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответсПраво российских граждан на охрану здоровья и ...

разработка системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест.

Решение данных задач продолжается в Плане мероприятий по реализации ее второго этапа (2012-2015 годы).

1.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере занятости

Правовую основу регламентации отношений в сфере занятости и трудоустройства составляет Конституция Российской Федерации, наделенная высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории страны, закрепляющая, что «трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов» (п. «к» ч.1 ст. 72) и предусматривающая право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации, среди которых кодифицированный акт — Трудовой кодекс РФ, которым регламентированы отдельные положения, например, то, что в порядке исключения средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318).

Специальным нормативно-правовым актом, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства в системе законодательных актов о занятости является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и включает в себя 37 статей, но с 1 января 2007 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ седьмая глава утратила силу.

Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье 6 закона закрепляется система источников о занятости населения, основывающаяся на Конституции Российской Федерации и состоящая из Закона РФ N 1032-1, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут ограничивать права и свободы, гарантированные в Конституции, международно-правовых актах и Федеральном законодательстве. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными. Таким образом, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства. Помимо этого в данной статье предусматривается, что «законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Предусматривается также участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения в статье 7.2.

8 стр., 3861 слов

Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации

... в субъектах Российской Федерации. В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г. Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные ...

Глава вторая «Права граждан в области занятости» закрепляет права граждан на выбор места работы, консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, получение информации в органах службы занятости, на профессиональную деятельность за границей.

В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости, устанавливаются общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование рабочих мест для инвалидов, нуждающихся в специальной защите.

Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятую главу названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения и определены права работодателей.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также указаны сроки и размеры выплачиваемого пособия по безработице.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям — в подборе необходимых кадров. Он урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

Среди федеральных законов, регулирующих данные отношения можно также выделить Федеральные законы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»; а также Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

На федеральном уровне приняты также подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», которое закрепляет полномочия и организацию деятельности министерства; Постановление Правительства N 875, определяющее порядок организации общественных работ исполнительными органами власти субъектов и местными органами власти (трудовой деятельности, имеющей социально- полезную направленность и организуемой в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу) и условия участия в этих работах граждан. Общественные работы временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 закрепляет порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядок регистрации безработных граждан, а также требования к подбору подходящей работы; Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов в условиях массового высвобождения; вопросы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения рассматривает Постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315, существует Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Постановлениями Правительства устанавливаются минимальная и максимальная величины пособий по безработице, в 2013 году минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная — в размере 4900 рублей, в 2014 году эти величины не изменились.

Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62 утвердило порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах.

Услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и (или) психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а также информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, содействию гражданам в поиске подходящей работы, содействию самозанятости безработных граждан, по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, по психологической поддержке безработных граждан, по содействию самозанятости безработных граждан осуществляются а соответствиями с Административными регламентами, разработанными в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяющими сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Правительство РФ утвердило в 2012 году государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», ожидаемыми результатами которой должны стать предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; а также удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

  • В федеральном законодательстве также существует ряд актов, регулирующих положение отдельных лиц, признанных в установленном порядке безработными: работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • граждан, пострадавших от Чернобыльской аварии;
  • лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • и другие, содержащие также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

Нормативные акты, принимаемые на уровнях субъектов федерации, не могут ухудшать положение безработных граждан, они призваны либо конкретизировать определенные в федеральных законах положения, либо предусматривать дополнительные гарантии, закреплять дополнительные права граждан, признаваемых безработными.

Отдельные субъекты принимают свои законы «О занятости населения», например, в Республике Коми с 2006 года действует закон «О некоторых вопросах в области занятости населения на территории Республики Коми», утвердивший органы государственной власти и их полномочия в области занятости населения на территории Республики Коми, предусматривает создание условий для обеспечения самозанятости безработных граждан в виде единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В целях обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, реализации ими права на труд, на уровне субъектов принимаются специальные нормативные акты, например, в Московской области и в Краснодарском крае приняты законы «О квотировании рабочих мест» для приема на работу инвалидов.

В Кировской области существует закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», цель которого — создание комплекса мероприятий, «направленных на приспособление лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, оказание им социальной помощи, защиту прав и законных интересов данной категории лиц». Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

2. РЫНОК ТРУДА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

2.1 Рынок труда. Понятие занятости населения и подходящей работы

Рынок труда понимается как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда.

Данное определение отличается от более узких тем, что к понятию «рынок труда» относят не только сферу обмена (купля-продажа) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала и сферу использования труда.

Международная организация труда определяет рынок труда как сферу, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда — это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. В федеральном законодательстве нет понятия рынка труда, но данное понятие есть в статье 2 «Модельного закона о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда», согласно которому, рынок труда является действующим в рамках определенного экономического пространства механизмом взаимоотношений между работодателями и потенциальными работниками по обмену квалификации, знаний, умений, способностей, профессиональной компетентности на заработную плату;

Можно выделить несколько видов рынка труда:

По характеру функциональной деятельности различают сегментированный и гибкий рынок труда. Сегментированный предполагает разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы. Гибкий рынок труда предусматривает различные формы занятости и различные режимы рабочего времени и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям функционирования экономики.

По демографическим критериям различаются: рынок труда молодежи, рынок труда женщин, рынок труд пожилых трудящихся, рынок труда инвалидов.

Развитие профессиональных рынков труда (рынок труда работников образования, здравоохранения, инженеров, квалифицированных рабочих и др.) определяется общеэкономической ситуацией в стране, приоритетными направлениями развития национального хозяйства, степенью институализации. Распределение работников по сферам и отраслям экономики предопределяют особенности отраслевых рынков труда.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики, выделяют группы работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности: высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью, работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице, работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности, контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Все большую силу приобретает международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Каждая из этих особенностей рынков труда имеет свою организацию и методы функционирования, факторы развития. Учет этих факторов позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда, исходящую из особенностей тех или иных категорий работников, их возможностей и ограничений, их мотивации, места приложения труда, роли в производственном и трудовом процессе.

Согласно статистическим данным, предоставленным Управлением ГСЗН Кировской области, о рынке труда в Кировской области в период с января по сентябрь 2013 года, за отчетный период в ЦЗН обратилось 79192 граждан за предоставлением государственных услуг, в том числе за содействием в поиске подходящей работы — 35278 человек.

Коэффициент напряженности (количество ищущих работу граждан на одно вакантное место) на конец отчетного периода составил 0.6 человек.

При содействии службы занятости населения за период с января по сентябрь 2013 года нашли работу (доходное занятие) 24807 человек.

Современными российскими экономистами понятия «занятость» и «рынок труда» нередко отождествляются. Системе занятости приписывается ряд не свойственных ей функций, а рынку труда придается универсальный характер. Э.Р. Саруханов определяет занятость как «… общественно- экономические отношения, в которые вступают между собой по поводу участия в общественно полезном труде на том или ином рабочем месте», т.е. «это практическая деятельность людей по производству материальных благ, общественных отношений между ними по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте».

В то же время законодательство РФ определяет, что занятость — «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».

К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола, «работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ».

К занятым, не имеющим права на регистрацию в качестве безработных, статьей 2 Закона о занятости отнесены следующие категории граждан. Во-первых, граждане, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях, у частных лиц, независимо от форм собственности, а также в международных и иностранных организациях как на территории России, так и за рубежом. К ним принадлежат и граждане, выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В зависимости от продолжительности и режима занятости выделяют:

  • полную занятость — деятельность работника в течение полного рабочего дня (недели, сезона), которая приносит прибыль в нормальных для данного региона размерах;

— неполную занятость — занятость определенного лица в течение неполного рабочего дня или с неполной эффективностью, с неполной оплатой. Неполная занятость может быть «принудительной», что обусловлено экономическими причинами (сокращением объемов производства, циклическим развитием экономики, реконструкцией предприятия и т.п.), а может быть добровольной — связанной с социальными факторами — воспитанием детей, уходом за больными членами семьи, совмещению работы и учебы называется частичным. Этот вид занятости возникает по инициативе работника. К частично занятым могут относиться женщины — домохозяйки, студенты, пенсионеры.

В зависимости от сферы применения труда выделяют основную и дополнительную занятость, которые могут называться первичной и вторичной.

Основная занятость, или первичная — это деятельность в пределах нормативного рабочего дня, недели по основному месту работы.

Дополнительная занятость — это занятость сверх нормативного рабочего время.

В последнее время все большее распространение приобретают гибкие и нестандартные формы занятости, и гибкие графики рабочего времени. Используются три формы гибкости — гибкость рабочего времени, гибкость занятости и гибкость вознаграждения. К лицам, которые используют гибкую форму занятости относят: надомников, работников по вызову, временных рабочих и так далее.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (ч.1ст.3).

В части 3 этой же статьи указывается перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Порядок регистрации безработных граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.

Регистрация безработных проводится органами занятости по их месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (а для впервые ищущих работу — справки с места жительства) и других документов (о специальном образовании, квалификации, среднем заработке за последние три месяца).

Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней со дня предъявления документов, если в течение 10 дней со дня регистрации невозможно было предоставить ему подходящую работу.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. К категории подходящей может быть отнесена предлагаемая безработному работа как постоянного, так и временного характера.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей.

Не может считаться подходящей работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда или предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (при условии, что среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума, а также подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке).

2.2 Порядок признания гражданина безработным

В российском законодательстве не существует определения “безработный гражданин”, но в ст. 3 Закона о занятости названы условия, при которых гражданин может быть признан безработным: он должен быть трудоспособным, не иметь работы и заработка, должен искать работу и быть готовым приступить к ней, быть зарегистрирован в органах службы занятости.

Не могут быть признаны безработными граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п.

2 ст. 32 Закона о занятости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды);