Основы международного права

Содержание скрыть

1. Понятие, социальная природа черты международного права

МП – сложный комплекс юрид. норм, создаваемых совместно Го и др. субъектами МП путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования их взаимных отношений, а так же отношений в сфере их общих интересов, включая и определенные внутригосударственные отношения.

Предмет регулирования

отношения межгосударственного характера – это любые отношения м/у традиционными субъектами (общепризнанными).

отношения государственно — негосударственного характера. Например, отношения м/у Го и ФЛ.

отношения не межгосударственного характера, например, отношения м/у ФЛ разных Го.

Черты:

Универсальность – любое Го может заключить или иметь возможность международного сотрудничества с др. Го.

поддержание междун. меры безопасности.

декларация запрета агрессивных захватнических войн.

утверждение и сохранение соц-го прогресса и принципов соц. справедливости.

действительный механизм разрешения международных споров: переговоры, консультации, рассмотрение дел в судах.

являются общим для всех Го – общепризнанные нормы и принципы характеризуют его социальную общечеловеческую природу, имеет привязку к каждому конкретному Го.

2. Система международного права и его функции

Общеправовые нормы принципы (10) закреплены в уставе ООН:

  • неприменение силы или угрозы силы;
  • территориальная целостность;
  • нерушимость границ;
  • сотрудничество Го;
  • уважение ПП и основных свобод;
  • добросовестное выполнение международных обязательств.

Общеправовые нормативные комплексы (4):

  • о международном нормотворчестве;
  • о международной правосубъектности;
  • о международном правоприменении;
  • о международно-правовой ответственности.

Комплексы норм как однородной отрасли права (15):

  • право международного договора;
  • право внешних сношений;
  • международное уголовное право;
  • межд. космическое право;
  • морское право;
  • гуманитарное право;

Под отрасли внутри отраслевые:

Право внешних сношений:

дипломатическое право: иммунитет, привилегии.

консульское право.

Морское право:

  • территориальное море;
  • исключительная экономическая зона.
    3 стр., 1444 слов

    Виды и содержание льгот в таможенном праве

    ... мест или времени работы таможенных органов России. Определяя объем этих льгот, российское таможенное законодательство исходит из норм и принципов международного публичного права, касающегося статуса ... разного рода преференций. Задачей курсовой работы является изучить в отношении кого применяются льготы и преференции. Преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому ...

    3.

Международно-правовые нормы. Понятие и особенности

нормы – это общеобязательные правила поведения субъектов МП. Ее особенности:

в порядке создания норм (создаются по волеизъявлению субъектов, т.е. самим субъектов МП. Не существует специальных норма создающих органов).

В национальном праве – определяются органами.

Специальная форма своего закрепления (существования) – это и есть источник: международный договор, обычай, акт международной организации.

отсутствует специальный механизм реализации. Эта функция возлагается на самих же субъектов. В национальном праве – закон принимается и контроль ведут определенные органы.

нормы: Национальное право: гипотеза (условие), диспозиция (правило), санкция (ответственность).В МП отсутствует санкция, иногда отсутствует гипотеза.

Предметом регулирования явл. международные отношения.

4. Виды международно-правовых норм и их характеристика

договорные и обычно-правовые.

По количеству участников — на нормы, обязывающие двух субъектов МП (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов МП (многосторонних договорах).

По субъектно-территориальной сфере действия — универсальные и локальные.

По юридической силе международно-правовых норм — императивные нормы и диспозитивные нормы.

Императивная норма — является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена.

Диспозитивные нормы — нормы, которые предоставляют субъектам МП возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.

По видам международно-правовых норм — на нормы материального права и нормы процессуального права.

В зависимости от функционального назначения — на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов МП, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм .

По характеру субъективных прав и обязанностей — на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

5. Источники современного международного права, их виды и общая характеристика

Основные:

Международный договор.

обычай международный

акты международных организаций

акты международных конференций.

Вспомогательные:

решения международных судов.

доктрины ученых

национальное законодательство

6. Международный договор как основной источник международного права

МД – носит нормативный характер. Это международное соглашение, заключенное в письменной форме и регулируемое международным правом м/у Го и др. субъектами, не зависимо от того, содержится ли оно в одном, двух или нескольких взаимосвязанных м/у собой документах. Например, Европейская конвенция о правах человека и 14 протоколов к ней, а так же независимо от его конкретного наименования.

7. Понятие международного обычая. Обычай как источник международного права

МО – доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Признаки:

6 стр., 2972 слов

«Толкование норм права и его значение для

... Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм ...

Практика – д.б. продолжительной, единообразной, постоянной, всеобщей (убедительное большинство Го).

Юридическая обязательность – может выражаться рядом действий Го. Например, выступление в обоснование своих претензий, это м.б. протест против поведения др. Го, показания международных судебных и др. органов, выступления на международных конференциях, молчаливое согласие.

8. Акты международных конференций и международных организаций как источники международного права

Связаны с регулирующими отношениями между участниками конференций. Имеют общий характер. Должны реализоваться во всех предусмотренных случаях. Формулировки д.б. в форме долженствования (т.е. д.б. написано «Го обязано»).

Д.б. предусмотрены меры контроля за соблюдением согласованных мер. Акты организаций. Конференции имеют дискуссионный характер.

9. Международное публичное и международное частное право, Различие между

по содержанию регулируемых отношений:

МП — общественные отношения носят межгосударственный характер. Основной субъект (государство), — обладает суверенитетом.

МЧП — регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и ЮЛ, между физическими и ЮЛ и иностранным Го в не политической сфере;

по субъектам отношений:

МП – основной субъект государства

МЧП — выступают физические и ЮЛ;

МП — международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций,

МЧП — внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

Правовые нормы:

  • МП — материально-правовые (устанавливающие ПП и ОО) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного Го);
  • МЧП — правовые нормы являющиеся объектом МЧП находятся в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.

порядок рассмотрения споров:

  • МП — споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

— Тесная связь МЧП и МП вытекает из того, что в МЧП речь идет не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни.

10. Соотношение международного и внутригосударственного права

Концепции (теории) соотношений:

  • Монистическая – составляют единую правовую систему;
  • Дуалистическая – разные правовые системы, они не взаимодействуют.

Диалектический дуализм (реалистический дуализм) – 2 разные правовые системы, которые взаимодействуют между собой.

11. Принципы международного права. Основные и отраслевые принципы. Общая характеристика

Принципы – это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной международной практики, юридически закрепленные начала (нормы-принципы) МП, имеющие обязательных характер для всех субъектов.

Основные принципы современного международного права безусловно являются императивными нормами.

2 стр., 985 слов

Арбитраж в международном частном праве

... международного коммерческого арбитража, процедура рассмотрения споров, признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражных судов представляется значительной в свете нарастающей важности экономических связей между государствами. Международный ... которой было признано необходимым создание международных правовых норм для разрешения споров, возникающих в международной сфере [37, c.335]. ...

Суверенное равенство Го.

1) государства юридически равны;

2) они пользуются всеми правами, которые вытекают из их суверенитета;

3) каждое Го обязано уважать правоспособность др. Го.

4) территориальная целостность и политическая независимость неприкосновенны.

5) каждое Го имеет ПП свободно выбирать и развивать свои политические, соц., экономич. и культурные системы.

Неприменения силы или угрозы силой.

Каждое Го обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных споров.

Агрессия квалифицируется как преступление против мира и влечет ответственность по МП.

Невмешательство во внутренние дела.

Ни одно Го не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела др. Го.Ни одно Го не может применять любые акты военного, политического или др. принуждения с целью добиться подчинения себе к-л Го.

Мирное урегулирование споров.

Го обязаны к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем: переговоров, следственные комиссии, посредничества, примирительные комиссии, Арбитражи, Международные суды.

Добросовестное выполнение международных обязательств

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, т.е. этот принцип включает в себя как бы 2 начала:

свободное согласие и добросовестность.

обязательность соблюдения – эта юридическая обязанность Го и др. субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН и вытекающих из общепризнанных норм и принципов МП.

Сотрудничество Го, принцип равноправия и самоопределения народов.

12. Содержание принципа неприменения силы или угрозы силой. Определение агрессии 1974 г.

Каждое Го обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных споров.

Агрессия квалифицируется как преступление против мира и влечет ответственность по МП.

Агрессия — применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с уставом ООН.

Прямая агрессия — Вторжение вооружённых сил государства на территорию другого государства. К прямой агрессии относятся бомбардировка, нападение вооружённых сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы.

Косвенная агрессия — засылка государством вооружённых банд и групп, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства.

13. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, т.е. этот принцип включает в себя как бы 2 начала:

свободное согласие и добросовестность.

обязательность соблюдения – эта юридическая обязанность Го и др. субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН и вытекающих из общепризнанных норм и принципов МП.

5 стр., 2155 слов

Институт правопреемства в современном международном праве

... собственность бывшей метрополии; Ш государство обменивается территориями. Правопреемство регулируется в МП. В 1978 г. была принята Конвенция о правопреемстве международных договоров, в 1983 г. принята Конвенция о правопреемстве собственности, долгов и архивов. ...

14. Принцип мирного урегулирования международных споров

Го обязаны к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем:

переговоров

следственные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит установление фактов или событий, касающихся существа данного международного спора.

посредничества — участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.

примирительные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендовать сторонам в споре условия его разрешения.

Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, открытые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств.

Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласованных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возникающих между создавшими их государствами.

15. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность

Ss – это носитель определенных международных ПП и ОО.

Концепция

Общетеоретическая концепция. Признаки: 1) обладание определенными ПП и ОО. 2) возможность участия в международных отношениях. Это: индивиды, международные неправительственные организации, национальные ЮЛ, международные хозяйствующие объединения.

16. Государство как

Го — страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

Основные обязанности государства определяются содержанием основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими Го, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Государственный суверенитет — это присущее Го верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое Го обязано уважать правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость Го неприкосновенны;
  • право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;
  • имеет право на независимость и на свободное осуществление всех своих законных прав;
  • имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

— каждое государство обязано воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства .

4 стр., 1892 слов

Международное экологическое право (2)

... развития. 17. Государства разрешают все свои экологические споры мирным пу­тем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.[4] 3 Субъекты международного экологического права Организация Объединенных ... «парникового» эффекта; решимость добиться улучшения качества пресной воды, укрепле­ния международного режима и программ по охране морской и океаниче­ской среды, предотвращения истощения ...

17. Международная право: субъектность субъектов федерации

Различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией. Федерация — государственно-правовое объединение. Иногда ее называют союзным государством.

Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество (право от собственного имени заключать договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т. д.).

Их международная правосубъектность не зависит от признания их суверенитета конституцией федерации. Главное — самостоятельный выход в межгосударственную сферу. Федерация в социальном и экономическом отношении — единый организм.

18. Международная правосубъектность индивидов

Широко распространена точка зрения — в МП нет запретов наделять индивидов международной правосубъектностью и решение этого вопроса определяется намерением договаривающихся государств.

В отечественной доктрине — индивиды объективно не могут быть участниками межгосударственных отношений и тем самым субъектами международного права.

В настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы связана с растущим к защите прав человека с помощью международных механизмов. Такой доступ не превращает их в субъектов МП, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами.

19. Признание государств: теории и формы признания

Признание – акт Го, который констатируется возникновением нового Го и с которым субъект МП считает целесообразно установить дипломатические и иные, установленные МП отношения.

2 теории признания:

декларативная – Го становится субъектом МП с момента своего возникновения, а признание др. Го на его правоспособность не влияет (Действует).

конститутивная – Го становится субъектом МП с момента признания его со стороны др. Го. (не действует).

Влияние влияет на характер и объем правоотношений.

Существует 2 формы признания:

Юридическое

Де-юре (акт Го следует указом Президента).

де-факто (без установления юрид. отношений).

Фактическое. Осуществляется на государственном и негосударственном уровнях. Может иметь постоянный и разовый характер.

20. Институт правопреемства в международном праве. Правопреемство государств. Объекты правопреемства. Теории правопреемства

Правопреемство –, Концепции:

При правопреемстве стороны заключают соглашение, в случае отсутствия соглашения явл. способ образования Го

Объектами явл. международный договор (не переходят к преемнику); гос. собственность (движимая, недвижимая, собственность за рубежом); гос. архивы (разделяются с учетом принципа справедливости и учета всех обязательств.); гос. долги.

4 стр., 1554 слов

Основные формы и методы участия государства в международной правотворческой ...

... приоритете права в международных отношениях. Традиционные способы создания международно-правовых норм в договорах и в обычаях стали восполняться новыми механизмами международного нормотворчества. В современном международном правотворчестве правила поведения на международной арене могут создаваться в процессе деятельности международных ...

21. Правопреемство государств в отношении договоров между государствами

Обязательства или права Го — предшественника по договорам, находящимся в силе в момент правопреемства Го, не становятся обязательствами или правами Го — преемника по отношению к другим государствам — участникам таких договоров в силу того факта, что это государство — предшественник и государство — преемник заключили соглашение о переходе таких обязательств или прав к государству — преемнику.

Независимо от заключения такого соглашения последствия правопреемства государств по договорам, находившимся в силе в момент правопреемства государств в отношении вышеупомянутой территории, регулируются «ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ДОГОВОРОВ» (1978).

22. Правопреемство государств в отношении государственных долгов

«Государственный долг»

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства — предшественника и возникновение обязательств государства — преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству – преемнику.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства — предшественника к государству — преемнику регулируется соглашением между ними.

В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства — предшественника переходит к государству — преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству — преемнику в связи с данным государственным долгом.

23. Правопреемство государств в отношении государственной собственности и государственных архивов, Государственная собственность

Вопросы о собственности, долгах и архивах подлежат разрешению по соглашению между заинтересованными государствами.

Государственные архивы

Государственные архивы не подлежат разделению или расчленению. Местные архивы событием правопреемства государств не затрагиваются.

В составе государственных архивов выделяют их часть, необходимую для нормального управления территорией, которая является объектом правопреемства государств, и именуемую обычно административными архивами.

24. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и безопасности человечества

Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — ЛС на срок от 7 до 15 лет.

Ведение агрессивной войны — ЛС на срок от 10 до 20 лет.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы, либо ЛС на срок до 3 лет.

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, — ЛС на срок от 5 до 10 лет.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, — ЛС на срок от 10 до 20 лет.

Геноцид — действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, — ЛС на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненным ЛС, либо смертной казнью.

10 стр., 4882 слов

Роль международного права в современных международных отношениях

... от международного публичного права международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими и юридическими лицами либо определяет правовой режим физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права ...

Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую — ЛС на срок от 12 до 20 лет.

Нападение на представителя государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, — ЛС на срок до 5 лет.

25. Понятие и основание международно-правовой ответственности

  • это обязанность Го возместить (ликвидировать) вред причиненный др. Ss МП в результате нарушения международно-правового обязательства.

ОСНОВАНИЯ:

юридические – международный Д, обычай, акты международных организаций, конференций, решение международных судов.

фактические – поведение, признанное противоправным. На лицо д.б. 2 условия:

данное поведение д.б. вменено Го

д.б. нарушены международно-правовые обязательства данного

Признаки:

противоправность

наличие вреда

причинная связь

вина, как признак отсутствует.

Виды международных правонарушений:

простые (деликты)

преступления: делятся по степени общ. опасности. Го несет ответственность против безопасности мира: геноцид, экоцид, военные преступления.

преступления международного характера – имеют транснациональный характер (незаконный захват воздушных, международный терроризм).

ответственность несут только ФЛ.

26. Виды и формы международной ответственность

Виды:

Материальная

реституция – возмещение ущерба путем возврата похищенного.

субституция – возврат незаконно захваченного товара аналогичным товаром, примерно такой же стоимости.

репарации – возмещение ущерба деньгами (компенсация), товарами, услугами.

чрезвычайная репарация – ограничение Го распоряжаться своими материальными ресурсами.

Нематериальная

сатисфакция – удовлетворение нематериальных требований путем принесения официального извинения, заверяют, что больше такого не повторится.

чрезвычайная сатисфакция – ограничение суверенитета Го.

ресторация – восстановление прежнего правового положения за свой счет (вывод войск с оккупированной территории).

Механизм реализации ответственности:

добровольный.

принудительный – действует по санкции – ответные принудительные меры вооруженного или невооруженного характера, признанные обеспечить реализацию ответственности.

Санкции: двусторонние (коллизионные) – в рамках международных организаций и индивидуальные.

27. Понятие государственной территории, ее составные части и правовой режим

Территория в международном праве — это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное над ними.

Гос. территория находится под суверенитетом конкретного государства.

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании.

К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств.

4 стр., 1521 слов

Правовые режимы территорий

... полетов, прокладки кабелей, трубопроводов в соответствии с международными нормативными правовыми актами. Территорией со смешанным правовым режимом являются континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, ...

Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.,

космическое включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли.

К территориям со смешанным режимом относят Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Они не входят в состав гос. территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.

К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).

28. Государственные границы, их виды, порядок проведения, Государственная граница, Сухопутные границы —

орографические границы.

геометрические границы.

Государственные границы могут также устанавливаться по параллелям и меридианам.

Границы по рекам и озерам

На несудоходных реках (ручьях) границы проводятся по середине реки или по середине ее главного рукава.

Воздушная государственная граница

29. Международно-правовой режим Антарктики, Антарктика

Договор об Антарктиде 1959 г., который определяет ее международно-правовой режим и в настоящее время.

Ее территория используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещаются любые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных материалов.

принцип свободы научных исследований

Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля. Его важнейшим элементом являются регулярные Консультативные совещания участников Договора (2 раза в год), а также специальные совещания.

Задачи консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные консультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора.

30. Правовой режим международных рек, Международные реки, Классификация:

судоходные — собственно международные реки, имеющие выход к морю;

  • пограничные — проходит граница между прибрежными государствами;
  • трансграничные — протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю;
  • Реки также м.б. разделены на 2 категории:
  • национальные — расположенные в пределах территории одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;
  • международные — по поводу использования, которых возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора. Принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран, без дискриминации флага.

-Международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного МП в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципов справедливости и разумности при пользовании таким ресурсом.

Международные каналы: понятие и правовой режим, Международные каналы, Особенностью правового режима

Общие принципы правового режима международных каналов:

  • уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела;
  • свобода судоходства по каналу для судов всех государств;

— обязанность пользователей соблюдать нормы МП и национального законодательства государства — владельца канала.

Панамский канал, Кильский канал, Суэцкий канал

32. Правовой режим государственной границы. Пограничный режим, Государственная граница, Режим Государственной границы включает правила:

содержания Госграницы;

  • пересечения Госграницы лицами и ТС;
  • перемещение и пропуск через Госграницу грузов, товаров и животных;
  • ведения на Госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Госграницы устанавливается настоящим Законом, другими ФЗ, международными договорами РФ.

Пограничный режим

Включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и ТС в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил не допускается.

33. Классификация международных правонарушений государств и их общая характеристика, Форма международно-правовой ответственности, Нематериальная (политическая), Сатисфакция, Репрессалии, Коллективные санкции, Материальная ответственность, Репарация, Реституция, Субституция, Ресторация, Двойное гражданство и безгражданство в международном праве, Двойное гражданство

Государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина.

Отрицательные последствия бипатризма:

Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством

Последствия, связанные с военной службой. Решается на основании договоров

Безгражданство

Абсолютное – безгражданство с момента рождения. Относительное – наступившее в результате гражданства

Правовое положение лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государств обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу за исключением одного момента: дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев

35. Правовое положение понятие, правовые режимы, дипломатическая защита, Иностранный гражданин, Лицо без гражданства

Правовое положение формируется на основе общепризнанных принципов и норм МП, международных договоров, права страны гражданства жительства) лица, права пребывания.

Индивидуальный статус

каждому, кто законно находится на территории какого-либо Го, принадлежит право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;

  • каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

— В соответствии с национальным режимом ст. 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ.

36. Право убежища в международном праве

Политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами между народного .

Политическое убежище предоставляется

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ и правами, и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства ФЗ или международным договором РФ.

Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо:

1) преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением.

2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор суда на территории РФ;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) прибыло которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для данного лица на убежище в соответствии с ФЗ «О беженцах»;

5) представило заведомо ложные сведения;

6) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

утрачивает право наубежище в случаях:

1) возврата обычного места жительства;

2) выезда на