Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. – М.: Мысль 1984. – Т. 4. – С. 65-68.
Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: Республика, 1994.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в 2-х тт. Т.2. – Ленинград: Принт, 1990.
Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1975.
Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990.
Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2002. – С. 218-221.
Лосский Н. О. Свобода воли // Лосский Н. О. Избранное. – М.: Правда, 1991.
Смысл жизни: Антология русской религиозной философии – М.: Мысль, 1994.
Франк С. Л. Смысл жизни.// Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.
Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Наука, 1988.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.
общественно-историческую категорию
В наше время проблему насилия трактует социальная этология (этология – это учение о поведении животных в естественной для них среде).
Австрийский биолог Конрад Лоренц обосновывает идею о биогенетической детерминированности социального насилия, об его этологической природе. Лоренц доказывает, что жажда агрессии и насилия являются врожденным инстинктом человеческой природы и источником всех конфликтов. Эта внутривидовая агрессия служит целям сохранения вида. Человек отличается от животных только тем, что в отличие от них способен на братоубийство. Таким образом, человек генетически несовершенен и неприспособлен как биологический вид, отсюда его агрессивные стремления.
абстрактно-этическое
Биологизм Фрейда и социологизм Маркса преодолевает в своей «анатомии деструктивности» Фромм. Внутренняя агрессивность человека существует, однако есть и социальные условия, которые способствуют ее проявлению. Две ориентации имеются у человека – биофилия как любовь к жизни, добру и некрофилия как любовь к мертвому, механическому. Последняя расцветает в современном механизированном обществе и имеет своей основой конформизм и страх перед сложностью жизни. В любом случае история свидетельствует, что насилие препятствует подлинному прогрессу общества, стимулируя негативные проявления человеческой природы.
Наследственные болезни, среда и образ жизни человека
... и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. 5. Пути выявления наследственных заболеваний и возможности их предупреждения. Наследственные болезни ... образ жизни соответствовал этой программе, от чего будут зависеть здоровье и продолжительность самой жизни данного человека. 2.2 Состояние окружающей среды На протяжении миллионов лет человек ...
Нравственная апология насилия разворачивается в трудах Ницше и французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля. Более распространенной позицией является позиция частичного нравственного оправдания насилия в рамках общего отрицательного отношения к нему. Нравственная аргументация обосновывает здесь насилие как жертву во имя будущего, например, или как возможность предотвращения большего насилия и др. в случаях, когда насилие может служить благой цели.
ненасильственное сопротивление
Генри Дэвид Торо, Лев Толстой, М.Ганди и Мартин Лютер Кинг учили видеть взаимосвязь внутренней и внешней свободы. Ненасилие – это часть человеческого существования, его надо развить в каждом человеке, чтобы затем перейти к коллективным действиям. Ненасилие считает, что зло существует в структурах, а не в людях, поэтому оно и борется со структурами. Цель ненасилия в преодолении несправедливости на уровне совести. Принцип ненасилия предполагает определенную концепцию и понимание человека. Это следующие принципы [88]: 1. Человек как высшая ценность среди всего мира, поэтому к нему надо относиться с уважением, даже к врагу. 2. Каждый человек обладает совестью и, значит, может изменить свою позицию. Основа ненасильственных действий — глубокое доверие к человеку и вера в человечность. Ненасилие создает возможность открыть в себе человечность. 3. Предполагает необходимость изучения методов и стратегии ненасилия, самосовершенствование и самодисциплину, ведение диалога, неучастие и гражданское неповиновение. Всему этому надо учиться. Ненасилие, таким образом, это «философия и образ жизни, которые на основе верховенства правды любви предполагают личные, социальные и межнациональные изменения ради преодоления несправедливости в достижении мира и примирении»[89].
Во всех случаях действуй ненасильственно, Л.Н. Толстого
6 принципов ненасилия
диалог – переговоры – посредничество
Контрольные вопросы
1. Чем может быть оправдано допустимое насилие?
2. Назовите принципы ненасильственного решения конфликтов.
3. К какому определению насилия вы склоняетесь: как общественное отношение или индивидуальная склонность к агрессии?