Основные черты права политического убежища в Российской Федерации

Курсовая работа

Во Всеобщей Декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, но это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН». Указанное положение нашло отражение в «Декларации о территориальном убежище».

Таким образом, целью курсовой работы является раскрытие основных черт права политического убежища в Российской Федерации.

Для достижения цели предпринята попытка решить в данной работе следующие задачи:

  • исследовать понятие убежища как правовая категория;
  • охарактеризовать институт убежища в международном и конституционном праве;
  • рассмотреть особенности реализации права политического убежища на территории Российской Федерации;
  • проанализировать порядок предоставления политического убежища и правовой статус политического беженца.

Объектом курсовой работы являются отношения, складывающиеся между государством и лицами, нуждающимися в политическом убежище.

Предметом курсовой работы являются особенности реализации права политического убежища в Российской Федерации.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Реалии современной действительности свидетельствуют о том, что все чаще иностранные граждане и лица без гражданства реализуют свое право на политическое убежища в той или иной стране. Подтверждением может выступать ситуация с Эдвардом Сноуденом, который обратился с ходатайством о предоставлении ему политического убежища к ряду государств, одним из которых была Российская Федерация, и 1 августа 2013 года оно было удовлетворено. Рассмотрим какие же основания выделяются в российском законодательстве и сложности существуют при реализации этого права Андреева Л. А. Конституционное, муниципальное и гражданское право. Новосибирск: СибАК, 2013 — С. 159..

Часть 1 статья 63 Конституции Российской Федерации устанавливает — «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Иностранный гражданин и лицо без гражданства в соответствии со ст. 2 Положения «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» могут претендовать на предоставление политического убежища в случае если, они ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права. При этом обращаем внимание на то, что преследование, как правило, осуществляется компетентными органами, в первую очередь правоохранительными, и следовательно основной целью обеспечения права /безопасность от посягательств этих органов на жизнь, свободу и здоровье индивида. Вместе с тем необходимы достаточные данные, которые бы подтверждали возможность наступления вышеуказанных обстоятельств. Таким образом, претендовать на политическое убежище не могут лица, совершившие общеуголовные преступления, преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Данное положение нашло отражение в таких документах как: «Декларация о территориальном убежище (п. 2 ст. 1)», «Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.», «Устав Нюрнбергского трибунала».

19 стр., 9471 слов

Предмет конституционного права Российской Федерации

... отношений,которые входят в предмет конституцион­ного права Российской Федерации: 1.Общественные отношения,вытекающие из основ конституционно­го строя Российской Федерации. Эти отношения характеризуются тем,что содержат: 1) главные принципы общества и государства; 2) ...

В Кассационном определении Верховного Суда РФ от 5 апреля 2012 г. № 9-О12-9, установлено, что в ходе проверки доводы Серверова Р.Э. и его адвоката К.В. Арутюняна о преследовании первого властями республики Узбекистан за участие в деятельности партии, в которой он состоял и занимался сбором пожертвований на партийные нужды и возможности применения в отношении его обращения, противоречащего ст. 3 Европейской Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. не подтвердились. Также ему не может быть предоставлено политическое убежище в силу того, что между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан имеется соглашении о безвизовом пересечении границ, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого Р.Э. Серверова по п.п. а, б, в ч. 3 ст. 164 УК Республики Узбекистан, что является также уголовно наказуемым деянием и соответствует ч. 3 ст. 162 УК РФ. Таким образом, гражданин Р.Э. Серверов не может претендовать на политическое убежище в Российской Федерации.

В Кассационном определении Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. № 32-О11-13 доводы В.И. Воеводского, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 339 УК Республики Беларусь, что соответствует ч. 1 ст. 115 УК РФ, и его адвоката В.А. Тюльпинова о том, что первый будет подвергнут пыткам и жестокому обращению признаны несостоятельными. В Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 30 мая 2013 г. № 78-АПУ13-11 установлено отсутствие оснований для предоставления Э.В. Волчеву политического убежища, привлекаемого к уголовной ответственности за совершении мошенничества по ч. 4 ст. 209 УК Республики Беларусь.

Таким образом, политическое убежище не может быть предоставлено лицу, если он обвиняется в совершении общеуголовного преступления на территории другого государства; сроки давности привлечения к уголовной ответственности не истекли; на территории Российской Федерации лицо не привлекалось к уголовной ответственности за это преступление; имеются соответствующие международные договоры.

6 стр., 2513 слов

Особенности правового регулирования режима беженцев в Республике Казахстан

... статуса беженца. Поэтому на оценку ходатайств о предоставлении статуса беженцев (в силу определения ... правовые нормы, устанавливающие правовое положение беженцев Формальное установление статуса беженца влечет за собой правовые ... человека определяются экономическими, политическими, социальны­ми, ... убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, подчеркивается, что право на убежище ...

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445.