Экологические права и обязанности граждан

Охрана природной среды — одна из самых актуальных проблем современности, неразрывно связанная с извлечением и потреблением полезных для человека свойств природной среды, а значит, и с постоянным ее преобразованием. Окружающая природная среда является условием и средством жизнедеятельности человека. Однако научно-технический прогресс, способствующий появлению новых технологических систем, в конечном итоге приводит к тому, что вред, причиняемый человеком природе, приобретает опасные размеры, угрожающие самой биологической основе существования общества, а в частности гражданина.

Истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется и качественно изменяется окружающая природная среда, нарушается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой.

В конце уже прошлого XX века, ознаменовавшегося сменой общественного строя, в стране социалистического правопорядка самой беззащитной и безжалостно гонимой оказалась наша российская природа.

По существу это был экологический геноцид, когда целые системы биоценоза, условия среды обитания животных, а в конечном итоге и населения либо уничтожались, либо ставились на грани выживания. Страдала природа, страдал и сам человек. Иногда это делалось под личиной — «все для человека, все на благо человека».

Новая Россия вроде бы стала осознавать, что так дальше жить нельзя. Совершенно не случайно, еще на заре переходного периода — в 1992 году -одним из первых законов общегосударственного значения появился закон «Об охране окружающей природной среды» Федеральный Закон Об охране окружающей среды от 10.02.2002 № 7-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 2 Ст. 3).

, в котором в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды было закреплено научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды.

Теперь уже минуло десять лет, как закон этот жил, действовал, помогая формированию законопослушного природопользователя. Ныне уже в действии более 50 законов по охране природы, а вместе с ней и человека в окружающей среде. Их поддерживают более 500 подзаконных актов, правил, положений и иных документов.

6 стр., 2783 слов

Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды

... природопользования и охраны окружающей среды в условиях осуществления рыночных реформ. В соответствии с этой целью в работе рассматриваются вопросы становления экономических механизмов природопользования в условиях формирования государственной природно-ресурсной и ...

18 сентября 2003 года в Чите завершила свою работу Вторая международная конференция «Экономика, экология, туризм: механизмы инвестирования» Байкальский экономический форум. Одной из задач конференции являлась разработка конкретных предложений и рекомендаций, направленных на улучшение жизни людей, разработку эффективной государственной стратегии земле- и природопользования, охраны окружающей природной среды Рачкова Е. Формируется стратегия развития Азия-Экспресс. № 44 (610).

18 сентября 2003..

Полная гармония между обществом и природой, в современном обществе недостижима. Проблемы экологии не могут быть проблемами одного государства: природа не знает границ. Экологическая катастрофа, произошедшая в одной стране, неминуемо затронет и другие страны, отразится на качестве жизни и здоровье людей. Без создания устойчивого баланса между способностью природы к самовосстановлению и антропогенным воздействием на нее, нельзя вести речь о дальнейшем развитии человечества. Особенно актуально это для России с ее кризисной экологической обстановкой. Необходим жесткий контроль пользования природных ресурсов, поведения человека в природной среде, научное обеспечение решения экологических проблем, и вообще, уверенность каждого в защите его экологических прав.

Конституция РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. — М: ООО Издательство ACT, 2000. Ст. 11., Закон РФ «Об охране окружающей среды»

См.: Федеральный Закон Об охране окружающей среды (Ст. 11)., ряд других законов федерального уровня предусматривают право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Значительную роль в механизме осуществления права граждан на благоприятные для проживания экологические условия, играют общественные экологические объединения граждан, различные формы осуществления непосредственной демократии.

Основополагающим документом, развивающим фундаментальные положения Конституции Российской Федерации, касающиеся охраны природы и взаимоотношения с ней граждан и России в целом является Экологическая Доктрина Российской Федерации.

Основными международно-правовыми актами в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов являются международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций, важнейшими из которых являются документы Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В настоящее время одной из наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы является так называемая концепция устойчивого развития, которая была представлена Генеральной Ассамблей ООН в 1987 г. в докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее».

В контексте устойчивого развития в праве окружающей среды должны быть решены, главным образом, четыре задачи. Они касаются:

  • а)установления научно обоснованных пределов изъятия природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей и пределов вредных химических, физических и биологических воздействий на природу;
  • б)обеспечения выполнения экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных экологически значимых решений;
  • в)обеспечения выполнения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;
  • г)защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе прав и интересов будущих поколений.

В настоящее время в праве окружающей среды содержится значительный арсенал правовых средств, направленных на решение названных задач. Это: оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, сертификация, мониторинг, контроль, учет природных ресурсов и вредных воздействий на природу, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие. Одни из них более развиты в законодательстве, другие — менее.

11 стр., 5320 слов

Нормирование в области охраны окружающей среды

... состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Несмотря на несколько измененную формулировку задач экологического нормирования, оно по-прежнему ориентировано на охрану окружающей среды и ...

Одним из важнейших направлений в решении вопросов охраны окружающей природной среды является вопрос о правах и обязанностях граждан, которые не могут существовать одни без других.

экологическими правами человека

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и другие См.: Конституция РФ (Ст. ст. 2, 36, 37, 41, 42)..

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите. В сфере экологии, помимо прав, существует еще и ряд обязанностей граждан которые также закреплены Конституцией.

В целом экологические права и обязанности граждан — многоплановый социально-экономический и юридический институт; это комплексный межотраслевой институт экологического права, обеспечивающий жизнедеятельность человека, его благополучие. В силу этого не представляется возможным в рамках дипломной работы рассмотреть данный институт в полном объеме. Поэтому предлагаемая дипломная работа посвящена анализу лишь некоторых основных видов прав, таких как право на благоприятную окружающую среду, на получение и распространение достоверной информации, право на обращение граждан в защиту экологических прав и ряду обязанностей в сфере экологии.

В работе главным образом уделено внимание анализу ситуации в сфере экологии, влиянию среды на жизнь и здоровье человека, реализации прав граждан в сфере экологии; приведены практические примеры; судебная практика разработана на основе Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры. Отдельный раздел посвящен гарантиям и защите прав граждан, рассмотрены основные адресаты куда надлежит обращаться за защитой своих экологических интересов.

1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Признание и регулирование экологических прав граждан одна из наиболее существенных новаций развивающего российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России.

4 стр., 1591 слов

Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны ...

... числа государств в области охраны окружающей среды. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды Эффективное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды невозможно без активного участия международных организаций. Необходимость такого участия ...

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и природы вполне могут быть применимы также некоторые другие конституционные права — свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, на объединение для защиты своих интересов, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом См.: Конституция РФ. Ст.Ј8..

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставил гражданам право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права См.: ФЗ Об охране окружающей среды (Ст.

11)..

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ. (СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1. Ст. 5.) граждане имеют право:

  • на благоприятную среду обитания;
  • на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
  • при обращении на предприятия и в организации — на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
  • б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах;
  • в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

— С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ (СЗ РФ.1996. №3 Ст. 23).

7 стр., 3322 слов

Законодательство Российской Федерации об охране труда

... и ведомственной подчиненности устанавливаются Основами Законодательства Российской Федерации об охране труда, направленными на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и ... организация пропаганды безопасных условий труда путем проведения смотров и конкурсов по охране труда, бесед, оборудования кабинетов по охране труда; обеспечение подведомственных подразделений правилами, ...

также установлен ряд прав граждан. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23), на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По официальным данным, гражданам, пострадавшим от радиационного загрязнения, проживающим в зоне влияния атомных объектов, а также участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, определены компенсации и социальные льготы, в том числе медицинское обеспечение и обязательное страхование.

Например, в результате экстраординарной техногенной аварии на Чернобыльской АЭС основные конституционные права и интересы граждан были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Исходя из масштабов трагедии и числа пострадавших, такой вред не может быть возмещен только в порядке, установленном российским законодательством, поэтому обязанность его восполнения государство приняло на себя.

Однако добиться компенсации ущерба, причиненного экологическим правонарушением, в полном объеме практически невозможно.

Законодательство по компенсации ущерба от воздействия радиации не учитывает влияние радиации на последующие поколения, хотя установлено, что врожденные пороки развития и другие болезни, вызываемые генетическими изменениями, проявляются лишь в следующих поколениях.

Так, в течение нескольких лет не получали компенсаций за санитарно-курортное лечение граждане, пострадавшие в результате испытаний на Семипалатинском атомном полигоне. После рассмотрения коллективной жалобы пострадавших сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации во время работы выездной приемной в г. Екатеринбурге права людей были восстановлены. По исполнительным листам Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга им были выплачены компенсации за 1997 — 1999 годы О.О.Миронов. Экология и нарушение прав человека // Зеленый мир. Экология: проблемы и программы № 7-8 (405-406).

2003. Апрель. С.5..

Законом «О защите прав потребителей» установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, на безопасность товара (работы, услуги).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

2. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

2.1 Обращения граждан в защиту экологических прав

Российская Конституция 1993 года провозгласила экологические права граждан — на благоприятную окружающую природную среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Названным правам соответствует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам См.: Конституция РФ. Ст. Ст. 42, 58..

4 стр., 1575 слов

Наследственные болезни, среда и образ жизни человека

... и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. 5. Пути выявления наследственных заболеваний и возможности их предупреждения. Наследственные болезни ... образ жизни соответствовал этой программе, от чего будут зависеть здоровье и продолжительность самой жизни данного человека. 2.2 Состояние окружающей среды На протяжении миллионов лет человек ...

К экологическим правам относятся их возможности излагать свое мнение, обращаться с письмами, содержащими предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающей природной среды, в государственные органы, требовать их рассмотрения.

В области охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан функционирует более десяти министерств и ведомств, которые можно условно разделить на межотраслевые (межведомственные) и специальные, специально уполномоченные на управление охраной окружающей среды. Они являются основными адресатами, куда надлежит обращаться гражданам по экологическим вопросам, так как рассматривают и решают основную часть конкретных проблем в области охраны окружающей среды.

К ним относятся: Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт); Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Госкомгидромет); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадор) и другие. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, занимающиеся предупреждением и пресечением экологических преступлений.

2.1.1 Иски к органам управления об отсутствии экспертизы

26 марта 2003 года в Читинскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение жителя Б. мкр. Северный о строительстве ОАО «Читаэнерго» высоковольтной линии. При этом вблизи жилого массива вырублены сосны. Б. просит выяснить законность проводимых работ и принять безотлагательные меры к сохранению лесного массива.

В результате рассмотрения дела природоохранной прокуратурой, было установлено, что строительство воздушной линии электропередач ведется по проекту, разработанному отделом комплексного проектирования Читатехэнерго ОАО «Читаэнерго» и не имеющему положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В связи с этим нарушена ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а в отношении ОАО «Читаэнерго» и директора ТЭЦ-2 возбуждено производство об административном правонарушении. Кроме того, согласно требованиям Земельного кодекса РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147).

, земельный участок под строительство электрической линии в собственность или аренду предприятию не предоставлялся и право пользования земельным участком оно не имеет Надзорное производство № 15ж-03 Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры..

Другим наглядным примером хищнического обращения с природой является заключение юристов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, при строительстве Юмагузинского водохранилища на реке Белой в Башкирии. Были нарушены статьи 71 и 76 Конституции Российской Федерации и 20 статей других законов, в том числе Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об экологической экспертизе» и других. По словам российских экологов, эта стройка ведется «с особым цинизмом и дерзостью», без экологической экспертизы. В зону затопления попадают 2000 гектаров первоклассных лесов и 4 населенных пункта. Уничтожаются ключевые места обитания 11 видов животных и птиц, внесенных в международную и российскую красные книги, популяции 30 «краснокнижных» растений и архитектурные памятники. Генеральная прокуратура Российской Федерации 19 октября 2001 года возбудила уголовное дело по этому факту и поручила его расследование прокурору республики Башкортостан. Результаты расследования до сих пор неизвестны Миронов О.О. Указ. соч. С.5..

7 стр., 3454 слов

Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов

... Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Дополнительные изменения в управление природопользованием и охраной окружающей среды по распределению ...

2.1.2 Земельные споры

Можно встретить иски экологического характера и содержания, в которых идет спор о земле. Так, жители Южного Бутова обратились в Московский городской суд с иском к Московскому комитету по охране природы по вопросу выделения земельного участка под строительство новых жилых домов и коллектора непосредственно вблизи зоны их проживания. Специфика дела состоит в том, что, во-первых, граждане выступают против предоставления земли в качестве собственников домов и землепользователей, чьи интересы ущемлены без их согласия и не по решению суда, а, во-вторых, в том, что городской комитет по охране природы, принимая решение, не осуществил сам государственную экологическую экспертизу, рассматривая себя, не без оснований, специально уполномоченным органом по охране окружающей природной среды.

Мосгорсуд отклонил иск, рекомендуя подобрать иные мотивы, не основанные на защите права собственности. Возможно, перевод дела на чисто «экологические рельсы» уменьшил бы шансы истцов, однако Верховный Суд РФ вернул дело в Мосгорсуд для нового рассмотрения по заявленным требованиям Сердюк И. Жители Бутова победили Москомприроды // Спасение. 1993. №20-21. С.7..

2.1.3 Судебные требования граждан

Довольно часто вопросы охраны окружающей природной среды переплетаются в гражданском деле с другими исковыми требованиями, что еще больше усложняет рассмотрение дела. Гражданин А. и еще двести истцов, проживающих на Московском проспекте Санкт-Петербурга, обратились к концерну «Ленинец», выпускающему радиодетали, с требованием выполнить обещание о переселении жильцов из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, освобожденной от зеленых насаждений. Иск подкреплялся требованиями граждан о прекращении экологически вредной деятельности концерна согласно Закона РФ «Об охране окружающей среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, эксплуатации по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; прекращение в полном объеме эксплуатации зданий, строений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда См.: Закон Об охране окружающей среды (Ст. 35)..

Московский районный суд Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, использовал многочисленные предусмотренные законом меры для урегулирования спора, которые затруднялись тяжелым финансовым положением предприятия, продажей на сторону обещанного жильцам дома, изменением организационно-правовых форм предприятия. В конце концов дело закончилось заключением сторонами мирового соглашения и утверждения его судом в соответствии с п.5 ст.219 ГПК РФ, согласно которому ответчик дал письменное обязательство о предоставлении истцам новой жилой площади и в качестве гарантии — об оплате покупки гражданами нового жилья, а истцы не настаивали на рассмотрении своего иска до конца Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.112002 № 138 — ФЗ (Российская газета от 20.11.2002 Ст. 219).

3 стр., 1177 слов

Меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды

... правового регулирования охраны окружающей среды в ЕС. Цель работы: определение мер экономического стимулирования охраны окружающей природной среды и выявление ... людей неизмеримо выросли, изменения природного равновесия стали сильно отражаться на развитии народного хозяйства (вследствие недостаточного учета экологического фактора), и проблема охраны природы приобрела также большое экономическое ...

.

2.2 Право на благоприятную окружающую среду

Это одно из основных естественных прав человека, закрепляющее основы жизнедеятельности человека. Оно, как и право на жизнь, впервые признанное в России в Конституции 1993 года, — право, данное самой природой, которое занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Право на окружающую природную среду означает, что качество природной среды способствует нормальному развитию человека, нации, города, общества. Вместе с тем экологическая обстановка на территории Российской Федерации в настоящее время близка к катастрофической, а ведь жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

В систему нормативов качества окружающей среды входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия, предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду, нормативы санитарных и защитных зон! См.: закон О защите окружающей среды (Ст. ст. 21, 22, 27, 52).

20 декабря 2002 года в Читинскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступила жалоба от гражданина Д., проживающего в г. Чите по ул. Амурская о постоянном сжигании твердых бытовых отходов на контейнерных площадках, расположенных на дворовых территориях жилых домов. В результате во дворах скапливается ядовитый, удушающий дым, пагубно влияющий на здоровье проживающих вблизи граждан. Одним из основных принципов политики в области обращения с отходами, согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. Во исполнение указанного положения ФЗ «Об охране окружающей среды» См.: Федеральный Закон Об охране окружающей среды. (Ст.51)., а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» См.: Федеральный Закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999. №52-ФЗ. (Ст.22).

выдвигается требование безопасности для здоровья населения и способов сбора, хранения, использования, транспортировки отходов производства и потребления.

В результате проведенного прокуратурой расследования выяснилось, что подобное стало возможным в результате отсутствия контроля со стороны начальников и техников жилищно-ремонтных эксплуатационных участков (ЖЭУ) за работой подчиненного персонала. В ЖЭУ отсутствуют приказы о недопустимости сжигания отходов, дворники не предупреждены в письменном виде об ответственности за данное нарушение.

В конечном итоге гражданину Д. было заявлено, что на планерном заседании с руководителями ЖЭУ была проведена беседа о недопустимости сжигания отходов, предложено провести беседу с дворниками и предупредить под роспись об ответственности за сжигание мусора. По объединению издан приказ и доведен до начальников ЖЭУ Надзорное производство №44ж-02 Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры..

18 стр., 8600 слов

Статистика окружающей среды и природных ресурсов

... -исследовательских учреждений, а также общественности информацией о масштабах вовлечения в производственно-хозяйственный оборот природных ресурсов; контроль за выполнением государственных заданий по охране окружающей среды и рациональным природопользованием; статистическое изучение ...

2.3 Право на получение и распространение экологической информации

Право на получение и распространение информации в сфере экологии является составляющей конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также важны способом его реализации.

Согласно Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, — если иное не предусмотрено законом См.: Конституция РФ (Ст.24)..

Граждане имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и радиационной обстановки рассматривается как административное правонарушение См.: Закон «Об охране окружающей среды» РФ. (Ст. 3, 11, 12, 75)..

В новом Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (СЗ РФ.2002. №1 (ч.1) Ст.8.5).

предусмотрена административная ответственность за сокрытие, искажение или несвоевременную информацию о состоянии окружающей среды.

Тем не менее ограничение доступа к такой информации является распространенным нарушением прав граждан в сфере экологии.

По мнению уполномоченного по правам человека в Саратовской области А. Ландо, в настоящее время приобретает особое значение проблема доступа граждан к экологической информации. Данные о состоянии экологии, публикуемые в средствах массовой информации, не носят системного характера. Полнота же информации о состоянии окружающей природной среды помогла бы людям сохранить здоровье Доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о деятельности по защите прав человека в 2001 году. ( Саратов: агентство «Диалог», 2002. С. 53 — 54)..

К чему привело засекречивание информации о радиационном загрязнении в результате Чернобыльской катастрофы, известно всем.

Ряд исследователей, оценивая ситуацию, отмечают, что журналисты боятся писать об экологии, боятся выступать в печати, чтобы не быть обвиненными в шпионаже. В России, по мнению Уполномоченного по правам человека О.О. Миронова, наступает экологическое молчание Миронов О.О. Указ. соч. С.6..

Согласно законодательству информация о состоянии окружающей среды и любая другая экологическая информация, важная для человека, должна распространяться государственными органами, органами местного самоуправления, а также всеми лицами, чья деятельность связана с нарушением среды обитания, через средства массовой информации, без специальных запросов, на регулярной основе.

Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности делают это в форме ежегодных государственных докладов, а органы государственного управления примерно в половине субъектов Федерации в форме региональных докладов о состоянии окружающей среды. Однако подавляющая часть юридических лиц предприятий, организаций — информирования не осуществляет. Исключением является Газпром, регулярно публикующий свои отчеты. Государственный специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды недостаточно активно выдвигают соответствующие требования перед природопользователями, а прокуратура в недостаточной степени следит за соблюдением законодательства в этой сфере.

Экологические вопросы не могут быть предметом государственной или иной приравненной к ней тайны. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне», не подлежат засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина Закон РФ О государственной тайне от 26.06.1993 № 56-ФЗ (СЗ РФ.

1993. № 34. Ст. 5)..

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

До сих пор суды неохотно принимали к своему производству дела, связанные с защитой экологических прав; кроме того, обращений граждан за судебной защитой было немного. Однако судебная практика постепенно накапливается.

Показательным является дело по иску г-на Р. к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, неправомерными и предоставлении надлежащей экологической информации.

Длительной время районные и городской суд Санкт-Петербурга отказывали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Основные доводы судов сводились к неподведомственности судам данного спора, расплывчатости права граждан на охрану здоровья, неконкретности форм обеспечения экологических прав граждан.

Частная жалоба на определение Санкт-Петербургского городского суда о прекращении дела производством рассматривалась в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Обоснование жалобы было следующим: право на благоприятную среду обитания предусматривается ст.5

Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ. С посл. изм. и доп. (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.5)., право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды предусматривается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», истец, как и тысячи жителей города, пользуется пляжами побережья для активного отдыха и спорта; в последние годы он лишается этой возможности из-за ухудшения экологической обстановки и многочисленных загрязнений в Финском заливе.

Верховный Суд РФ согласился с основными доводами истца, предложил Санкт-Петербургскому городскому Суду принять дело к производству и рассмотреть дело по существу. И хотя при рассмотрении дела по существу в иске отказано, оно характерно тем, что суды приступили к рассмотрению подобных категорий дел. В частности, небезынтересны некоторые обстоятельства, подлежавшие доказыванию в судебном заседании по данному делу.

Суд принял заявление о непринятии мэром экологических мер декларативным, неубедительным: сам мэр действительно не может заниматься вопросами, требующими специальных познаний в данной области, однако по его поручению учеными Академии наук и другими специалистами разработана экологическая программа Санкт-Петербурга, находящаяся на утверждении. По этому поводу истцом убедительно было показано, что общественности о такой программе ничего не известно, что доказательств дачи поручения о ее разработке и о начале работы над ней не предоставлено, более того, экологическая программа города, утвержденная еще Ленгорисполкомом, забыта нынешним руководством и не применяется.

Последующий иск уже не отвергался с порога и был принят Дзержинским районным судом Санкт-Петербурга к рассмотрению по существу. Истец требовал признать незаконной деятельность ответчиков по строительству и эксплуатации северного полигона по захоронению осадков сточных вод, ликвидировать сам полигон, обязать «Водоканал» за свой счет привести окружающий ландшафт в первоначальное состояние и выплатить компенсацию за нанесенный экологический ущерб в пользу государственного экологического фонда, предоставить соответствующую информацию.

Весьма конструктивной в части доступа населения к экологической информации, ее популяризации может быть роль уполномоченных по правам человека. В Российской Федерации эту должность согласно Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» занимает О.О. Миронов Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека» от 26.02.1997 (Российская газета от 27.02.1997)..

Права граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту их здоровья в связи с ввозом в Россию отработавшего ядерного топлива регулируются ныне федеральными законами «О внесении дополнений в ФЗ «Об использовании атомной энергии» Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 10.07.2001 № 94-ФЗ; от 28.03.2002 № 33-ФЗ (СЗ РФ.2001 № 30; СЗ РФ. 2002. № 18).. Важно, чтобы веления законов выполнялись, чтобы экологическая обстановка в стране не ухудшалась, а жизнь, здоровье и благополучие населения были обеспечены.

Своевременность информации является одним из условий обеспечения прав граждан. Так, с запозданием от нескольких дней до нескольких месяцев, в частности, была предоставлена информация: о радиационном загрязнении прибрежных участков реки Дон у Воронежской АЭС в 2000 году; о радиационной обстановке в районе гибели атомного подводного крейсера «Курск» в Баренцевом море в 2000 году; о выбросах радиоактивного йода реакторами Курчатовского института в Москве в феврале 2002 года.

Распространенным нарушением является затруднение доступа к информации. Один из способов придание экологической информации категории «ограниченного доступа».

2.4 Право граждан на объединения для защиты окружающей среды

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов См.: Закон «Об охране окружающей среды» Ст. 13..

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

  • а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
  • б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
  • в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном по рядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
  • г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
  • д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями и проведении обсуждения проектов, референдумов;
  • е)требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы и средствах массовой информации;
  • ж)ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 года суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались пс соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывал; на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи по,; удобным предлогом «сантехнических вырубок».

3. ЭКОЛОГИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Природные ресурсы России, как сказано в Конституции Российской Федерации, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов народов в месте жительства, а также природные ресурсы не только как объект использования, но и прежде всего как основу их жизнедеятельности. Отсюда логично вытекает следующее конституционное положение: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». К тому же Конституция обязывает пользоваться природными ресурсами таким образом, чтобы не причинять ущерба прежде всего окружающей среде См.: Конституция РФ (ст. 8, 52, 56).. Конституционные положения нашли свое развитие в экологическом законодательстве. В глобальном плане конкретная забота о состоянии окружающей природной среды выражена в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ О концепции перехода РФ к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 (СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1575.).

Главными ориентирами устойчивого развития должны служить, говорится в Концепции, основные показали качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доходов, уровень занятости, степень реализации прав человека.

На начальном этапе перехода России к устойчивому развитию в первую очередь ставится задача строго соблюдать обоснованные экологические обязанности природопользователей. Эти обязанности подразделяются на два основных вида — позитивные и запретительные.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением: применять экологически совместимые технологии; осуществлять природоохранные мероприятия; своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение природной среды.

Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия, наносящие вред окружающей природной среде, нарушающие установленный порядок природопользования, права и законные интересы третьих лиц.

По своему содержанию экологические обязанности в свою очередь подразделяются на:

  • общие, относящиеся ко всем или большинству природопользователей;
  • специальные, касающиеся отдельных видов использования природных объектов.

Основной перечень общих экологических обязанностей граждан России закреплен главным образом в нормах Закона «Об охране окружающей среды», согласно которому они обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Экологическими обязанностями следует считать широкий круг экологических требований, изложенных в указанном законе, поскольку многие из них обязательны для исполнения всеми гражданами См.: Закон О защите окружающей среды. (Ст. ст. 39-55)..

Так, при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов не только предприятия, учреждения и организации, но и граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Граждане, занимающиеся сельским хозяйством, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.

Особые экологические требования предъявляются к выполнению мелиоративных работ к эксплуатации мелиоративных систем.

Граждане обязаны принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды.

При работе с радиоактивными материалами необходимо соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, утилизации, захоронения радиоактивных веществ, не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности.

Граждане обязаны обеспечить экологически безвредное производство, связанное с негативным воздействие микроорганизмов, хранение, транспортировку, использование и удаление микроорганизмов и биологических веществ, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на окружающую природу среду, здоровье человека и его генетический фонд.

В области охраны окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов на граждан, как и на местные органы власти, предприятия, учреждения и организации, возлагаются обязанности принимать эффективные меры по обезвреживанию переработки, утилизации, складированию или захоронению таких отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические нормы и правила.

И наконец, законом «Об охране окружающей среды» установлена очень важная экологическая обязанность работников иметь профессиональную экологическую подготовку. Как вытекает из ст.73 данного Закона, эта обязанность затрагивает правовое положение руководителей, специалистов, если они, работая по трудовому договору или контракту связаны с такой деятельностью, которая оказывает или может оказать вредное действие на окружающую природную среду и здоровье человека. Такая обязанность исходит из основных принципов охраны окружающей природной среды и предусмотрена непосредственно законодательством См.: Закон о Защите окружающей среды (Ст. ст.3, 73)..

Специальные экологические обязанности рассматриваются Земельным, Водным, Лесным кодексом, законами «Об охране атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности населения», «О недрах», «О животном мире», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в других отраслевых природоохранных нормативных актах.

3.1 Экологические обязанности в области землепользования

Так, в действующем земельном законодательстве закреплены определенные экологические обязанности граждан, являющихся собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Они обязаны:

  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать плодородие, принимать природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
  • осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;
  • не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
  • вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными, природоохранными органами.

Граждане, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15.04.2008. № 66-ФЗ (Российская газета от 16.04.2008 № 23 с. 6).

обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдать экологические, санитарно-гигиенические и иные требования.

Более конкретные обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по охране земель предусмотрены в Земельном Кодексе РФ См.: Земельный Кодекс Российской Федерации. (Ст.101).. Они, в частности, обязаны осуществлять восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель; рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

3.2 Экологические обязанности при водопользовании

По Водному кодексу РФ Водный кодекс Российский Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 131).

граждане водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии и договоре пользования водным объектом; не допускать нарушения прав водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение вредных объектов. В пределах прибрежных защитных полос гражданам запрещено размещение дачных и садово-огородных участков. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Так, 17 апреля 2001 года в Читинскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило заявление от жителей поселка Кадала с просьбой оказать содействие в восстановлении скважины, затопленной сточными водами котельной ЧитаАВИА. В результате, согласно заключения ЦГСЭН, вода в скважине стала непригодной для питья по химическому составу.