Конституционные основы рыночной экономики

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

  • экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее разных формах — частной, государственной, муниципальной и др. (ст. 8);
  • земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

— в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

В соответствии с земельным законодательством граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8); право частной собственности охраняется законом (ст. 35).

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам проведенной в стране приватизации в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождался ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако — главное — создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.7

5 стр., 2032 слов

Собственность и право собственности. Формы и виды права собственности ...

... по своим долгам всем своим имуществом, тогда как физические лица пользуются определенными исключениями, установленными законом. Таким образом, статья 212 Гражданского кодекса упоминает только «признание» различных форм собственности ... права. В соответствии с российским гражданским законодательством объекты всех ограниченных реальных ... и право на разработку земельного участка другого лица. Это ...

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по распоряжению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция закрепляет свободу мысли и свободу слова (ст. 29 Конституции РФ), что является важным для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Первая — источник предпринимательской инициативы, порождающий новации в хозяйственных отношениях, а также произведений науки, литературы и искусства, изобретений, на которые возникают исключительные права (интеллектуальная собственность).

Вторая — возможность выражать свои предпринимательские инициативы, а также рекламировать товары и услуги в средствах массовой информации.8

В предпринимательской деятельности реализуется и конституционное право на объединение (ч. 1 ст. 30).

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут создавать юридические лица для участия в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, конституционная основа экономики реализуется в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, обусловленных спецификой рыночных отношений.

1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:

2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм:

3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы:

Группы экономических норм Конституции

Содержание экономических основ (краткое изложение соответствующей статьи)

Для проверки преподавателем (графа студентом не заполняется)

1. Экономические основы конституционного

(гл. 1)

П.2 ст.7: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Ст. 8: В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Экономические права и свободы человека и гражданина (гл. 2)

Ст. 30: Каждый имеет право на объединение.

Ст. 34: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ст. 35: Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Ст. 36: Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.

3. Экономические основы федератив ного устройства (включая разделение полномочий) (гл. 3)

Ст. 67: РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в исключительной экономической зоне РФ.

СТ. 71: В ведении РФ находятся:

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;

— установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

Ст. 74: На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

4. Полномочия Президента в сфере экономики (гл. 4)

Ст. 80: Президент РФ является главой государства и гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Ст. 83: Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ.

5. Полномочия Федерального Собрания в сфере экономики (гл. 5)

Ст. 103: Гос. Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

— д) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Ст. 106: Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

6. Полномочия Правительства в сфере экономики (гл. 6)

Ст. 114: Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

7. Экономические основы деятельности судов (гл. 7)

Ст. 124: Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

8. Экономические основы местного самоуправления (гл. 8)

Ст. 132: Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Ст. 133: Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Виды норм

Бюджетный кодекс

Конституция

1 -й пример

2-й пример

пример

№ статьи,

пункта,

подпункта, где

изложена

норма

краткое

содержание

нормы

№ статьи, пун

кта,

подпункта, где

изложена

норма

краткое

содержание

нормы

№ статьи,

пункта,

подпункта,

где изложена

норма

краткое

содержание

нормы

I. Типичные

а) управомочивающие

П. 3 ст. 137

Право на получение дотации имеют все городские поселения и сельские поселения субъекта РФ.

П. 1 ст. 166

Министр финансов имеет право утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

П. 1 ст. 15

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

б) обязывающие

П. 3 ст. 58

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты

П. 1 ст. 73

Бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

П. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

в) запрещающие

П. 2 ст. 130

Субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ

П. 4 ст. 161

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

П. 2 ст. 29

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

II. Нетипичные

а) дефинитивные

Ст. 6

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Ст. 6

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества

Ст. 1

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

б) коллизионные

П. 8 ст. 145

Порядок согласования разногласий при рассмотрении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ между комитетами Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы.

П. 3 ст. 208

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Ст. 85

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

в) оперативные

Ст. 190

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных пунктом 1 настоящей статьи.

Ст. 192

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

Ст. 93

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

г) обеспечительные

П. 6 ст. 242.3

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

П. 10 ст. 158

Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Ст. 8

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

III. По методу

регулирования

а) императивные

П. 2 ст. 93.2

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Ст. 13

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Ст. 15

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

б) диспозитивные

П. 1 ст. 101

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

П. 3 ст. 103

Право осуществления государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов РФ.

Ст. 135

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации,

IV. По предмету

регулирования

а) материальные

СТ. 96.6

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Ст. 215.1

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Ст. 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

б) процессуальные

Ст. 96.11

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

СТ. 115.1

Предъявление, рассмотрение и исполнение требования принципала об уплате денежной суммы по гарантии осуществляется в порядке, установленном статьей 115 настоящего Кодекса для требований бенефициара.

Ст. 136

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона

№ статьи, пункт статьи Бюджетного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса

Содержание правонарушения

Субъект

правонарушения

Субъективная сторона правонару-шения

Объект

правонарушения

Объективная

сторона

правонару-шения

Ст. 15.14 КоАП РФ

Ст. 289 БК РФ

Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов

Должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, а также сами организации-получатели.

Умысел

Общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Ст. 15.15 КоАП РФ

СТ. 290 БК РФ

Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, а также сами организации-получатели.

Умысел или неосторожность

Общественные отношения, возникающие в сфере исполнения бюджета

Нарушение сроков возврата бюджетных средств.

Ст. 15.16 КоАП РФ

СТ. 291 БК РФ

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами

Должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, а также сами организации-получатели.

Умысел или неосторожность

Общественные отношения, связанные с предоставлением бюджетных средств за плату.

Неперечисление либо перечисление с нарушением установленных сроков платы за предоставленный кредит за счет бюджетных средств.

Ст. 285.1 УК РФ

Нецелевое расходование бюджетных средств

Должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами.

Умысел

Интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.

Трата бюджетных средств на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств.

Ст. 285.2 УК РФ

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Должностные лица государственных внебюджетных фондов, обладающие полномочиями по распоряжению средствами фонда.

Умысел

Интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов данных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ в крупном и особо крупном размерах.