Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.
Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения. Недостаточная финансовая обеспеченность, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации здравоохранения и адаптации его к функционированию в новых условиях, а также снижение общественного признания медицинской профессии и экономического положения медработников привели к возникновению внутрисистемных кризисных явлений, отразились на качестве лечебно-профилактической деятельности, а, следовательно, и в целом на показателях общественного здоровья.
На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно-сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) — 17% и онкологические заболевания (14%).
В среднем люди в нашей стране живут на 10 — 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше — 72 года. Женщины во всем мире в среднем живут дольше мужчин, но такого большого разрыва в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами нет ни в одной стране. [35, с.331].
Сохранение здоровья народа в условиях отрицательного естественного баланса является важнейшей государственной задачей. Только здоровый народ способен обучаться, трудиться, развивать социально-экономический потенциал, защищать интересы страны. Данную задачу можно осуществлять и с помощью правовых средств.
Общественный контроль за деятельностью государственных органов
... общественного контроля за деятельностью государственных органов 1.1 Понятие общественного контроля за деятельностью государственных органов Одним из способов обеспечения законности и эффективности деятельности государственных органов является общественный контроль. ... структур. В качестве приоритетов взаимоотношения с гражданами, населением, государством выдвигается новый тип отношений — договорных, ...
Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.
Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска (курение, алкоголь, избыточная масса тела, стрессы), так и на раннее выявление и адекватное лечение предотвратимых заболеваний.
В настоящее время Россия находится в состоянии тяжелейшего демографического кризиса. Сегодня россияне живут в среднем на 14 лет меньше, чем жители Западной Европы, смертность в России превышает европейские показатели в 1,6 раза, причем 30 % умерших — люди трудоспособного возраста. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. — М.: ПЕРСЭ, 2005. С. 124.
Если не преодолеть демографический кризис, то возникает прямая угроза национальной безопасности страны и сохранению российского уклада жизни. К 2010 году Россия может потерять 30% населения: его численность может сократиться со 142,7 миллионов до 100 миллионов человек. К числу основных причин высокой смертности и неудовлетворительных показателей здоровья жителей России относят социально-экономические факторы (бедность, стрессы, социально-экономические потрясения, алкоголизм, курение, наркомания), недофинансирование системы здравоохранения, слабую систему продвижения здорового образа жизни и медикаментозного просвещения. Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. Руководство по медицинской профилактике. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. С. 331.
В Российской Федерации приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка:
- курит 75% мужчин и 25 % женщин, ежегодно 220000 человек умирает в связи с курением;
- злоупотребляет алкоголем 70 % мужчин и 47 % женщин, показатель потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт (12 литров на душу населения в год) один из самых высоких в Европе;
- повышенный вес имеется у 20 % мужчин и 25 % женщин;
- не занимаются спортом 38 % мальчиков и 59 % девочек.
Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. Руководство по медицинской профилактике. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. С. 331.
Согласно выводам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья человека от медицины зависит лишь на 15 процентов, на столько же — от чистоты окружающей среды, на 25 процентов — от уровня жизни, а на оставшиеся 45 процентов — от самого человека, от его образа жизни. Поэтому любые административные и карательные меры со стороны государства будут однобоки и неэффективны без изменения отношения населения к собственному здоровью, без эффективного участия в профилактике тех же социальных заболеваний всех институтов гражданского общества, политических партий и общественных движений, молодежных и женских организаций, религиозных конфессий, бизнес-сообщества.
Уровень и качество жизни населения в современной России
... уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д. Третьим из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ...
Таким образом, применение правовых средств с целью формирования здорового образа жизни становится особенно актуальным.
В заседании Ассоциации руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа, которое состоялось 20 апреля 2008г. в Саратове было отмечено, что реализация приоритетных нацпроектов требует и приоритетного законодательного регулирования. Между тем база национального проекта «Здоровье» представляет собой федеральные законы 1991-1993 годов, которые не отвечают современным условиям.
Совершенно очевидно, что для успешного развития здравоохранения необходима единая законодательная база федерального и регионального уровней. В первую очередь необходимо принятие федерального закона, регламентирующего деятельность системы здравоохранения. Это позволит устранить разобщенность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и обеспечить их эффективную деятельность.
Отмечалось, что в серьезных коррективах нуждается принятый пятнадцать лет назад федеральный закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Прежде всего, необходимо повысить финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, законодательно закрепить ответственность ее субъектов и установить единые принципы страхового возмещения.
Для сохранения социального равенства и доступности лечения необходим закон «О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации», в котором можно было бы предусмотреть пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медстрахования.
Законодательство в сфере охраны здоровья, по мнению ряда авторов, следует также дополнить федеральными законами «О регулировании частной медицинской деятельности», «О правах пациентов», «О репродуктивном здоровье населения».
Кроме того требует совершенствования и административно-правовой статус больницы, так как это основное звено системы здравоохранения. Необходимо на федеральном уровне выработать типовые функции больниц. Благодаря этому в регионах в дальнейшем могут быть приняты соответствующие законы о больничных учреждениях.
Все это нужно для того, чтобы максимально приблизить медицинские услуги к работающему населению, восстановить на предприятиях службы охраны труда и медицинские части.
Государство, его исполнительная и законодательная власти, обязаны создать соответствующие условия, принимать необходимые законы для того, чтобы работодатели имели возможность направлять часть прибыли на профилактику профзаболеваний, укрепление здоровья своих работников и пропаганду здорового образа жизни.
Создание системы эффективных бонусов, льгот по налогообложению, выработка детальной схемы стимулирования предприятий, проявляющих заботу о своих сотрудниках, — вот что может сегодня заинтересовать социально ориентированный бизнес, — заявил на пресс конференции депутат Государственной Думы Сазонов В.А. Сазонов В.А. Льготы по налогам — за пропаганду здорового образа жизни // Комсомольская правда от 02.04.2008.
1. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства на 2001 год: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // СПС Консультант-Плюс.
Здоровый образ жизни
... здорового образа жизни. К ним относятся: Рациональное питание. Физическая активность. , Общая гигиена организма. , Закаливание. , Отказ от вредных привычек. 1. Рациональное питание Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, Питание выполняет одну из ... по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без ... к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние ...
2. Концепция развития в России физической культы и спорта на период до 2005 г. // СПС Консультант-Плюс.
3. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. — М.: ПЕРСЭ, 2005.
4. Оганов Р.Г., Хальфина Р.А. Руководство по медицинской профилактике. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007.
5. Сазонов В.А. Льготы по налогам — за пропаганду здорового образа жизни // Комсомольская правда от 02.04.2008.