Правовой статус экипажа морского судна

Глава 1. Правовой статус капитана морского судна

1.1. Правовые полномочия капитана морского судна

Одним из наиболее важных практических вопросов в повседневной деятельности торгового судна является правовой статус его капитана.

Капитан – это не только служащий судовладельца. Государство наделяет капитана целым рядом полномочий, которые по совокупности позволяют отнести его к государственному органу. Международный характер мореплавания предопределяет ряд особенностей правового положения капитана судна, одной из которых является то, что должностные права и обязанности капитана устанавливаются не только национальным морским законодательством, но и международными конвенциями, в которых участвует конкретное государство, возлагающее на капитана выполнение предусмотренных конвенциями международных обязательств.

Кроме того, занятие должности капитана требует от конкретного лица не только наличия у него соответствующего квалификационного диплома и знаний в области навигации, мореходной астрономии, девиации, гидрометеорологии, морского дела, электрорадионавигации, коммерческой эксплуатации, но и обязательных обширных знаний международного и национального права, которые в процессе международного мореплавания капитану приходится постоянно применять на практике .

В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) правам и обязанностям капитана судна посвящен параграф 2 главы IV. Согласно его положениям, основной обязанностью капитана судна является управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Так, согласно КТМ РФ, капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Данная обязанность основана на древнейшем морском обычае, получившем закрепление в различных международных соглашениях. Согласно Правилу У/10 СОЛАС 74/78, капитан судна, находящегося в море, получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие .

Advertisement

Узнайте стоимость Online

  • Тип работы
  • Часть диплома
  • Дипломная работа
  • Курсовая работа
  • Контрольная работа
  • Решение задач
  • Реферат
  • Научно — исследовательская работа
  • Отчет по практике
  • Ответы на билеты
  • Тест/экзамен online
  • Монография
  • Эссе
  • Доклад
  • Компьютерный набор текста
  • Компьютерный чертеж
  • Рецензия
  • Перевод
  • Репетитор
  • Бизнес-план
  • Конспекты
  • Проверка качества
  • Единоразовая консультация
  • Аспирантский реферат
  • Магистерская работа
  • Научная статья
  • Научный труд
  • Техническая редакция текста
  • Чертеж от руки
  • Диаграммы, таблицы
  • Презентация к защите
  • Тезисный план
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
65 стр., 32228 слов

Судебная власть в Российской Федерации

... Особое внимание Монтескье уделял судебной системе в своих работах: - «И снова не может быть свободы, если судебная власть не разделена на законодательную и исполнительную. Если ... приведении российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права. Но главной задачей судебной реформы было признано закрепление судебной власти в ...

9 стр., 4428 слов

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов ...

... при подготовке дипломной работы по ответственности перевозчика по договору морской перевозки груза не было возможности опереться на современное правовое регулирование морских перевозок в России. Глава I. Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов 1.Общие положения. Перевозка грузов морским транспортом ...

Прикрепить файл

Рассчитать стоимость

Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая считает ненужным или излишним следовать на помощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах, в силу которых он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие. Капитан судна, терпящего бедствие, имеет право выбрать одно или несколько судов, ответивших на его призыв о помощи, и долг капитана или капитанов выбранных судов подчиниться такому выбору. Капитан судна освобождается от обязанности оказывать помощь, если его судно не выбрано, а если было выбрано — когда он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего на место происшествия, что помощь больше не нужна.

Также капитан судна обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем людей, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море. За нарушение обязанности по оказанию помощи лицу, терпящему бедствие на море, капитан судна несет уголовную ответственность.

В случае столкновения судов капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

Капитаны судов обязаны, если это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения. Если на борту судна находится лицо, нуждающееся в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации. Обычаем и законодательством большинства государств заход в порт, осуществленный в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи, рассматривается как вынужденный заход, в котором не может быть отказано .

9 стр., 4254 слов

Борьба за живучесть судна

... экипажа при аварийных ситуациях. 2.1 Причины и виды повреждений корпуса Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадки на мель; столкновение ... ответственности владельца судна, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной ... в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. ...

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

Если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров . Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены о дисциплине.

Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае применяются правила о репатриации члена экипажа судна, установленные КТМ РФ. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации. На судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта .

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства . В этом случае капитан судна по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства обязан направить, если это практически осуществимо, в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному. В случае рождения ребенка на судне или в случае смерти на судне капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале.

3 стр., 1136 слов

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)

... лица без гражданства (п. 1 ст. 56 КТМ). Независимо от того, укомплектован экипаж лицами, ранее являвшимися членами экипажа судна, или нет, капитан судна и другие члены экипажа ... с приведением судна в мореходное состояние. Если в процессе фрахтования обнаруживаются скрытые недостатки судна, обязанности ... с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия договора судно переходит в его ...

Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину. В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого Российской Федерации, в который зайдет судно .

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

В случае смерти, болезни или иных причин, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

1.2. Права и обязанности капитана морского судна

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, непосредственно подчиняется его указаниям . Так, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца. С другой стороны — при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством России наряду с органами пограничной охраны, органами безопасности и другими к органам дознания отнесены капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.

Это положение отражено в уголовно-процессуальном кодексе: «Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 и выполнение неотложных следственных действий возлагаются на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.» .

3 стр., 1260 слов

Авиационный персонал и экипаж воздушного судна

... Права командира воздушного судна……………………………………………………………(стр.3), Действия экипажа воздушного судна в случае бедствия………………………………… Оказание помощи судам и людям, находящимся в опасности……………………………(стр.4) ……………………………………………………………………………………………………………………….. АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ Лица из числа А.п. гражданской авиации допускаются к ...

Кодекс торгового мореплавания предусматривает право капитана держать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим российским властям в первом порту захода. В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде. Капитан судна не только вправе сам провести дознание, но может назначить для этой цели любое должностное лицо из судового экипажа, то есть делегировать ему свои полномочия .

Однако ни капитан, ни лицо им назначенное, не могут осуществлять расследование, если они:

1) являются потерпевшими от преступления;

2) являются свидетелями совершенного преступления;

3) являются родственниками подозреваемого или потерпевшего;

4) лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Капитан, проводящий расследование, вправе изолировать подозреваемого в отдельном помещении и выставить охрану только в том случае, если совершено преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, такие действия капитана будут правомочны при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде при нем или в его каюте будут обнаружены явные следы преступления.

Постановление о задержании должно быть объявлено подозреваемому не позже 24 часов с момента задержания. В течение этого же времени капитан должен известить о происшедшем прокурора по месту приписки судна.

Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка-. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.

Таким образом, капитан судна наделен фактически всеми полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна. Однако следует учитывать, что капитан может не знать всех тонкостей уголовно-процессуального законодательства .

15 стр., 7403 слов

Арбитражные суды

... единства судебной практики на всей территории России. Между тем, экономическое России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных ...

В этой связи не следует пренебрегать консультациями у прокурора по месту приписки судна. В настоящее время ни в одном из действующих универсальных международных договоров не предусмотрено, в каких случаях прибрежное государство применяет свое уголовное законодательство (осуществляет уголовную юрисдикцию) на борту иностранного судна, находящегося в его водах. Однако следует отметить, что в результате длительной практики сложился признанный международно-правовой обычай, суть которого сводится к следующему. Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящихся в его водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют следующие случаи, когда уголовная юрисдикция осуществляется безусловно:

1) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в порту;

2) последствия преступления выходят за пределы судна, т.е. распространяются на прибрежное государство;

3) совершено тяжкое преступление;

4) капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает судно, обратились с просьбой об оказании помощи;

5) необходимость пресечения незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами.

Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в завещании. Справка о наличии завещания и о его содержании выдаются только после смерти завещателя по предъявлении свидетельства о смерти. Удостоверение завещаний граждан, находящихся на судах во время плавания, осуществляется по их устному заявлению. При удостоверении завещания капитан судна устанавливает личность завещателя и проверяет его возраст. Могут быть удостоверены лишь завещания граждан, достигших 18 лет, либо несовершеннолетних граждан, вступивших в зарегистрированный брак. Личность и возраст завещателя устанавливаются по паспорту или другому документу, заменяющему паспорт.

Капитан имеет право не удостоверять завещание: 1) если лицо находится в момент составления завещания в таком состоянии, когда не может понимать значения своих действий или руководить ими (например, в бредовом состоянии); 2) если лицо страдает душевной болезнью или слабоумием (но только при наличии решения суда о признании этого лица недееспособным);

3) если капитану известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

4) капитан не вправе удостоверять завещание на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своей супруги, ее и своих родственников . Если нарушено хотя бы одно из указанных правил завещание является недействительным.

Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. При этом он обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину.

При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину. В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

14 стр., 6836 слов

Организация службы на судах морского транспорта

... на судах, основные права и обязанности лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на всех членов экипажа и других лиц, временно пребывающих на судне. Капитану предоставляется ... безопасности, пожарной безопасности, санитарные правила, правила охраны окружающей среды, пограничные и таможенные правила, положения Устава. * Любое лицо на судне, использующее судовые технические средства или ...

Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, при этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания. После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом. После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения. После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал.

В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении. Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном — российскому консулу.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно. В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. При этом согласно положениям Кодекса торгового мореплавания РФ судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер. Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом, представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, которые свойственны только государственным органам.

6 стр., 2713 слов

Международные документы, регламентирующие работу на морских судах

... для навалочных судов. 12 декабря 2002 г. принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС - Security ... возлагаются на старших помощников капитана, на иностранных судах - на вторых помощников капитана; специалисты по спасательным шлюпкам ... знания лиц плавсостава, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию судна и выполнения нормативных требований в вопросах предотвращения ...

Глава 2. Функции капитана морского судна морского судна по обеспечению безопасности мореплавания

2.1. Классификация аварийных случаев и правомочия капитана

В соответствии с Положением о порядке расследования аварий морских судов от 12.02.1957 года вводится следующая классификация аварийных случаев:

  • а) кораблекрушение;
  • б) авария;
  • в) аварийное происшествие.

Кораблекрушением признается аварийный случай с судном, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

Аварией считается случай с судном, в результате которого имели место:

  • а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не менее 48 часов на исправление повреждения;
  • б) повреждение судном берегового сооружения, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок не менее 48 часов;
  • в) нахождение на мели грузового судна не менее 48 часов, а пассажирского судна — не менее 12 часов, независимо от наличия повреждений.

Аварийным происшествием считается аварийный случай с судном, в результате которого имели место:

  • а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее менее 48 часов на исправление повреждения;
  • б) повреждение берегового сооружения судном, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок менее 48 часов;
  • в) нахождение на мели грузового судна менее 48 часов, а пассажирского судна — менее 12 часов;
  • г) повреждение судном средства навигационного оборудования, выведшее его из эксплуатации.

Подразделяя источники возникновения аварийных случаев на внутренние (нарушение членами экипажей различных правил и вызванные этим посадки судов на мель, пожары и пр.) и внешние (действия других судов или лиц, непреодолимая сила), можно условно разделить аварийные случаи на две группы:

1) посадка на мель; пожары и взрывы; потеря хода или управления; поломки механизмов и оборудования судна; водотечность корпуса; потопление; неисправность судовой аппаратуры;

2) столкновения с другими судами; повреждения судна в результате действия непреодолимой силы.

Все аварийные случаи, подлежащие расследованию в соответствии с настоящим Положением, независимо от размера и принадлежности судна, регистрируются, классифицируются и в надлежащих случаях расследуются капитаном порта в ближайшем или первом советском порту захода.

По прибытии аварийного судна либо его команды (в случае гибели судна) в советский порт капитан судна обязан немедленно представить капитану порта письменное заявление об аварийном случае и технический акт. На основе этих документов капитан порта регистрирует аварийный случай и принимает решение о классификации данного аварийного случая в соответствии с Положением.

В случае несогласия владельца судна с заключением капитана порта он обязан в пятидневный срок направить свои обоснованные возражения Главному ревизору по безопасности мореплавания Министерства морского флота или в соответствующие органы других министерств и ведомств, которым подчинены капитаны портов. Копия возражений должна быть одновременно направлена капитану порта, расследовавшему данный аварийный случай.

Главный ревизор по безопасности мореплавания Министерства морского флота или соответствующее ему должностное лицо других министерств и ведомств, рассмотрев заключение капитана порта и возражения судовладельца, выносит окончательное заключение по данному аварийному случаю, произведя в необходимых случаях дополнительное расследование.

2.1.2 Пожары или взрывы (действия капитана)

Особенностью таких аварий, как пожары и взрывы, является то, что за относительно небольшое время судно может полностью конструктивно разрушиться или получить значительные повреждения и надолго выйти из строя.

При такого рода аварийных случаях убытки несет не только сам судовладелец (простой в ремонте и пр.), но и страховщик, вынужденный оплачивать страховое возмещение, грузовладелец, чье имущество повреждается или гибнет в огне, а также другие суда и организации, с которыми аварийное судна и его владелец связаны договорными отношениями. Если владелец судна застраховал убытки от пожара и вызванного им простоя, то он может переложить их на страховщика. Последний обязан оплатить также все расходы судовладельца по уменьшению убытков застрахованному имуществу при возникновении страхового случая (cтоимость повреждений судна и его оборудования при тушении пожара, вознаграждение уплаченное спасателям, и пр.) .

Однако судовладелец обязан представить ряд письменных доказательств, основная роль в надлежащем закреплении которых отводится капитану судна. Во-первых, он должен доказать с помощью выписок из судового и машинного журналов, акта об аварии, технического акта осмотра места происшествия, копий радиограмм о переговорах с другими судами, организациями, спасателями и пр. о причинах и месте возникновения пожара, что пожар (страховой случай) произошел не вследствие умысла судовладельца, экипажа или иных лиц обслуживающих судно. Наличие умышленной вины страхователя в возникновении пожара влечет за собой отказ в оплате страхового возмещения.

Во-вторых, судовладелец обязан представить доказательства конкретных технических убытков, вызванных взрывом или пожаром (акт осмотра повреждений инспекторами Регистра и пожарной охраны, ремонтную ведомость завода, на котором происходит восстановление повреждений, и пр.).

И наконец,в-третьих, судовладелец обязан представить доказательства того, что экипаж сделал все возможное для уменьшения убытков застрахованному имуществу, т.е. действовал быстро, решительно, с максимально эффективным использованием всех средств пожаротушения.

Для правильного распределения убытков, вызванных пожаром или взрывом существенное значение имеет правильное оформление документов, составляемых на судне: судового, машинного, радиотелеграфного и радиотелефонного журналов; заявления и донесения об аварийном случае; объяснительных записок лиц, причастных к аварии; судового технического акта и акта сюрвейерского осмотра; фотографий и эскизов повреждений аварийного судна и груза; акта о проведенных работах по ликвидации аварийного случая; переписки (радиограмм и пр.) с судовладельцем, спасателями, портом, иностранными властями, агентом и пр.; заявления о морском протесте; списка лиц, пострадавших во время пожара и взрыва.

В указанных документах капитану рекомендуется изложить следующие основные сведения о судне, аварии и условиях ее возникновения: размер и местоположение очага пожара на аварийном судне (охват огнем всего или части судна, объект горения и пр.); опасный характер груза (угроза взрыва и возрастания пожара); состояние средств пожаротушения аварийного судна (используются ли они; причины неиспользования); техническое состояние аварийного судна (исправность машин, рулевого устройства, наличие течи и пр.) и угроза потери судном мореходности при продолжении пожара или взрывах; неэффективность усилий экипажа и пассажиров в борьбе с огнем и нарастание пожара ;

2.2. Действия капитана морского судна при потере хода или управления

Анализ аварий судов показывает, что существует много причин, из-за которых судно теряет ход или управление. Такими причинами могут быть различные морские аварии: навигационные (посадка судна на грунт, столкновение, навал, выброска судна на берег, утрата плавучести или устойчивости судна, повреждение навигационного ограждения и гидротехнических сооружений, намотка на винт рыболовных сетей и пр.); технические (повреждение главного двигателя, вало-винтового комплекса, руля, вспомогательных механизмов, судовых устройств и корпуса судна); пожары и взрывы.

При расследовании аварийных случаев, вызванных потерей судном хода или управления, органы расследования и судебно-арбитражные органы, рассматривающие имущественные требования к судовладельцу, особое внимание обращают на степень опасности, в которой оказывается судно, дрейфующее в открытом море. Оно может быть потоплено штормом, выброшено на мель, разбито о скалы, раздавлено льдом, снесено в район минной опасности, или наконец оно может столкнуться с другим судном.

Следует отметить, что судебно-арбитражные органы придают значение не только факту потери судном мореходности, но и степени утраты возможности самостоятельно двигаться и иным образом противостоять случившейся аварии. Анализируя аварийную ситуацию, судебно-арбитражные органы обычно выделяют три группы факторов, совокупность которых как раз и характеризует степень опасности для судна:

1) характер аварии (повреждение машин или котлов, поломка винта, руля или намотка на них сетей и тросов, потеря якоря и пр.);

2) место аварии (открытое море, близость скал, мелей, река, канал, порт);

3) гидрометеорологические условия (шторм, ветер, течения, глубины, туман, мороз, лед и пр.).

Аварийные случаи в виде потери судном хода или управления чаще всего происходят из-за технических аварий. Наиболее характерными причинами аварий являются различные нарушения правил технической эксплуатации, вызванные несогласованными действиями нескольких лиц, обслуживающих механизмы, из-за неверных включений, остановок, из-за неисправности контрольно-измерительных приборов и инструментов, неудовлетворительной квалификации механиков, отсутствия инструмента для устранения дефектов и т. д.

Естественно, что в случаях нарушения правил технической эксплуатации и других подобных нарушений, следствием которых явилась потеря судном хода или управления, выявляются не только причины аварии, но и конкретные виновники, в отношении которых возможно применение уголовных, административных, дисциплинарных и имущественных санкций.

Учитывая, что для правильного и полного возмещения понесенных судном убытков существенное значение имеют своевременность и полнота оформления документов, капитанам рекомендуется следить за тем, чтобы следующие обстоятельства были отражены в составляемых на судне документах: характер аварии (повреждение машин, руля, винта) и возможность ее устранения силами экипажа; место аварии (открытое море, близость берега), наличие других судов, направление дрейфа судна; окружающие гидрометеорологические условия (волнение моря, ветер, глубины, характер грунта, температура воды и воздуха, видимость, прогноз погоды); возраст судна, надежность герметизации корпуса (люков, шахт, иллюминаторов, приемных, измерительных и вентиляционных отверстий в палубе), наличие свободных поверхностей в балластных, питьевых или топливных танках (для специальных судов — в грузовых танках), надежность крепления груза по-штормовому, возможность удерживания носа судна против ветра и волн с помощью якоря, тросов, цепи, плавучего якоря и т. д.; все попытки самостоятельной ликвидации аварийного случая; характер требуемой помощи (буксировка или сопровождение, освобождение винта или руля от сетей и тросов, потребность в запасных частях и т. п.); все сведения о действительно оказанной помощи; все сведения о неправильных действиях каких-либо лиц, судов или организации, в той или иной мере связанных с аварийным случаем; все сообщения и переговоры с судами и береговыми организациями об аварийном случае, полученные рекомендации и распоряжения.

2.3. Действия капитана после столкновения судов

При столкновении двух судов капитаны этих судов всеми доступными способами должны определить наиболее точное место (координаты) столкновения. Командному составу каждого судна следует в отдельности установить (по заведованиям) характер и объем повреждений судна и его мореходность, открыть аварийную радиовахту и установить радиоконтакт с другим судами, вовлеченными в столкновение.

Чтобы судовладелец имел возможность срочно принять необходимые меры по защите своих имущественных интересов, капитан обязан как можно скорее и объективнее информировать его о столкновении, сообщив дату, время и координаты столкновения, а также погодные условия, объем и характер повреждений обоих судов и другую информацию, имеющую отношение к столкновению.

При столкновении с иностранным судном (за пределами иностранного порта) капитан обязан:

  • запросить, не требуется ли ему помощь, и при необходимости оказать ее, если это может быть сделано без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров;
  • установить название и тип судна другой стороны, его принадлежность, порт приписки, а также порт отправления и назначения либо ближайший порт, в который зайдет судно;
  • направить капитану иностранного судна заявление о его ответственности за повреждения и все убытки, которые могут возникнуть вследствие данного столкновения.
  • уведомить о происшедшем столкновении своего судовладельца для принятия необходимых мер в порту захода иностранного судна (сюрвейерский осмотр повреждений, задержание судна до оформления требуемой гарантии и др.)

В судовой журнал должны быть внесены точные и подробные записи: о погоде, ветре и течении, условиях видимости, состоянии моря; о первом обнаружении иностранного судна с указанием способа обнаружения, курсовых углов и расстояний; место и время столкновения, принятые после него меры и содержание всех переговоров.

Если капитан судна был вынужден допустить отступление от Международных правил предупреждения столкновения судов -72 в соответствии с правилом, это должно быть отражено в судовом журнале и впоследствии объявлено в морском протесте.

Если капитан считает целесообразным урегулировать конфликт на месте из-за незначительности повреждений, следует запросить об этом судовладельца и при его согласии оформить такое урегулирование путем обмена соответствующими расписками о взаимном отказе от претензий. Однако выдавать такую расписку можно лишь при непременном условии получения аналогичной расписки от капитана иностранного судна. Независимо от этого должны быть приняты необходимые меры к закреплению доказательств по данному происшествию. Капитану надлежит собрать и обеспечить сохранность оригиналов судовых документов: путевых карт, радиолокационных планшетов, курсограмм, реверсограмм, судовых чистовых и черновых журналов.

Факт столкновения с другим судном должен найти соответствующее подробное отражение в судовом и машинном журналах, копии которых следует при первой возможности выслать судовладельцу вместе со своим рапортом и объяснениями свидетелей из числа членов экипажа. Поскольку этот рапорт и объяснения членов судового экипажа могут быть использованы в последующем судебном или арбитражном процессе, то в случае столкновения с иностранным судном рапорт капитана и объяснения членов экипажа должны быть помечены специальной оговоркой: «Конфиденциально. Только для сведения адвокатов судовладельцев».

Важность документального оформления столкновения судов не может быть преувеличена, особенно в отношении оформления случаев столкновений с иностранными судами вне пределов российских территориальных вод, так как, по всей вероятности, судебное разбирательство спора сторон о возмещении убытков будет проходить в иностранном суде (арбитраже) по правилам иностранного судебного (арбитражного) процесса с применением к требованиям сторон норм иностранного материального права. Документальное оформление случая столкновения судов заключается в совершении ряда действий, имеющих важное юридическое значение и направленных:

1) на сбор и закрепление доказательств, относящихся к вопросам ответственности за столкновение и размера причиненного столкновением взаимного вреда;

2) на обеспечение исполнения владельцем иностранного судна будущего судебного (арбитражного) решения или соглашения сторон о мирном урегулировании взаимных требований в связи со столкновением судов.

Для определения убытков судовладельцев от столкновения принадлежащих им судов чрезвычайно важным является установление характера и размера повреждений, причиненных судам, вовлеченных в столкновение.

В иностранном порту установление характера и размера повреждений, причиненных российскому судну, производится с помощью компетентного сюрвейера. Его рекомендуется привлечь для этих целей через корреспондента клуба взаимного страхования или агента судна в этом порту. Осмотр повреждений российского судна сюрвейером, назначенным корреспондентом клуба взаимного страхования, должен производиться при участии представителей другого судна, владельцам которого должна быть предоставлена возможность осмотра повреждений судна. Действующего в интересах иностранного судна сюрвейера не следует знакомить с записями судового журнала. Члены судового экипажа должны быть предупреждены о том, что нельзя давать какую-либо информацию о столкновении такому сюрвейеру.

По результатам осмотра сюрвейер составляет акт сюрвейерского осмотра, в котором фиксируются полученные судном повреждения, даются рекомендации по проведению ремонтных работ для устранения аварийных повреждений, указываются длительность и стоимость ремонтных работ по ценам, действующим в порту осмотра судна.

При оформлении случаев столкновений российских судов с иностранными необходимо проявить заботу об обеспечении будущих требований судовладельца. Право выбора способа обеспечения и его условий принадлежит судовладельцу. Предоставление обеспечения не является ни признанием ответственности за столкновение, ни отказом судовладельца от использования права на ограничение ответственности за причинение вреда.

Таким образом, капитан судна является, несомненно, центральной фигурой процесса оформления случая столкновения. Поэтому капитан должен знать обычный порядок документального оформления столкновений судов и понимать смысл действий, предпринимаемых им самим и его судовладельцем в ходе этого процесса.

Список использованных источников и литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-status-ekipaja-morskogo-sudna/

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS)(Заключена в г. Лондоне 01.11.1974

3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982// «Собрание законодательства РФ», 01.12.1997, №48, ст.5493

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) // «Собрание законодательства РФ», от 26.11.2001, № 146 – ФЗ, ст. 1127

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81 — ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, №18, ст.2207

6. Уголовный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства» , 17.06.1996 № 25, ст.2954

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации// «Российская газета», №249, 22.12.2001

8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4463-1/ « Российская газета», №49, 13.03.1993

9. Устав службы на судах Министерства речного флота СССР(утв. Приказом Минморфлота Союза ССР от 09.01.1976 №6)

10. Инструкция о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании (утв. Генпрокуратурой СССР 7.08.1974)

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-status-ekipaja-morskogo-sudna/

1. Морское право/ Под ред. Белова В.А. М.: Юрайт, 2009.993 – с.

2. Морское право/ Под ред. Гуцуляка В.Н. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. 416 – с.

3. Международное морское право/Под ред. Джунусовой Д.Н. Астрахань.: Астраханский университет ,2012.328 – с.

4. Международное морское право/Под ред. Зенкина И.В. ,Гуреева С.А., Иванова Г.Г.М.:НОРМА, Инфра-М, 2011. 432 – с

5. Комментарий к Кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации. /Под ред. Иванова Г.Г. :Спарк, 2005.420 – с.

6. Морская политика/ Под ред. Овлащенко А.В. СПб.:Институт морского права, 2011. 400 – с.

7. Морское право/Под ред. Скаридова А.С. М.:Юрайт, 2014. 656– с.

8. Международное публичное морское право/Под ред. Скрынника А.М.М.: Мини-Тайп, 2012. 214 – с.

9. Морское право. Учебное пособие/Под ред. Тормосиной Г.Г. Новороссийск.: МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2009. 224 — с.

10. Морское право/Под ред . Федорова А.Ф. Одесса.: Феникс, 2008. 332 – с

Интернет-ресурсы: