Принцип прямого действия Конституции заключается в способности Основного Закона быть реальным регулятором общественных отношений.
Это означает, что при помощи данного принципа конкретные дела можно разрешать в судах непосредственно на основе конституционных предписаний.
Прямое действие Конституции предполагает использование конкретных ее норм судами при процессе судопроизводства напрямую, без использований каких-либо иных нормативных правовых актов.
По моему мнению, реализация принципа прямого действия Конституции не может выдвигаться на первый план при осуществлении правотворческого процесса, т.к. принятие судебного решения только на основании норм Конституции показывает несовершенство и пробелы в национальном законодательстве.
С другой стороны, поскольку Конституция Республики Беларусь является основой законодательства, ее нормы должны существовать не в виде торжественного начала правовой системы, а в виде эффективно действующих на практике инструментов осуществления правосудия.
И действительно, принцип прямого действия Конституции находится в одном ряду с другими принципами, лежащими в основе построения белорусской правовой системы, а именно с:
- разделения властей (ст. 6);
- верховенства права (ст. 7);
- признания принципов международного права (ст. 8) и т.д.
Г. А. Василевич считает, что исходя из анализа Конституции Республики Беларусь, можно сделать однозначный вывод, что Конституция обладает не только высшей юридической силой, но и имеет прямое применение на всей ее территории, а права и свободы человека и гражданина являются действующими непосредственно.
Ведущая роль Конституции определяется как в ст. 7, так и в ст. 112 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с данными статьями, государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции, а также при возникновении несоответствия НПА Конституции при вынесении судебного решения, оно принимается в соответствии с Конституцией, а данный НПА отправляется на проверку в Конституционный суд.
Г. А. Василевич предлагает следующее:
Непосредственному применению конституционных норм призван содействовать и Конституционный Суд. Для этого могут быть использованы различные формы его работы. Наиболее эффективной — является принятие решений в виде заключений Конституционного Суда. В этом случае Конституционный Суд принимая окончательные, не подлежащие обжалованию и опротестованию решения, тем самым предопределяет юридические последствия, которые наступают в связи с проверкой конституционности тех или иных норм. Суд самостоятельно определяет дату, с которой признанные неконституционными нормативные акты или их отдельные положения не имеют юридической силы. В практике Суда были решения, когда допускалось некоторое действие во времени актов, признанных неконституционными, а также признание таковыми и не имеющими юридических актов с момента принятия по истечении пяти лет их действия. В данном случае Суд руководствовался необходимостью принятия не только законного, обоснованного, но и справедливого решения.
Конституция в системе источников конституционного права России
... нормативно-правовой материал, который использовался при ее написании. Целью курсовой работы является обоснование роли Конституции РФ как основного источника в системе источников конституционного права Российской Федерации на основе изучения теоретических аспектов развития ...