В регулировании общественных отношений закон взаимодействует с моралью. При понимании содержания правовых норм необходимо не только всесторонне проанализировать их с учетом требований представлений юридической совести общества, но и выявить взаимосвязь юридических норм с принципами и нормами морали, с совестью нравственности общества.
Применение нормы права требует проникновения в моральную оценку жизненных отношений, обстоятельств конкретного и юридически значимого дела. 1 Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм мораль возникла раньше форм политического и правового сознания, до государственного устройства общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном
Нормы морали — продукт исторического развития человечества. Они были сформированы в борьбе со злом, для утверждения добра, благотворительности, справедливости, человеческого счастья. На развитие нравственности влияют общественно-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы также во многом определяются социально-экономическими условиями общества. В развитии человечества есть нравственный прогресс, рост нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества переживает некоторые противоречия. Универсальное в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие универсального и класса.
Религия оказывает значительное влияние на нравственность, на установление общечеловеческих норм. Универсальное человеческое содержание морали нашло выражение в «золотом правиле»: «поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». Принцип нравственности — это базовые принципы, исходные требования, которые охватывают социальную и личную жизнь человека. Они материализуются в виде правил, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Моральные нормы становятся тогда эффективной основой нравственного поведения человека, когда они утверждают себя в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
Административно-правовые отношения и нормы
... в правовых нормах. Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Административно-правовые нормы имеют следующие особенности: Административно-правовые нормы выражают ...
История развития цивилизации свидетельствует о том, что право и мораль как составляющие культуры общества органически связаны между собой. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Самая большая моральная ценность — это основные права человека — законное выражение его свободы и достоинства. Эффективная реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, потому что права человека — это, по сути, его стремление к счастью, признанное законом.
О тесной взаимосвязи права и морали свидетельствуют исторические памятники права древнего мира, Средневековья и Нового времени. Об этом свидетельствует использование морально-этических концепций при оценке содержания законов и других источников права. Поговорка древних «Jus est ars boni et aegui» — «закон есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь закона, справедливости и морали.
Связь права и морали находит выражение в теории права, в трактовке ряда правовых проблем. Например, вопрос о соотношении права и права, имеющий долгую историю, можно правильно понять и разрешить на основе органической связи между правом и моралью.
В познании качества права аксиологический подход предполагает использование категорий справедливости и человечности при оценке содержания права. 1 Закон может не соответствовать этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая закон и закон, нельзя догматически противопоставлять одно другому; следует исходить из презумпции: право — это право. Это укрепляет престиж закона, верховенство закона и общественную мораль.
Таким образом право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют закон глубоким нравственным содержанием, способствуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и действия участников правоотношений нравственными идеалами. 2
На действие моральных норм влияет весь образ жизни общества, само социальное общение индивидов. Культурные учреждения воспитывают граждан в духе правовой и нравственной совести. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, который способствует тому, что требования общественной морали становятся убеждением, неотъемлемой частью самосознания человека, жизненной позиции. Вместе с ростом сознательности граждан повышается эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований верховенства закона воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, взаимодействие закона и морали осознано расширение и углубление.
Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают противоречия между правосознанием и нравственным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» норм морали и права. В случае, если нормы права вступают в противоречие с общественным мнением, требованиями морали, обязанностью компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.
Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что между правом и моралью имеются противоречия в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и нравственным пониманием можно найти в определении преступления, административного правонарушения, мер уголовной, административной, родовой ответственности. Ряд противоречивых вопросов во взаимосвязи закона и морали чаще всего возникает при регулировании трансплантации органов и тканей человека, при проведении операций по искусственному оплодотворению и имплантации, при проведении других медицинских операций и методов лечения.
Однако право и мораль хотя и являются двумя своеобразными, самостоятельными институтами социального регулирования общественных отношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.
Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что все правовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации в категориях добра и зла. Это оценочное отношение — одна из форм связи правовой и моральной систем. Мораль — один из аспектов правоотношений, поскольку эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридической, но и моральной оценке.
Единство закона и морали в гражданском обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.
Таблица основных
Моральные принципы соотносятся с представлениями о справедливости | Моральные принципы — явление историческое | Принципы нравственности характеризуют признаки
1) изменяемость в процессе исторического развития 2) гуманизм |
Понимание морали как явления, производного от экономики, характерно для марксистского учения | Моральная регуляция поведения связана с самооценкой или Мораль целесообразна | Мораль и право — ценностно-нормативные
системы |
Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение |
МОРАЛЬ |
Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп
и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения |
Характерная черта моральных норм: за их нарушение наступает ответственность в виде осуждения со стороны общества, со стороны отдельных лиц. | это представления о том, что такое добро и зло
в поступках людей и человеческом обществе. Мораль — критерий добра и зла |
Сфера общественного сознания, в которой концентрируются
представления о должном поведении |
Система общечеловеческих норм, не связанных с
классовыми ценностями |
Способ обуздания желаний | Мораль всегда гуманистична |
Форма общественного сознания, выполняющая функции:
а) регулятора общественных отношений б) регулятора отношений между людьми в) оценивание поведения людей, их поступков, или образа мысли |
Мораль проявляется через систему норм, правил и оценок | совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, — это мораль |
4. Специфика морального фактора в деятельности юриста
Специалисты, занимающиеся людьми по роду занятий, воспринимаются школьниками, студентами, подсудимыми, свидетелями не только как интерпретаторы определенных ролей, но и с точки зрения привлекательности, положительных или отрицательных человеческих качеств. Например, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Только это становится основой для появления определенных правил поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных функций и стимулирующих их внимание к самообразованию.
Профессиональная мораль не отличается от общей морали, преобладающей в конкретной социально-экономической формации. Доминирующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, она не содержит определенных правил поведения. Поэтому только на основе учета общих моральных требований невозможно правильно понять моральные проблемы той или иной профессиональной деятельности.
Следует отметить важность профессиональной квалификации сотрудника, которая, с одной стороны, дает право заниматься выбранной деятельностью, а с другой — определяет отношение как коллег, так и людей, в интересах которых адресована его работа ему.
В то же время практика показывает, что формальная и юридически подтвержденная квалификация сама по себе не может гарантировать успех дела. Возможность хождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществления профессиональных функций, служат охране интересов личности.
профессиональная мораль имеет и большое общественное значение. Конечно, не каждая профессия имеет свою особую мораль. Можно говорить о профессиональной морали врача, юриста, учителя, но не токаря, ткача, рыбака, сталевара и т.п. Несомненно, для этих профессий есть какие-то моральные предпосылки, по крайней мере, трудолюбие, но, тем не менее, в данном случае нельзя говорить об особой профессиональной морали вообще.
Независимо от вида юридической деятельности основополагающим принципом профессиональной морали юриста является справедливость. Без этого морального качества юридическая деятельность теряет смысл. Наряду с этим от юристов требуется: объективность, беспристрастность, независимость, уважение прав человека и «презумпция невиновности».
Для профессии юриста требования морали имеют особый смыл. С правосудием всегда связано представление о высоконравственных принципах: справедливости, гуманизме, честности, правдивости и т.д. Однако профессиональная мораль не может быть сведена к конкретному преломлению общих моральных норм в данной деятельности. В любой профессиональной морали не может быть особых моральных норм, не подчиняющихся общим моральным принципам. Так, в качестве специфических норм морали юриста часто приводят правило о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, об адвокатской тайне и т.д., которые якобы составляют исключение из общих моральных принципов правдивости и искренности. Следует заметить, что эти правила являются правовыми нормами. Правду и искренность как моральные принципы нельзя рассматривать отдельно от гражданского долга, а иногда и от правильного долга не разглашать определенную информацию. Это касается официальных государственных секретов, а также некоторых секретов отправления правосудия. Всё это втекает из общих принципов морали, а не является исключением из них. В последние годы юристы стали уделять вопросам морали пристальное внимание как в своих монографиях, научных статьях, выступлениях на конференциях, так и в периодических изданиях. Это связано с расширением сферы действия нравственного фактора в жизни общества. Однако необходимо разделить правовую деятельность и деятельность должностных лиц судебного процесса. Прокуроры более остро осведомлены о вопросах морали в своей профессии, поскольку они чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, чем другие, а также об ответственности за определенные принятые решения, поскольку последствия в целом зависят от них. Да и ставки высоки. Надо сказать, что культура и этика юристов всех отраслей должны всегда быть «на высоте».
Моральная культура занимает центральное место в личной культуре правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.